Работодатель или специалист, который приступил к обязанностям по ГО и ЧС задается вопросом, какие всетаки виды обучений он должен организовать у себя на работе.
Независимо от количества персонала, все работодатели должны осуществлять обучение своих работников в области ГО и ЧС. От численности персонала зависит только какими способами и методами вы будете его проводить.
И это совсем нескромный перечень обучений по ГО и ЧС, который должен реализовать работодатель у себя в компании.
Ведь обучение должно быть организовано, как на рабочих местах в рабочее время, так и с отрывом от производства. Разберем в этой заметке логическую последовательность обязательных обучений по ГО и ЧС в организации.
Рассмотрим, какие виды обучений по ГО и ЧС должны осуществляться и какое наказание может быть применено за игнорирования и ненадлежащее выполнение данных обязательств.
По видам обучения в статье имеются ссылки на материалы с подробным описанием и образцами документов.
Система ГО и ЧС в организации и обучение сотрудников
Виды обучения по ГО и ЧС
Работодатель или начинающий специалист, который приступил к обязанностям по ГО и ЧС, очень часто не может разобраться какие все таки виды обучений в данном направлении он должен организовать у себя на работе.
Но все же, с помощью “загуглевания” осведомленность уже есть, о том что, все работодатели должны осуществлять обучение своих работников в области ГО и ЧС.
И тут же начинается обзвон коллег, знакомых по выведыванию информации, а что и как? Повезет, конечно, если опытный специалист проконсультирует и разложит все по полочкам, а может быть и так, что скажет: “Да ладно, не парься, заведи пару журналов, один по ГО и один по ЧС, и заполняй по мере надобности” и все дела. Сталкивались с таким советом?
Чтоб не допустить дезинформирования и прояснить ситуацию с перечнем наименований обучений, которые вы должны организовать на рабочих местах, рассмотрим в этой статье, какие виды подготовки вы все таки должны у себя проводить.
- Во первых — на рабочих местах осуществляете обучение путем инструктирования, проведением занятий, учений и тренировок.
- Во вторых — обучение ответственных лиц по ГО и ЧС, назначенных приказом директора и собственные аварийно-спасательные формирования отправляете в специальные учебные центры.
Обучение по гражданской обороне
Для того чтобы сформировать у ваших сотрудников элементарные знания по понятиям гражданской обороны, таким как, что означают сигналы ГО, какие должны быть действия при угрозе возникновения военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, то этому их надо научить.
- Проведение вводного инструктажа по ГО всем вновь трудоустроенным.
- Проведение курсового обучения по ГО по 12 часовой программе всем работникам. (данное требование отменяется с 1 сентября 2023 г на основанииПП №51 от21.01.2023).
- Проведение учений и тренировок по ГО со всеми работниками.
Вводный инструктаж по гражданской обороне можно совмещать с инструктажем по действиям в чрезвычайных ситуациях проводимом с новыми трудоустроенными работниками Письмо МЧС
Работа с персоналом
Подготовка персонала без отрыва от производства дает возможность работникам правильно ориентироваться именно в рабочей обстановке при вероятных происшествиях.
Обучение по действиям в чрезвычайных ситуаций
Обязательное требование законодательства к организациям – осуществлять обучение персонала по действиям при ЧС природного и техногенного характера, где в главной роли законодательство и нормативка по ЧС (ФЗ №68, ПП №1485).
- Проведение инструктажа по ЧС всеми вновь трудоустроенным работникам.
- Проведение ежегодного инструктажа по ЧС со всем персоналом.
- Проведение учений и тренировок со всем персоналом.
Обучение по ГО и ЧС в учебном центре с отрывом от производства
И само собой разумеется, руководитель организации и сотрудники, которые по приказу занимаются вопросами ГО и ЧС, должны обучаться в специальном учебном центре (УЦ) имеющем лицензию.
- Директор компании.
- Работник специально уполномоченный по делам ГО и ЧС.
- Председателя или члена комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- Начальника или специалиста дежурно-диспетчерской службы;
- Руководителя нештатного формирования, спасательной службы;
- Спасателя аварийно-спасательного формирования (НАСФ) в соответствии с ФЗ 151 (при наличии опасных производственных объектов с 1-3 класс опасности);
Вот тот примерный перечень дополнительных программ подготовки повышения квалификации по которым обучаются руководители организаций и специалисты в специальных учебных центрах по ГО и ЧС.
Наименование программ с указанием категории слушателей;Количество часов
Подготовка руководителей организаций;36 Руководители и работники структурных подразделений (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС;72 Председатель и члены комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;36 Подготовка руководителей и специалистов дежурно-диспетчерской службы;36 Руководители нештатных формирований, спасательных служб;36
После прохождения обучения в УЦ слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Для тех работников, которые не имеют опыта или опыт менее одного года, по исполнению должностных обязанностей в области ГО и ЧС необходимо изучить темы первого модуля примерной программы МЧС.
Если у вас в организации создано нештатное аварийно-спасательное формирование для проведения газоспасательных работ и работ по ликвидации разливов нефти Постановление 2124, то такие НАСФ проходят обучение в специализированном центре АСФ по специальным программам.
№;Наименование программы;Часы занятий
1;Спасатель нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ);104 2;Спасатель НАСФ. Проведение газоспасательных работ;40 3;Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;72 4;“Спасатель.” Руководство деятельностью нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ);96 5;Руководство деятельностью нештатного газоспасательного формирования (НАСФ);104 6;Техническое обслуживание и проверка газоспасательного оснащения;80 7;Организация и ведение газоспасательных работ и работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродукта;128
А также проходят обучения в специализированных учебных центрах работники находящиеся в составе профессиональных аварийно-спасательных служб, например, пожарная часть или аварийно-спасательное формирования.
Ответственность за невыполнение обязательств по обучению персонала по ГО и ЧС
Исходя из всех соображений и требований нормативно-правовых актов РФ, основной акцент в области ГО и ЧС все таки нацелен на получение необходимых знаний работающего населения.
Штрафы в области ГО и ЧС, для работодателей, которые не будут проводить обучение своему персоналу, составляют до 200 000 рублей (КОАП 20.7, КОАП 20.6).
Штраф достаточно высокий и не каждый бюджет организации может “пережить” его. Причем оплатив штраф, вам в любом случае придется проводить обучение и тратить деньги на подготовку сотрудников в учебном центре. Так не проще ли потихоньку приводить деятельность по ГО и ЧС в соответствии с требованиями НПА?
Основные выводы
Обучение по ГО и ЧС работающего населения – это одна из главных задач, которая направлена на повышение уровня знаний, умений и практических навыков по действиям персонала при угрозе или возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также военных конфликтов.
Как говорил В.И. Ленин “учиться, учиться и еще раз учиться”, так как сфера ГО и ЧС в современном мире находится в постоянном развитии и становиться все более сложнее.
С учетом того, что угроза жизни и здоровья человека может возникнуть при любых обстоятельствах, находится ли он дома или на работе и единственным своевременным спасением, может оказаться знание, как поступить в данной ситуации, то совершенно целесообразно и оправдано обязательство для всех работодателей — проводить обучение персонала по ГО и ЧС в организациях.
— Мнение автора
На этом заметку закончу, если у вас останутся вопросы, будет что добавить, напишите мне, будем разбираться. А если понадобится помощь, обращайтесь.
Источник: goichs-opb.ru
Обучение персонала 2023: какие способы и методы выбрать
Обучение персонала в современных реалиях — это один из инструментов конкурентной борьбы, способ уменьшить текучесть кадров, замотивировать персонал, успешно решить стоящие перед компанией задачи.
Обучение персонала в современных реалиях — это один из инструментов конкурентной борьбы, способ уменьшить текучесть кадров, замотивировать персонал, успешно решить стоящие перед компанией задачи.
В процессе обучения сотрудники повышают квалификацию, совершенствуют профессиональные, управленческие и коммуникативные навыки. «Заточенный» под современные стандарты и технологии специалист приобретает дополнительную ценность. Он может быстрее решить рабочие вопросы и достичь целей бизнес-стратегии.
Обучение взаимовыгодно. Сотрудники получают возможность продвигаться по карьерной лестнице, компания — квалифицированный и мотивированный персонал.
Затраты на обучение нужно рассматривать как долгосрочные инвестиции в человеческие ресурсы.
Какие виды и методы обучения персонала существуют
Учебный процесс можно организовать с отрывом и без отрыва от производства. В зависимости от задач, сроков, бюджета и предмета обучения определяют виды и методы обучения (таблица 1).
Таблица 1. Виды, способы и методы обучения персонала
Способ организации процесса обучения
Виды, методика обучения и их особенности
С отрывом от производства
Работник получает знания, навыки и умения, позволяющие выполнять конкретные задачи в рамках должности.
- курсы переподготовки или повышения квалификации;
- дистанционное обучение;
- семинары, лекции, конференции;
- деловые игры;
- secondment (направление на обучение в другое подразделение компании — другой город или страну)
Работник получает дополнительные знания и овладевает компетенциями, необходимыми для карьерного продвижения или в связи с изменением требований к профдеятельности.
Работники получают новые знания и приобретают определённые компетенции при кардинальной смене требований в рамках должности.
Без отрыва от производства
Работника инструктируют по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, оказанию первой помощи
При устройстве на работу новых сотрудников проводят вводный и первичный инструктажи, в процессе работы сотрудники проходят повторный инструктаж.
В случае изменения технологических процессов следует провести внеплановый инструктаж.
Когда сотруднику предстоит выполнять работы, связанные с повышенной опасностью, проводят целевой инструктаж.
К сотруднику прикрепляется наставник, который консультирует и контролирует его работу.
Цель наставничества — сделать так, чтобы сотрудник включился в работу и качественно и без сторонней помощи выполнял обязанности.
В связке с наставничеством идёт коучинг. Коуч (из числа сотрудников компании или специалист, приглашённый извне) помогает новому работнику развиваться и использовать потенциал.
Сотрудника временно перемещают на другое рабочее места с целью приобретения новых навыков.
Метод часто применяется организациями, требующими от работников владение несколькими профессиями.
Метод усложняющихся заданий
Руководитель передаёт часть функций и полномочий в рамках конкретного проекта подчинённым. Задачи постепенно усложняются.
Метод учит принимать решения, помогает приобрести управленческие навыки. Применяют в отношении сотрудников, претендующих на более высокий пост.
Сопровождение более опытным специалистом, копирование его действий
Применяют в отношении молодых специалистов и выпускников учебных заведений для адаптации и вхождения в профессию.
Работа в паре на равных условиях
Стороны анализируют уникальный опыт друг друга и приобретают новые компетенции. Также в рамках одного проекта или внутри компании можно создать рабочую группу, включив в неё сотрудников из разных отделов.
Также обучение может быть групповым или индивидуальным (таблица 2)
Таблица 2. Особенности группового и индивидуального обучения
Особенности
Подойдёт для массового обучения однотипным операциям и процессам. Оптимально для обучения линейного персонала. Слушатели работают в команде и могут моментально получить обратную связь.
Подойдёт для обучения топ-менеджеров и сотрудников, занимающих ключевые позиции в компании.
Какое обучение в тренде
Главные тренды современного обучения сконцентрированы вокруг цифрового контента, персонализации методов обучения под конкретных сотрудников, геймификации, мобильного обучения, развития «гибких навыков» (soft skills).
Полезно знать! Для работы в рамках профессии или должности сотруднику необходимы «жёсткие навыки» (Hard skills). Например, владение компьютерными программами, умения оказать профессиональную медпомощь, работать на том или ином оборудовании, вождение авто, значение иностранных языков и т.п. Гибкие навыки «soft skills» — не связаны с определённой профессией.
Они универсальны и развивать их полезно всем для достижения профессионального и личного успеха. К гибким навыкам относятся: умения критически и творчески мыслить, работать в режиме многозадачности, распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, вести переговоры, отрабатывать возражения, принимать решения, работать в команде, правильно распределять своё время и т.д. В рамках обучения гибкие навыки развивают и закрепляют в рамках деловых игр, решения кейсов из реальной жизни, «примерки» ролей. Например, менеджер может почувствовать, каково быть боссом, отработать навык принятия решений.
Как организовать процесс обучения в компании
Определите, как будет проходить обучение — с отрывом или без отрыва от производства. Какая форма (очная или заочная) предпочтительнее. Определите методику и рассчитайте бюджет. Можно воспользоваться кратким алгоритмом:
- определитесь с целями обучения;
- создайте нормативную базу (разработайте положение об обучении и развитии персонала, опишите цели и задачи обучения, процедуру проведения обучения и проверки знаний);
- назначьте ответственных лиц (например, руководителя отдела кадров или директора по развитию);
- разработайте программу обучения;
- определитесь с методами обучения;
- проведите оценку знаний персонала по итогу обучения.
Старайтесь, чтобы обучение в компании было непрерывным и охватывало всех сотрудников.
Как оценить эффективность обучения персонала
Чтобы оценить эффективность обучения, нужно правильно задать его цель. Например, освоение специальных навыков, соответствие требованиям госорганов, повышение производительности труда и т.п. После обучения проведите итоговую аттестацию, проверьте, насколько сотрудники усвоили материал, проследите, как они применяют новый опыт в работе, как обучение отразилось на рабочих результатах.
Оценить эффективность обучения можно посредством методов Блума, Киркпатрика. Филипса, оценки управления по целям или биопараметрической оценки.
Рекомендуем
На курсе слушатели рассмотрят современные подходы к организации системы обучения и профессионального развития персонала рабочих специальностей, получат знания по системе наставничества, по нормативно-методическому обеспечению в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, смогут оценить систему обучения на своем предприятии и наметить векторы ее дальнейшего развития.
12.09.23-15.09.23 | Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации
Менеджер по обучению: организация системы обучения и развития персонала в компании
Участники курса получат системные знания по вопросам организации обучения в компании, узнают нюансы методического и документационного сопровождения обучения и оценки персонала. Курс подготовлен с учетом требований профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» 07.003.
Смотрите также:
- В ожидании импорта: как быстро китайские компании смогу прийти в Россию
- Управление службой главного энергетика: как повысить эффективность
- Пять вопросов о новом кадровом ЭДО: поправки уже внесли в ТК
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Источник: www.finkont.ru
Программа подготовки работающего персонала объекта это
Уже пять месяцев специалисты по охране труда обучают охране труда по новым правилам. Проверьте по рекомендации Системы, правильно ли выбрали программы обучения, ведь не нужно обучать всему и всех. Выбор зависит от категории работника и его функций по охране труда.
Воспользуйтесь алгоритмом из пяти шагов, с которым выберите программу обучения по охране труда.
Навигатор по подбору программ обучения
Воспользуйтесь сервисом для быстрого подбора программ обучения по охране труда. Выберите вид обучения, категорию сотрудника, ответьте на вопросы о трудовых функциях и узнайте, по каким программам его обучать.
Виды обучения
Есть три вида обучения по охране труда, для которых работодатель готовит специальные программы. Это обучение оказанию первой помощи пострадавшим, использованию и применению СИЗ и требованиям охраны труда. По программам работодатель обучает внутри организации своих работников (п. 34, 40, 45 Порядка обучения № 2464).
Подробнее: | Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим |
Как обучить использованию и применению СИЗ | |
Как обучить требованиям охраны труда |
Виды программ обучения
Обучение требованиям охраны труда, оказанию первой помощи и использованию средств индивидуальной защиты проводится по пяти программам.
Программа А. Программа А содержит общие требования СУОТ. Она нужна всем руководителям, так как они участвуют в управлении охраной труда, а также лицам, проводящим обучение, проверку знания, инструктажи работникам. Всех работников обучать по программе А не нужно.
ВНИМАНИЕ
Не разрабатывайте программу А, если всех руководителей и ответственных за охрану труда обучаете в учебном центре
Программа Б. Обучение по программе Б нужно всем, так как на всех рабочих местах существуют опасности, которые связаны с трудовой деятельностью. Работникам нужно знать, как их избежать. Работники, у которых оптимальные или допустимые условия труда, также обучаются по программе Б.
Программа В. Программе В обучаются только работники, которые отвечают за организацию работ повышенной опасности и сами выполняют такие работы.
Оказание первой помощи. По программе оказания первой помощи обучают работников, которые проводят инструктаж по охране труда по вопросам оказания первой помощи, обучение, проверку знания, а также непосредственно оказывают первую помощь.
Применение СИЗ. Программа использования и применения СИЗ необходима для обучения работников, которые контролируют применение СИЗ, проводят обучение, а также применяют СИЗ, которые требуют практических навыков.
По оказанию первой помощи и использованию и применению СИЗ могут быть отдельные программы, также допустимо включать эти вопросы в программу Б (п. 34, 40 Порядка обучения № 2464).
ПРИМЕР
Как включить вопросы по первой помощи и применению СИЗ в программу Б
Эксперты Системы собрали все программы обучения в навигаторе. В нем скачаете программы обучения требованиям охраны труда, применению СИЗ и оказанию первой помощи.
СИТУАЦИЯ
Нужно ли разрабатывать программу А, если все сотрудники обучаются по ней в учебном центре
Категории персонала
Выбор программ обучения по охране труда зависит от категории персонала.
Определите категории персонала, которые есть в вашей организации. У категории персонала могут быть различные трудовые функции, от них зависит выбор программы.
Трудовые функции обучаемых
После того как определились с категориями персонала, которые есть в вашей организации, изучите функции работников по охране труда.
Организация и контроль работ повышенной опасности: назначают ответственного, если в организации выполняют работы повышенной опасности. Это могут быть руководители организации, филиала, структурного подразделения, их заместители, непосредственные руководители работников, которые выполняют работы повышенной опасности.
Контроль применения СИЗ: функцию выполняют специалист по охране труда и непосредственные руководители работников. Такая обязанность указана в должностных инструкциях ответственных.
Обучение требованиям охраны труда/применению СИЗ: назначают не менее двух лиц, ответственных за обучение (подп. «в» п. 96 Порядка обучения № 2464). Второе лицо замещает основного ответственного во время его отсутствия на рабочем месте.
Обучение оказанию первой помощи: назначают не менее двух работников, у которых есть дополнительное профобразование по направлению «преподаватель по приемам оказания первой помощи» (п. 35 Порядка обучения № 2464). Второе лицо замещает основного ответственного во время его отсутствия на рабочем месте (подп. «в» п. 96 Порядка обучения № 2464).
Проверка знания требований охраны труда/оказания первой помощи/применения СИЗ: функцию выполняют члены комиссии по проверке знания. Назначьте не менее трех лиц (п. 72 Порядка обучения № 2464). Допустимо создать единую комиссию или отдельные специализированные.
Проведение инструктажей по охране труда и по вопросам оказания первой помощи: проводит непосредственный руководитель работника (п. 22 Порядка обучения № 2464).
Управление транспортом: выполняет любой сотрудник, в должностной инструкции которого есть эта функция.
Умение или обязанность оказывать первую помощь: могут быть сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (ч. 1 ст. 31 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Также такие требования указаны в некоторых правилах по охране труда, например работники, которые выполняют работы в электроустановках, обязаны уметь оказывать первую помощь пострадавшему (п. 2.2 ПОТ при эксплуатации электроустановок).
Член комитета по охране труда: могут быть представители со стороны работодателя и со стороны работников. Комитет создают для участия работников в управлении охраной труда.
Уполномоченный по охране труда: выбирают лицо, которое представляет интересы работников по вопросам охраны труда.
Применение СИЗ, которые требуют практических навыков: применяет работник рабочей профессии. Не все СИЗ требуют практических навыков.
Выполнение работ повышенной опасности: выполняет работник рабочей профессии. Перечень таких работ утверждает работодатель. Примерные перечни работы указаны в Правилах по охране труда и примерном положении о СУОТ. Эксперты Системы собрали перечни в справочники:
- перечень из ПОТ;
- перечень из положения о СУОТ.
Подбор программ обучения
Далее соотнесите категорию персонала и его функцию по обучению охране труда. От функции работника зависят программа и место обучения. Функций может быть несколько. Если по одному основанию нужно провести обучение в учебном центре, а по другому – внутри организации, проводите обучение в учебном центре.
Эксперты Системы подготовили таблицы для удобного сопоставления трудовой функции, программы и места обучения для каждой категории персонала.
Руководитель организации или его заместитель
Воспользуйтесь таблицей, чтобы определить, по каким программам и где пройти обучение руководителю организации.
Ниже примеры для категории «Руководитель организации или его заместитель». В них описали самые популярные трудовые функции, условия труда и опасности на рабочем месте. В выдаче получите перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для генерального директора
ПРИМЕР
Какие программы обучения для заместителя директора
Руководитель филиала или его заместитель
По таблице определите, по каким программам и где обучить руководителя филиала организации.
Ниже пример для категории «Руководитель филиала или его заместитель». В нем описали распространенные функции, условия труда и опасности на рабочем месте. В выдаче – перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для директора филиала
Руководитель структурного подразделения или его заместитель
Используйте таблицу, чтобы определить, по каким программам и где обучить охране труда руководителя структурного подразделения организации.
Ниже примеры для категории работников «Руководитель структурного подразделения или его заместитель». В них рассмотрели самые частые трудовые функции, условия труда и опасности на рабочем месте. В выдаче – перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для начальника отдела сервисного обслуживания
ПРИМЕР
Какие программы обучения для начальника отдела кадров
Специалист по охране труда
По таблице определите, по каким программам и где обучить специалиста по охране труда.
Ниже примеры для категории персонала «Специалист по охране труда». В них описали основной функционал, условия труда и опасности на рабочем месте, подобрали перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для специалиста по охране труда
Категория персонала: специалист по охране труда.
Трудовые функции: организует работу по охране труда, отвечает за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, контролирует применение СИЗ.
СОУТ: световая среда, 2-й класс.
ОПР: опасности, которые связаны с использованием компьютера, принтера.
Программы, места обучения и основания из Порядка обучения № 2464:
- А в учебном центре – подпункт «г» пункта 53;
- Б в учебном центре – подпункт «г» пункта 53;
- В в учебном центре – пункт 55;
- оказание первой помощи в учебном центре – подпункт «а» пункта 33;
- использование и применение СИЗ в учебном центре – пункт 40.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для специалиста по охране труда
Категория персонала: специалист по охране труда.
Трудовые функции: организует работу по охране труда.
СОУТ: световая среда, 2-й класс.
ОПР: опасности, которые связаны с использованием компьютера, принтера.
Программы, места обучения и основания из Порядка обучения № 2464:
- А в учебном центре – подпункт «г» пункта 53;
- Б в учебном центре – подпункт «г» пункта 53;
- оказание первой помощи в учебном центре – подпункт «а» пункта 33.
Специалист
Определите, по каким программам и где обучить охране труда специалистов организации.
В примерах для категории «Специалист» рассматриваем варианты трудовых функций, характеристик условий работы. В выдаче получите перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для менеджера по работе с клиентами
ПРИМЕР
Какие программы обучения для бухгалтера
ПРИМЕР
Какие программы обучения для ведущего эксперта
Работник рабочей профессии
Таблица поможет определить виды программ и места обучения работников рабочих профессий.
В примерах для категории «Работник рабочей профессии» описали распространенные трудовые функции, условия труда и опасности на рабочем месте, подобрали перечень программ, места обучения и нормативное обоснование.
ПРИМЕР
Какие программы обучения для электрогазосварщика
ПРИМЕР
Какие программы обучения для кладовщика
ПРИМЕР
Какие программы обучения для водителя легкового автомобиля
Источник: umcykt.ru