Программа проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам. Четкая,целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания. Литература: С.Д. Забрамная
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа для проведения изучения учащихся и составления психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам.
I Общие сведения об обучающихся :
Фамилия, имя дата рождения. В каких детских учреждениях находился (ясли, детский сад, школа и др.)?
II История развития:
Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы
перенес в первые годы жизни?
Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации.
III Семья ребенка:
Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка.
Характеристика с места работы Как правильно составить рекомендательное письмо наработника
Посещение семьи, беседа с родителями.
IV Физическое состояние учащегося:
Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).
Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. Обследование ребенка врачом.
V Особенности познавательной деятельности ребенка:
1. Состояние анализаторов.
2. Познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности внимания.
Легко ли привлекается Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида на другой? Объем внимания. Степень развития произвольного внимания.
4. Особенности восприятия и мышления.
Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы.
Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними.
Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей.
5. Особенности памяти.
Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает:
Цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти.
6. Особенности речи.
Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т. д.). Запас
слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи?
7. Умение учиться.
Организованность, выполнение требований педагогов самостоятельная работа с книгой,
самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении учебным материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей.
Как правильно составить характеристику
8. Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.
Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей.
Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.
Наблюдения на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.
Источник: nsportal.ru
По составлению психологической характеристики
(Для студентов 4-5 курсов педагогических специальностей)
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»
Составители: И.В. Агададашева, старший преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», кандидат психологических наук,
А.А. Адаменко, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,
Е.Н. Волкова, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,
Н.Г. Зверева, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»
Рецензенты: Н.В. Попель, канд. психол. наук, доцент каф. психологии ИвГУ,
С.С. Седова, канд. психол. наук, старший преподаватель
М 54. Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и классного коллектива (для студентов 4-5 курсов общепедагогических специальностей) / Сост.: И.В. Агададашева, А.А. Адаменко, Е.Н.Волкова, Н.Г. Зверева. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. – 95 с.
Методические рекомендации помогут студентам расширить представления о психологических качествах личности школьников и об особенностях развития классного коллектива. Их использование позволит получить навыки проведения индивидуальной и групповой психодиагностической работы. Рекомендации включают форму составления психологического анализа урока и отражают основные позиции, на которые необходимо опираться при его проведении.
Источник: studfile.net
Программа для изучения и составления характеристики учащегося
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
Как правило, помогает товарищам.
Помогает товарищам, когда его просят.
Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- Отзывчивость.
- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим.
- Вежливость, тактичность.
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает, невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе.
- Скромность.
- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
- Сам рассказывает товарищам обо всех своих достижениях.
- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
- Уверенность в себе.
- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
- Самокритичность.
- Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
- Умение рассчитывать свои силы.
- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», не слишком легкие и не слишком трудные.
- Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.
- Иногда бывают случаи, когда учащийся плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы.
- Стремление к успеху, первенству.
- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.
- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности.
- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
- Самоконтроль.
- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
- Волевые качества личности
- Смелость.
- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
- В большинстве случаев отступает перед силой.
- Всегда отступает перед силой, трусит.
- Решительность.
- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед ответственным решением.
- Редко решается принять какое — либо ответственное решение.
- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
- Настойчивость.
- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
- Доводит до конца задуманное лишь тогда, когда трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
- Самообладание.
- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
- Положение ребенка в детском коллективе.
- Авторитет в классе.
- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
- В классе авторитетом не пользуется.
- Симпатия.
- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части одноклассников.
- Пользуется симпатией у отдельных ребят.
- В классе его не любят.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
- Является признанным авторитетом в каком-либо объединении по интересам (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у отдельных членов объединений (в спортивной школе, клубе).
- Является членом какого-либо объединения, но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб).
- Не является членом никакого объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
- Внимание.
- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
- Память.
- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
- Мышление.
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
- Эмоциональная реактивность.
- Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
- Общий эмоциональный тонус.
- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
- Эмоционально уравновешен.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
Источник: smart-studio.info