Подготовка рабочих и специалистов среднего звена
Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.
Образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.
Начальное профессиональное образование — самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией
Трансформация системы СПО(среднего профессионального образования).Васина Е.В. Выступление в СПб АППО
Законопроектом предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования.
В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих. Это, в свою очередь, позволит расширить «образовательные» возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.
С учетом этого СПО будет включать в себя два вида образовательных программ
- «Business Guide (Модернизация профессионального образования)». Приложение №42 от 13.11.2012, стр. 13
Источник: www.kommersant.ru
Подготовка специалистов среднего звена технического профиля
Строева Л. А. Подготовка специалистов среднего звена технического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 151–152. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770537.htm.
Ключевые слова: учебный процесс, специалист среднего звена, программа подготовки
Полный текст статьи
В контексте Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) осуществляемой в ГБОУВО Московской области «Технологический университет», колледж космического машиностроения и технологий готовит специалистов со средним профессиональным образования. ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную колледжем с учетом требований регионального рынка труда на основе ФГОС СПО по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 апреля 2014 г., № 362.
Классический рекрутмент: подбор специалистов и менеджеров среднего звена. Часть 1
Так, являясь куратором группы второго курса по специальности: «Производство летательных аппаратов», можно провести оценку реализации данной программы. ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников колледжа.
ППССЗ имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности. Так, целью ППССЗ по специальности 24.02.01 «Производство летательных аппаратов» в области развития личностных качеств, общих компетенций способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.
Данная программа подготовки специалистов среднего звена ориентирована на реализацию следующих принципов: приоритет практикоориентированных знаний выпускника; ориентация на развитие местного и регионального сообщества; формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования; формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях.
Особое внимание уделено выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
В учебном процессе используются интерактивные технологии обучения студентов, такие как технология портфолио, сетевые технологии обучения, дистанционные технологии обучения, тренинги, кейс-технология, деловые и имитационные игры и др. Традиционные учебные занятии максимально активизируют познавательную деятельность студентов. Для этого проводятся проблемные лекции и семинары, др. Контроль знаний студентов проводится с использованием электронных вариантов тестов. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ определяется совместно с потенциальными работодателями и направлена на удовлетворение запросов заказчиков.
В учебном процессе организуются различные виды контроля обучаемости студентов: входной, текущий, промежуточный, тематический, итоговый. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Все эти методы контроля помогают и преподавателю и студенту заранее найти пробелы в знаниях, найти то слабое место, которое необходимо повторить и закрепить студенту колледжа.
Входной контроль является важным моментов в образовании любого колледжа, т.к. он является лакмусом, который выявляет с какими знаниями приходят к нам дети. Ведь не секрет, что часто школы пытаются избавиться от учащихся с которыми есть хоть какие-либо проблемы, будь то в учебе или связано с поведением. И вот благодаря этому методу преподаватели колледжа уже имеют представление о том с кем предстоит работать в будущем, группы формируются по конкурсу аттестатов.
В колледже существуют бюджетные места и внебюджетные, программа обучения в этих группах не отличается. Поэтому благодаря входному и текущему контролю можно легко составить картину об уровне подготовки студентов. На первом курсе методика промежуточной аттестации студентов хорошо подстегивает и выявляет места ,которые являются провальными, какие предметы необходимо подтянуть.
Благодаря этому и родители хорошо видят на что способны их дети, и что для этого необходимо сделать, чтобы избавиться от провалов в знаниях. Ведь это только начало учебного процесса. А далее обучение пойдет по модулям и если у студента выявляются огрехи в образовании, то стоит задуматься и родителям и студенту, а той ли дорогой они пошли. В колледже создаются условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Организация практик осуществляется на базе предприятий сферы обслуживания , находящихся на территории города Королев.
ППССЗ реализуется с использованием передовых образовательных технологий таких, как выполнение курсовых проектов по реальной тематике, применение информационных технологий в учебном процессе, свободный доступ в сеть Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств.
Внеучебная деятельность студентов направлена на самореализацию студентов в различных сферах общественной и профессиональной жизни, в творчестве, спорте, науке и т.д. Проходят регулярные встречи с представителями полиции, наркологии, представителями железной дороги и ГБДД. Благодаря чему у студентов появляется ясность за все их поступки и действия.
