Программа подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детского дома

Презентация на тему: » Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Проект программы.» — Транскрипт:

1 Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Проект программы

2 1. Существует противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием единого государственного документа (стандарта), определяющего объем знаний и умений, необходимых выпускникам детских домов для успешной социальной адаптации. 2. На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности, ее самоопределению. В приоритеты выходит социальная компетентность. 3. Контингент воспитанников детского дома представляет собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние травмирующих факторов, что способствовало деформации их психического и, в некоторых случаях, физического развития. 4. Условия вне семейного воспитания не являются естественными и влекут за собой искажение представлений о реалиях жизни, что существенно затрудняет социализацию воспитанников. Актуальность

Система подготовки к самостоятельной жизни детей сирот

3 Предполагает обеспечение преемственности, системности, взаимосвязи, а так же целостности процесса воспитания и развития детей в условиях детского дома; является основой для организации работы службы развития и воспитания детского дома; Позволяет дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни, подобрать оптимальные условия для реализации целей и выполнения миссии детского дома. Назначение Программы

4 1.Требования, предъявляемые государством и обществом к современному самостоятельному человеку. 2. Проблемы социализации выпускников детского дома. Анализ причин, затрудняющих интеграцию в общество выпускников детского дома. 3. Особенности контингента воспитанников детского дома. 4. Цели и задачи подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

5. Направления подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Разделы программы. 6. Ожидаемый результат подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 7. Мониторинг эффективности деятельности по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Структура Программы

5 «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,- сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Социальный заказ

6 1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье. 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке тру-да. 3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий).

Программу подготовки детей к семейной жизни успешно реализуют в детском доме №1 Биробиджана

4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение. 5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, не соблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность). 6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения. 7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье. 8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения. Проблемы социализации выпускников детского дома

7 1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; 3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Трудности социализации детей- сирот

8 Уровень когнитивного развития воспитанников недостаточный для успешного освоения ими образовательных программ, обучаемость детей снижена. Для многих воспитанников характерно недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, волевой регуляция своего поведения и настроения.

Характерными особенностями личности воспитанников является не-адекватная самооценка, неспособности оценивать свои личностные качества, недостаточно высокий общий уровень принятия себя, уверенности в себе, тревожность. Нарушения в сфере общения, проявляющиеся в неготовности устанавливать продуктивные контакты, агрессивности, неадекватных формах поведения в конфликтных ситуациях. Отсутствие стремления к независимости, пассивность, низкий уровень готовности к выбору своего места в жизни. Выпускники детского дома чувствуют себя недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детского дома, сформированности социальных ценностей. Особенности воспитанников детского дома

9 Цель Программы — создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и успешной интеграции в общество после выпуска из детского дома. Задачи: 1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников. 2. Обеспечение реализации Программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. 3. Расширение социального пространства воспитанников. Цели и задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни

10 Организация жизнедеятельности воспитанников; Принципы взаимодействия взрослых и детей; Открытая среда воспитательной системы. Благоприятные условия для развития личности воспитанников

11 Принцип «замещающей семьи»; Позиция воспитателя; Отношения в группе; Учет возрастных интересов, удовлетворение потребностей воспитанников; Организация деятельности с учетом основных мотивов в каждом возрастном периоде. Организация жизнедеятельности воспитанников

12 Принцип гуманистической ориентации; Принцип социальной адекватности; Принцип индивидуализации; Принцип социального закаливания; Принцип создания воспитывающей среды; Принципы взаимодействия взрослых и детей

13 обучение детей в различных образовательных учреждениях, посещение кружков вне стен детского дома, посещение гостевых и родственных семей; участие детского дома в различных мероприятиях (городских, областных, школьных и пр.). контакты с социумом через установление отношений с социальными партнерами. Открытая среда воспитательной системы

