А мне говорили, что НПО приравнены к СПО, а почему вы не приравниваете?
Действительно, согласно п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный по старому Закону РФ «Об образовании», приравниваются к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма.
Разработка АОП СПО, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.
Вывод: Людям, имеющим только НПО, необходимо сначала пройти обучение на СПО, как указано в законе выше, а затем уже они могут подавать заявку на обучение по программам повышения квалификации/переподготовки при условии наличия необходимого стажа работы и требований к квалификации.
Источник: razvitum.ru
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих как предмет анализа
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
художественной графики костюма;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
специального оборудования для швейного производства.
швейная мастерская для изготовления одежды с приспособлениями для вышивания.
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
Источник: poisk-ru.ru
Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
1) С 2010 г. – включая студентов на договорной основе.
7.30. Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по полу и возрасту1) (тысяч человек)
Возрастные группы, лет:
69,5
21 год и старше
1) Без профессиональных образовательных организаций ФСИН России и специальных профессиональных образовательных организаций. С 2010 г. – включая обучающихся на договорной основе.
7.31. ЧИСЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ (тысяч человек)
численность преподавателей — всего
в том числе с высшим профессио- нальным образованием
численность преподавателей — всего
в том числе с высшим профессио- нальным образованием
численность преподавателей — всего
в том числе с высшим профессио- нальным образованием
Все преподаватели
Источник: studfile.net
О профcтандартах просто и понятно: как читать требования к образованию (Глава 5)
Эту главу я посвятила очень важному вопросу: как правильно читать требования к образованию и обучению, которые встречаются в профстандартах. А также: почему нет начального профобразования, что относится к дополнительному образованию, какие документы его подтверждают.
У работника должно быть либо начальное профессиональное образование, полученное до 2014 года, либо среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), полученное после 2014 года.
Глава 5. Квалификационные требования, касающиеся образования
Куда делось начальное профобразование?
Сразу начну с того, что в ПС вы не найдете требования о начальном профессиональном образовании. И причина в том, что такого образования у нас сейчас просто нет! По новому закону «Об образовании» это понятие перестало существовать с 2014 года. Осталось только среднее профессиональное и высшее профессиональное образование трех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура).
А как же рабочие профессии? Они остались, но теперь предполагается готовить рабочих в рамках среднего профессионального образования. Поэтому, читая требования к образованию в профстандарте, вы можете увидеть такую формулировку:
Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Это означает, что у работника должно быть либо начальное профессиональное образование (ПТУ), полученное до 2014 года, либо среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), полученное после 2014 года. Это в настоящее время одно и то же, тождественные уровни образования.
Где получают среднее профобразование
Где можно получить среднее профессиональное образование? В колледже и техникуме, училищ сейчас практически нет. В любом случае нужно смотреть в дипломе на тот уровень образования, который, собственно, он и подтверждает.
В некоторых лицеях дают начальные профессиональные навыки. Но лицей — это разновидность школьного (общего среднего) образования, а не профессионального. Эти «корочки», выданные лицеем, мы не можем принять в качестве подтверждения квалификации.
Как соотнести новые уровни образования с прежними
Еще один важный момент. Для некоторых сфер производства профстандарты еще не приняты, поэтому мы квалификацию сверяем по справочникам, в которых встречаются старые виды образования: среднее техническое, высшее техническое, среднее специальное. Здесь мы рассуждаем логически.
Если специальность связана непосредственно с промышленностью и производством, то образование относится к техническому. В дипломах указана квалификация «технолог», «инженер». А гуманитарии – это специальное образование (учителя, фельдшеры, бухгалтеры).
Что такое дополнительные профессиональные программы
Теперь определимся с такой формулировкой, которая встречается в профстандартах:
Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Что это такое? Закон «Об образовании» выделяет следующие виды дополнительного профобучения:
- программы переподготовки (получают диплом о профессиональной переподготовке, длительность не менее 250 часов),
- программы повышения квалификации (получают удостоверение о повышении квалификации, длительность не менее 16 часов)
Но имейте в виду, что длительность программ была иной до 2014 года. Программа повышения квалификации не могла быть меньше 72 часов, а программа переподготовки – не менее 500 часов. Принимая у работников документы, выданные до 2014 года, обращайте внимание на длительность обучения.
Получается, что свидетельство о прохождении курса длительностью 24 часа не будет относиться к документам, подтверждающим наличие у работника дополнительного проф.образования или свидетельством о переподготовке. К программе повышения квалификации это свидетельство также не будет иметь отношения, поскольку повышение предусматривает дополнительные знания по уже имеющейся, полученной профессии.
Надо еще сказать, что прежними документами разрешалось организовывать обучение работников по программам профподготовки на самом предприятии. Но сейчас на любую образовательную деятельность нужно получать лицензию. То есть, обучать на предприятии можно, только получив сначала лицензию. Именно после лицензирования появляется право проводить итоговую аттестацию и выдавать документ о прохождении обучения. А так, в отсутствие лицензии, можно выдавать только справку об обучении, которую никуда не пришьешь.
В следующей части мы поговорим об обязательности профстандартов, кому внедрять, а кому не обязательно.
Об авторе: Анна Славинская
Анна Славинская, кадровик-практик. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами. Группа ВК https://vk.com/kadrydoc отвечаю на вопросы в реальном времени.
« Предыдущая запись
Источник: slob-expert.ru