Ежегодно в колледже проходит месячник борьбы с курением, под лозунгом: «Меняем сигарету на конфету». У студентов формируются профессионально значимые личностные качества, такие как толерантность, ответственность, жизненная активность, профессиональный оптимизм и др. Не смотря на финансовую сторону для студентов организуются экскурсии на предприятия города , градообразующие , именно на этих экскурсиях ребята по настоящему понимают суть своей будущей профессии. Они в реальных условиях видят чем они будут заниматься в будущем.
Решению этих задач способствуют благотворительные акции, научно-практические конференции, Дни здоровья, конкурсы непрофессионального студенческого творчества.
Таким образом, коллектив колледжа старается решить основные задачи в подготовке всесторонне развитого, конкурентноспособного современного специалиста с соответствующими личностными и профессиональными компетенциями.
Источник: e-koncept.ru
Профессионалитет 2022
В 2022 году в России стартует новая программа для средних учебных заведений «Профессионалитет». Рассказываем, в чем суть эксперимента, что представляет из себя проект программы и каких специальностей она коснется в первую очередь
Оксана Крученко
Ольга Воронцова
Кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора
Павел Чернышов
Генеральный директор ООО «РИНФИЦ», основатель портала «Информио»
Марчел Кырлан
Эксперт-аналитик цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор»
Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 3,6 тысяч средних учебных заведений. В них учится порядка 3,3 миллионов студентов: причем больше 2 миллионов бесплатно, за счет бюджета. Если в начале 2000-х в ссузы после школы поступали всего 10-12 процентов выпускников девятых классов, то сегодня эта цифра достигает 60 процентов.
Это огромный ресурс, который сейчас так необходим стране — молодые люди, готовящиеся овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь. Новая программа подготовки кадров «Профессионалитет», разработанная Министерством просвещения, рассчитана как раз на них. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена.
По сути, профессионалитет — это один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования. По словам заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, новая программа опирается на три главные нововведения, которые, прежде чем принять к исполнению повсеместно, требуется «обкатать». Первое — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования. Второе — сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. И третье — создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.
Что такое профессионалитет
«Профессионалитет» можно назвать новым уровнем среднего профессионального образования, практически гарантирующем трудоустройство. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а более технологичную — три.
Сегодня, напомним, студенты в ссузах учатся четыре года. Эта система признается, во-первых, устаревшей, а во-вторых, затратной для госбюджета. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, образовательные технологии, с одной стороны, и производство — с другой, развиваются такими темпами, что нужные навыки, позволяющие молодому человеку трудоустроиться и быть успешным, можно привить ему довольно быстро.
«Сегодня важны цифровые компетенции, умение работать с новыми технологиями, — сказал в одном из интервью министр. — Важно, чтобы студенты получили практическую подготовку и были готовы к работе на современном производстве».
Проект программы профессионалитета
Еще в 2021 году программа «Профессионалитет» и изменения, к которым она вела, была лишь разработкой. Предложения, касающиеся реструктуризации системы среднего образования, были прописаны в проекте постановления Правительства РФ от 19.08.2021 года «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»». Документ был опубликован и обсуждался на портале проектов нормативных правовых актов.
Спустя год вышло соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 г. № 387 1 , в котором указано, что эксперимент стартует в период с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025. В проекте будут участвовать отобранные Министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Первыми испытают на себе программу 150 тысяч ребят, которые пройдут специальный конкурс. Если их опыт будет признан удачным, через два года программа «Профессионалитет» распространится на все ссузы страны и будет доступна каждому.
— По сути, проект предполагает возвращение к старой доброй системе профессиональных училищ, в которых студенты получали образование в рамках рабочих профессий в достаточно короткие сроки, — напоминает кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова.
— По сути, проект предполагает возвращение к старой доброй системе профессиональных училищ, в которых студенты получали образование в рамках рабочих профессий в достаточно короткие сроки, — напоминает кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова.
Суть эксперимента
Основная задача — максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. А также сделать обучение студентов в ссузах менее затратным для бюджета, переложить часть финансовой ответственности за студентов-бесплатников на нуждающиеся в рабочих руках компании и производства, в которых молодой человек, предположительно, сможет работать. Они же будут делиться с молодежью опытом и практическими знаниями и умениями. Известно, что к проекту уже готовы подключиться Министерство промышленности и такие крупные работодатели, как «Росатом», РЖД, «Сибур», «Русагро» и другие.
— Это позволит не только обеспечить нуждающиеся отрасли работниками, но и увеличить до 90% трудоустройство выпускников средних учебных заведений, — уверяет эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова. — Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях.
Источник: www.kp.ru
Прекращается прием в колледжи по 43 профессиям
В России идет перестройка системы профобразования
- Устаревшие профессии отменят
- Список актуальных профессий и специальностей расширен
- Что такое программа «Профессионалитет»
Министерство просвещения России планирует с конца года прекратить прием в колледжи и техникумы студентов по 43 специальностям. Прием на обучение этим специальностям и профессиям прекратится с 31 декабря текущего года, соответствующий проект приказа размещен на портале проектов нормативных правовых актов.
Какие профессии исчезнут из колледжей и почему, и что еще изменяется в среднем специальном образовании?
Устаревшие профессии отменят
В пояснительной записке говорится, что принять эти меры предлагается «в целях приведения структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием в соответствие с актуальными потребностями на рынке труда, а также укрупнения профессий и специальностей по принципу расширения квалификаций».
Проще говоря, отменят специальности и профессии нескольких типов. Во-первых, невостребованные и устаревшие, не пользующиеся спросом ни у студентов, ни у работодателей. Во-вторых, те, для которых в наше время не нужно длительное обучение, поскольку современные технологии позволяют быстро обучиться им если не прямо на рабочем месте, то, например, на курсах (скажем, водителя троллейбуса или контролера банка).
Наконец, государству выгоднее обучать специалиста более широкого профиля, поэтому исчезнут многие узкие специальности (та же вышивальщица), войдя в состав других. Так что не стоит волноваться, если ваш ребенок мечтал стать парикмахером или ветеринаром! Аналогичные профессии он все же получить сможет, о чем мы расскажем ниже.
Вот каким профессиям, в частности, не будут больше учить в колледжах:
- рекламный агент,
- младшая медсестра по уходу за больными,
- младший ветеринарный фельдшер,
- судовой повар,
- механик маломерного судна
- судовой бортпроводник,
- парикмахер,
- водитель городского электротранспорта.
- контролер банка,
- скорняк,
- вышивальщица,
- сборщик обуви,
- обувщик (широкого профиля),
- оператор вязально-швейного оборудования,
- изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий,
- мировая художественная культура,
- мастер столярно-плотничных и паркетных работ,
- слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования,
- слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве,
- машинист машин и оборудования в производстве цемента,
- проходчик,
- изготовитель железобетонных изделий,
- электромонтажник авиационной техники,
- электромонтажник-схемщик,
- чертежник-конструктор,
- составитель поездов,
- моторист (машинист),
- бурильщик морского бурения скважин.
Среди оставшихся 15 профессий, которые мы решили здесь не приводить, большинство связаны с монтажом в отдельных отраслях промышленности.
Список актуальных профессий и специальностей расширен
Правда, пока это лишь рекомендации для разработки и актуализации стандартов среднего профессионального образования в стране, а не конкретные специальности ссузов. Какие-то из них можно получить и сейчас, а прием на какие-то начнется или будет существенно увеличен в ближайшее время.
4 сентября премьер-министр России Михаил Мишустин своим указом расширил перечень наиболее востребованных профессий в экономике России, а точнее, «необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации».
В список вошли 55 специальностей и 35 профессий среднего профессионального образования, в том числе в таких сферах, как робототехника, логистика, медицина, сельское хозяйство, строительство, туризм, социальная сфера и сфера обслуживания.
» Признаться, мы были впечатлены как разнообразием направлений, так и тем, что ряд специальностей в списке совпадает с предлагаемыми в вузах, в том числе престижных.
Понятно, что здесь студенты получат не столь высокую квалификацию, однако колледж может дать хороший старт на пути к желанной профессии! Полный список здесь >>>
Вот некоторые из перспективных профессий среднего звена:
- Мастер общестроительных работ
- Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
- Электромонтажник-наладчик
- Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
- Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
- Мастер отделочных строительных и декоративных работ
- Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
- Информатика и вычислительная техника
- Наладчик аппаратного и программного обеспечения
- Наладчик компьютерных сетей
- Мастер по обработке цифровой информации
- Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
- Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
- Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем
- Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
- Наладчик станков и оборудования в механообработке
- Дефектоскопист
- Химические технологии
- Лаборант по контролю качества сырья, реактивов,промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
- Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
- Сельское, лесное и рыбное хозяйство
- Мастер растениеводства
- Мастер сельскохозяйственного производства
- Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
- Сервис и туризм
- Повар, кондитер
- Лепщик-модельщик архитектурных деталей
- Графический дизайнер
Специальности:
- Техника и технологии строительства
- Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
- Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
- Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
- Сетевое и системное администрирование
- Информационная безопасность
- Электроника, радиотехника и системы связи
- Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
- Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
- Авиационные приборы и комплексы
- Ядерная энергетика и технологии
- Атомные электрические станции и установки
- Радиационная безопасность
- Аддитивные технологии
- Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
- Промышленная экология и биотехнологии
- Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
- Авиационная и ракетно-космическая техника
- Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетнокосмической техники
- Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
- Конструирование, моделирование и технология изделий из меха
- Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
- Полиграфическое производство
- Лечебное дело
- Медицинская оптика
- Фармация
- Сестринское дело
- Сельское, лесное и рыбное хозяйство
- Агрономия
- Садово-парковое и ландшафтное строительство
- Ветеринария и зоотехния
- Экономика и управление
- Операционная деятельность в логистике
- Сервис и туризм
- Стилистика и искусство визажа
- Технология парикмахерского искусства
- Гостиничное дело
- Дошкольное образование
» Нетрудно заметить, что ряд профессий из списка – те же, но предполагающие более высокую квалификацию, чем в списке «вычеркнутых» специальностей.
Например, ветеринарный фельдшер без приставки «младший», «Технология парикмахерского искусства» вместо простого «парикмахера».
Как считают эксперты, пользоваться популярностью в ближайшем будущем и в перспективе будут специальности в четырех областях: работе с данными, логистике, медицине и туризме.
- «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов»,
- «дефектоскопист»,
- «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»,
- «проводник в железнодорожном транспорте»,
- «техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства».
Перетряска специальностей и профессий с учетом изменения рынка – важная часть общей перестройки системы среднего профессионального образования в России. Важной частью этой перестройки станет программа «Профессионалитет».
Что такое программа «Профессионалитет»
Программа «Профессионалитет» будет реализовываться с 1 сентября 2022 года. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что на реализацию проекта планируется выделить около 30 млрд руб.
«Профессионалитет» — по сути, новый вариант среднего профессионального образования. Как в советские времена, он будет практически гарантировать выпускникам колледжей трудоустройство, приблизив систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и отраслях. Это сделает обучение студентов в ссузах и менее затратным для бюджета: часть средств будут выделять компании, куда выпускников ждут на работу. К проекту уже готовы подключиться Министерство промышленности и такие крупные работодатели, как «Росатом», РЖД, «Сибур», «Русагро» и другие.
Программа предполагает сокращение сроков обучения в колледжах. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а получающие более технологичную специальность — три.
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, это не означает ухудшения качества обучения: образовательные технологии и производство развиваются такими темпами, что нужные навыки можно получить быстрее, чем раньше.
По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут более 100 профессий и специальностей.
Кроме того, замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профобразования и обучения Маргарита Скворцова сообщила, что для колледжей будет разработана цифровая платформа, позволяющая создать индивидуальные образовательные программы для студентов. Платформу планируют запустить с 1 сентября 2022 года в рамках программы «Профессионалитет».
Справка: по итогам приемной кампании 2021 года количество первокурсников вузов и ссузов практически сравнялось, составив в каждом случае около одного миллиона двухсот тысяч. Среднее профессиональное образование выбрали 60% выпускников девятых классов.
Сейчас в России более 3,6 тысячи колледжей и техникумов, в которых учится около 3,3 миллиона студентов, из них 2,2 миллиона – на бюджетной основе.
Юлия Воронцова,
Образование после школы Другие статьи автора
Источник: sibmama.ru