С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).
Кто должен пройти ШПР?
Все кандидаты, за исключением:
- близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
- отчима и мачехи,
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
Программа ШПР
Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.
ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ | ОБУЧЕНИЕ ЭКЗАМЕН | Бисярина Светлана
Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.
Как проходит процесс подготовки?
Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.
Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.
В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.
Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.
Свидетельство о прохождении ШПР
По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.
Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).
Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.
Как выбрать ШПР?
При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы и удобству обучения.
Обучение в ШПР – бесплатное.
Допускается очно-заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных методов.
Подготовка кандидатов в приемные родители
Какие знания можно получить в ШПР?
Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на
- выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
- по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.
Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?
Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов — возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.
По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.
Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?
Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.
Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.
Источник: dzen.ru
Образовательная
Основная задача Центра — подготовка кандидатов в замещающие родители и постинтернатные воспитатели, а также переподготовка (повышение квалификации) действующих замещающих родителей и постинтернатных воспитателей.
Ежегодно обучение в Центре проходят более 3,5 тысяч человек.
Специалисты учреждения имеют большой практический опыт проведения психологических тренингов, педагогических семинаров для замещающих родителей и специалистов, работающих в сфере воспитания и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тех граждан, кто впервые задумался о приеме в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, приглашаем на программу «Школа опекунов».
Замещающих родителей, имеющих опыт воспитания в своей семье приемного ребенка, и нуждающихся в психологической поддержке, ждем на программе «Семейная мастерская».
По окончании курсов обучения всем родителям выдается Свидетельство.
Наборы групп проводятся ежемесячно в течении всего года. Записаться на обучение можно в любое удобное время по телефонам, указанным в таблице «Контактные телефоны отделений Центра» (раздел «Контакты»).
Программа «Школа опекунов»:
Программа рассчитана на 66,5 часов, включает 10–13 очных занятий, которые, как правило, проводятся в вечернее время по 2–3 раза в неделю, включая субботу (с 01 октября по 01 мая) .
По данной программе могут пройти подготовку граждане, желающие стать усыновителями, опекунами/попечителями либо приемными родителями несовершеннолетних.
Основная цель программы — формирование родительских компетенций по воспитанию ребенка-сироты.
Предлагаемые формы обучения: социально-психологический тренинг, практические занятия и многие другие активные формы работы с группой (мозговой штурм; изучение конкретных ситуаций; арт-терапевтические упражнения; «кинозал»). Большое внимание уделяется индивидуальной работе со слушателями: выполнение практических упражнений, тестовых заданий для самоконтроля; обсуждение с членами семьи различных традиций и правил; выполнение творческих заданий по выстраиванию жизненных перспектив и др.
В рамках подготовки проводится психологическое обследование граждан с целью определения психологической готовности к приему ребенка, выявлению мотивов и ресурсов по созданию нормальных условий для развития ребенка. Данное требование определено действующими Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Программа «Семейная мастерская»:
Программа рассчитана на 66,5 часов. Занятия, как правило, проводятся в вечернее время по 2–3 раза в неделю. Формы обучения: очно-заочная.
По данной программе могут пройти переподготовку приемные родители, опекуны, попечители.
Основная задача программы — повышение родительской компетентности и коррекция эмоционально-информационных связей в замещающей семье.
Для проведения занятий приглашаются юристы аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае; врачи — психотерапевты, наркологи; педагоги-психологи; социальные педагоги. Предлагаемые формы и методы обучения: практические и семинарские занятия, моделирование и анализ проблемных ситуаций, работа в малых группах, самостоятельная работа.
Программа предусматривает использование личного опыта замещающих родителей. Групповые формы работы позволяют участникам обмениваться мнениями, опытом, обсуждать проблемы и находить пути их решения, делиться своими чувствами.
В рамках программы «Семейная мастерская» реализуется образовательный модуль «Подросток в замещающей семье» .
Общий объем программы – 40 часов.
Участие в данной программе предоставляет возможность родителям как можно больше узнать о «сюрпризах» переходного периода в развитии ребенка; понять, какие изменения происходят с ребенком, научиться анализировать его поведение, и, учитывая эмоциональное и физиологическое состояние подростка, выстраивать с ним конструктивные доверительные отношения.
Переподготовка действующих замещающих родителей направлена на профилактику жестокого обращения с детьми через повышение воспитательных компетенций, совершенствованию навыков по созданию безопасной среды проживания, успешной социализации и самореализации подростков.
Еще две образовательные программы рассчитаны на работу с постинтернатными воспитателями (будущими и действующими).
- Программа для кандидатов в постинтернатные воспитатели «Соучастие в судьбе».
- Программа переподготовки для действующих постинтернатных воспитателей «Соучастие в судьбе-2».
Программа «Соучастие в судьбе»:
Программа предназначена для лиц, желающих оказать реальную помощь и поддержку выпускнику детского дома или приемной семьи в возрасте от 16 до 23 лет. Обучение включает 5–6 очных занятий, которые, как правило, проводятся в вечернее время по 2–3 раза в неделю.
Цель программы — формирование и развитие компетентности постинтернатных воспитателей в работе с выпускниками детских домов и приемных семей в возрасте от 16 до 23 лет.
Предлагаемые формы и методы обучения: социально-психологический тренинг, практические занятия, используются активные методы групповой работы.
Порядок действий граждан, желающих стать постинтернатным воспитателем, определен действующим в Пермском крае Регламентом.
Программа «Соучастие в судьбе 2»:
Программа предназначена для действующих постинтернатных воспитателей. Переподготовка включает 5 очных занятий, которые, как правило, проводятся в вечернее время по 2–3 раза в неделю.
Цель программы — выявление дополнительных ресурсов постинтернатных воспитателей к выполнению договорных обязательств и совершенствование умений и навыков эффективного межличностного взаимодействия.
Предлагаемые формы и методы обучения: социально-психологический тренинг, практические занятия, используются активные методы групповой работы.
С мая 2015 года в Центре реализуется дополнительная общеобразовательная программа по психологической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации «ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ» .
Основная цель: оказание психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, в том числе сексуального.
Данная программа является обобщением накопленного опыта психологической реабилитации детей и подростков, пострадавших от насилия, так как реабилитацией детей-жертв сексуального насилия специалисты Центра занимаются с 2012 года.
Объем программы – 54 часа.
Дополнительная общеобразовательная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан .
Программа направлена на ознакомление с основами правовых знаний по опеке и попечительству над совершеннолетними подопечными, в том числе перечнем прав, обязанностей и ответственностью опекунов или попечителей, установленными действующим законодательством; ознакомление с основами медицинских знаний, в том числе особенностями ухода за недееспособными подопечными, страдающими деменцией; проведение психологических обследований кандидатов с целью оценки их психологической готовности исполнять обязанности опекуна или попечителя.
Объем программы – 25 часов.
Занятия по данным программам проводятся бесплатно!
- Образовательная
- Реабилитация несовершеннолетних/детей
- Временное пребывание детей-инвалидов в принимающих семьях
- Актуально
- Расписание занятий
- Вопрос-ответ
Источник: soscentrpk.ru
МКУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск Афиша мероприятий
Тема 2. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители
- Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
- Понятие обучающе-психологического тренинга.
- Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Содержание обучающе-психологического тренига.
«Школа приемных родителей» — это курсы компетенции для будущих приемных родителей, усыновителей и опекунов.
I. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Цель школы: помочь участникам разобраться в своих чувствах и намерениях, дать системные знания, необходимые для создания новой семьи, морально и практически подготовиться к приему ребенка.
В нашей школе вы сможете:
- Разобраться в требованиях, предъявляемых к кандидатам в замещающие родители
- Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребенка в семью
- Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка
- Понять особенности развития и эмоционального состояния детей, находящихся в госучреждениях
- Узнать о реалиях тайны усыновления и проблемах контакта с биологическими родителями
- Узнать типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования
- Научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье
- Изучить педагогические приемы, помогающие общению с детьми, способствующие компенсации моральных травм и негативного интернатного опыта у детей.
Программа рассчитана на 8 недель (занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия 4-5 часов)
Обще количество – 51 час
Индивидуальные занятия – 15,5 часов
Групповые лекционные занятия – 12 часов
Групповые практические (тренинго-семинарские) занятия – 23,5 часа.
Распределение часов по темам – относительно условно, и в зависимости от групповой динамики и пожеланий участников, какие-то блоки могут занять больше или меньше времени.
Разделы:
- Юридический аспект: права и обязанности, процедуры, документы.
- Медицинский (справочный): диагностика и особенности здоровья детей в интернатных учреждениях, особенности возрастного развития детей, оказание доврачебной помощи.
- Психолого-педагогический: психология семьи, детская психология, детско-родительские отношения, адаптация ребенка и семьи.
Содержание занятий
1. Юридический аспект
1.1. Семейные формы устройства – усыновление, опека, попечительство, приемная семья и их отличие.
1.2. Порядок оформления новых документов на ребенка: получение в органах ЗАГС Свидетельства об усыновлении и Свидетельства о рождении, регистрация по месту жительства, запись детей в загранпаспорт усыновителя.
1.3. Изменение формы семейного устройства – приоритеты, возможности критерии.
1.4. Приемная семья: оформление, порядок заключения договора «О создании приемной семьи», форма договора. Материальное обеспечение семьи, льготы.
1.5. Подача заявления в суд и судебная процедура установления усыновления.
1.6. Права биологических родителей ребенка и их родственников после передачи ребенка в принимающую семью. Восстановление родителей в правах.
1.7. Наблюдение органами опеки за усыновленным, принятым под опеку, патронируемым ребенком.
1.8. Отмена усыновления, снятие опеки.
1.9. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные рекомендации, ведение случая.
2. Медицинский аспект
2.1. Система установки диагноза, методы диагностики детей в учреждениях. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего школьного возраста и их комментарий.
2.2. Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах, детей, отобранных из неблагополучных семей. Гипер- и гиподиагностика в детских учреждениях.
2.3. Особенности возрастного физического развития детей – обзор.
2.4. Генетическая наследственность. Психиатрия и психофизиология: психиатрическое заболевание у детей, диагностика и основные факторы, влияющие на развитие заболеваний.
2.5. Оказание доврачебной помощи детям дошкольного возраста.
2.6. Персональные консультации слушателей по ситуациям, письменные рекомендации, ведение случая.
3. Психолого-педагогический аспект
3.1. Психология общения со службами в процессе оформления документов на ребенка, осуществление проверок, отчетов.
3.2. Особенности возрастной психологии детей,
3.3. Основные депривационные проблемы у детей, развивающихся вне семьи, отобранных из неблагополучных семей. Виды депривационного поведения детей. Возможности реабилитации. Госпитализм, психотерапия депривационных расстройств ребенка.
3.4. Общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения.
3.5. Процесс адапатции. Стадии, особенности каждой стадии, зависимость скорости адаптации от основных факторов. Определение перехода одной стадии в другую.
3.6. Особенности адаптации родителей. Повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации.
3.7. Интерпретация поведенческих проявлений ребенка в приемной семье. Основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей.
3.8. Особенности поведения в приемной семье детей, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении.
3.9. Особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей). Налаживание отношений с другими детьми в семье.
3.10. Особенности психологии приемных подростков. Основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков.
3.11. Тайна усыновления. Как и когда рассказать ребенку о его происхождении.
3.12. Идентичность приемного ребенка. Проблемы контактов ребенка с биологическими родственниками. Выработка/корректировка отношения ребенка к его биологическим родителям.
3.13. Историография ребенка. Восстановление биографии ребенка: розыск документов, кровных родителей.
3.14. Взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребенка, юридические, этические и психологические аспекты.
3.15. Специфические проблемы детей сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.
По результатам обучения проводится собеседование и вручаются Свидетельства о прохождении подготовки каждому участнику.
После окончания обучения проводится общая конференция: короткая официальная часть – поздравление от руководителей и преподавателей ШПР, озвучиваются ближайшие интернет и очные мероприятия в регионах. Неофициальная часть – ответы на оставшиеся вопросы, обсуждения.
II. Понятие обучающе-психологического тренинга.
Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности той или иной деятельности. Тренинг — перспективный метод обучения, особый вид практических занятий, активный процесс приобретения знаний, умений, поведенческих навыков.
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом автор отмечает, что тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И. В., 2000).
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия.
Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную в области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, работа тренера заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, для них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированнный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Создание условий для эффективной обратной связи в группе — основная задача тренерской работы. Дополнительными средствами осознания могут являться аудио, видеозапись поведения участников тренинга с последующим просмотром и обсуждением, личные беседы с участниками.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
III. Приемы и активные методы обучения, применяемые в тренинге , являются совокупностью средств и способов активизации мыслительной, учебно-познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала к личностному и профессиональному развитию. В течение тренинга каждый участник имеет возможность в сжатые сроки обогатить, переоценить, осознать свой жизненный опыт и себя как личность, сориентироваться в будущей профессии.
Выбор методических и практических, социально-психологических приемов в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера.
Тренер внимательно осуществляет подбор методических приемов и средств для проведения тренинга, и групповых занятий, например, таких как психогимнастика, групповое обсуждение или мозговой штурм с целью вовлечь участников и достичь запланированных задач тренинга.
- Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
- Игра. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре, интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
- Психогимнастика — это круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Психогимнастические упражнения могут быть специализированными и воздействовать направленно на одну или совокупность психических характеристик (память, внимание, мышление). Психогимнастические упражнения позволяют подключать для осознания одной и той же проблемы разные уровни психического отражения, воздействуя на подсознание и через обратную связь на сознание участников. Эффективность выполнения одного из таких упражнений зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. В некоторых упражнениях тренер может быть непосредственным участником. Выполнение всех упражнений должны обсуждаться участниками и анализироваться тренером. Обсуждение и анализ могут проводиться по окончанию выполнения упражнения. Некоторые упражнения предполагают прерывание его выполнения и обсуждение процесса работы группы и участников на отдельных этапах. Часто невозможно определить временные границы выполнения упражнений. Некоторые упражнения следует повторять периодически.
- Медитативные методы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
Совокупность всех упражнений, техник, приемов и методов, задач, предлагаемых тренерами для выполнения участниками, кроме традиционной для учебного процесса содержательной части с необходимыми знаниями, преподносимыми в ходе мини-лекций, пояснений или осваиваемыми в групповой работе с четко поставленной целью и формализованным результатом, содержит также и заранее подготовленные нестандартные проблемные ситуации, запланированные или внезапные изменения в работе. Все они, кроме обязательного освоения образовательной программы и запланированного объема знаний и навыков, направлены на повышение личной эффективности участников. Это подразумевает активную работу участников не только над заданиями и упражнениями, но и над собой, а также активную вовлеченность в процесс тренинга.
Версия для слабовидящих
С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00
С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00
С психологом отделения психологической помощи для мужчин вы можете связаться в четверг с 10.00 до 12.00
Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00
Источник: crisiscenter74.ru