Система образования Занкова
По ней, например, учатся в школах №35, №70 города Москва и еще во множестве школ. В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова была признана как параллельная государственной традиционной системе начального обучения. Выдежки из официальных документов данной системы обучения:
Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Задачи: Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.
Теория и практика реализации дидактической системы Л.В. Занкова
Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
В ходе обучения должна весестись систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи. Здесь следует отметить, что не каждый ребенок способен работать в таком режиме, и это нормально. Поэтому так важен начальный выбор программы обучения, а если выбрана программа Занкова, то очень важна компонента индивидуального подхода со стороны учителя к каждому учащемуся.
Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.
Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Более подробную информацию можно прочитать здесь:
- http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь
- http://www.zankov.ru/
- http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm
Минусы программы — большое количество ошибок и опечаток в учебниках. Так же, для хорошего результата нужен грамотный учитель, понимающий особенности данного подхода к обучению.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова в педагогическом пространстве
Знаете ли вы, что:
Сейчас в области IT наблюдается настоящий кадровый голод. Толпы бывших школьников, умеющих на компьютерах только играть в свои любименькие Доты и Контрстрайки, пытаются убедить потенциальных работодателей что они «типа специалисты» в языках программирования, демонстрируя свое сомнительные special ability. Не следует равнятся на таких придурков! Лучше сходить на https://itvdn.com/ru , и пройти курсы онлайн-обучения по нужной тематике. Онлайн-курсы — это отличное дополнение к книгам, позволяющее перейти от теоретезирования к делу.
- Система образования Занкова (Описание 1)
- Система Занкова (Описание 2)
- Состав системы Занкова
- Мнение о системе Занкова, программа по математике
- Система Занкова: важен преподавательский состав
Источник: webhamster.ru
Программа по занкову это
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку: личностно ориентированная.
По преобладающему методу: развивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: массовая.
Целевые ориентации
• Высокое общее развитие личности.
• Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
Концептуальные дидактические положения
Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л.В.Занков разработал дидактические принципы РО:
— целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
— системность и целостность содержания;
— ведущая роль теоретических знаний;
— обучение на высоком уровне трудности;
— продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
— осознание ребенком процесса учения;
— включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
— проблематизация содержания (коллизии);
— вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
— работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания
Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором — географии, в третьем — рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.
Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.
Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В.Занкова
Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе — путь индуктивный.
Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.
Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.
Особенности методики
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.
Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.
Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Урок в системе развивающего обучения
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В.Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:
— цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;
— полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;
— сотрудничество учителя и ученика.
Методическая цель — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель достигается следующими путями:
• учитель создает проблемные ситуации, коллизии;
• использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;
• составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;
• создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
• использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценивает не только конечный результат (правильно — неправильно), но и процесс деятельности ученика;
• поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Особенности урока
• Ход познания — «от учеников».
• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
Отслеживание развития
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели:
— наблюдательность — исходное основание для развития многих важных психических функций;
— отвлеченное мышление — анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
— практические действия — умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.
Источник: artansa.jimdofree.com
Презентация, доклад на тему Принципы развивающей программы для начальной школы по Занкову
Слайд 1Развивающая программа для начальной школы по Занкову
![]()
Слайд 2Занков Леонид Владимирович
Советский психолог.
Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической
![]()
Слайд 3Основные принципы обучения по Занкову
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ
БЫСТРЫЙ ТЕМП ОБУЧЕНИЯ
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ МАТЕРИАЛА
![]()
Слайд 4ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ
На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать
свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.

Слайд 5БЫСТРЫЙ ТЕМП ОБУЧЕНИЯ
Дети быстро устают от однообразных занятий. И если им
изо дня в день давать одно и то же, то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.
![]()
Слайд 6СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ МАТЕРИАЛА
Детям предоставляется информация из средних классов. Но не
для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.
![]()
Слайд 7ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Детишки стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений,
совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго.
![]()
Слайд 8СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это
делают, как делают и зачем им это нужно.

Слайд 9ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать
этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется стандартом образования.
![]()
Слайд 10Заключение
Эта система предполагает то, что дети должны «добыть» знания
Система его нацелена
на то, что учитель задает определенную проблему, а дети должны ее решить самостоятельно, естественно, под руководством преподавателя.
Характерны: высокая скорость обучения и множество заданий для проработки материала
Источник: shareslide.ru