14 Модель выпускника Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Социальные роли Компетентность Я – гражданин (Я — в обществе) Компетентность в сфере социально-правовых отношений Я – работник (Я в трудовой жизни) Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений Я – хозяин (Я – дома)Компетентность в социально-бытовой сфере Я – семьянин (Я в семье)Компетентность в сфере семейных отношений Я – творец (Я — в свободное время)Компетентность в досуговой сфере Я – личность (Я отвечаю за себя)Личностная компетентность Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) Культура здорового образа жизни Я — общаюсь (Я — в мире людей)Коммуникативная компетентность

15 1. Программа социализации воспитанников дошкольного возраста в условиях детского дома; 2. Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ступени» (для воспитанников школьного и старшего возраста). Программы, направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни

16 ступени освоения программы, основанные на возрастной периодизации: 1 ступень – младший школьный возраст – 7-10 лет; 2 ступень – средний школьный возраст – лет; 3 ступень – подростковый возраст – 15 – 17 лет. Программа «Ступени»

Читайте также:
Что такое язык программирования опишите состав и интерфейс среды разработки программ на используемом

17 Направление подготовки Формы организации подготовки Режим подготовки Социально-трудовая подготовка и профориентация Занятия по Программе социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома 1 занятие в неделю Клуб «Хозяюшка»1 занятие в неделю Клуб выпускников 1 занятие в месяц Режимные моменты (дежурство, санитарно-гигиенические процедуры) По режиму дня Общественно-полезный руд (генеральные уборки, сельскохозяйственный труд) 1 раз в неделю Программа «Наш дом»В период каникул Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Занятия по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 занятие в неделю Клуб любителей игры 1 занятие в месяц Туристический клуб «Путник»По плану Режимные моменты (зарядка, организованные прогулки)По режиму Социально-нравственная подготовка Занятия по Программе духовно-нравственного воспитания личности гражданина 1 занятие в неделю Клуб «Вологжанин»1 занятие в месяц Клуб «Читай-ка»2 раза в месяц Клуб общения 2 раза в месяц Художественно-эстетическое развитие Занятия по Программе музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома По расписанию занятий Занятия по Программе «Ручной труд»По расписанию занятий Направления подготовки воспитанников к самостоятельной жизни

18 Программа социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа духовно-нравственного воспитания; Программа музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома; Программа «Ручной труд». Содержание программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни

19 регламентированные Виды деятельности детей регламент Занятия (воспитательные часы), как специально организованная форма обучения Календарно-тематическое планирование Инструктивно-практические занятия Режим дня Коллективные творческие дела Календарь событий детского дома Дополнительное образование Сетка занятости воспитанников нерегламентированные Взаимодействие с социумом Занятия по интересам Групповые дела Свободное время Формы организации воспитанников

20 Технология реализации программы «Ступени» Проблемно- ориентированный анализ развития группы Выполнение плана Календарно- тематическое планирование группы Учебно-тематический план воспитателя Отчет воспитателя о выполнении плана (самоанализ)

21 месяц Праздники концерты Тематические недели Конкурсы в детском доме Городские акции, проекты Конкурсы, фестивали Собрания воспитанников сентябрь До свидания, лето! Уют и порядок в группе-семье. «Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов. «Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской».

1. Итоги летнего отдыха, 2. Правила проживания в детском доме, 3. Планирование на год. октябрь День Учителя. Концерты к дню пожилого человека. Неделя малой Родины. Цветник в группе.Кросс нации. Общегородской субботник. «Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения.

1. Итоги учебной деятельности, 2. Итоги конкурсов. ноябрь Неделя Книги.Оформление читательских уголков. «Вологда – здоровый город». «Веселые дети» Мини-футбол. декабрь Новогодняя шоу- программа. Новогоднее оформление групп. «Новогодняя игрушка для центральной елки» «Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу».

1. Итоги учебной деятельности 3. План на зимние каникулы. январь Неделя здоровья и спорта. На самую здоровую группу. Лыжня России. «Школа выживания» «Рождество Христово – вечной жизни свет» февраль День защитника Отечества. Конкурс бережливых. «Подарок солдату»«Дорога без опасности». «Моя семья» март 8 Марта. День рождения детского дома. Неделя профориентации.

Портфолио группы. «Азимут надежды»Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды» 1. Итоги учебной деятельности 2. Итоги конкурсов. апрель Неделя права Проекты «Цветущее чудо» у детского дома. Двухмесячник по благоустройству территории. «Покровские встречи». «Природа и творчество». май Поздравление ветеранов. Выездные концерты. Самый красивый участок на территории детского дома «Подарок ветерану» «Цветущий город» Славные сыны и дочери государства Российского 1. Итоги учебной деятельности за год. 2. Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха июнь День выпускника. «Наш зеленый дом». «Город детства» Календарь событий детского дома

22 Направления социального партнерства: 1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. 2. Проведение совместных занятий в клубах по интересам. 3. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений.

4. Обеспечение условий для оздоровления, отдыха и занятости воспитанников в каникулярный период. 5. Обеспечение дополнительной подготовки воспитанников к итоговой аттестации. 6. Обеспечение дополнительных условий для самоопределения и самореализации воспитанников. 7. обеспечение дополнительных условий для профессиональных проб воспитанников.

8. Профилактика правонарушений воспитанников. 9. Информационное обеспечение деятельности детского дома. Расширение социального пространства воспитанников

23 Мониторинг уровня образовательной подготовки; Мониторинг сформированности учебных навыков; Мониторинг здоровья и уровня культуры ЗОЖ; Мониторинг развития личности воспитанников; Мониторинг социальной адаптации воспитанников; Мониторинг готовности к самостоятельной жизни; Мониторинг развития группы. Оценка эффективности Программы

Источник: www.myshared.ru

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Главной задачей детских домов является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, т. е. способствовать их к социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Публикация «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни» размещена в разделах

  • Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
  • Темочки

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.

В последние годы в учреждениях интернатного типа создается обстановка, максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Задача, с которой рано или поздно столкнётся каждый из детей детского дома, — это быт. Убирать, стирать, гладить, грамотно выбирать и покупать продукты, готовить здоровую еду — всего этого они не умеют. В детском доме за порядком в их комнатах следят уборщицы, рацион планируют повара, а их вещи стирает прачечная. Оказавшись за пределами привычного распорядка, многие дети завтракают чипсами и закусывают лапшой быстрого приготовления. Получается, что детский дом, стараясь заменить мальчишкам и девчонкам заботливых родителей, не учит самому главному — умению жить в обществе, принимать решения, быть самостоятельными.

И эта проблема с каждым годом становится все серьезней.

Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.

В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни большую роль играет трудовая деятельность. Труд для воспитанников детского дома — важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами детского дома, повысит чувство уверенности в себе.

Еще не малую роль при выходе воспитанников из детского дома имеет такой критерий как самостоятельность. Существует три уровня самостоятельной деятельности ребё нка:

1. Начальный уровень самостоятельности предполагает наличие у воспитанника элементарных социально — бытовых навыков, которые он использует в конкретной деятельности совместно с взрослыми.

Читайте также:
Лучшие бесплатные программы для фотошопа на русском языке

2. Достаточный уровень — подросток имеет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он знает. В незнакомых ситуациях не может использовать имеющиеся у него навыки. Знания и умения применяет при помощи окружающих.

3. Высокий уровень — когда молодой человек свободно использует социально — бытовые навыки даже в незнакомой ситуации самостоятельно.

Решая вопросы подготовки детей детского дома к самостоятельной жизни через социально — бытовую ориентировку к моменту выпуска, важно освоение социально — бытовых навыков это только начало их пути в большую взрослую жизнь.

Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им предстоит решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.

Публикации по теме:

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май»

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый!

Я люблю Май самозабвенно,.

«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчет)

«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчет) Здравствуйте,друзья! Сегодня я решила представить вам один день из нашей повседневной жизни в детском саду. Наш любимый детский садик называется.

«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчёт)

«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчёт) Детский сад-это дом для маленьких человечков,которые верят в сказку,каждый день познают,умеют мечтать и ещё пока летают во сне! Мы воспитатели.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Один год из жизни воспитанников и родителей группы

Один год из жизни воспитанников и родителей группы Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт мероприятий, проведённых с детьми подготовительной к школе группы в 2016-2017 учебном.

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка»

Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка» Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка,.

Сценарий новогодней игровой программы «У нас в гостях Дед Мороз со Снегурочкой» для воспитанников детского дома Здравствуйте,дорогие гости моей странички!Приглашаю ознакомиться со сценарием новогодней игровой программы,которую провели в нашем детском.

Источник: www.maam.ru

Подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях ГКУ «Детский дом (смешанный) № 13» села Надежда Ставропольского края

Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Abstract: The article is devoted to the problem of training of pupils of State institutions for orphans and children left without parental care to independent living.

Ключевые слова: подготовка к самостоятельной жизни, дети-сироты, детский дом, авторская программа .

Keywords: preparation for independent life, children-orphans, children’s House, the author’s program.

Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, которая давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную. [1] Процесс социализации и постинтернатной адаптации выпускников детских домов проходит очень сложно. Практические, научные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в детском доме, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни.

Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение. [2] Умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами, вести домашний быт, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, а у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется.

Исследования Е.Н. Алтынцевой, Е.Н. Степанова, Л.М. Лузиной показывают, что индекс самостоятельности у воспитанников интернатных заведений вдвое ниже, чем у сверстников, которые воспитываются в семье. [3] Они более склонны к конформизму, неуверенности в себе.

Выходя из стен интерната, выпускники не имеют адекватного представления о реальных сложностях жизни, которые ожидаются впереди, не могут адаптироваться к условиям, которые их окружают. Повзрослевшие воспитанники не знают, как обустроить свое жилье, как осуществить поход в ЖКХ. Они не умеют сделать элементарную покупку. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, ведет к негативным последствиям. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость дать им практические знания в стенах детского дома.

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с.Надежда Ставропольского края не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности детского дома. [4] На счету детского дома 18 выпусков. ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» был основан в декабре 1999 году в селе Надежда Ставропольского края, когда постперестроечные экономические катаклизмы в России достигли апогея.

На уровне обыденной человеческой жизни это, как все мы помним, означало потерю работы для миллионов, распад семей, рост социального сиротства. На Ставрополье в те годы детские дома были открыты практически в каждом районе края. С тех пор прошло столько времени, а ситуация до сих пор не изменилась, социальных сирот гораздо больше, чем детей, чьи родители ушли из жизни. На сегодняшний день в детском доме воспитываются 24 ребенка: 14 мальчиков и 10 девочек, в возрасте от 5 до 20 лет. Лишь двое из восспитанниками являются круглыми сиротами, а у остальных родители лишины родительских прав.

Учащихся в детском доме – 23:

20- обучаются школе МБОУ СОШ №13 с.Надежда (воспитанники с нормальным психо-физическим развитием);

2- обучаются в специализированных классах МБОУ СОШ №13 с.Надежда (воспитанники, имеющие отклонения в развитии);

  1. обучается в специальном корекционном учреждении с.Сенгелеевское.

от 5 до 6 лет- 1 воспитанник;

от 7 до 15 лет – 16 воспитанников;

от 16 и старше – 7 воспитанников.

1 класс- 1 ребенок; 2 класс- 1 ребенок; 3 класс-1 ребенок; 4 класс- 1 ребенок;

5 класс- 2 ребенка; 6 класс-2 ребенка; 7 класс- 5 детей; 8 класс-2 ребенка;

9 класс-6 детей; 10 класс-1 ребенок; 11 класс-нет.

В 8-11 классах обучается 9 детей, выпускается в этом году 6. Как показывает практика, не у всех выпускников детского дома самостоятельная жизнь начинается легко и гладко. Мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники были готовы к дальнейшему жизненному пути. Проанализировав проблемы, постинтернатной адаптации своих выпускников, было принято решение проводить более качественную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Характеризуя проблему, следует акцентировать внимание на следующих ключевых понятиях: так, подготовка к самостоятельной жизни представляет собой «систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у выпускников детских домов знаний, практических умений и навыков для дальнейшей их самостоятельной жизни.

Читайте также:
Программа настройки цветовой настройки

Программа подготовки воспитанников ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» к самостоятельной жизни «Шаг за шагом» разработанная автором, прорецензирована и внедрена в работу детского дома. Основная цель программы «Шаг за шагом» обучить воспитанников детского дома навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок, и создать уют в доме, навыкам экономического поведения и т.п. Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:

  • сформировать у детей-сирот хозяйственно-бытовые, экономические, сельскохозяйственные умения и навыки, необходимых для самостоятельной жизни;
  • воспитать культуру организации труда, сознательную дисциплину, ответственное отношение к делу;
  • раскрыть значение практических умений и навыков в современной жизни.

Форма проведения занятий: беседа, занятие, практикум, тест, конкурс.

Программа предназначена для работы с воспитанниками 8-11 классов. Продолжительность занятия 1 час. Частота проведения 1 час в день (6 часов в неделю). Срок реализации 1 год.

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни состоит из двух блоков: сельскохозяйственный труд и домоводство. Каждый из блоков имеет теоретическую и практическую часть.

В теоретической части сельскохозяйственного блока рассматриваются основные сельскохозяйственные культуры (классификация овощных, цветочных, плодово-ягодных культур), агротехника их возделывания для формирования у воспитанников знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитию умения по распознаванию и определению выращиваемых культур.

Практическая часть включает в себя работу на огороде, клумбе, придомовой территории, в саду. За каждой группой, а их в детском доме 3, закреплен свой участок (огород, придомовая территория, сад, клумба), распределены обязанности. Итогом работы, проводимой детьми, является конкурс: «Урожайные грядки», «Цветочная клумба».

Вся продукция с огорода и сада, а это зелень, овощи, клубника, малина, абрикосы и смородина, используется в детском питании. Воспитанники готовят различные блюда. Для этого выделена специальная «кулинарная» комната, оборудована всеми необходимыми инструментами и материалами. Ребятам очень нравиться готовить, развивать свои кулинарные способности. Каждый год, осенью в детском доме проводится кулинарный конкурс среди групп, где воспитанники могут использовать выращенную ими продукцию, проявить творческие способности.

На занятиях по блоку домоводства воспитанники приобретают навыки работы на швейных машинах различного вида, учатся пользоваться инструментами для ручного шитья и изготавливать простейшие изделия с применением ручных и машинных стежков, ухаживать за одеждой, обувью, выполнять ремонт одежды, изучают основы кулинарии, правила сервировка стола, составляют и расчитывают стоимость продуктовой корзины, рассматривают бытовые приборы, правила обращения с ними, приборы учета, рассчитывают и заполняют квитанции ЖКХ, рассматривают правила ухода за собой, за жилым помещением, учаться создавать уют в доме, ухаживать за комнатными растениями.

В ходе реализации программы ожидались следующие результаты:

  • высокий уровень хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни;
  • понимание ценности труда в современном мире;
  • формирование у воспитанников детского дома умений и навыков, которые помогут реализоваться в различных сферах деятельности.

Реализация авторской программы началось в 2016-2017 учебном году, полученные результаты приведены в таблице 1,2.

Уровень знаний, умений и навыков оценивается по трехбалльной системе:

Балл «3» ( высокий уровень ) выставляется если воспитанник:

– с достаточной полнотой знает изученный материал;

– умеет применять полученные знания в практической работе;

– практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда;

– умеет объяснить основы выполняемой работы;

– активно участвует в проведении работ.

Балл «2» ( средний уровень ) ставится, если воспитанник:

– обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала;

– в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно;

– может объяснить основы выполняемой работы по наводящим вопросам.

Балл «1» (низкий уровень ) ставится, если воспитанник:

– обнаруживает незнание, и непонимание большей части учебного материала;

– не умеет самостоятельно выполнять практические работы и объяснить их основы;

– нарушает правила безопасности труда;

– не аккуратно выполняет практические работы.

Результаты реализации авторской программы

2016-2017 уч.год .

В диагностике приняли участие 13 воспитанников 8-11 классов.

Показатели Уровень
В С Н
Знание теоретического материала. 28% 68% 4%
Практические умения и навыки. 24% 62% 14%
Культура организации труда. 18% 62% 20%

2017-2018 уч.год.

В диагностике приняли участие 15 воспитанников 8-11 классов.

Показатели Уровень
В С Н
Знание теоретического материала. 32% 62% 6%
Практические умения и навыки. 30% 60% 10%
Культура организации труда. 22% 64% 14%
Таблица 2
Средние показатели обученности по программе подготовке воспитанников детскго дома к самостоятельной жизни «Шаг за шагом»

Учебный год

В

С

Н

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

Анализируя обученность воспитанников по программе «Шаг за шагом» за два года, хотелось бы отметить хорошие результаты. Большинство детей освоили программу: в 2016-2017 уч. году 11 воспитанников из 13; в 2017-2018 уч. году 13 воспитанников из 15.

Как показывает диагностика высокий уровнень в 2016-2017 уч. году имели 3 воспитанника из 13, в 2017-2018 уч. году 4 воспитанника из 15. Воспитанники этого уровня знали изученный материал, умели применять полученные знания в практической работе, были активны в проведении работ, соблюдали правила безопасности труда, умели объяснить основы выполняемой работы.

Средним уровнем в 2016-2017 уч. году обладали 8 воспитанников из 13,а в 2017-2018 уч. году 9 воспитанников из 15. Воспитанники этого уровня в основном правильно, но недостаточно быстро выполняли практические работы, допускали лишь некоторые погрешности.

Низким уровнем в 2017-2018 уч. году обладали 2 воспитанника из 13, а в 2017-2018 уч. году 2 воспитанника из 15. Воспитанники этого уровня не умели объяснить основы выполняемой работы без наводящих вопросов, не аккуратно выполняли практические работы, обнаруживали незнание, и непонимание большей части учебного материала.

Так же на уровни обученности оказывает влияние смена детского коллектива. Дети могут прибывать и убывать в любое время учебного года. Так в декабре 2016 года прибыл один ребенок (учащийся 8 класса), в марте 2018 года прибыл один ребенок (учащийся 9 класса). Проводя диагностику по изученным блокам, новоприбывшие в детский дом дети участвуя в ней, оказывают влияние на процентное соотношение.

Диагностика сформированности практических умений и навыков у выпускников детского дома позволяет провести оценку их уровня, для своевременного выстраивания алгоритма работы по разрешению проблем у воспитанников и для более эффективной интеграции их в общество.

Разработанная программа позволила мотивировать воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства, обучить основам кулинарии, научить вести семейный бюджет, экономить на питании без ущерба на здоровье и т. д., что подготовит воспитанника к самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

4.detdom26.ru Сайт ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда Ставропольского края.

Подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях ГКУ «Детский дом (смешанный) № 13» села Надежда Ставропольского края

  • ← Конспект урока окружающего мира. Тема: “Свойства воздуха”
  • Методическая разработка урока по декоративно – прикладному творчеству в соответствии с требованиями ФГОС по теме “Игра – квест “Выжить с оригами” →

Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru