Программа подготовка к самостоятельной жизни

Те дети, которые провели свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного примера отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Оценить 4583 0

Содержимое разработки

Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 8»

Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома

«Фундамент семейного счастья»

Составила воспитатель: Старицына Ольга Владимировна.

Пояснительная записка:

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и значимым звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его душе и в корне меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Наталия Долина о школьной программе подготовки детей к осознанной и самостоятельной жизни

Те дети, которые провели свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного примера отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Вопросы подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов и интернатов; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте — матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Многие авторы жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных) сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина — семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина. Проблеме подготовки к самостоятельной семейной жизни детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, в педагогике внимание практически не уделялось. Лишь в работах И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.

Проект Stories off-line. Программа подготовки подростков из замещающих семей к самостоятельной жизни

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из асоциальных семей, существенно искажены.

Читайте также:
Как скомпилировать программу на питоне в exe

Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни в группе по семейному типу, созданную в рамках детского дома.

В группе 8 – 9 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа «Фундамент семейного счастья» включает в себя пять теоретико – практических блока:

1 блок — «Семья и её функции»;

2 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок — «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Программа циклична. Воспитанники, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Кулинария», «Мужчина в доме», «Хозяюшка».

Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

Разбор ситуации на определенную тему;

Разговор за семейным столом;

Выставка высказываний на определенную тему;

Составление рукописной семейной газеты;

Сочинение детей на заданную тему;

Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);

Создание семейных фильмов;

Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).

Семейные походы, экскурсии.

Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.

Семейные вечера на выбранную тему.

Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).

Час семейного отдыха.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели программы:

Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.

Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.

Практические задачи программы:

Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.

Активизировать и развивать социальные наклонности.

Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально — личностного развития участников программы.

Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.

Читайте также:
Программа чтоб не лагали игры на ноутбуке

Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА

Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).

Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.

Принцип демократического сотрудничествареализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.

Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.

Программа воспитательно — образовательной

работы в семейной группе:

Темы и рассматриваемые вопросы

Источник: www.prodlenka.org

Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Шаг за шагом»
рабочая программа по теме

Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, ведут к негативным последствиям.

В связи с этим для дальнейшего воспитания и обучения воспитанников возникла необходимость создания программы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Целью данной программы является обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, навыкам экономического поведения и т.п.

Данная программа строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность в обучении, наглядность).

Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 16 лет. Продолжительность занятия 1 час.

Частота проведения 2 часа в день (12 часов в неделю).

Срок реализации 1 год.

В программу «Подготовки воспитанников детского дома к будущей самостоятельной жизни включены следующие разделы:

  • сельскохозяйственный труд (по сезонам);
  • домоводство.

Основные методы и приемы .

— рассказ, объяснение, консультация;

— использование художественной литературы;

Источник: nsportal.ru

Программа социально — педагогической направленности по подготовке воспитанников детского дома к успешной социальной адаптации в социуме «Готовимся к самостоятельной жизни»

Проблема низкого уровня готовности выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни настолько актуальна, что стала предметом широкого общественного обсуждения. Существующая воспитательная система детских домов не всегда обеспечивает социальное становление воспитанников, их готовность к выбору жизненного пути.

Выпускники учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют невысокий адаптационный потенциал, низкий уровень социализации и испытывают недостаток внутренних ресурсов. Проживая в интернатных учреждениях, на всем готовом, по особым твердо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, они оказываются изолированными от реальной жизни.

В результате состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Читайте также:
Индивидуальная развивающая программа это

Выпускнику учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.

У воспитанников детских домов масса проблем:

* неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного Человека, Гражданина и Семьянина.

* ограничение социальной активности, недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности создают препятствия на пути интеграции с обществом.

* скудный выбор образов для подражания, усвоение асоциального поведения семьи, в которой он ранее проживал.

* ограниченность их контактов и частичная изолированность, отстраненность от реальной жизни.

Из перечисленных выше проблем можно сделать вывод о том, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны осваивать большой объем содержания социализации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни. Ведь им необходимо научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние ресурсы, реализовать свои жизненные планы. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Цель: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе.

1. способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;

2. овладение навыками самообслуживания и обустройства быта;

3. формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и институтами (социальными, медицинскими и образовательными организациями и предприятиями жилищно- коммунального хозяйства);

4. воспитание общей этической и нравственной культуры.

Принципы реализации программы

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.

Принцип стратегической целостности определяет единую, целостную стратегию деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия.

Принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений.

Принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.

Содержание программы представлено 3-мя разделами

Жилище, одежда, обувь.

Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.

Работа по данной программе происходит на воспитательных часах, специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных

целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д.

Срок реализации данной программы 2 года. В течение учебного года планируется проведение 36 занятий для первой и второй ступени освоения программы, которые основаны на возраст: 1 ступень – 7-12 лет; 2 ступень – 13-17 лет.

Ожидаемый результат программы

В результате усвоения программы у воспитанников должны быть сформированы следующие знания:

— санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

— правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;

— виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;

— правила ухода за одеждой и обувью;

— знать учреждения культуры и спорта нашего города;

— знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;

— что такое центр занятости населения;

— знать образовательные учреждения города.

У воспитанников должны выработаться следующие умения :

— уметь приготовить элементарные блюда;

— производить сухую и влажную уборку помещений;

— следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);

— уметь производить мелкий ремонт одежды;

— стирать личное белье;

— уметь пользоваться почтовыми услугами;

— уметь обратиться в УФМС для получения паспорта, прописки выписки;

— обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;

— выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru