Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:
- Игры на обучение грамоте для детей 5–6 лет в детском саду
- Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
- Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Игра «Чей голосок?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Открытый онлайн показ ОД «Обучение грамоте» — «Путешествие в страну Звукляндия»
Примерный материал:
• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
• К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
• Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Игра «Угадай звук»
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «Кто больше?»
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Открытое занятие по обучению грамоте детей в старшей группе для студентов БПК
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина»
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Лого»
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Цепочка»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?»
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды.
За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Алфавит в картинках для детей
Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.
Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.
Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.
Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц
Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Обучение детей на дому. Обучение грамоте
Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?
На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.
Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.
Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе. Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.
Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1‑й класс? Тогда это все для вас.
Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.
На нашем сайте будут представленыразные обучающие занятия с заданиями для детей и пояснениями для взрослых. Обязательно выложим новые. Большое внимание уделим подготовке руки дошкольника к письму: даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию. Каждое занятие сопровождается «Весёлой переменкой». В конце его приводится раздел «Проверялочка» — проверочные задания на усвоение и закрепление пройденного материала.
Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:
• урок должен длиться не более 25—30 минут в день;
• не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;
• не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;
• чередуйте различные виды деятельности маленького ученика, не забывайте выполнять упражнения из «Весёлых переменок».
Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.
Желаем вам успехов!
Ещё статьи о воспитании
- Игры детям
- Дареному коню в зубы не смотрят
- Делаем игрушки своими руками для грудничков
- Весёлые математические задачки в стихах
- Русские народные подвижные игры
Источник: azbyka.ru
Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей и подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты. Разработка и проведение таких уроков с детьми 5–6 лет требует от воспитателя определённых психолого-педагогических и методических знаний, о которых и пойдёт речь далее.
Несколько фактов из истории вопроса
Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном возрасте.
В современной системе дошкольного образования обучение грамоте включено в программу
Суть занятий по обучению основам грамоты
Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует несколько образовательных областей:
- познание;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Если подготовка к постижению основ грамоты начинается в 3–4 года, то само обучение включается в рабочую программу со старшей группы, то есть с 5–6 лет.
Это интересно. Обучение грамоте может быть трёх видов: предназначенное для детей в общих группах, а также логопедическое и коррекционное, которые предполагают работу с малышами, имеющими нарушения речи (в том числе и вследствие ДЦП, ЗПР). Общие занятия проводятся воспитателем, а логопедические, коррекционные — логопедом и/или дефектологом.
Занятия по обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности проводит воспитатель
Миссия занятий
Содержание работы по обучению грамоте в детском саду раскрывается целями, которые это направление учебно-воспитательного процесса преследует:
- стимуляция умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, делать выводы (за счёт активизации процессов мышления);
- пополнение словарного багажа;
- развитие речи (точное употребление языковых средств для внятного и выразительного изложения мыслей);
- воспитание умения следовать правилам, нужным для учебной деятельности (с опорой на личную мотивацию);
- обучение ребят чтению по слогам и письму.
Психологи убеждены, что до 5 лет дети наиболее восприимчивы к изучению языков, то есть очень важно формировать у малышей этого возраста языковую интуицию в отношении грамотных синтаксических конструкций, вырабатывать верное произношение и пополнять активный и пассивный словарь.
Осуществить миссию обучения азам чтения и письма в старшей группе можно систематическим решением таких образовательных задач:
Занятия по обучению грамоте реализуют важные учебно-воспитательные задачи дошкольного образования
Это интересно. Современный подход к обучению грамоте основан на методе, предложенном великим педагогом К.Д. Ушинским. Суть его заключается в знакомстве со звуками при выделении их из речи. Начинается освоение с гласных звуков а, о, и, е, у, ы, которые идентифицируются сначала в односложных, а затем в двусложных и многосложных словах.
После того как будут усвоены я, ю, ё, происходит переход к изучению согласных. Именно умение идентифицировать в словах согласные является, по замечанию Ушинского, «ключом к освоению навыка чтения».
Методики работы по обучению грамоте в ДОУ
Методика обучения азам чтения и письма в детском саду определяется образовательной программой ДОУ. По методикам педагог составляет рабочие программы, выстраивающие ход учебно-воспитательного процесса по образовательному направлению.
Рассмотрим особенности рабочих программ по самым используемым методикам.
Это интересно. Для детей с отклонениями в развитии, например, с нарушениями речи, есть особые методики, в частности, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А.
Глинна и др.
Рабочая программа по Н.С. Жуковой
Поскольку обучение грамоте имеет цель научить ребёнка читать, то в качестве учебного пособия на занятиях во многих детских садах применяется «Букварь» известного логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Пособие построено так, что дети для освоения чтения с самого начала в качестве единицы используют не букву, а слог. Такой подход устраняет сложный этап объяснения образования слогов из звуков.
Это интересно. В пособии автор использует оригинальный графический приём, позволяющий малышам научиться складывать буквы в слоги: от одной буквы к другой бежит человечек — надо помочь ему преодолеть дистанцию и не остановиться.
Рабочей программой предусмотрена организация занятий 4 раза в неделю. По итогам этой образовательной деятельности перед окончанием учебного года дети должны:
- отчётливо и цельно проговаривать звуки в словах;
- уметь выделять звуковой набор в слове, находить слова с определёнными звуками, называть их позицию в слове;
- свободно читать слоги и слова, состоящие из трёх букв;
- плавно объединять буквы в слоги;
- уметь соединять слова в предложении, согласуя их между собой и понимая суть цельного высказывания;
- уместно использовать предлоги;
- составлять высказывания по теме, вставлять в предложения пропущенные по смыслу словосочетания или слова;
- не испытывать затруднений с правильным произношением звуков.
Таблица: достоинства и недостатки рабочей программы по методике Жуковой
Плюсы | Минусы |
Наличие рекомендаций для родителей, которые помогают грамотно выстраивать занятия дома, если малыш, к примеру, пропустил урок в детском саду | Довольно «сухое» изложение материала, требующее от педагога серьёзной работы по наполнению занятия разными видами деятельности с привлечением дополнительных источников |
Умеренная иллюстративность: при наличии картинок для каждой буквы, для текстов, в пособии нет большого количества рисунков, то есть ничто не отвлекает от обучения | Строгое условие развитой речи малыша, то есть тем детям, которые говорят с дефектами или просто неграмотно, работать по методике без предварительных занятий с логопедом будет сложно |
Отработка чтения на традиционных предложениях («У Ло-ры ша-ры» и др.) |
Таблица: фрагменты календарно-тематического плана по обучению грамоте по Жуковой, автор — Флора Саидалиева
- Диагностика;
- развитие речевого и фонематического слуха дошкольников;
- подготовка к восприятию звуков и букв русского языка;
- формирование мотивации к занятиям
- Знакомство дошкольников с буквой «А»;
- совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
- развитие фонематических представлений;
- закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
- Умение ориентироваться на странице книги;
- выкладывание букв из палочек
- Чтение и составление слогов с буквами А, О, У по разрезной азбуке;
- печатание букв;
- раскрашивание картинок на определённую букву
Работа по букварю Жуковой требует от педагога привлечения дополнительных материалов
Рабочая программа по обучению грамоте «От рождения до школы»
Обучение грамоте, как уже отмечалось, претерпевало множество преобразований, связанных со сменой содержательных акцентов в работе. В один из таких периодов актуальной была методика Маргариты Александровны Васильевой, разработанная ею в рамках «Типовой образовательной программы», на принципах и подходах которой сейчас основывается программа «От рождения до школы». Работа по программе рассчитана на 4 года с 3 до 7 лет. В старшей и подготовительной группах дети узнают о понятии знаковой символики языка и осваивают навык чтения. Уроки проводятся дважды в неделю, пример плана приведём в разделе ниже.
К моменту перехода в подготовительную группу старшие дошкольники должны:
- знать, что такое вопросительное предложение, точка, заглавная буква;
- понимать, что в слове обязательно есть акцентный слог;
- уметь классифицировать звуки (согласный — гласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой);
- идентифицировать звуки в словах из 3–4 букв;
- знать различия между понятиями «буква» и «звук»;
- читать простые слова.
Достоинства и недостатки программы
Плюсы | Минусы |
Последовательность знакомства с материалом: от элементарного к сложному на протяжении четырёх лет | Отсутствие конкретных рекомендаций для родителей |
Освоение не только уровня словообразования языка, но и синтаксиса | Все виды работы представляются как игры, что не учит детей организованности учебного процесса по образцу школы |
Наиболее полная подготовка к обучению в школе, в том числе и благодаря обширному методическому сопровождению |
Это интересно. Методика Н.С. Жуковой применяется в основном фрагментарно, на этапе обучения чтению. Основой же составления рабочих программ по обучению грамоте является концепция «От рождения до школы», фундаментом которой служит методика М.А. Васильевой.
Приёмы для занятий по обучению грамоте
Основная форма проведения уроков по обучению грамоте — игра. Учитывая, что без постоянного словесного сопровождения разных видов активности невозможно развитие языка детей, возрастает значение речевых приёмов в работе. А так как основной канал восприятия мира дошкольниками — зрительный, без наглядности не обойтись.
И, конечно, нельзя пренебречь практическими приёмами в работе, помогающими прочнее усваивать материал. Таким образом, при разработке уроков по обучению грамоте воспитатель пользуется всеми педагогически оправданными способами взаимодействия с детьми. Рассмотрим их детально.
Речевые приёмы
Развитие речи — важный критерий готовности ребёнка к обучению грамоте. И для того чтобы реализовать задачи освоения этого образовательного направления, педагог активно пользуется всем арсеналом словесных способов взаимодействия с детьми.
Речевые приёмы являются важным способом взаимодействия на занятиях по обучению грамоте
Объяснение
Этот приём касается не только разъяснения самого материала, который презентуется детям, но и последовательности выполнения того или иного задания. Например, в процессе звукового анализа слова «мак» своим воспитанникам я говорю о том, что этот цветок на картинке нам в подарок прислала Фея Весна. И она очень просила в письме, чтобы мы посчитали количество звуков в слове. После этого мы по следующему заданию Феи пропеваем звуки в слове, идентифицируя согласные и гласные. Так у детей складывает алгоритм звукового анализа слова: сначала считаем буквы, потом пропеваем их, определяя гласные и согласные.
Это интересно. Повторное объяснение для старших дошколят, в том числе и от имени сказочного персонажа, можно отдавать детям, решая, кроме учебных, ещё и воспитательные задачи, то есть прививая малышам чувство ответственности.
Загадки и стихотворения
В своей практике загадки я использую, кроме традиционной мотивации, ещё и на этапе повторения. Например, когда мы с ребятами изучили несколько букв, я организую командное разгадывание загадок:
- Аист — птица-почтальон,
К нам придёт весною он.
Прилетит издалека,
Принесёт нам букву… (а). - В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла. (О.) - Кусок от бублика я съел,
И получилась буква…(с).
Стихотворения удобно использовать, чтобы презентовать слово для звукового анализа. Так, своих детей я мотивирую на работу со словом «сани» забавной рифмовкой:
- Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они:
Вниз, под горку, едут сами,
А на горку — их тяни.
Сказки
Этот словесный приём отлично мотивирует ребят, а также даёт представление о языковых понятиях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, например, о порядке букв в слове. В качестве образца приведу сказку о слове дом:
«В одном книжном государстве жили буквы. И однажды там случилась такая история. Буквы «Д», «О», «М» решили построить дом из кубиков, только он всё время падал. Буква «О» всё время забегала вперёд и старалась стать на крышу, обижаясь, что она вторая, а не первая.
Во время рассказывания этой сказки можно показать такую картинку: буква О обиделась, что она не первая
Буква «М» и вовсе последней не хотела быть и убежала. Долго искали её в книжном царстве. Когда нашли, то поставили в конце, букву «Д» — вперёд, а букву «О» — второй. С тех пор дом перестал качаться и падать».
По ходу развития сюжета дети могут выполнять задания по поиску букв
При выборе или составлении сказок на тему нужно обязательно:
- подключать к рассказу иллюстрации;
- не перегружать персонажами и сюжетными поворотами;
- использовать понятную лексику;
- выдерживать хронометраж.
Чтение
Приём, который собственно и является результатом работы по курсу обучения грамоте. Этот навык нужно формировать также в процессе знакомства, отработки или закрепления материала. Другими словами, дети, освоив необходимый минимум слогового чтения, могут сами читать слова — подписи к картинкам или словосочетания — инструкции к играм на вводном или основном этапах занятия.
Скороговорки
Важным приёмом отработки речевого навыка является проговаривание скороговорок. Для детей старшего дошкольного возраста они могут быть ещё и юмористического содержания (ребята это точно оценят):
- В Йошкар-олу летели йоги,
Йогурт ели по дороге. - Остренькие рожки
У козы Серёжки.
И сказал Серёжка:
«Я боюсь немножко».
Наглядные приёмы
О том, что все задания должны подкрепляться иллюстрациями, уже говорилось выше. Поэтому остановимся на таких важных наглядных приёмах, как демонстрация и показ. Первое предполагает личный пример педагога в той или иной деятельности. Так, чтобы научить ребят выделять ударный слог в словах, воспитатель сначала сам проговаривает слова с акцентом на нужную гласную, то есть «пропевает» её. А если идёт отработка написания буквы, то несколько раз прописывает её на доске, комментируя порядок выполнения элементов.
Показ включает просмотр детьми презентаций, видеороликов по теме. Например, знакомство со звуками можно начинать с подходящих отрывков обучающего мультфильма «Азбука для малышей», в котором звуки представляются через сказки. То есть дети запоминают учебный материал по ходу развития сюжета.
Источник: melkie.net
Программа подготовка к обучению грамоте в старшей группе
Цель: воспитывать желание учиться в школе.
закреплять знания об изученных звуках и буквах;
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Колобок»
Просмотров: 853
Цель: Закреплять и расширять представления о гласных звуках.
закреплять понятия “гласный звук”;
Занятие по обучению грамоте с использованием развивающих пособий В.В.Воскобовича «Путешествие в фиолетовый лес» для детей 5-6 лет
Просмотров: 748
Задачи:
— расширять словарь по теме «Посуда»;
— совершенствовать грамматический строй речи;
ООД в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [л], [л’]»
Просмотров: 519
Цель: Дифференциация звуков [л], [л’].
Звуковая культура речи:
Упражнять детей в отчётливом произношении звуков [л], [л’].
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки вокруг нас»
Просмотров: 2106
Цель. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка.
Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Слово»
Просмотров: 2210
Цель. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов (звуковыми бусами); учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [а] и буква Аа»
Просмотров: 2319
Цель. Учить детей выделять звук [а] в ударной позиции в начале слова; начать знакомить с гласными звуками; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукоподражательных словах; учить ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые линии сверху вниз; знакомить с буквой Аа.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [у] и буква Уу»
Просмотров: 1799
Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; знакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа (направления: сверху вниз и снизу вверх).
Оборудование. Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей).
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [и] я буква Ии»
Просмотров: 1416
Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии; совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием -и; работать с лексическим значением слов.
Оборудование. Картинки, панно букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [э] и буква Ээ»
Просмотров: 1837
Цель. Учить детей на слух определять звук [э] в ряду гласных; знакомить с буквой Ээ; работать с обобщенным значением слов; упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.); развивать пространственную ориентировку; упражнять в использовании пространственных предлогов.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [о] и буква Оо»
Просмотров: 1602
Цель. Учить детей находить гласный звук [о] в потоке звуков; определять его позицию в словах (начало, середина, конец); знакомить с буквой Оо; упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они; работать над обобщенным значением слов; работать над выразительностью речи (тембр, темп).
Оборудование. Кукла с перевязанной щекой; панно букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [ы] и буква ы»
Просмотров: 2635
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ы]; учить детей делить слово на части — слоги; упражнять в образовании существительных множественного числа; знакомить с буквой ы.
Оборудование. Набор картинок, панно букв, фишки (палочки, пуговицы) по 4—5 штук на каждого ребенка, ножницы.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Слог»
Просмотров: 1625
Цель. Знакомить детей со слогообразующей ролью гласных; дать представление о слоге; упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.
Оборудование. Персонажи кукольного театра, счетные палочки, листы для письма.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Ударение»
Просмотров: 2798
Цель. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.
Оборудование. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Предложение»
Просмотров: 1342
Цель. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; знакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закреплять соотношение звук — буква.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [м — м’] и буква Мм»
Просмотров: 1388
Цель. Учить детей выделять первый согласный звук в слове; знакомить с буквой Мм; учить подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование. Картинки со звуками [м — м’], палочки, картинки с изображением цветов, фломастеры, звуковые бусы.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [н — н’] и буква Нн»
Просмотров: 1552
Цель. Уточнять артикуляцию звука [н]; развивать у детей фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [н — н’]; учить составлять предложения с предлогами на, над; знакомить с буквой Нн.
Оборудование. Набор картинок, наборное полотно, панно букв, схема для разбора артикуляции звука, доска, мел, конверт с загадкой.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [б — б’] и буква Бб»
Просмотров: 1281
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [б — б’]; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б’]; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [п — п’] и буква Пп»
Просмотров: 1329
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [п — п’]; закреплять умения детей определять место звука в слове; составлять предложения с предлогами по, под, перед; знакомить с буквой Пп.
Оборудование. Схема для разбора артикуляции звуков, панно букв, набор предметов и картинок, игрушка попугай с длинным пояском, наборное полотно.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Сочетание звуков [Jу] и буква Юю»
Просмотров: 1247
Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [jу]; упражнять в образовании глаголов 1-го лица настоящего времени с приставками; знакомить с буквой Юю; закреплять образы букв.
Оборудование. Панно букв; волчки.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки)»
Просмотров: 2682
Цель. Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков; упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте; учить читать слова с новыми буквами.
Оборудование. Панно букв; демонстрационные буквы ь и ъ; красиво оформленный алфавит.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [р — р’] и буква Рр»
Просмотров: 1321
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [р — р’]; упражнять детей в звуковом анализе слов-паронимов (отличающихся одним звуком); упражнять в дифференциации звуков [р — л]; знакомить с буквой Рр; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [л — л’] и буква Лл»
Просмотров: 1371
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [л — л’]; учить детей находить слова по слоговой схеме; упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов; знакомить с буквой Лл; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [щ] и буква Щщ»
Просмотров: 1308
Цель. Уточнять артикуляцию звука [щ]; учить детей определять в слове слог (по счету), в котором находится звук [щ]; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [ч] и буква Чч»
Просмотров: 1238
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить заканчивать слово одним звуком или одним слогом; знакомить с буквой Чч; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [ж] и буква Жж»
Просмотров: 1260
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове; дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Жж; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [ш] и буква Шш»
Просмотров: 1230
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ш]; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком); упражнять в умении дифференцировать звуки [с — ш]; упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под; знакомить с буквой Шш; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [ц] и буква Цц»
Просмотров: 1499
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным словам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с — з]; знакомить с буквой Цц; закреплять образ буквы.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [з — з’] и буква Зз»
Просмотров: 1318
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [з — з’]; упражнять детей в определении места звуков [з — з’] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с’] и [з’]); объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком); знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [с — с’] и буква Сс»
Просмотров: 1204
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [с — с’]; упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого-звукового анализа слова, составлении предложений с предлогом с; работать над лексическим значением слов; знакомить с буквой Сс; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [х — х’] и буква Хх»
Просмотров: 1314
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [х — х’]; упражнять детей в слого-звуковом анализе слов; знакомить с буквой Хх; закреплять образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги, набор картинок, раздаточный материал для слого-звукового анализа слов; буквенный конструктор.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [г — г’] и буква Гг»
Просмотров: 1291
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [г — г’]; учит детей дифференцировать звуки [г — к] в словах; учить составлять сложноподчиненные предложения; знакомить буквой Гг; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [к — к’] и буква Кк»
Просмотров: 1288
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [к — к’]; упражнять в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух; составлять предложения с предлогом к; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Кк; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [д — д’] и буква Дд»
Просмотров: 1212
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [д — д’]; учить детей дифференцировать звуки [д — т], [д’ — т’]; упражнять в проведении звукового анализа; учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; знакомить с буквой Дд.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, мел, доска, звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [т — т’] и буква Тт»
Просмотров: 1236
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [т — т’], упражнять детей в их дифференциации; закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах; расширять словарь детей словами-антонимами; работать над обобщенным значением слов; знакомить с буквой Тт; закреплять образы букв; готовить руку к письму.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [ф — ф’] и буква Фф»
Просмотров: 1109
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [ф — ф’]; учить детей дифференцировать звуки [ф — в], [ф’ — в’] в словах; обучать подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слово на слоги; определять последовательность звуков в слове; знакомить с буквой Фф; закреплять образы букв.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Звуки [в — в’] и буква Вв»
Просмотров: 1142
Цель. Уточнять артикуляцию звуков [в — в’]; упражнять детей в подборе слов на определенный слог; составлять предложения с предлогом в; знакомить с буквой Вв; готовить руку к письму.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Сочетание звуков [j э] и буква Ее»
Просмотров: 1093
Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [jэ]; упражнять в делении слов на слоги и определении, в каком по счету слоге находится буква Е; упражнять в правильном употреблении глаголов действия с приставками; знакомить с буквой Ее; закреплять образы букв.
Оборудование. Панно букв, листы в клетку, карандаши, набор картинок, счетные палочки, машинки.
Занятие по подготовке к обучению грамоте «Сочетание звуков [jо] и буква Её»
Просмотров: 1006
Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [jо]; упражнять в определении количества слогов в словах; развивать интонационную сторону речи; знакомить с буквой Её; закреплять образы букв.
Оборудование. Панно букв, счетные палочки, карандаши-штампы, детские вещи, мел, игрушки (картинки) Еж и Баба-Ежка.
Источник: my-nevalyashki.ru