В Российской Федерации наличие ученой степени и ученого звания отражается на уровне заработной платы, в частности, в системе образования, а также в других сферах. Кроме того, на некоторые должности могут быть приняты только лица, имеющие ученые степени. Например, руководителем научно-исследовательской лаборатории может стать, как правило, имеющий ученую степень кандидата или доктора наук, а заведующим кафедрой — преимущественно доктор наук, профессор.
Законодательство Российской Федерации устанавливает, что основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации, являются докторантура и аспирантура. Соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям (без зачисления в докторантуру и аспирантуру).
Успей сделать это в аспирантуре! Неочевидные бонусы аспирантов
Докторантура и аспирантура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и в научных учреждениях (организациях), имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней.
В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется только по очной форме. Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.
Аспирантура (адъюнктура), согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Приложение 7), призвана вести подготовку научно-педагогических кадров на уровне послевузовского профессионального образования.
Прием в аспирантуру (адъюнктуру) регулируется приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2017 г. № 13 (Приложение 8).
Организация обучения в аспирантуре (адъюнктуре) регулируется утвержденным Министерством образования и науки РФ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), извлечения из которого приведены в Приложении 9.
Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) завершается государственной итоговой аттестацией, организация и порядок которой регламентируются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приложение 10). Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по программе аспирантуры (адъюнктуры).
В процессе обучения в аспирантуре (адъюнктуре) ведутся научные исследования, сдача кандидатских экзаменов и подготовка к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре согласно ФГТ
Кандидатские экзамены — составная часть аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена — установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Эти экзамены сдаются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, в научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, и на кафедрах Российской академии наук.
Одно из условий подготовки и защиты диссертации — наличие у соискателя высшего профессионального образования, подтверждаемое документом, который удостоверяет завершение высшего профессионального образования. Каждый, имеющий высшее образование, сдает на общих основаниях вступительные экзамены в аспирантуру (прикрепляется соискателем), а также кандидатские экзамены, выполняет индивидуальный план.
Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской диссертации— на срок не более трех лет.
Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается. Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным руководителем (консультантом) индивидуальный план (план подготовки диссертации) в срок не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.
Обязательные кандидатские экзамены предусмотрены по истории и философии науки, а также иностранному языку. Их программы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Программы кандидатского экзамена по истории и философии науки применительно к конкретной научной специальности приведены на сайте ВАК.
К сдаче кандидатских экзаменов допускаются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, прикрепленные для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)— к образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям.
К кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку приравниваются экзамены, сданные при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
К кандидатскому экзамену по специальности приравниваются экзамены, сданные при освоении программ подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению, соответствующему специальности в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников.
Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях, отвечающих следующим требованиям:
- а) наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
- б) наличие у организации государственной аккредитации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению, соответствующему специальности в соответствии с номенклатурой.
Кандидатские экзамены по специальной дисциплине могут быть сданы в научной организации, не осуществляющей программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при наличии в указанной организации действующего совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, которому предоставлено право приема для защиты диссертаций по этой научной специальности.
Сдача кандидатского экзамена по истории и философии науки разрешается в организациях, имеющих самостоятельные кафедры философии либо имеющие в составе кафедр социально-гуманитарных наук не менее двух преподавателей, один из которых должен быть доктором философских наук, а другой может быть кандидатом философских наук, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей программе подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Лица, осуществляющие подготовку диссертации по философским наукам, сдают кандидатский экзамен по истории и философии науки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению, соответствующему специальности в соответствии с номенклатурой и (или) имеющих диссертационный совет, которому предоставлено право приема для защиты диссертаций по этой научной специальности.
Сдача кандидатского экзамена по иностранному языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, допускается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре), соответствующей отрасли науки экзаменующегося и специалистов соответствующей квалификации по данному языку, а также на кафедрах иностранного языка по направлению организации.
Лица, осуществляющие подготовку диссертации по иностранным языкам, сдают кандидатский экзамен по иностранному языку в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению, соответствующему специальности в соответствии с номенклатурой.
Кандидатские экзамены принимаются, как правило, два раза в год в виде сессий продолжительностью один-два месяца каждая. Сроки и продолжительность сессий устанавливаются руководителем организации, осуществляющим прием кандидатских экзаменов. В случае представления диссертационной работы в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть принят вне сроков сессии.
До сдачи кандидатского экзамена для экзаменующихся проводится консультация.
Информация о времени, месте и форме проведения кандидатских экзаменов, перечень лиц, допущенных к их сдаче, а также программы кандидатских экзаменов размещаются на официальном сайте организации в сети Интернет не позднее чем за две недели до текущей сессии.
Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов в форме собеседования либо в иной форме. Форма проведения кандидатского экзамена устанавливается в зависимости от специальности, группы специальностей, отрасли науки.
Для подготовки ответа экзаменующиеся используют экзаменационные листы, которые сохраняются в организации после приема экзамена в течение года. Если форма проведения кандидатского экзамена не предусматривает письменную подготовку, то экзаменационные листы не используются.
На каждого экзаменующегося заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные экзаменующемуся членами комиссии, и иная информация, связанная с проверкой знаний на кандидатском экзамене. В протоколе приема кандидатского экзамена указывается форма его проведения.
Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается.
О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы, а по месту сдачи последнего экзамена удостоверения о сдаче предыдущих кандидатских экзаменов заменяются на единое удостоверение.
При оформлении удостоверения о сдаче кандидатского экзамена по специальности указывается наименование специальности в соответствии с номенклатурой.
Срок действия удостоверения о сдаче кандидатского экзамена не ограничен.
Комиссии по приему кандидатских экзаменов формируются из числа высококвалифицированных научно-педагогических кадров, утверждаются распорядительным актом руководителя образовательной организации и работают под председательством руководителя (заместителя руководителя) организации. Комиссия правомочна принимать кандидатские экзамены, если в ее заседании участвует не менее двух специалистов по профилю принимаемого кандидатского экзамена, в том числе один доктор наук.
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовая программа-минимум по специальности, разрабатываемая ведущими в соответствующей отрасли вузами и НИИ, организациями и утверждаемая Министерством образования и науки Российской Федерации, и дополнительная программа, разрабатываемая соответствующей кафедрой (отделом, сектором, лабораторией).
В состав комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку как общенаучной дисциплине могут быть включены представители по соответствующему направлению подготовки аспирантов (адъюнктов), имеющие ученую степень и владеющие данным иностранным языком.
Результаты экзаменов оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Предусматривается, что индивидуальный план подготовки диссертации и ее тема утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Соискатели периодически отчитываются и ежегодно аттестуются. Не выполняющие индивидуальный учебный план работы подлежат отчислению.
Источник: studref.com
8. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в магистратуре.
В настоящее время подготовка научно-педагогических кадров осуществляется еще и в магистратуре, поскольку, согласно Положению о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской федерации, утвержденному постановлением Госкомвуза от 10 августа 1993 г., подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Основная образовательная программа подготовки магистра предусматривает научно-исследовательскую работу студента в объеме 2034 часа, в том числе научно-исследовательскую практику — 378 часов, научно-педагогическую практику – 378часов, подготовку магистерской диссертации -756 часов.
Программа магистерской подготовки в вузе состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской. К научно-исследовательской части программы предъявляются следующие
требования: магистр должен уметь определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; разрабатывать план исследования; выбирать необходимые и наиболее целесообразные методы исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей.
В завершающем семестре магистратуры предусматривается сдача выпускных экзаменов и защита магистерской диссертации, являющейся самостоятельным научным исследованием. Результаты выпускных магистерскихэкзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительныхэкзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе,
может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума. В аспирантуру вузов, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.
9. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре.
Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров всистеме послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814,поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.
Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).
Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех
лет, по заочной форме — четырех лет. За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).
Согласно Государственному образовательному стандарту послевузовского профессионального образования, в основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты: образовательно-профессиональные дисциплины, факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Всего на научно-исследовательскую работу, включая подготовку и защиту диссертации, отводится 120недель (6480 учебных часов).
Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:
соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация; обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью; использовать современные теоретические, методические и технологические
достижения отечественной и зарубежной науки и практики; применять современную методику научных исследований; использовать современные методы обработки и интерпретации исходных данных с применением компьютерных технологий; содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руководитель
из числа докторов наук или профессоров. В отдельных случаях по решению ученого
совета вуза или научно-технического совета научного учреждения или организации,
научным руководителем может быть назначен кандидат наук соответствующей
специальности, как правило, имеющий ученое звание доцента (старшего научного
Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета,
обеспечиваются государственной стипендией. Иногородним гражданам
предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно
каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной
форме, имеют право на ежегодный дополнительные отпуска по месту работы
продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, а
также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50%
Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-
методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.
Специалисты могут сдать кандидатские экзамены и подготовить диссертацию
вые аспирантуры на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу
(научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей
специальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов
может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской
диссертации — на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских
диссертаций в форме соискательства установлен Положением о подготовке
научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского
профессионального образования в Российской Федерации.
Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подготовки докторских
диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного
сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному учреждению, организации),
имеющему докторантуру по соответствующей научной специальности.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет
докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить ее на кафедру
(в отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения. С
целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен
научный консультант из числа докторов наук.
Сотрудники вузов могут переводиться на должности научных сотрудников сроком
до двух лет, В период пребывания в этой должности научный сотрудник обязан
завершить работу над докторской диссертацией и представить ее на кафедру. По
истечении года он должен предъявить ученому совету вуза отчет о работе над
диссертацией, по результатам которого совет принимает решение с рекомендацией о
продлении его пребывания в должности научного сотрудника на следующий годичный
срок или о возвращении на прежнее место работы.
Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может
проводиться на срок не более четырех лет. Соискатели представляют на утверждение
кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным консультантом план
подготовки диссертации. Они периодически отчитываются и ежегодно аттестуются
кафедрой вуза или отделом (сектором, лабораторией) научного учреждения
Источник: studfile.net
В России вводится новая модель подготовки научных кадров в аспирантуре
С 1 марта 2022 года заработает новая модель аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Напомним, что с 1 сентября 2021 года в нашей стране введена новая концепция подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре). В рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров устанавливается интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании.
При этом аспирантура (адъюнктура) в России становится основной формой подготовки кадров высшей квалификации для отраслей науки и системы высшего образования. С 1 марта 2022 года, согласно принятым нормативным правовым актам, обучение в аспирантуре (адъюнктуре) будет завершаться итоговой аттестацией в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующим ее представлением к защите. Теперь срок освоения программ будет зависеть от научной специальности и формы обучения: на очном отделении 3 (4) года, на заочном – 4 (5) лет. Отмечается, что для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок освоения программ может быть увеличен, но не более чем на год. Также учащиеся, при условии выполнения всех обязательств, могут пройти досрочно итоговую аттестацию.
«Согласно федеральным государственным требованиям, структура образовательных программ состоит из образовательного и научного компонента, а также итоговой аттестации», – уточнили в Минобрнауки. Научный компонент включает в себя научную деятельность, подготовку публикаций и промежуточную аттестацию.
Что касается публикаций, то речь идет, в том числе о заявках на получение патентов, поданных для защиты результатов интеллектуальной деятельности, а также свидетельств о государственной регистрации. Образовательный компонент включает в себя дисциплины (модули), в том числе факультативные и элективные дисциплины (модули), практику и промежуточную аттестацию. В Минобрнауки ожидают, что введение в действие новой модели аспирантуры (адъюнктуры) позволит увеличить долю выпускников, которые будут завершать обучение защитой диссертации. Отмечается, что это повысит престиж института аспирантуры (адъюнктуры), а также создаст условия для привлечения талантливой молодежи в научную и научно-техническую сферу.
Источник: ug.ru
Система подготовки научно – педагогических кадров высшей квалификации
Оценить
503 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Система подготовки научно – педагогических кадров высшей квалификации»
Учитель I квалификационной категории
В России движение к ученой степени посредством написания диссертации и ее защиты связано с обучением в аспирантуру, докторантуре, либо с прикреплением к организациям в качестве ученой степени. Таким образом, путь к получению ученой степени лежит через систему послевузовского профессионального образования, которая служит кузницей научных кадров в России.
Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузах и ряде научно-исследовательских организаций, состоящая в обучении по специальной программе под руководством персонального научного руководителя и подготовке (написании) кандидатской диссертации.
Задачей послевузовского профессионального образования является углубление профессиональной подготовки обучающихся в аспирантуре, формирование их в процессе выполнения диссертационных работ как исследователей высшей квалификации и преподавателей высшей школы.
Гражданин, планирующий получение послевузовского профессионального образования, должен:
-принять решения о поступлении в аспирантуру и подготовке диссертационной работы;
-определить отрасль науки и научную специальность, по которой намечается подготовить диссертацию;
-выбрать организацию, в которой будет выполняться диссертационная работа;
-пройти собеседование с предполагаемым научным руководителем о руководстве с его стороны в период обучения в аспирантуре.
Каждому аспиранту, докторанту, соискателю ученой степени, необходимо ознакомиться с положением, определяющим порядок приема и обучения в аспирантуре, докторантуре, подготовки кандидатских диссертаций в форме соискательства, сдачи кандидатских экзаменов, чтобы знать свои права и обязанности.
Поступающие в аспирантуру сдают следующие вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:
-иностранный язык, определяемый вузом и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.
Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится экзаменационными комиссиями, назначаемыми приказом ректора. Приемная комиссия обеспечивает зачисление в аспирантуру поступающих, наиболее подготовленных к освоению основных образовательных программ послевузовского профессионального образования.
Конкурс проводится по специальностям научных работников, по результатам вступительных экзаменов и представленных документов в соответствии с ежегодно утверждаемыми приказом ректора Правилами приема в аспирантуру.
Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому кандидату. Лица, не прошедшие конкурсный отбор, но получившие положительные оценки на вступительных экзаменах, могут быть зачислены в аспирантуру сверх контрольных цифр приема по договорам на оказание платных образовательных услуг.
Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после заключения приемной комиссии, но не позже чем за две недели до начала занятий.
Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора.
Одновременно с зачислением в аспирантуру каждому аспиранту приказом ректора утверждается научный руководитель из числа докторов наук или профессоров. В отдельных случаях по решению Ученого совета к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента или старшего научного сотрудника и работающие над докторской диссертацией по утвержденной Ученым советом вуза теме.
Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук. Количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором.
Аспиранты очной формы обучения на бюджетной основе представляют в течение пяти дней со дня зачисления в аспирантуру трудовую книжку с записью об увольнении с последнего места работы. Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре – четырех лет. Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр, выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы. Аспирантам, зачисленным на платной основе, стипендия не выплачивается.
Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
-полностью выполнить индивидуальный учебный план;
-сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине;
-завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
Аспиранты для проведения работ по избранной теме научных исследований пользуются наравне с научно–педагогическими и научными работниками высших учебных заведений оборудованием, лабораториями, учебно–методическими кабинетами, библиотеками, правом на командировки, в том числе в зарубежные учебные заведения и научные центры, участие в экспедициях по избранным темам научных исследований.
Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректором по представлению кафедр и советов факультетов в сроки, определяемые вузом.
Индивидуальный план — это модель будущего состояния и образ действий, предпринимаемых для достижения этого состояния. После выбора темы начинается подготовка предварительного, ориентировочного плана работы над диссертацией. В плане указываются основные виды работ в период подготовки диссертации:
-изучение и сдача кандидатских экзаменов по образовательно-профессиональным дисциплинам (истории и философии науки, иностранному языку, специальной дисциплине);
-работа над литературой по теме диссертации;
-подготовка обзоров, сбор и обработка научной, статистической информации по теме диссертационной работы;
-подготовка и публикация статей в научных изданиях, выступления на научных семинарах, конференциях;
-подготовка отдельных глав диссертации;
-экспериментальная работа, проведение расчетов, обработка и
апробация (внедрение) их результатов;
-компоновка подготовленных материалов диссертации;
-оформление рукописи диссертационной работы и автореферата,
представление их на рассмотрение кафедры, где выполнялась работа;
-доработка диссертации в соответствии с рекомендациями, данными в ходе предварительной экспертизы на кафедре;
-подготовка документов для предварительного рассмотрения в диссертационном совете.
Задачей, решаемой с помощью индивидуального плана, является соблюдение логической связи между отдельными частями работы, во всем остальном этот план будет только руководством к действию. В нем не обязательна жесткая фиксация содержания и объемов разделов.
Индивидуальный план предельно лаконичен. В процессе работы план может неоднократно корректироваться.
Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный учебный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора.
Основаниями для невыполнения индивидуального плана либо для полного прекращения обучения в аспирантуре могут являться как объективные, так и субъективные причины. Задача научного руководителя (до представления аспиранта к отчислению по какой-либо причине) – обратить внимание и направить усилия совместно с аспирантом на возможность реализации творческого потенциала, если такой имеется у обучающегося.
Отчисления из аспирантуры в связи с невыполнением индивидуального плана, по собственному желанию, а также в связи с окончанием срока обучения в аспирантуре и незавершенной диссертационной работой являются основными причинами недостаточной эффективности послевузовского профессионального образования, что представляет собой одну из самых серьёзных проблем, существующих в системе послевузовского профессионального образования.
Система управления подготовкой высококвалифицированных кадров в вузе должна сочетать принципы управления учебным процессом и научно – исследовательской деятельностью, которая позволит повысить успеваемость кадров. Систему управления невозможно внедрить в практику, т.к в данное время эта система разрабатывается на основе математического моделирования.
М. Поташник. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352с.
Положения о подготовке научно–педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (в ред. Приказа Минобразования РФ от 30 июня 2004г. № 141).
Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996г. № 12-ФЗ.
Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996г. № 125-ФЗ.
Источник: www.prodlenka.org