Программа подготовки специалистов это что

Профессиональная подготовка специалистов

Чердакова, А. В. Профессиональная подготовка специалистов / А. В. Чердакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1329-1331. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18918/ (дата обращения: 22.12.2022).

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, компетентностный подход, профессиональный стандарт.

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации. Проблему профессионального образования освещали в своих трудах такие ученые как Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж.Равен, К. Г. Кязимов и др.

Актуальным вопросом остается развитие у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональных компетенций, влияющих на конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки.

Программа подготовки специалистов в области гештальт-подхода

Большое значение имеет формирование профессиональных компетенций у выпускников высшего учебного заведения с ОВЗ, влияющие на их конкурентоспособность и трудоустройство по направлению подготовки и специальности.

Оценку сформированных профессиональных компетенций у выпускников с ОВЗ рекомендуем проводить, применяя профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), отражающие квалификационные требования.

В 2013 году Минтрудом России утверждены уровни квалификации с целью разработки профессиональных стандартов в основу которых заложен проект национальной рамки квалификаций. Девять уровней квалификации определяется по представленным в виде таблицы показателям: полномочия и ответственность, характер умений, знаний, основные пути достижения уровня квалификации. Так, первый уровень присваивается при освоении программы краткосрочного обучения, с 2 по 3 –основные программы профессионального обучения, 4-образовательные программы среднего профессионального обучения, 5 –программы бакалавриата, 7-магастратура, 8,9-образовательные программы подготовки научных кадров. Таким образом, для выпускников с ОВЗ, необходимо соответствовать характеристикам 6 уровня квалификаций.

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и практического опыта. Выпускник, обладая достаточно высоким уровнем образования, может выполнять работы, относящиеся к более низкому квалификационному уровню. Как правило, это связано с тем, что работник изменил свой первоначальный профиль деятельности. По мере приобретения практического опыта, самообразования и обучения по профилю квалификационный уровень может повышаться.

В основу формирования национальной системы квалификаций в РФ заложен опыт, таких стран, как Великобритания, Канада, Австралия и Германия.

Программа подготовки специалистов по разработке онлайн-курсов

Так, Национальная система квалификаций Великобритании позволяет оценивать качество рабочей силы на рынке труда, в Канаде национальные профессиональные стандарты применяются в сертификации профессиональной деятельности и способствуют формированию системы развития трудовых ресурсов; в Австралии выстроена национальная система профессиональной подготовки, в которой посредством профессиональных стандартов проводится аттестация квалификации работников. [2, с.37] Австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework) включает 10 уровней, в сравнении с российской — 9, а в европейской системе квалификаций-8. Европейская рамка квалификаций содержит 8 уровней каждый уровень имеет характеристики, основанные на 3 понятиях: знания, умения, широкие компетенции. С 5 по 8 уровни относятся к высшему образованию (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).

Российская национальная система квалификаций содержит общероссийские классификаторы занятий (ОКЗ) и видов экономической деятельности (ОКВЭД). Критерием квалификации выступают, как правило уровень образования и практический опыт необходимый для выполнения трудовой деятельности.

Проблемой разработки профессиональных стандартов в РФ занимаются специалисты Федерального института развития образования, сотрудники ФГБУ «НИИ труда и социального страхования) Минтруда России, Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Под профессиональным стандартом понимают — квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). [4]

В Российской Федерации в 2014 году создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, включающий организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и агентство по развитию квалификаций. Основная цель данных организаций совета заключается в проведении консультаций по вопросам развития национальной системы квалификаций, разработке профессиональных стандартов с отражением в них компетенций обуславливаемых современными требованиями работодателей.

Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям разработан временный порядок рассмотрения, оценки соответствия профессиональным стандартам и подготовки предложений по совершенствованию проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, (ФГОС ПО) примерных и основных образовательных программ. Экспертиза ФГОС ПО состоит в оценке их конкретному профессиональному стандарту. Заключение Совета, носящий рекомендательный характер, направляется в Министерства образования и науки РФ.

Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов проводит работу по формированию национального справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, а также списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, с выделением из них 50 наиболее перспективных и востребованных. C целью сбора первичной информации о наиболее востребованных, новых и перспективных профессиях и специальностях Минтрудом России проводится анкетирование. [3]

По состоянию на январь месяц 2015 года утверждено Минтрудом России 805 профессиональных стандартов. Предполагалось, что с 1 января 2020 года использовать профессиональные стандарты будут обязаны все работодатели, следовательно, в процессе обучения студентов с ОВЗ необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые профессиональными стандартами и составлять основные образовательные программы, способствующие формированию профессиональных компетенций согласно определенному уровню квалификации.

Компетентностный подход, заложенный в основу государственных образовательных стандартов третьего поколения, является важным вкладом в теорию качества рабочей силы. Компетентностный подход как методологическая основа педагогических теорий еще находится в стадии становления, он только складывается в научную теорию. Обращение к этому подходу в развитых странах вызвано наличием существенного разрыва между образованием и социальной практикой. Это означает неадекватность образовательных результатов тем жестким требованиям, которые предъявляются молодому специалисту работодателем. [1,с.46]

Ориентация на профессиональные стандарты позволит повысить качество компетентностного подхода в обучении лиц с ОВЗ по направлениям подготовки и специальностям и обеспечит конкурентоспособность выпускников университета, реализующего концепцию инклюзивного образования.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» используется в моделировании профессиональной деятельности студентов ФГБОУ ИВО «Московский Государственный Гуманитарно-экономический университет» при изучении дисциплины «Нормирование труда», обучающихся по направлению подготовки «Экономика» профилю «Экономика труда».

Аудиторные занятия строятся по принципу проектирования трудового процесса специалиста: определяется время на подготовительно-заключительные работы на рабочем месте, время оперативной работы, связанное с выполнением трудовых функций, прописанных в профессиональном стандарте, нормы времени регламентированных перерывов. Посредством метода фотографии рабочего времени, студенты производят замеры затрат времени на выполнение трудовых операций (описание которых представлено в таблице 1).

Фрагмент описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) [5]

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

Источник: moluch.ru

Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить

Современным студентам не всегда достаточно только той специальности, по которой они получают основной образование. Это понятно: компетенций у современного профессионала должно быть много, их не всегда можно получить на одном факультете или направлении. И тогда можно получить дополнительноепрофессиональное образование — ДПО.

В этой статье:

Что такое ДПО

Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Читайте также:
Асана программа это что такое

Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:

  • СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
  • бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
  • магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
  • аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.

Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить

Виды дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование бывает двух видов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Каждый из них устроен по-своему.

Повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы и курсы, которые расширяютпознания специалиста по одной теме. Иными словами, назвать полноценной подготовкой к новой специальности подобные курсы вряд ли можно — только если мы говорим о сразу нескольких разных блоках, которые обучающийся должен найти и выбрать сам.

Например, курсы повышения квалификации «Менеджмент в некоммерческих организациях» помогут управленцу, который хочет лучше разбираться в устройстве НКО. Обучаться на таких курсах можно сколько угодно — верхнего предела по часам нет, но минимум — 16 часов. Если слушатель сдаст аттестацию, он получит документальное подтверждение повышения квалификации.

Поступить на курсы повышения квалификации можно, если у вас уже есть диплом бакалавра, специалиста или магистра. А вот для обучения на программе профессиональной переподготовки достаточно просто учиться в вузе.

Формы дополнительного образования

Дополнительное профессиональное образование обоих видов — и на программах переподготовки, и на курсах повышения квалификации, — можно получить в одной из трёх форм:

  • очно,
  • очно-заочно,
  • дистанционно.

Эти форматы полностью совпадают с теми, что применимы к полноценному обучению на программах высшего образования. Совпадает и то, что в дипломе выпускника, обучавшегося на очно-заочном, этого не напишут — укажут только название и код программы, а еще количество учебных часов.

Нужно учитывать, что форму проведения занятий выбирает образовательное учреждение, которое проводит ДПО. Поэтому если на страницах информации о курсах не указаны все три формы, не стоит предполагать, что студента в порядке исключения смогут перевести на одну из тех, какой программа изначально не предполагает.

Наконец, есть ещё один, более редкий вариант получения ДПО — прохождение стажировки. Уточнять возможность такого обучения нужно в каждом отдельном случае.

Кто может получить дополнительное профобразование

Пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут несколько категорий слушателей.

В первую очередь, те, кто уже получил среднее или высшее профессиональное образование. Иногда образование может быть и неоконченным (главное, не заброшенным вовсе) — тогда студент может податься на программу профпереподготовки. Правда, диплом он получит только вместе с дипломом основного высшего или среднего профессионального образования.

Пройти программу ДПО могут и иностранные граждане, если аттестаты и дипломы, которыми они обладают —необязательно российских учреждений, — признаются в РФ. Проверить это можно на сайте Главэкспертцентра.

Всем кандидатам, которые отвечают формальным условиям набора на ДПО, не нужно сдавать вступительные испытания — хватит диплома о базовом образовании или законченном высшем или среднем профессиональном, или справки об обучении в вузе или колледже. Впрочем, некоторые учебные заведения, которые позиционируют программы профессиональной переподготовки как альтернативные магистратуре, могут провести и экзамены. Занятия можно начать сразу после оплаты, которая теоретически может быть и грантовой.

Где получить ДПО

Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?

Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.

Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:

  • средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
  • высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
  • специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
  • научные центры (НИИ, лаборатории).

Не забудьте проверить наличие лицензии на сайте Рособрнадзора.

Источник: propostuplenie.ru

2. Первичная профессиональная подготовка кадров в профтехучилищах, высших учебных заведениях и на производстве

Развитие персонала тесно взаимосвязано и взаимообусловлено с профессиональным обучением персонала. Профессиональное обучение персонала – это целенаправленный процесс формирования у работников организации профессиональных теоретических знаний, умений и практических навыков с помощью специальных методов и форм, необходимых работникам организации в настоящее время или в будущем.

Профессиональное обучение персонала обеспечивает первичную подготовку рабочих и специалистов, переподготовку или повышение их квалификации.

Первичная профессиональная подготовка рабочих – это получения профессионально-технического образования лицами, которые раньше не имели рабочей профессии или специальности, которая обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной занятости. Профессионально-техническое образование приобретается гражданами в государственных и коммунальных профессионально-технических учебных заведениях безвозмездно, за счет государства.

К профессионально-техническим учреждениям относятся: профессионально-техническое училище соответствующего профиля, профессиональное училище социальной реабилитации, высшее профессиональное училище, училище — завод, центр профессионально-технического образования, учебно-производственный центр, учебно-курсовой комбинат, другие типы учебных заведений, которые предоставляют профессионально-техническое образование гражданам.

Предприятия независимо от форм собственности обязаны предоставлять ученикам, слушателям профессионально-технических учебных заведений рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики. Заказчики подготовки квалифицированных рабочих имеют право соответственно заключенным соглашениям перечислять средства на укрепление учебно-производственной базы, безвозмездно передавать для учебных целей профессионально-техническим учебным заведениям помещения, сооружения, оснащение, технику, инструменты, новые технологии производства и т.п..

Профессионально техническое образование имеет три ступени. Каждая ступень обучения определяется теоретической и практической завершенностью и подтверждается присвоением выпускникам рабочей квалификации в соответствии с приобретенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Учебные планы и программы каждой ступени профессионально-технического образования составляются таким образом, чтобы выпускники первой ступени имели возможность продолжать обучение на второй ступени, а выпускники второй ступени на третьей.

На первой ступени профессионально-технического образования обеспечивается формирование соответствующего уровня квалификации с технически несложными, простыми по своему характеру производственными действиями и операциями, которая дает возможность рабочему свободно работать с ранее изученными предметами, объектами, выполнять конкретные действия под контролем рабочего с большим опытом работы и высшим уровнем квалификации.

На второй ступени профессионально-технического образования обеспечивается формирование соответствующего уровня квалификации по массовым рабочим профессиям средней технологической сложности в разных отраслях экономики. Это дает возможность рабочему самостоятельно выполнять по памяти или с помощью технических карт, инструкций, чертежей или другой документации типовые действия, работы по установленным нормами времени, обеспечивать необходимое качество.

На третьей ступени профессионально-технического образования обеспечивается формирование высокого уровня квалификации по технологически сложным, наукоемким профессиям и специальностям в разных отраслях экономики, который позволяет рабочему или служащему на основе полученных знаний и изученных ранее типовых действий, создавать алгоритмы деятельности в нетипичных ситуациях. Обучение требует от учеников и слушателей полного общего среднего образования.

Высшее образование – это ступень образования, которая приобретается в результате последовательного систематического и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения в высшем учебном заведении по образовательно-профессиональным программам, базирующимся на базовом и полном общем среднем образовании и завершается присвоением определенного образовательно-квалификационного уровня по итогам государственной аттестации.

Читайте также:
Torrent rt free что это за программа

Высшими учебными заведениями являются техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и прочие. Соответственно статусу высших учебных заведений установлены четыре уровня аккредитации: первый уровень – техникум, училище, другие приравненные к ним учебные заведения; второй уровень – колледж, другие приравненные к ним высшие учебные заведения; третий и четвертый уровни (в зависимости от результатов аккредитации) – институт, консерватория, академия, университет.

Государственному высшему учебному заведению четвертого уровня аккредитации, который достиг высочайших показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала, отвечает международным требованиям относительно уровня высшего образования и является ведущим среди отраслевой группы высших учебных заведений, может быть предоставлен статус национального соответственно Положению о национальном учреждении (учреждение) Украины.

Подготовка молодых специалистов, бакалавров, специалистов и магистров осуществляется по образовательно-квалификационным уровням в соответствии с соответствующими образовательно-профессиональными программами. Образовательно-квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием соответствующих образовательно-квалификационных уровней это государственные документы, которые определяют цели образования в виде системы производственных функций, типичных задач деятельности и умений, необходимых для решения этих задач.

Младший специалист – это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе полного общего среднего образования получил обще-культурную подготовку, специальные умения и знания, имеет определенный опыт их применения для решения типичных профессиональных задач, которые предусмотрены для соответствующих должностей в определенной отрасли экономики.

Образовательно-профессиональная программа подготовки младшего специалиста реализуется, как правило, высшими учебными заведениями І уровня аккредитации. Высшее учебное заведение более высокого уровня аккредитации может осуществлять подготовку младших специалистов, если в его составе есть высшее учебное заведение І уровня аккредитации или соответствующее структурное подразделение.

Бакалавр – это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе полного общего среднего образования получил углубленную общекультурную подготовку, фундаментальные и профессионально-ориентирован-ные умения и знания относительно обобщенного объекта работы и способен выполнять типичные профессиональные задачи, предусмотренные для соответствующих должностей в определенной отрасли экономики. Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра обеспечивает одновременное получение базового высшего образования по направлению подготовки и квалификации бакалавра на базе полного общего среднего образования. Программа подготовки бакалавра реализуется высшими учебными заведениями ІІ — ІV уровней аккредитации.

Специалист – это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе квалификации бакалавра получил специальные умения и знания, имеет определенный опыт их применения для решения сложных профессиональных задач, предусмотренных для соответствующих должностей, в определенной отрасли экономики. Эта программа подготовки специалиста реализуется высшими учебными заведениями ІІІ и ІV уровней аккредитации.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень специалиста, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные умения и знания инновационного характера, имеет большой опыт их применения и продуцирования новых знаний для решения проблемных профессиональных задач в определенной области экономики. Образовательно-профессио-нальные программы подготовки магистров по специальностям реализуются высшими учебными заведениями ІV уровня аккредитации.

В зависимости от стратегии управления организацией первичная профессиональная подготовка рабочих может иметь разную направленность – от ориентации обучения на текущие интересы, на подготовку узко — специализированных рабочих, которые способны выполнять одну-две конкретные операции, к ориентации на долгосрочные интересы производства (подготовка рабочих широкого профиля на базе надлежащей теоретической и практической подготовки). Подготовка квалифицированных рабочих на предприятии проводится соответственно перечню профессий, которые приведены в Классификаторе профессий.

Первичная подготовка рабочих на производстве осуществляется из числа лиц, которые зачислены на работу на предприятии учениками. Обучение рабочих из числа женщин или несовершеннолетних граждан проводится лишь по профессиям, а также для работ, на которые разрешается использование их труда. Лица, которые направляются на обучение, должны быть предварительно ознакомлены с требованиями к работе по профессии, с условиями и оплатой труда, санитарными нормами и правилами, производственными инструкциями, возможностью дальнейшего профессионального развития.

Профессиональная подготовка рабочих на производстве осуществляется путем курсового или индивидуального обучения.

При курсовом обучении непосредственно на предприятии теоретический курс ученики изучают в учебных группах общей численностью от 5 до 30 человек, а производственное обучение проводится в два этапа:

  • на первом этапе обучение организовывается в учебной группе численностью 5-15 человек под руководством преподавателя теоретического обучения из числа специалистов предприятия (инструктора) или мастера производственного обучения, если обучение осуществляется на созданной для этого учебно-производственной базе;
  • на втором этапе – на рабочих местах предприятия, которые аттестованы по условиям труда, индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего – инструктора производственного обучения.

Источник: studfile.net

Профессиональная подготовка специалиста

Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение.

Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельная работа студента, его активная позиция в обучении. Главная цель: профессиональное самоопределение, теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением. Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, так как инструментом работы для психолога, во многом, является его личность. С целью формирования личности профессионала используются разнообразные психолого-педагогические стратегии, такие как, стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств; стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий; стратегия мягкого формирования как обучения широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции; стратегия развития личности профессионала.

Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Это является проблемой, так как сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала. По мнению гуманистических психологов, основная задача образования — не передача знаний, а с формирование способности находить уникальные смыслы. Профессия — это один из способов ответить на вопрос: зачем я в этом мире? Где мое место в нем?

Ответы на эти вопросы связаны с развитием профессионального самосознания, собственно и обеспечивающего профессиональное развитие, рост и нормальное ежедневное функционирование профессионала. Профессиональное самосознание — это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как к профессионалу. Именно эта структура позволяет недовольство собой превратить в профессиональный рост.

В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке — это формирование правильного отношения к труду. Чтоб труд становился потребностью, привычной и любимой частью жизни.

Важное место в подготовке занимает активность самого студента. Многим студентам только предстоит стать субъектами учебной деятельности, овладеть теми навыками самостоятельно учиться, которыми они не успели овладеть в средней школе. Студентам рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развивать склонности к исследовательской и практической работе. Это приводит к значительной перестройке мышления студента в сторону формирования профессионального.

И, наконец, психология достаточно новая, молодая отрасль практики для нашей страны. Поэтому в ее преподавании имеется некоторая неструктурированность. Студенту необходимо самому приложить усилия для структурирования материала, для выработки у себя системы науки и практики. Он несет ответственность за то мировоззрение, которое у него сложится к концу обучения.

6. учебный план образовательного учреждения профессионального образования.

1.1. Учебный план образовательного учреждения среднего профессионального образования (рабочий учебный план) является документом, разрабатываемым образовательным учреждением среднего профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования (далее — Государственные требования). Утверждается директором (начальником) учебного заведения.

Читайте также:
Что за программа quick sender

Исходными документами для разработки рабочего учебного плана являются Государственные требования и примерный учебный план.

Рабочий учебный план образовательного учреждения определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.

1.2. При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что:

— переутверждение рабочих учебных планов в течение учебного года не допускается;

— недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

— максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

— срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке 36 ч/нед.) 38 — 39 недель; время промежуточной аттестации — 2 недели; каникулярное время — 11 недель.

1.3. При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право:

— увеличивать или уменьшать объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин и для отдельных дисциплин, входящих в цикл, в пределах 5% без превышения обязательной недельной учебной нагрузки студентов и при сохранении минимального содержания, указанного в Государственных требованиях;

— устанавливать объемы часов обязательных учебных занятий по дисциплинам общего гуманитарного и социально — экономического цикла;

— распределять суммарное количество часов (96 часов), отведенное в примерном учебном плане на дисциплины «Основы философии» и «Основы экономики», исходя из своей специфики, но не менее 32 часов на дисциплину;

— реализовывать объем часов на физическую культуру (4 — 6 часов в неделю) как за счет указанных в примерном учебном плане аудиторных часов, так и за счет различных форм внеучебных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.;

— вводить дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей, профессиональных интересов студентов, интересов потребителей кадров, в объеме, регламентированном стандартом, но не менее 32 часов на дисциплину (выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения и указываются после каждого цикла с указанием объемов часов);

— использовать резерв учебного времени образовательного учреждения на реализацию национально — регионального компонента, увеличение объема учебного времени, определенного Государственными требованиями, на учебные дисциплины и производственную (профессиональную) практику. Не более 30 процентов резерва учебного времени может быть использовано на увеличение объема времени на промежуточную аттестацию;

— определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии с Государственными требованиями.

2.1. Рабочий учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, факультативные дисциплины, производственная (профессиональная) практика, виды итоговой государственной аттестации, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану. Рекомендуемая форма бланка рабочего учебного плана прилагается (приложение 1)

2.2.1. В титульной части рабочего учебного плана указываются:

— наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования;

— код и наименование специальности;

— код и наименование специализаций;

— образовательный уровень среднего профессионального образования;

— нормативный срок обучения;

— дата утверждения рабочего учебного плана, его номер, который должен соответствовать регистрационному номеру Государственных требований и примерного учебного плана.

2.2.2. График учебного процесса определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

При составлении графиков учебного процесса необходимо руководствоваться следующим:

— начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание на 1 и 2 курсах — 30 июня. За исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения по каждой специальности;

— продолжительность каникул должна составлять 8 — 11 недель за учебный год;

— продолжительность практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной), по профилю специальности (технологической), преддипломной (квалификационной) или стажировки планируется в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом.

2.2.3. В разделе «Сводные данные по бюджету времени» суммируются по курсам и за весь период обучения продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточных аттестаций, каникул и время на итоговую государственную аттестацию.

2.2.4. В разделе «План учебного процесса» дисциплины рабочего учебного плана объединены по следующим циклам:

— общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины;

— математические и общие естественнонаучные дисциплины;

— дисциплины специализаций (при наличии).

Перечень, объемы времени и сроки изучения дисциплин общего гуманитарного и социально — экономического цикла (ОГСЭ) устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомвуза России «О новой структуре цикла общих гуманитарных и социально — экономических дисциплин в профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования» от 12.04.95 N 537 и письмом Госкомвуза России от 13.04.95 N 17-37-98ин/17-24.

Объем времени на дисциплину «Математика и информатика» математического и естественнонаучного цикла (ЕН.00) может быть увеличен в зависимости от профиля специальности. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин также может быть дополнен дисциплинами Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного Минобразованием России Приказом от 07.06.93 N 237 (физика, биология, химия, география и т.д.).

Объемы времени на изучение дисциплин общепрофессионального и специального циклов, соотношение теоретических и практических занятий, лабораторных работ уточняются исходя из разработанных образовательным учреждением рабочих программ учебных дисциплин.

2.2.5. В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля знаний студентов: экзамены, курсовые проекты (работы), зачеты, контрольные работы.

Количество экзаменов, зачетов и контрольных работ по дисциплинам всех циклов определяется учебным заведением самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что дисциплины, включенные в рабочий учебный план, должны иметь завершающую форму контроля.

Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Курсовые проекты (работы) планируются после окончания изучения дисциплины или соответствующего ее раздела. Количество курсовых проектов (работ) должно быть не более трех на весь период обучения.

2.2.6. В графе «Самостоятельная учебная нагрузка студента» указываются объемы внеаудиторной работы студента по дисциплинам, а в отдельных случаях по группам дисциплин.

2.2.7. Раздел «Производственная (профессиональная) практика» включает в себя:

— практику для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

— практику по профилю специальности (технологическая);

— преддипломную (квалификационную) или стажировку.

Конкретное распределение времени на практики в зависимости от выбранного варианта, рекомендованного примерным учебным планом, осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с учетом межпредметных связей.

2.2.8. Вид итоговой государственной аттестации выбирается образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями. Допускается применение разных видов итоговой государственной аттестации в одной учебной группе.

2.2.9. Изучение факультативных дисциплин планируется учебным заведением на весь период обучения из расчета не более 4 часов в неделю.

2.2.10. Образовательное учреждение должно предусматривать проведение консультаций в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, включая период проведения производственной (профессиональной) практики (в том числе в период реализации Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации).

2.2.11. Образовательное учреждение имеет право изменять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений, необходимых для подготовки специалистов.

2.2.12. В разделе «Пояснения к учебному плану» образовательное учреждение отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Государственных требований, раскрывает и уточняет отдельные положения рабочего учебного плана данного образовательного учреждения.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru