Хочу написать про статью Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Ну вот никто не знал, что за зверь эта Катерина. А тут он, блеснул, озарил, Советский Союз закрепил, и Катерина намертво луч света.
Прочь иронию, к делу.
Не знать, кто сказал эту фразу, не использовать выражение «темное царство» при описании нравов Калинова — преступление. Да и статью можно прочесть. Нужен ваш шикарно-вменяемый сокращенный вариант?
«Гроза» написана в 1859 году. В этом же году Тургенев пишет роман «Накануне». В этом же году заканчивает работу Гончаров над приговором всей русской нации «Обломовым». Все ждут. В обществе действительно удушающая атмосфера, застой, все недовольны. Как перед грозой.
Нечем дышать.
И тут — бабах! — «Гроза».
И драма Островского воспринимается во многом в социальном ключе: что вот-вот рванет в обществе. Вот-вот крепостное право будет отменено, должны быть реформы, «Россия вспрянет ото сна» (от обломовщины).
Именно в этой линии многими трактуется образ Катерины. Далее слово Добролюбову: «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых» «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет, — она ни перед чем не остановится. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится»
С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ| Вебиум
Катерина представляется героиней, олицетворяющей великие силы, которые поднимаются в глубине России; она и ее «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина, дают надежду, что общество будет меняться
Будем помнить, что это просто точка зрения Добролюбова.
Островский не говорил: «О, как с языка снял!», а значит, мы вольны искать гораздо более глубокий философский подтекст
Размеры и что с ними делать
Вам нужно отличать ямб от хорея, чтобы получить 1 балл за тест (4 задание). Это просто и утилитарно.
«Если я знаю, что это ямб, то я глубже понимаю стихотворение» — это, конечно ерунда 🙂 ничего вы там глубже не понимаете .
Понимание специфики размера (метра) — это культурная память! Это специальные знания и отдельная область литературоведения. Пиши в комментарии, если интересно, я напишу отдельные посты.
А ЧТО ЖЕ ДЛЯ ЕГЭ?
. В 15, 16 и 17 (если пишете по поэзии) заданиях вы можете отлично использовать идею о СМЕНЕ РИТМА.
Например, в стихотворении А.А.Ахматовой «Родная земля» (входит в кодификатор) метр (размер) меняется трижды: два раза меняется размер, один раз количество стоп.
Каждый раз эта смена происходит в начале новой важнейшей мысли (а все стихотворение не разделено на строфы!)
Попробуйте найти эти смены размера и написать, какая новая мысль/интонация начинается.
ЛИТРА НА 100 | реакция на ЕГЭ | моя схема подготовки к русскому, литературе
15 задание
Итак, мы договорились, что в 15 задании не используем факты из биографии. Ведь для произведения искусства не важны все эти частности, а важно . переживание. героя
⠀
Чего ещё вы должны избегать при написании 15го задания (или задания 1.2.1 для ОГЭ, или анализа лирики вообще)?
⠀
ПЕРЕСКАЗА. Обязательно для себя перескажите стихотворение, понимаете ли вы, о чем оно. Но пересказ не пишите в самом сочинении.
⠀
Вот вам пример работы («Каким настроением проникнуто стихотворение А.С.Пушкина «я вас любил. »):
⠀
Стихотворение А.С. Пушкина проникнуто печальным настроением.
Лирический герой искренне и очень сильно любил девушку, которой посвящено стихотворение, что подчёркивает анафора: «Я вас любил безмолвно, безнадежно. Я вас любит так искренно, так нежно. »Однако метафора «любовь ещё, быть может, . угасла не совсем» указывает на то, что в его душе почти не осталось прежних чувств. Тем не менее, последняя строка стихотворения («Как дай вам бог любимой быть другим.») показывает то, что лирический герой желает лучшего возлюбленной.
⠀
❗️❗️❗️❗️стихотворение выучить наизусть!
Анализ поэзии
В 89% анализ (понимание) стихотворения подменяют биографией. Вы это часто видите в сборниках подготовки (пример пост назад), а порекомендовать хороший не могу, пока не нашла . ♀️
⠀
После биографии идёт пересказ текста (прозой поэзию. ) и всякие воды типа «гениальных строк» о «невероятных мыслях».
⠀
Нужно ли знать, где, когда и почему поэт создаёт шедевр?
⠀
Пишет замечательный литературовед Л.Я.Гинзбург:
⠀
«Еще Гете говорил, что каждое стихотворение — это стихотворение на случай. Но «случай» иногда входит в художественную структуру стиха в качестве темы или смыслового ключа, источника ассоциаций; иногда же реалии, приводившие в движение творческую мысль поэта, ока зываются эстетически безразличными.
⠀
Стихотворение Лермонтова «Погиб поэт! — невольник чести. » озаглавлено обобщенно — «Смерть поэта». Очевидно, однако, что стихотворение это существует как художественное единство только при одном условии: читатель должен знать, что в нем идет речь о смерти Пушкина, и должен знать, хотя бы в общих чертах, обстоятельства этой смерти.
⠀
Между тем совершенно не обязательно знать, что стихо творение Лермонтова: «Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены. » обращено к графине Ростопчиной. Факт этот может войти в биографию Лермонтова, но к восприятию стихотворения он ничего не прибавляет» (продолжение в карусели).
⠀
Я к чему? ➡️ в 99% случаем не важно, кто, где и почему. Мы ленимся учиться чувствовать, боимся быть смешными, что-то там видеть, «тоже мне, вам что, сам поэт сказал?» . и подменяем возможность открыть свою душу навстречу поэзии какой-то ерундой.
⠀
Запомните, НЕ ВАЖНО ГДЕ И ЧТО ПОСЛУЖИЛО. Важно . переживание. лирического героя, вот до него и надо добираться.
⠀
Как у вас с анализом лирики?
Источник: www.literatura100.ru
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе: ТОП-5 Бесплатных Онлайн-Курсов с нуля
Цены удивляют, а ваш ребёнок наконец-то получит навыки понимать в предметах, чтобы он сдал все государственные экзамены.
- Подготовка к ЕГЭ: обойди ловушки ЕГЭ, получи нужный балл и попади на бюджет в университет мечты.
- Подготовка к ОГЭ: вспомни школьную программу, сдай ОГЭ на пять, поступи в профильный класс или желанный колледж.
- Репетиторство: очные и дистанционные занятия, индивидуальные занятия с преподавателем, выполнение школьных ДЗ, индивидуальная программа, репетиторы по всем предметам.
Занятия проводятся очень понятным языком, а 4 из 5 выпускников получает 85+ баллов на ЕГЭ. Ежегодно школа выпускает 20 стобальников.
- Занятия по авторской методике. Составлены методистами школы под контролем экспертов ЕГЭ. Обновляется ежегодно в соответствии с изменениями в экзаменах и правилами ФИПИ «Федеральный институт педагогических измерений»
- Жёсткий отбор преподавателей. Каждый преподаватель проходит 4 этапа отбора перед тем, как приступить к работе + каждый имеет 90+ результат на ЕГЭ.
- Пробные экзамены, как в реальной жизни.Школа проводит пробники в условиях, максимально приближенных к реальным (под контролем наблюдателей, с металлодетекторами).
- Ежемесячное тестирование.Каждый месяц проводится тестирование учеников школы, это позволяет отслеживать динамику и прогресс ученика.
- Крутой кампус:с лимонадами, печеньем и пуфиками. Ученики могут приходить не только на занятия, но и делать домашнее задание, отдыхать после школы и проводить свободное время.
Вне конкуренции «Подготовка к ЕГЭ по литературе, 10-11 классы» — Фоксфорд
За 61 занятие пройдём всё — даже сочинение в формате ЕГЭ
Программа составлена в соответствии со спецификацией и кодификатором ФИПИ
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно
Пожалуй, самый простой и понятный совет связан с изучением кодификатора, который в случае с ЕГЭ по литературе представляет собой скорее список для чтения. Игнорировать его точно нельзя, иначе на экзамене вы столкнётесь с полной растерянностью и непониманием задач. Поэтому лучшее из возможных решений — как можно скорее открыть кодификатор и проверить, какие из упомянутых в нём произведений вы уже читали, а какие пока нет.
Большинство произведений, упоминаемых в кодификаторе — не самые крупные, поэтому их вполне реально прочитать за несколько дней или недель. Правда, сделать это проще, если чётко понимаешь, какие у тебя планы, сроки и, главное, зачем именно ты это делаешь. Чтобы не запутаться, лучше разнести все произведения из кодификатора по трём столбцам. В первый можно добавить те тексты, которые были прочитаны недавно и хорошо запомнились, во второй — уже подзабытые тексты, требующие повторного чтения. Наконец, в последний столбец можно добавить то, что читать ещё не доводилось.
Затем можно перейти к составлению персонального расписания чтения. Предлагаем составить диаграмму Ганта — это наглядная таблица, хорошо показывает, что, когда и за какой срок вы планируете прочесть.
Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой:
- Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно.
- Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности.
- Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней.
- Разделите количество страниц на оставшееся время.
Составьте памятки по произведениям кодификатора
Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9.
Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь?». Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене. Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться.
На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий.
Учите стихи
Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. И, конечно, многие забывают об 11 задании, которое весит целых 8 первичных баллов — именно на нём выпускники «валятся» чаще всего: в прошлом году только 45% экзаменуемых вообще к нему приступили.
Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы.
Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки.
Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь.
Смотрите экранизации
В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет.
Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг.
Читайте критиков
Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Нередко для проходного балла на экзамене хватает и собственных соображений экзаменуемых, но если вы рассчитываете на 80+, лучше дополнить чтение самих литературных произведений критическими статьями современников и более поздних публицистов. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа. Нестареющие (по крайней мере, для экзаменаторов) классики русской литературной критики — Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.
Пишите планы к сочинениям и тексты
Странно было бы обойтись в подборке советов к ЕГЭ по литературе без простого, банального, но главного совета. Обязательно пишите сочинения! Работает примерно та же схема, что с говорением в экзаменах по иностранным языкам — без практики ничего не получится, и в нужный момент на экзамене мозг не сделает над собой чудесное усилие. Без этих тренировок знание теории и текстов не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов.
Найдите читателя
Писать «в стол», конечно, можно, но лучше, если у вас есть читатель. Необязательно искать репетитора — можно заключить договорённость, например, с родителями, знакомыми студентами (хорошо, если педвузов) или даже друзьями-одноклассниками. Любая обратная связь будет ценной и поможет вам совершенствовать остроту слога и мысли.
Итак, кратко повторим все рекомендации: изучите кодификатор, составьте личное расписание чтения необходимых книг, напишите памятки по произведениям кодификатора, учите стихи, слушая песни современных исполнителей, смотрите экранизации произведений классиков, читайте работы критиков, тренируйтесь писать сочинения и не стесняйтесь показывать их родителям, учителям и друзьям.
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе за 2-3 месяца самостоятельно
Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой
экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном.
Рекомендуем прибегнуть к такой схеме «восстановления» текста:
1. Читаем биографию писателя (пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения). Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим моментом.
2. Анализ произведения – выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем информацию о героях.
3. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Голубкова «Русская литература XIX-XX века в 2 томах». Вдумчиво, не торопясь, читаем текст.
4. Краткие содержания – изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не отложится в памяти.
Не надо вам скачивать большие объёмы теоретических статей, не надо заходить на отдельные сайты по теории литературы. Просто решайте на сайте тесты. Каждый день в течение оставшегося времени прорешивайте хотя бы по одному тесту.
Надо ли учить стихи?
Тут всё зависит, разумеется, от того, на какие баллы вы в итоге рассчитываете. Если ориентируетесь на 50-60 баллов – можно сильно не усердствовать. Хотя бы по
несколько строк из стихотворения. Если нацелены на результат от 70 и выше баллов, то следует учить полностью. Почему? Потому что ничто так не помогает в анализе лирического произведения, как познание его содержания. Прочитав один раз стихотворение, вы с большой вероятностью его не поймете.
А задания С3, С4 призваны проверить, насколько вы понимаете затронутые темы, идеи, ключевые образы. Ничто так ярко не подтверждает ваше суждение, как короткая, ёмкая цитата.
На экзамене вы будете ограничены временем. Долго думать у вас не получится. Всё-таки главное не выучить стихотворение, а понять его.
Что нужно, чтобы успешно подготовиться и сдать литературу минимум на 60-70 баллов?
1. Скачайте и распечатайте в 2 экземплярах сокращенный список литературы.
Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще – выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь.
Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните – выделите желтым цветом. На втором листе с
произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером. Так вы наглядно
будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать
полностью зеленым.
2. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории.
В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в
тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.
3. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т.д.
4. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее,
поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время.
5. «График 3 на 1». У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще (даже от карточек, но стихи можете повторять).
6. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи – прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. На сочинение С5, конечно, будет уходить больше времени, но за 90 дней поставьте себе цель написать САМОСТОЯТЕЛЬНО минимум 10 сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями – большой риск, поэтому сведите
свои риски к минимуму.
Общие рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по литературе
1. Хорошее знание текстов, детали.
2. Умение вчитываться в вопрос и
Что нужно, чтобы успешно подготовиться и сдать литературу минимум на 60-70 баллов?
1. Скачайте и распечатайте в 2 экземплярах сокращенный список литературы.
Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще – выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь.
Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните – выделите желтым цветом. На втором листе с
произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером. Так вы наглядно
будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать
полностью зеленым.
2. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории.
В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в
тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.
3. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т.д.
4. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее,
поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время.
5. «График 3 на 1». У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще (даже от карточек, но стихи можете повторять).
6. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи – прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор. Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. На сочинение С5, конечно, будет уходить больше времени, но за 90 дней поставьте себе цель написать САМОСТОЯТЕЛЬНО минимум 10 сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями – большой риск, поэтому сведите
свои риски к минимуму.
Общие рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по литературе
1. Хорошее знание текстов, детали.
2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.
3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.
4. Не сбиваться на пересказ.
5. Четкая формулировка авторской позиции.
6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.
8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.
10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора.
11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.
12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.
13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.
14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.
15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.
16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».
17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста. Проблемный вопрос, поставленный автором.
18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.
19. «Не подключение» или «переподключение» фактических деталей. То и другое – ошибка.
20. Неумение структурировать текст.
21. Штампированность и клишированность.
22. Ложный пафос.
23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.
24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.
25. Знание критической литературы, не только В.Г. Белинского.
26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.
27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.
28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.
29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.
30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образов, изобразительно-выразительных средств.
31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.
32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.
33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.
Частные рекомендации:
1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.
2. Читать произведения связанные одной эпохой (не перескакивайте с одного века на другой).
3. Почитать хорошую критическую литературу. Например, это Ю. Лебедев, Ю. Беленький, В. Агеносов.
4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.
5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название, героев, год.
6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.
7. Обратить внимание на эпиграфы, эпилоги и предисловия.
Источник: www.chitalnya.ru