Программа подготовка ребенка в замещающую семью

Содержание

Программа составлена и опробирована, дала положительный результат.

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
документ программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью. Макарова Марина Валерьевна 20 Мая 2015
документ Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью Телешко Виктория Александровна 31 Мар 2015
документ «обязанности в семье» занятие по помещению в замещающую семью. Сачкова Ирина Николаевна 4 Апр 2015
документ Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на ФГОС. Едакина Марина Рэстэмовна 8 Сен 2015
документ Формирование ОУНН у учащихся при преподавании предметов естественно-математического цикла в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения Чечкина Светлана Игоревна 20 Мар 2015
документ План подготовки к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты Музалькова Татьяна Валериевна 14 Мая 2015
документ Новые УМК как предпосылка эффективной подготовки к переходу на ФГОС по физике Козачок Надежда Владимировна 26 Сен 2015
документ Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр Глазунова Наталья Александровна 30 Мар 2015
документ Рабочая программа подготовки дошкольников к обучению в школе Федоренко Ирина Ивановна 4 Апр 2015
документ Программа подготовки дошкольников к обучению в 1 классе Олишевец Любовь Александровна 5 Апр 2015
документ Программа для подготовки дошкольников к школе «По дороге в 1 класс» Яковлева Ирина Валентиновна 26 Июл 2015
презентация, документ Готовность к переходу в 5 класс. Родительское собрание. Денисенко Евгения Борисовна 20 Мар 2015
документ Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено Сафонова Светлана Николаевна 31 Мар 2015
документ Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу Ячник Ирина Дмитриевна 18 Апр 2015
документ Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе Шеломова Елена Юрьевна 4 Апр 2015
документ «Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено» Энзель Татьяна Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Родительское собрание – октябрь Психологическая готовность к переходу в среднее звено. Диагностика адаптации 5классников Ахтямова Гульназ Мингалиевна 31 Мар 2015
презентация Родительское собрание «Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу» Усольцева Елена Алексеевна 4 Апр 2015
разное программа подготовки дошкольников «Первые шаги к зниниям» Голондарева Ирина Владимировна 30 Мар 2015
документ Рабочая программа кружка подготовки к школьному обучению(развивающие занятия для дошкольников) Емелькина Наталия Владимировна 31 Мар 2015
документ Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников. Сорокина Галина Викторовна 1 Апр 2015
документ Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Математика для дошкольников. Сорокина Галина Викторовна 31 Мар 2015
документ Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки» Денисова Светлана Владимировна 8 Дек 2015
документ Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к обучению в школе Севрюкова Раиса Анатольевна 31 Мар 2015
документ Программа подготовки к ЕГЭ в 10 классе Некрасова Татьяна Николаевна 6 Апр 2015
документ Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе Степанова Надежда Витальевна 30 Мар 2015
документ Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы». Стрелкова Марина Александровна 31 Мар 2015
документ Программа подготовки дошкольников по английскому языку в подготовительной группе «Малышок» Рудник Эльмаз Сейт-Аплаевна 4 Апр 2015
разное «Влияние изобразительного искусства на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе» Давыдова Галина Николаевна 21 Мар 2015
документ Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации Пасынок Юлия Юрьевна 30 Мар 2015
документ Использование развивающих игр в процессе подготовки к школе старших дошкольников. Баженова Елена Анатольевна 31 Мар 2015
презентация, документ Портрет будущего первоклассника в контексте ФГТ. Конспект занятия для подготовки старших дошкольников к школе. Руссу Наталья Закиевна 1 Апр 2015
документ творческий проект по теме:»Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе». Королёва Алевтина Геннадьевна 31 Мар 2015
документ Методическая статья по теме»Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе» Акимова Светлана Николаевна 15 Апр 2015
документ «Кот Леопольд в компьютерной стране » — курс подготовки дошкольников к школе Овчаренко Юлия Александровна 5 Апр 2015
документ Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе Речевая подготовка Арсеньева Марина Юрьевна 14 Янв 2016
документ С.А.Диденко. Программа «Здоровый образ жизни — в каждую семью» Диденко Светлана Александровна 7 Дек 2015
документ Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения» Елизарова Надежда Борисовна 1 Апр 2015
презентация Внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»» в семью Немов Павел Васильевич 20 Ноя 2015
документ Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху. Хазиева Татьяна Иркинджоновна 20 Мар 2015
Читайте также:
Программа для того чтобы взламывать игры на Андроид

Источник: pedportal.net

Проект Stories off-line. Программа подготовки подростков из замещающих семей к самостоятельной жизни

Воспитатель в системе семейного устройства детей оставшихся без попечения родителей

Подготовка воспитанника к переходу в замещающую семью

Подготовка воспитанника к переходу в замещающую семью

Государственное Казенное Учреждение

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом (смешанный) №30»

«Подготовка воспитанника к переходу в замещающую семью»

Подготовила :

педагог-психолог Арганашвили Т. В.

Подготовка воспитанника к переходу в замещающую семью

Публикация «Подготовка воспитанника к переходу в замещающую семью» размещена в разделах

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью. Статистика свидетельствует, что 60 — 70% детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан. Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

По поведению детей можно четко определить, велась ли с ребенком подготовительная работа, имеет ли он привязанности среди взрослых или сверстников. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им. Практика уже накопила опыт и, обобщая его, можно выделить определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Прежде всего, в учреждении, куда вначале помещается ребенок, проводится комплексная диагностика его развития. Педиатр, психоневролог и другие врачи изучают состояние его здоровья на данный момент; дефектолог или логопед диагностируют уровень развития речи, познавательных интересов, возможности обучения; психолог – состояние и уровень психического развития и здоровья. Очень важно на данном этапе, чтобы социальный работник или орган опеки собрали сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство. На основе полученных данных консилиум взрослых обсуждает дальнейшую судьбу ребенка и решает, подлежит ли он передаче в семью, или правовой статус, состояние здоровья и психологическое состояние ребенка не позволяют этого сейчас сделать.

Не секрет, что в любом учреждении есть дети, которые не могут быть усыновлены по правовому статусу: его невозможно разлучить с братьями или сестрами, бабушка или дедушка не могут сами воспитывать ребенка и не хотят передавать на воспитание в чужую семью, либо лишенные родительских прав биологические родители изъявляют желание восстановиться в правах. Есть дети, которые сами не хотят быть усыновленными и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться или вылечиться. Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и прекрасно себя чувствуют в среде сверстников. В то же время есть «домашние» дети, которым противопоказано проживание в детском учреждении.

Все эти коллизии должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будет принято решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью или же он будет находиться в государственном учреждении для детей-сирот. При решении судьбы ребенка на этом этапе важно исходить из интересов ребенка, а не из интересов окружающих его взрослых, которые иногда не хотят отпускать «хороших», послушных детей, а рекомендуют отдать в семью тех, с которыми у них возникают проблемы и которые им не по душе. Для исключения такого субъективизма и необходима комплексная диагностика развития ребенка.

Кроме этого на данном этапе также очень важно создать для ребенка условия, помогающие его реабилитации.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, при подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого психологи рекомендуют использовать такие приемы, как: составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, пересказ историй, похожих на пережитую ребенком и др.

Примерно с 6-летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем.

Ребенку, который может быть устроен в семью можно пояснить : «Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть и другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе, мы будем искать (нашли) таких людей» и дать время свыкнуться с этими мыслями. Специалисты советуют: ничего не следует утаивать от него, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.

Читайте также:
Какую программу выбрать для магазина

Еще один аспект предварительной подготовки, касающийся международного усыновления, заключается в том, чтобы к этой процедуре были готовы сотрудники учреждения, чтобы возникающие у взрослых страхи, навеянные рассказами о том, что за границей над детьми издеваются, убивают, используют их органы для пересадки и т. п., не переносились на детей.

Подтверждением тому, как отзывается слово взрослого на судьбах детей, может служить такой пример, к сожалению, не единичный. Жили в одном из дошкольных детских домов сестры-близнецы. Они ездили летом на отдых в Италию, где нашлась семья, пожелавшая их удочерить.

Пока семья готовила документы, воспитатель, узнав о том, что девочек собираются удочерить итальянцы, побеседовала с ними и напугала тем, что их хотят увезти в страну дьявола, где над ними будут издеваться. А чтобы этого избежать, она подсказала, чтобы на медико-педагогической комиссии одна из них прикинулась дурочкой. Сестер разъединили, одна попала во вспомогательную школу-интернат, а усыновителям отказали, так как разлучать близнецов нельзя.

Для предупреждения подобного нужно, чтобы окружающие ребенка люди были твердо убеждены в том, что детям, попавшим в семьи иностранных граждан, живется хорошо, что они никуда не исчезли, с ними не случилось беды. Огромную роль в этом играет информация, получаемая после усыновления; не только официальные отчеты, но и личные письма, фотографии, присылаемые новой семьей. Самым убедительным аргументом оказывается приезд подросших детей в город (село) откуда ребенок родом, посещение учреждения, откуда он был усыновлен.

Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную терапевтическую, психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работу над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании. В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье. Через эти мероприятия проходят все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в приют, и те, кто помещается в детский дом.

Дальнейший разговор пойдет о тех детях, которые могут попасть в семью. Иногда возникает вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз, сразу поместить в хорошую семью? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.

В том, что даже маленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. Работники домов ребенка свидетельствуют, что даже самые маленькие дети ведут себя беспокойно. Дети постарше возбуждены, расторможены. Они капризничают, плачут, «прилипают» к сотрудникам, просят, чтобы их не отдавали.

Работа на этом этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей). Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, появляющимся в группе; в их глазах надежда – а не за мной ли это пришли?

Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка. У многих детей, побывавших в семьях на каникулах, в гостях у сотрудников, складывается впечатление идеализированного, праздничного образа семейной жизни. Дети надеются, что новые родители будут лучше, обеспечат всем, чего ребенку не достает.

Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Ребенка спрашивают о том, с кем он хотел бы жить в одном доме, а кого хотел бы видеть в доме по соседству и другие рисуночные методики («Пять сердец», составление календаря переезда, карты взаимоотношений). Кроме этого на этом этапе для формирования образа семьи могут использоваться книги, рассказы, стихи, фильмы, доступные средства информации, разговоры, беседы о прошлой жизни в семье и о будущей. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, арт- и изотерапия, походы в гости в разные семьи.

Все эти методы помогут ребенку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы будут определяться возрастом ребенка. Здесь можно выделить две ступени:

Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно немало. Естественно, выбор приемов зависит от возраста ребенка. Самый распространенный — обмен письмами и фотографиями. Как только ребенок начинает дифференцировать знакомых людей от незнакомых, стоит показывать фотографии приемных родителей.

Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура, по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект подготовки. Часто в группах детского дома или школы-интерната возникает напряженное отношение к усыновляемому ребенку. Мы наблюдали, как дети отторгали такого ребенка, завидуя, делали мелкие пакости, дразнили, пугали.

Читайте также:
Программы которые загружаются при запуске компьютера

Такое поведение – показатель микроклимата, сложившегося в группе, а усыновление – лакмусовая бумажка, демонстрирующая уровень межличностных отношений, на который руководителям стоит обратить внимание. Для преодоления такого явления можно посоветовать перенять опыт, отраженный в фильме «Правила виноделов». Приютские дети в конце дня, лежа в кроватях, под руководством взрослого произносят слова: «Давайте порадуемся за …. (называется имя усыновленного ребенка). Она нашла свою семью, у нее новые родители и ей сейчас хорошо!»

А как быть с теми, кому не повезло, и кого не взяли в семью? Здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. Мы, окружающие тебя сейчас взрослые будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в тепле и уюте!

Последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.

В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы.

Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав с фотографией появившихся взрослых, идут на контакт. Кто-то делает робкие шаги, а кто-то бросается с криками: «Мама! Папа!» (в зависимости от темперамента).

До окончательного оформления вопроса (составление договора передачи, принятие решения об установлении опеки или решения суда) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей и ребенка, а если возникли осложнения, то и значимого для ребенка взрослого, который выступает в роли посредника. Совместные прогулки, еда, времяпровождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Мы считаем достаточно оправданным и такой опыт подготовки к усыновлению, как пребывание детей в семьях кандидатов в усыновители во время летнего отдыха, каникул. Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей. Полезным является и такой опыт, когда перед усыновлением ребенок некоторое время живет в семье или на правах опекаемого, приемного ребенка, или находящегося под патронатом семьи.

Часто представители органов опеки и сотрудники детских учреждений выдвигают аргумент, что если усыновление не будет утверждено или у приемных родителей изменится ситуация, а у ребенка уже появится желание жить в этой семье, то возврат в учреждение для него еще одна травма.

Презентация, доклад к докладу по теме: Этапы реализации программы по подготовке воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье Семья плюс.

ЦЕЛЬпроведение специальной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.

  • Главная
  • Педагогика
  • Презентация к докладу по теме: Этапы реализации программы по подготовке воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье Семья плюс.

Слайд 1«Семья плюс»
программа подготовки воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье

«Семья плюс»программа подготовки воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье

к жизни в замещающей семье.

ЦЕЛЬпроведение специальной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.

Слайд 3ЗАДАЧИ
Подготовить воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье.
Выявить индивидуальные потребности

детей в заботе и уходе, разработать на их основе рекомендаций по подбору семьи.
Способствовать преодолению негативных последствий травматических ситуаций, пережитых детьми.
Формировать у детей позитивный образ семьи, представления о семейной системе и внутрисемейных взаимоотношениях.
Формировать у детей мотивацию на проживание в замещающей семье.

ЗАДАЧИПодготовить воспитанников детского дома к проживанию в замещающей семье.Выявить индивидуальные потребности детей в заботе и уходе, разработать

Слайд 4 I этап – предварительный (1 месяц).
Цель –
проведение комплексной психолого-медико-социально-педагогической оценки

состояния детей и мотивации к устройству в замещающую семью, сбор информации о детях, планирование работы по подготовке детей к жизни в семье.

I этап – предварительный (1 месяц). Цель – проведение комплексной психолого-медико-социально-педагогической оценки состояния детей и

Слайд 5 II этап – диагностический (1,5 месяца)
Цель –
выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка

и характер его проблем.

II этап – диагностический (1,5 месяца) Цель – выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и характер его

Слайд 6 III этап — подготовительный (1,5 месяца)
Цель –
подготовка к семейному устройству

и помещению в семью.

III этап - подготовительный (1,5 месяца) Цель – подготовка к семейному устройству и помещению в семью.

Слайд 7Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребенка к устройству в приемную семью

Блок специальной
подготовки:
логопед
дефектолог

Психолого-педагогический блок:
психолог,
социальный педагог

Правовой блок:
юрист, социальный педагог

Медицинский блок:
врач-педиатр, медицинская сестра ОО

Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребенка к устройству в приемную семью Блок специальной подготовки:логопеддефектологПсихолого-педагогический блок:психолог,социальный

Слайд 8Знакомство ребенка с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями

и так далее.
Формирование коммуникативных умений, необходимых для эффективного взаимодействия с членами замещающих семей и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации в приемной семье.
Консультирование (по необходимости): оказание поддержки, снижение тревожности, формирование позитивной самооценки и т.п.

Знакомство ребенка с понятием «семья», ее структурой, функциями, семейными ролями и так далее. Формирование коммуникативных умений,

Слайд 9 IV этап — помещение в замещающую семью (2 месяца).
Цель –
создание

оптимальных условий для знакомства детей с семьями, установления контакта.
Срок реализации:
6 месяцев (12 месяцев)

IV этап - помещение в замещающую семью (2 месяца). Цель – создание оптимальных условий для

Слайд 10Ожидаемые результаты реализации Программы
Ребенок готов психологически к помещению в замещающую семью,

у него сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении.
У ребенка развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия.
Развиты навыки самообслуживания, коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации.
Развиты навыки эмоциональной саморегуляции.
После подбора замещающей семьи с ребенком ведется работа по знакомству семьей.

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru