Программа подготовка к чтению и письму

Ориентироваться в чужом городе по вывескам с названиями улиц. В сотый раз пробежать глазами строчки билета в утро перед экзаменом. Изучить написанное мелким шрифтом в договоре и не дать себя обмануть. Когда-нибудь ваш ребенок сможет делать все это, даже не задумываясь, как у него получается. Но пока он или она учится читать свои первые слова, без вашей помощи не обойтись.

29 сентября 2021

· Обновлено 28 октября 2022

Как понять, что пора

На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:

  1. «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.
  2. «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.

Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.

Занятие с детьми 4 лет по подготовке к чтению и письму. Буква «Гусь»

Пора учиться читать, если…

Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:

  1. Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.
  2. Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.
  3. Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.
  4. Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.

Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Что делать на уроке письма? Трудности обучения письму? Школа молодого учителя

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

Больше хвалить и никогда не ругать

Заниматься понемногу, но регулярно

Читать книги вслух

Мнение эксперта

По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

Обсуждать прочитанное

  • Кто тебе понравился из героев?
  • Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
  • Что бы ты сделал на месте героя?
  • Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
  • Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
  • Что больше всего запомнилось из прочитанного?
  • Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?

Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.

Идти от простого к сложному

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.

Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).

Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.

Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.

Слоговое чтение

Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.

Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.

Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения

Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.

Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:

  1. Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т.д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.
  2. Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.
  3. Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.
  4. Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.
  5. Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.
  6. Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.
Читайте также:
Как пользоваться программой reptilicus на Андроид

Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.

Упражнения для обучения чтению

Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.

Упражнения на запоминание букв

Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.

Упражнение на поиск буквы

Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.

Упражнение на определение первой буквы

Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнение на поиск неправильных букв

Упражнения на гласные и согласные

Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.

Упражнение на определение гласных и согласных звуков

Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.

Упражнение на поиск лишней буквы

Упражнения на составление слов

Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.

Упражнение на составление слов из букв

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Упражнение на составление слов из слогов

Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.

Упражнение на недостающие буквы

Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Источник: skysmart.ru

Рабочая программа по модулю «Подготовка к чтению и письму»

Публикация «Рабочая программа по модулю „Подготовка к чтению и письму“» размещена в разделах

  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019

дополнительной общеразвивающей программа социально – педагогической направленности «Готовимся в школу»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3

Позднякова Марина Александровна

Лебедянь – 2018 г.

Актуальность Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.

Новизна. Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.

Календарно – тематическое планирование занятий

п/п Тема занятий Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения

1 Повторение пройденного

2 Звук [б] и буква Б. Написание буквы Б,б

3 Звук [г] и буква Г. Написание буквы Г,г

4 Звук[д] и буква Д. Написание буквы Д,д

5 Предложение. Звук[й]и буква Й. Написание строчной буквы Й,й.

6 Предложение. БукваЬ. Написание строчной буквы Ь.

7 Слог. Звук[е]и букваЕ. Написание строчной буквы Е,е.

8 Игра «Найди букву». Звук[я]и букваЯ. Написание буквы Я,я.

9 Звук[ю]и букваЮ. Написание строчных букв Ю,ю.

10 Звук[ё]и буква Ё.

Чтение слогов. Написание буквы Ё,ё.

11 Звук[ц]и буква Ц.

Чтение слогов и слов. Написание буквы Ц,ц.

12 Звук[ч]и буква Ч. Чтение слогов и слов. Написание буквы Ч,ч.

13 Звук[щ]и букваЩ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Щ,щ.

14 Звук[ф]и букваФ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Ф,ф.

15 Звук[э]и букваЭ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Э,э.

Чтение слогов и слов.

Написание буквы Ъ.

17 Чтение слогов и слов.

18 Повторение и закрепление пройденного.

1.1 Повторение пройденного. Упражнение в чтении слогов,слов, предложений с пройденными буквами.

1. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

2. Чтение слов с пройденными буквами. Рабочие тетради, ручки,слоговые карточки.

1.2 Звук [б] и буква Б. Написание буквы Б,б Познакомить с соласным звуком (Б) и его цветовым обозначением. Учить определять место звука (Б) в словах. Познакомить с буковой Б как в письменном обозначении звука (Б).

1. Знакомство с артикуляцией звука[б].

2. Знакомство с буквой Б.

3. Произношение слов с буквой Б.

4. Правописание буквы Б. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Б, карточки с изображениями предметов на букву Б.

1.3 Звук [г] и буква Г. Написание буквы Г,г Учить выделять звук[г]из ряда согласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву Г и читать слоги.

1. Знакомство с артикуляцией звука[г].

2. Знакомство с буквой Г.

3. Произношение слов с буквой Г.

4. Правописание буквы Г.

5. Чтение слогов. Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Г, картинки с изображением предметов на букву Г.

Звук[д] и буква Д. Написание буквы Д,д

Предложение. Звук[й]и буква Й. Написание строчной буквы Й,й. Учить выделять звук[д]из ряда согласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву Д и читать слоги.

Уметь найти сходство и отличие звуков [й] и [и], учить детей находить, что общего между этими звуками. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей преобразовывать слова путем замены одной буквы на другую.

1. Знакомство с артикуляцией звука[д].

2. Знакомство с буквой Д.

3. Произношение слов с буквой Д.

4. Правописание буквы Д.

5. Чтение слогов.

6. Игра «Найди букву».

1. Знакомство с артикуляцией звука[й].

2. Знакомство с буквой Й.

3. Произношение слов с буквой Й.

4. Правописание буквы Й.

5. Чтение слияний Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Д, картинки с изображением предметов на букву Д.

Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Й картинки с изображением предметов на букву Й.

1.6 Предложение. БукваЬ. Написание строчной буквы Ь. Продолжать знакомить детей с буквой Ь, учить читать слова с этой буквой. Продолжать учить детей образовывать новые слова. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Читайте также:
Ошибка все программы обновлены

1. Знакомство с буквой Ь.

2. Произношение слов с буквой Ь.

3. Правописание буквы Ь.

6. Чтение слияний Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ь картинки с изображением предметов на букву Ь.

1.7 Слог. Звук[е]и букваЕ. Написание строчной буквы Е,е. Учить выделять звук[е]из ряда гласных звуков,находить букву в словах. Учить писать букву Е и читать слияния.

1. Знакомство с артикуляцией звука[е].

2. Знакомство с буквой Е.

3. Произношение слов с буквой Е.

4. Правописание буквы Е.

5. Чтение слияний ОА,АО,УА,АУ…. Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Е, картинки с изображением предметов на букву Е.

1.8 Игра «Найди букву». Звук[я]и букваЯ. Написание буквы Я,я. Учить выделять звук[я]из ряда гласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву Я и читать слоги.

1. Знакомство с артикуляцией звука[я].

2. Знакомство с буквой Я.

3. Произношение слов с буквой Я.

4. Правописание буквы Я.

5. Чтение слогов. Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Я, картинки с изображением предметов на букву Я.

1.9 Звук[ю]и букваЮ. Написание строчных букв Ю,ю. Учить выделять звук[ю]из ряда гласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву Ю и читать слоги. 1. Знакомство с артикуляцией звука[ю].

2. Знакомство с буквой Ю.

3. Произношение слов с буквой Ю.

4. Правописание буквы Ю.

5. Чтение слогов.

6. Игра «Найди букву». Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ю, картинки с изображением предметов на букву Ю.

1.10 Звук[ё]и буква Ё.

Чтение слогов. Написание буквы Ё,ё.

Учить узнавать звук[ё]в ряду звуков,слогов,слов. Учить писать буквуЁ, читать слоги и слова с этой буквой.

1. Знакомство с артикуляцией звука[ё].

2. Знакомство с буквой Ё.

3. Произношение слов с буквой Ё.

4. Правописание буквы Ё.

5. Чтение слогов.

6. Игра «Найди букву». Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ё, картинки с изображением предметов на букву Ё.

1.11 Звук[ц]и буква Ц.

Чтение слогов и слов. Написание буквы Ц,ц. Учить узнавать звук [ц]в ряду звуков,слогов,слов. Учить писать буквуЦ, читать слоги и слова с этой буквой. 1. Игра“Назови первый звук».

2. Знакомство с артикуляцией звука[ц].

3. Знакомство с буквой Ц.

4. Произношение слов с буквой Ц.

5. Правописание буквы Ц.

6. Чтение слогов.

Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ц, картинки с изображением предметов на букву Ц.

1.12 Звук[ч]и буква Ч. Чтение слогов и слов. Написание буквы Ч,ч. Учить узнавать звук [ч] в ряду звуков, слогов, слов. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Ч, читать слоги и слова с буквой Ч.

1. Игра“Назови первый звук».

2. Знакомство с артикуляцией звука[ч].

3. Знакомство с буквой Ч.

4. Произношение слов с буквой Ч.

5. Правописание буквы Ч.

6. Чтение слогов и слов.

Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ч, картинки с изображением предметов на букву Ч.

1.13 Звук[щ]и букваЩ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Щ,щ. Учить выделять звук[и]из ряда согласных звуков,находить букву в словах. Учить писать букву Щ. 1. Знакомство с артикуляцией звука[щ].

2. Знакомство с буквой Щ.

3. Произношение слов с буквой Щ.

4. Правописание буквы Щ.

5. Чтение слогов и слов.

6. Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Щ, картинки с изображением предметов на букву Щ.

1.14 Звук[ф]и букваФ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Ф,ф. Учить узнавать звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов,различать со звуком[в].Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Ф, читать слоги и слова с буквой Ф. 1. Знакомство с артикуляцией звука[ф].

2. Знакомство с буквой Ф.

3. Произношение слов с буквой Ф.

4. Правописание буквы Ф.

5. Чтение слогов и слов.

6. Д/и «Магазин» (картинки)

Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ф, картинки с изображением предметов на эту букву.

1.15 Звук[э]и букваЭ. Чтение слогов и слов.

Написание буквы Э,э. Учить узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Э, читать слоги и слова с буквой Э. 1. Игра «Кто больше»

2. Знакомство с артикуляцией звука[э].

3. Знакомство с буквой Э.

4. Произношение слов с буквой Э.

5. Правописание буквы Э.

6. Чтение слогов и слов.

Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквыЭ, картинки с изображением предметов на эту букву. Слоговые карточки.

Чтение слогов и слов.

Написание буквы Ъ. Продолжать знакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками. Продолжать учить детей наращивать слова, вставлять буквы в данное слово; составлять предложения. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. 1. Игра «Доскажи словечко».

2. Знакомство с буквой Ъ.

4. Произношение слов с буквой Ъ.

5. Правописание буквы Ъ.

6. Чтение слогов и слов.

. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквыЪ, картинки с изображением предметов на эту букву. Слоговые карточки.

1.17 Чтение слогов и слов.

Написание буквы. Упражнение в чтении слогов,слов, предложений с пройденными буквами. 1. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

2. Чтение слов с пройденными буквами. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: алфавит,. Синие и зеленые кружки по количеству детей.

1.18 Повторение и закрепление пройденного. Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей; закрепить умение работать в тетради и у доски; воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. 1. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

2. Чтение слов с пройденными буквами. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: алфавит. Синие и зеленые кружки по количеству детей. Слоговые карточки.

Планируемые результаты освоения программы по модулю «Подготовка к чтению и письму» :

К концу года ребенок должен уметь:

• отличие буквы от звука;

• конфигурацию печатных букв;

• назначение прописной и строчной буквы;

• отличие прописных букв от печатных.

• ориентироваться на странице тетради;

• перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т. д;

• отличать заглавные и строчные буквы.

• рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.

• рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.

• штриховать фигуры в заданном направлении.

• находить рабочую строку.

• правильно держать ручку, карандаш.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа по модулю «Торцевание» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку.

Консультация «Подготовка руки к письму»

Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Рабочая программа «Подготовка к школе детей 6–7 лет» 1. Рабочая программа «Подготовка к школе» 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена и разработана на основе программы «Ступеньки.

Читайте также:
Программа открыть файл nrg

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений. Нейропсихологический аспект..

Видео «Подготовка руки к письму» Подготовка руки к письму, это непростой, но очень интересный процесс и насколько он будет интересным зависит от взрослого. С чего лучше.

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет Рабочая программа Дополнительного образования «Готовим руку к письму». (возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год). Образовательная.

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2).

Рабочая программа по литературному чтению и развитию речи для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 1. Планируемые предметные результаты Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Источник: www.maam.ru

ПРОГРАММА КУРСА «Готовность к чтению и письму»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.

Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.

Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:

· Сформированность звукового анализа и синтеза;

· Состояние фонематического представления и восприятия;

· Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;

· Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document iconПРОГРАММА КУРСА «Готовность к чтению и письму» 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

«Готовность к чтению и письму»

первой квалификационной категории

Мазеина Мадина Фаритовна

г. Югорск, 2014 г.

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи курса
  3. Специфика курса
  4. Концептуальность курса
  5. Критерии оценки эффективности курса
  6. Методические указания
  7. Тематический план занятий
  8. Учебно-методическое обеспечение курса

«Школьное обучение никогда не начинается

на пустом месте, и всегда опирается на

определенную стадию развития,

С целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса родителей, в дошкольном образовательном учреждении вводится дополнительная платная услуга по подготовке детей к чтению и письму.

Родители считают, что требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению и письму, чтобы справиться с темпом, предложенным школьной программой. Конечно, эти умения способствуют подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Однако, важно не только читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и пальцев.

Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится писать – он осваивает активную письменную речь. Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности определенных функций, среди которых, в первую очередь, выделяются:

  • Сформированность звукового анализа и синтеза;
  • Состояние фонематического представления и восприятия;
  • Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений;
  • Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря, уровень развития связной речи, звукопроизношение.

Результаты обследования устной речи детей, проводимые в течение нескольких лет, показывают, что в среднем 80% детей имеют различные недостатки в речевом развитии.

ЦЕЛЬ КУРСА: создать условия для всесторонней подготовки детей к обучению в школе.

  • Формирование мотивации к школьному обучению.
  • Формирование основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, определение плана действия, оценка результатов действия).
  • Развитие всех компонентов речи.
  • Формирование навыка звукового, языкового анализа и синтеза.
  • Развитие познавательных процессов.

Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения. Продолжительность занятий — 30-35 минут.

Программа опирается на следующие принципы :

  • системности;
  • комплексности;
  • дидактические (доступности, наглядности, индивидуального подхода);
  • обходного пути (опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие);
  • поэтапного формирования умственных действий.

Методы и приемы:

  1. Организационные:
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации, опорный текст);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение);
  • практические (упражнение).
  1. Логические (аналитические и синтетические).
  2. Мотивационные (поощрение, убеждение, познавательная игра, опора на жизненный опыт, создание ситуаций познавательной новизны)

Формы организации работы:

  1. Групповая форма.
  2. Дифференцированно – групповая (индивидуальная, индивидуально – групповая).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА:

  1. Результаты диагностики готовности к чтению и письму по методике Е.В. Колесниковой.
  2. Косвенным показателем явятся отзывы родителей.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство с механизмом обучения чтению.

Если при подготовке к обучению чтению в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Поэтому, основной задачей подготовки к обучению письму, является:

— подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;

— знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;

— работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями;

— развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различных материалов.

К концу года ребенок должен:

  • Уметь различать понятия «звук и буква», «слог — слово — предложение».
  • Уметь различать гласные и согласные звуки.
  • Уметь различать твердые и мягкие согласные.
  • Уметь различать слова, похожие по звучанию.
  • Уметь различать слова, отличающиеся только одним звуком.
  • Уметь составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме.
  • Уметь работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
  • Знать гигиенические правила письма.
  • Владеть навыком анализа:
  • уметь определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • определять место звука в слове.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru