Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных.
(293 оценки)
Как проходит урок в занковских классах?
Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным. В чем выражаются эти отличия?
Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова «Ребенок — это тот же человек, только маленький» как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.
Выбор программы начального образования
Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей — наших учеников:
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!
Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя.
Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).
Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в Азбуке столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»
гол дом диван дорога / голы дома диваны дороги ворота
Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию.
Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и понимать их смысл, на доступном уровне включая процедуру анализа слов. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он читает и выполняет задание одновременно.
Урок обучения грамоте по системе Эльконина-Давыдова. Буква К. Мартьянова Е.В. 1994 год
Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым — несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа — оказалось, что они не могут этого сделать.
Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик без всякого смущения говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу.
Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота — воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.
Учитель: Столы.
Дети: (дружно) Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.
Растерянность детей, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.
Учитель: Окна.
Дети: Окно!
Учитель: Дрова.
Дети не знают ответа.
Учитель: Брюки.
Дети не знают ответа.
Учитель: Вот какие слова есть в русском языке! Слова, которые не имеют формы единственного числа.
Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка — находка для учителя!». Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки.
Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя». А теперь и Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика.
В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.
Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив, — яркую, насыщенную, интенсивную. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение «облегченная система Занкова». Ну, можно ли облегченно развивать?!
Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!
«Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок, наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких «парадоксальных» ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.
На фрагменте урока вы увидите, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.
Учитель: Найдите «лишний» рисунок.
(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)
Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: «Лишним» можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок — на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.
Дальше наступила достаточно длительная пауза.
Возгласы детей: «Все, больше нет ничего», «Неужели еще есть «лишнее»?»
Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.
Дети: Средний рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура», «Вот это да!»
Дети: А может быть, еще есть «лишнее»?
Еще рассматривают, других вариантов не находят.
Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.
Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у ваших детей, трудные ли это задания, ответят — интересные.
Какие учителя ведут уроки в занковских классах?
В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя — высокие профессионалы.
И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить — здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России.
И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л. В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается «занковцем».
Много ли в настоящее время в России занковских классов?
В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л. В.Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% — то чуть меньше, то чуть больше. Но, повторяем, для системы, которая полностью строится «от ребенка», принципиальна не широта распространения, а осознание и принятие учителем принципов ее построения. Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л. В. Занкова, то мы считаем эту проблему чрезвычайно актуальной и работаем над ее решением.
Обучение в начальной школе закончено — что дальше?
Сейчас наш коллектив работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9-е классы). С этой целью в ФНМЦ создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в школах страны.
Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.
А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?
Занков — хорошо или плохо?
Заранее извиняюсь, если не туда. Сегодня позвонили из школы и сказали, что мы поппали в класс, который будет заниматься по Занкову. Меня это несколько встревожило, т.к. слышала, что программа трудная и, что самое главное, после 4 класса она не нужна и детям приходится все изучать сначала. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями те, кто что-то знает о программе или у кого дети занимаются по ней. Спасибо.
01.06.2010 22:17
Учебники Занковские у вас будут? А то наши тоже обозвались «по-Занкову», математика- Петерсон, Русский- Шклярова, Окр мир- Поглазова. Так я и не увидела, что есть «Занковская программа».
02.06.2010 12:06
пока не знаю. завтра собрание в школе.
05.06.2010 12:03
была на собрании. все уточнила. учебники будут не самого Занкова, но участников его программы. Азбука Нечаевой, «Обучение грамоте» Поляковой, математика не помню чья. Так что, прямо все по Занкову и будет.
06.06.2010 18:04
Это не Занков!У Занкова математика-Аргинская.
01.06.2010 18:24
закончили 1 класс, прописи были по методике Занкова -кошмар, учили на каждую букву огромный алгоритм, бред!
02.06.2010 09:28
У меня и старший учился по Занкову и младший в четвертый класс перешел — по нему же. Я б не сказала что программа сложная, скорее местами излишне заковыристая. Много лишней инфы, которая будет дублироваться в пятом классе, особенно это касается Окружающего мира, который в наших учебниках помесь истории с географией.
И, как сказал мой старший сын, по математике половину пятого класса повторяли то, что уже изучали в четвертом. Не нравятся тетради с дополнительным материалом по математике — замороченные задания, что родители порой вынуждены в это вникнуть сначала, чтоб потом ребенку растолковать. Труд — разнообразно, но достал,потому что чаще всего за урок дети не успевают делать и приходится доделывать дома. Музыка — такие задания иногда, что думается не в музыкалке ли мы учимся. А вообще, в общей сложности мы уже 7 лет по ней учимся, так что я уже привыкла:))).
02.06.2010 09:50
Бывшая свекровь — учитель, очень грамотный педагог, которой я полностью доверяю в образовательном процессе, перед родительским собранием, которое было полторы недели назад позвонила мне и сказала — Если вдруг скажут, что будут детей учить по Занкову, сразу веди ее в другой класс. Т-т-т, попали в класс, где учатся по Виноградовой.
Источник: eva.ru
Программа Виноградовой и Занкова
Поскажите, выбираем между 2-х школ. Как дети справляются? Как вам вообще программа нравиться (или не нравиться)?
хочу стать мамой
Екатеринбург
про Занкова.
математику 2-0го класса решаем всей семьей (у обоих В/О) ребенку трудно! папа решает, а Слава сдает .
если бы был выбор отправила по традиционной программе своего.
благодаря моим усилиям закончил хорошистом год.
ребенку самому не справиться с такой программой (мнение родителей одноклассников)
Екатеринбург
А Виноградова слишком уж проста:)
просто посетитель
Екатеринбург
Виноградова слишком уж проста
это которая обычная, да?
Санкт-Петербург
А Истомина?
Екатеринбург
Смотрела сегодня учебники по Виноградовой — действительно просто все, но моему ещё 6, 5 лет, может и к лучшему.
Екатеринбург
Виноградова слишком уж проста
это которая » Школа 21 век»?
Екатеринбург
Да, это «Школа 21 века»
Екатеринбург
Школа 2100 и программа Виноградовой — это разные программы
Екатеринбург
тоже ребенок будет учится по Виноградовой, боюсь что скучать в школе будет.
Новосибирск
Здравствуйте мамочки. У меня ребенок закончил третий класс по системе Виноградовой. Прочитала здесь, что программа простая. Боюсь не сосгласиться с вами. Не такая уж она и простая. Ну если уж сравнивать с программой Занкова. то она попроще.
Но сложнеее например чем Школа 2100 (Питерсон), не говоря про традиционную. По русскому в 3-м классе проходят темы 5-6 класса. Математика поставлена замечательно, но русский ужасно. Никакой последовательности. В Занковской и то лучше поставлены уроки.
М ыуроки делаем вместе до сих пор. Ребенок самостоятельно справится не может.
Екатеринбург
Ребенок самостоятельно справится не может.
ИМХО конечно, но это в большей степени не от программы зависит, а от ребенка.
хочу стать мамой
Екатеринбург
Школа 2100 (Питерсон),
нам сказали что будет 2100 по Виноградовой. Это как понимать, что 2100 бывает по Виноградовой, а бывает по Питерсону? Учебники мне не понравились (которые по Виноградовой) — чушь полнейшая.
Екатеринбург
нам сказали что будет 2100 по Виноградовой.
Такого в принципе быть не может. Тем более, что учителям категорически запретили брать учебники из других методических комплектов — система должна быть целостнойСообщение было изменено пользователем 06-06-2007 в 21:08
Екатеринбург
пожалуйста, с точки зрения учителя, расскажите о программе Виноградовой.
Екатеринбург
Ничего сверхсложного в программе нет. Акцент ставится на изучение русского языка, то есть более подробная информация о лексике, морфологии, курс обучения грамоте интегрирован (письмо+чтение) Ничего плохого сказать об этой программе не могу, так как в нашей школе был вполне удачный эксперимент — учительница (молодая, после института) учила деток на одном дыхании, ни на шаг не отступая от этой программы. Всё ведь от учителя зависит.
Екатеринбург
Тем более, что учителям категорически запретили брать учебники из других методических комплектов
Доча будет учиться по 2100, но русский по Занкову. Сын тоже не полностью по одной программе учился.
Екатеринбург
А можно поподробнее о Занкове? :blush:
Мы именно по ней будем учится, и нас к сожалению никто не спросил.
Екатеринбург
ВиниGrетта
система Л.В. Занкова — это развивающая система обучения со своими принципами и методиками. Разбивать её другими технологиями нельзя — теряется сама идея программы. На личном опыте убедилась, что даже другие учебники (из другого комплекта) сложно адаптировать под систему Занкова. Подробнее о системе как таковой есть информация на этом сайте.
Скажу только, что ребёнок всё же должен быть читающим, уметь логически мыслить, анализировать, а родители должны быть готовы ЕЖЕДНЕВНО заниматься с ним, потому что программа непростая.
Екатеринбург
нам сказали что будет 2100 по Виноградовой
Нет, Виноградова — это » Школа 21 века», а Петерсон — это Школа 2100. Мы по школе 2100 на подготовительных курсах учились, давалась нормально. А у Занкова точно должны быть свои методики. И некоторых учителей с этими методиками я не представляю.
Екатеринбург
Нда, почитала, грузанулась. Чет я не замечала за своим ребенком склонность мыслить логически, анализировать.
Да и терпение мое обычно быстро заканчивается, не думала я что придется всю нач школу с ребенком уроки учить.
Неужели все так безнадежно, а %)
Екатеринбург
родители должны быть готовы ЕЖЕДНЕВНО заниматься с ним, потому что программа непростая.
У меня Лешка в начальной школе учился по Занкову. Везде читаю, что сложная программа и вообще.. странно, а я как то не заметила 🙂 Проблем не было, учился сам и неплохо. Хотя он у меня не сильно упирается уроки учить, ленивый. выезжает на одних способностях..
Екатеринбург
Это первый положительный отзыв.Значит не все так страшно 🙂
Есть шанс что ребенок будет учиться сам.
хочу стать мамой
Екатеринбург
Тем более, что учителям категорически запретили брать учебники из других методических комплектов — система должна быть целостной
Доча будет учиться по 2100, но русский по Занкову. Сын тоже не полностью по одной программе учился.
странно) у нас тоже смесь программ будет, только что было собрании и я в некотором недоумении.
Объявили, что класс будет заниматься по программе 2000.
а в итоге:
Математика — 2000 (Петерсон), (в 2000 ведь только математика)
русский и лит-ра — Занков,
Окружающий мир вообще не понятно из какой методики, автор Клепинина.
Вот) и еще учитель сказала, что мы не найдем ни одного класса, где бы учитель следовал полностью одной методике)
Екатеринбург
ПумаLux скажите чтобы преподовать по какой-либо программе нужно проходить специальные курсы? (особенно интерисует программа Занкова)
Екатеринбург
ПумаLux скажите чтобы преподовать по какой-либо программе нужно проходить специальные курсы? (особенно интерисует программа Занкова)
Учителя очень часто проходят курсы повышения квалификации и если педагог цацелен на какую-либо программу, то он просто обязан пройти соответствующие курсы. Особенно это касается развивающего обучения ( я имею в виду системы, а не программы). Я целый год училась на таких курсах, получила соответствующий сертификат и имею полное право (и возможность) учить по системе Занкова. Аналогично и с Элькониным-Давыдовым. В любом случае учитель сам понимает — хватает ему знаний или нет, и идёт на курсы (это вариант в идеале)
Источник: www.u-mama.ru