Те дети, которые провели свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного примера отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.
Оценить 4583 0
Содержимое разработки
Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 8»
Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома
«Фундамент семейного счастья»
Составила воспитатель: Старицына Ольга Владимировна.
Пояснительная записка:
Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и значимым звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его душе и в корне меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.
Наталия Долина о школьной программе подготовки детей к осознанной и самостоятельной жизни
Те дети, которые провели свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного примера отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.
Вопросы подготовки воспитанников детского дома к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной.
Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов и интернатов; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте — матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Многие авторы жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных) сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина — семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина. Проблеме подготовки к самостоятельной семейной жизни детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, в педагогике внимание практически не уделялось. Лишь в работах И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.
Проект Stories off-line. Программа подготовки подростков из замещающих семей к самостоятельной жизни
Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.
Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из асоциальных семей, существенно искажены.
Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.
Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.
Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни в группе по семейному типу, созданную в рамках детского дома.
В группе 8 – 9 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа «Фундамент семейного счастья» включает в себя пять теоретико – практических блока:
1 блок — «Семья и её функции»;
2 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок — «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).
Программа циклична. Воспитанники, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
Блок «Самосовершенствование личности», строится на основе курса разработанный Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» в соответствии с возрастными особенностями детей.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Кулинария», «Мужчина в доме», «Хозяюшка».
Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
Разбор ситуации на определенную тему;
Разговор за семейным столом;
Выставка высказываний на определенную тему;
Составление рукописной семейной газеты;
Сочинение детей на заданную тему;
Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
Создание семейных фильмов;
Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими).
Семейные походы, экскурсии.
Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.
Семейные вечера на выбранную тему.
Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).
Час семейного отдыха.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.
Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.
Практические задачи программы:
Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
Активизировать и развивать социальные наклонности.
Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально — личностного развития участников программы.
Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничествареализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Программа воспитательно — образовательной
работы в семейной группе:
Темы и рассматриваемые вопросы
Источник: www.prodlenka.org
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Шаг за шагом»
рабочая программа по теме
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, ведут к негативным последствиям.
В связи с этим для дальнейшего воспитания и обучения воспитанников возникла необходимость создания программы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Целью данной программы является обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, навыкам экономического поведения и т.п.
Данная программа строится в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность в обучении, наглядность).
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 16 лет. Продолжительность занятия 1 час.
Частота проведения 2 часа в день (12 часов в неделю).
Срок реализации 1 год.
В программу «Подготовки воспитанников детского дома к будущей самостоятельной жизни включены следующие разделы:
- сельскохозяйственный труд (по сезонам);
- домоводство.
Основные методы и приемы .
— рассказ, объяснение, консультация;
— использование художественной литературы;
Источник: nsportal.ru
Программа социально — педагогической направленности по подготовке воспитанников детского дома к успешной социальной адаптации в социуме «Готовимся к самостоятельной жизни»
Проблема низкого уровня готовности выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни настолько актуальна, что стала предметом широкого общественного обсуждения. Существующая воспитательная система детских домов не всегда обеспечивает социальное становление воспитанников, их готовность к выбору жизненного пути.
Выпускники учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют невысокий адаптационный потенциал, низкий уровень социализации и испытывают недостаток внутренних ресурсов. Проживая в интернатных учреждениях, на всем готовом, по особым твердо установленным правилам под постоянной опекой взрослых, они оказываются изолированными от реальной жизни.
В результате состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Выпускнику учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.
У воспитанников детских домов масса проблем:
* неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного Человека, Гражданина и Семьянина.
* ограничение социальной активности, недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности создают препятствия на пути интеграции с обществом.
* скудный выбор образов для подражания, усвоение асоциального поведения семьи, в которой он ранее проживал.
* ограниченность их контактов и частичная изолированность, отстраненность от реальной жизни.
Из перечисленных выше проблем можно сделать вывод о том, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны осваивать большой объем содержания социализации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни. Ведь им необходимо научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние ресурсы, реализовать свои жизненные планы. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Цель: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе.
1. способствовать формированию у воспитанников социальной готовности к жизнедействию в обществе;
2. овладение навыками самообслуживания и обустройства быта;
3. формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и институтами (социальными, медицинскими и образовательными организациями и предприятиями жилищно- коммунального хозяйства);
4. воспитание общей этической и нравственной культуры.
Принципы реализации программы
Принцип системности предполагает разработку и проведение программных мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации.
Принцип стратегической целостности определяет единую, целостную стратегию деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия.
Принцип дифференцированного подхода, предусматривающий учет возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений.
Принцип индивидуальности каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности.
Содержание программы представлено 3-мя разделами
Жилище, одежда, обувь.
Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.
Работа по данной программе происходит на воспитательных часах, специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных
целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д.
Срок реализации данной программы 2 года. В течение учебного года планируется проведение 36 занятий для первой и второй ступени освоения программы, которые основаны на возраст: 1 ступень – 7-12 лет; 2 ступень – 13-17 лет.
Ожидаемый результат программы
В результате усвоения программы у воспитанников должны быть сформированы следующие знания:
— санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
— правила сервировки стола, назначение кухонных принадлежностей и посуды;
— виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;
— правила ухода за одеждой и обувью;
— знать учреждения культуры и спорта нашего города;
— знать организации ЖКХ, размер квартплаты, тарифы на коммунальные услуги;
— что такое центр занятости населения;
— знать образовательные учреждения города.
У воспитанников должны выработаться следующие умения :
— уметь приготовить элементарные блюда;
— производить сухую и влажную уборку помещений;
— следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид);
— уметь производить мелкий ремонт одежды;
— стирать личное белье;
— уметь пользоваться почтовыми услугами;
— уметь обратиться в УФМС для получения паспорта, прописки выписки;
— обращаться за помощью, советом, консультацией в различные организации;
— выполнять обращение к специалистам в тактичной, корректной форме.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai