Научить детей быть счастливыми: Петр Положевец о программе по развитию личностного потенциала

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» с 2016 года разрабатывает и реализует программу развития личностного потенциала. По итогам конкурса к ней присоединяются еще 11 регионов страны. С нового учебного года в программе будут участвовать уже 30 субъектов Российской Федерации. О планах проекта, его целях и задачах рассказал «Российской газете» руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Григорьевич Положевец. О программе
Поправки в федеральный закон об образовании, принятые в прошлом году, придают особое значение воспитанию детей. Развитие личности ребенка и человеческого потенциала стали приоритетными для государственной политики. По словам Петра Положевца, программа развития личностного потенциала призвана научить детей быть счастливыми, успешными, уметь управлять своими эмоциями, строить отношения с окружающими. Об этом пишет «Российская газета».
О Программе по развитию личностного потенциала | Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»
Личностный потенциал включает три составляющие: способность к осознанному выбору, к постановке цели и ее достижению, а также умение противостоять давлению, чувствовать себя уверенно. Все это поможет легко адаптироваться в меняющемся мире. Каким мы вырастим будущее поколение – в такой стране нам и придется жить.
Сегодняшним детям через два-три десятка лет предстоит самим управлять государством. Так что правильное формирование личностных качеств чрезвычайно важно. Для этого школам необходимо помочь изменить свою среду и культуру, а педагогам и тем, кто управляет системой образования, нужно самим постоянно совершенствоваться.
Программа развивает не только личностный потенциал ребенка, но и социально-эмоциональные навыки взрослого наставника. В воспитание по максимуму должны быть вовлечены и родители. Поскольку мир сегодня быстро меняется, всем предстоит учиться адаптироваться к переменам.
Программа развития личностного потенциала сложилась не случайным образом, это не простой набор разнородных элементов детской психологии. Она основана на работе ведущих ученых России, которые занимались исследованием потенциала личности, досконально изучали феномены субъективного благополучия и мотивации.
Методологической основой программы является теория личностного потенциала человека, которая разработана доктором психологических наук, профессором НИУ «ВШЭ» и МГУ им. Ломоносова Дмитрием Леонтьевым; позитивная психология, педагогика достоинства академика РАО, доктора психологических наук, профессора-исследователя НИУ «ВШЭ» Александра Асмолова; а также курсы «Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды» Витольда Ясвина и «Стратегическое проектирование в образовательной организации» Александра Моисеева (МГПУ).
По мнению ученых, от личности и мотивации зависит значительно больше, чем от интеллекта и одаренности. Как правило, самодисциплина обеспечивает больше шансов на успех, чем уровень развития интеллекта. Одаренный человек без глубокого личностного развития является источником кризисов и проблем: чем более он одарен, тем более явные проблемы он порождает.
Что включает программа по развитию личностного потенциала? | А.М.Моисеев
Далеко не все одаренные люди могут справиться со своими способностями, если развитие личности за ними не поспевает. Дети с высоким личностным потенциалом могут быть одновременно успешными в учебе и психологически ощущать себя комфортно. Если личностный потенциал человека не развит, то за достигнутый успех приходится платить очень высокую цену. Ему сложно быть счастливыми и успешными одновременно. Кто реализует программу
Фонд Сбербанка «Вклад в будущее» заключает договор с органами исполнительной власти в сфере образования региона. Каждая сторона, согласно документу, принимает на себя конкретные обязательства. Фонд должен обеспечить участника методиками и обучающими материалами, подготовить на месте рабочую команду.
Регион обязан осуществлять программу, включив ее в государственное задание организации, которая будет выполнять функции оператора. Оператором может выступить местный институт развития образования или институт повышения квалификации, педагогический вуз. Программа должна осуществляться от органов исполнительной власти до конкретного образовательного учреждения.
В настоящее время у программы существует сильная научная поддержка: в МГПУ работает лаборатория развития личностного потенциала в образовании. Ее сотрудники проводят весь обучающий цикл для преподавателей и управленцев.
В качестве партнеров выступают Международная лаборатория позитивной психологии НИУ «Высшая школа экономики», Федеральный институт развития образования РАНХиГС, институты РАО. Свою поддержку участникам программы оказывает также консорциум университетов для запуска сетевой исследовательской магистратуры по развитию личностного потенциала, – говорит в интервью «РГ» Петр Григорьевич.
Каждое образовательное заведение, которое участвует в программе развития личностного потенциала, проходит полный цикл погружения. Сначала обучается команда управленцев – директор учреждения, его заместители и психолог. Затем в этой школе или детском саду создается личностно-развивающая образовательная среда.
Для этого оценивается степень свободы, возможностей для творчества и самореализации, выбирается направление развития, создается совместный проект. Консультанты программы помогают его доработать и подобрать необходимые инструменты. Затем в проект вовлекаются все педагоги. И только после этого задействуют детей и родителей.
Петр Положевец отмечает, что примерная рабочая программа воспитания в учебных заведениях подчеркивает важность не персональных достижений, а результатов коллективной работы ребят. С этой точки зрения лучшей будет признана та школа, где дети имеют больше свободы для творчества, самовыражения и совместных достижений, а не та, где больше победителей олимпиад и поступивших в вузы.
Первые эффекты реализации программы Первые эффекты программы уже сейчас вполне можно оценить. Проводились специальные исследования, которые выявили устойчивые взаимосвязи личностных характеристик педагогов и результатов детей. Удалось обнаружить связь между сформированностью навыков достижения цели, коллективной работы, управления эмоциями учеников начальных классов и аспектами личностного потенциала их педагогов. Речь здесь о толерантности учителя к неопределенности, его мировоззренческая активность и ответственность.
Кроме того, исследования показали, что по мере реализации программы развивались ключевые характеристики личностного потенциала управленцев и учителей. Снизилась их установка на заданность, выросла профессиональная мотивация.
Создатели программы надеются, что в долгосрочной перспективе дети, которые уже занимаются по данной программе, выберут свой жизненный путь и начнут ему следовать, максимально используя свои способности и чувствуя себя психологически комфортно. В планах – увеличить число участвующих в программе регионов. Возможно дистанционное обучение ее методикам.
Как подчеркивает Петр Положевец, если наши дети вырастут свободными и счастливыми, такой же будет и наша страна. Он рассчитывает, что программа развития личностного потенциала приведет к позитивным переменам. Полный текст интервью читайте по ссылке.
Источник: ug.ru
Десять регионов стали участниками всероссийской программы по развитию личностного потенциала ребенка

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» провел конкурс и выбрал десять новых регионов-участников всероссийской программы по развитию личностного потенциала детей. Соглашения о сотрудничестве в рамках программы будут подписаны с Воронежской, Калининградской, Липецкой, Нижегородской и Ульяновской областями, Алтайским и Красноярским краями, ХМАО, Татарстаном и Башкортостаном.
В состав конкурсной комиссии вошли представители Агентства стратегических инициатив (АСИ), Сбербанка, фонда Сбербанка «Вклад в будущее», корпорации «Российский учебник», МГПУ и РАНХиГС. Эксперты оценивали мотивацию региона, уровень развития региональной системы образования, опыт реализации проектов и программ, связанных с навыками XXI века, наличие кадровых и ИКТ-ресурсов.
«Это первое открытое предложение фонда региональным системам образования, которое вызвало живую реакцию у тридцати двух субъектов России. На реализацию программы в одном регионе уйдет три года. — заявил исполнительный директор фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец. — Она предполагает совместную работу региона и фонда, переподготовку управленческих и педагогических кадров, использование в школах и детских садах специально разработанного комплекса учебно-методических решений, новое развитие образовательной среды, в которую включатся не только директора школ и педагоги, но и специалисты дополнительного образования, родительское сообщество».
По его словам, желание регионов поучаствовать в конкурсе говорит о том, что программа отвечает запросам современного образования, а также показывает готовность субъектов к работе. «Программа будет способствовать эволюционным изменениям в российских школах, осознанному движению к персонализированному образованию, которое учитывает реалии XXI века и готовит ребенка к жизни в них», — отметил Петр Положевец.
«Заявки показывают, что многие регионы понимают необходимость изменений в образовании с учетом современных реалий. Если говорить об общей характеристике ситуации, то видно ожидание перемен, но с запросом на системность и четкую проработку стратегии, желательно на долгосрочный период, а не в рамках очередной кампании», — подчеркнул завкафедрой педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук Андрей Иоффе. В 2020-2021 годах планируется провести аналогичные конкурсные отборы для определения еще двадцати регионов-участников.
Обучающиеся по программе дети развивают навыки XXI века и раскрывают личностный потенциал. Это позволит им ставить жизненные цели и достигать их при помощи управления своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми. Для разработки программы фонд привлек российских ученых и отработал этапы ее внедрения. В двух пилотных регионах, Калужской и Ярославской областях, управленцы и педагоги уже прошли переподготовку и осенью начнут занятия с детьми.
Презентация программы развития личностного потенциала ребенка «Школа возможностей» прошла еще в апреле на Московском международном образовательном салоне, сообщал ТАСС. «Особенности этой программы в том, что ключевым партнером является учитель, и в этой программе педагогам уделяется даже больше внимания, чем детям, потому что мы верим, что если учитель не будет знать, куда двигаться, и не определит для себя цели, то ребенок, с которым он работает, также будет потерян», — заявлял Петр Положевец.
Говоря об особенностях программы, ее руководитель Екатерина Хаустова отметила, что Программа по развитию личностного потенциала комплементарна школе, является уникальным в настоящее время предложением для образовательных организаций по развитию у детей всех возрастов – от дошкольников до старших школьников — навыков XXI века. Программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
Сбербанк создал фонд «Вклад в будущее» в 2015 году для поддержки современного российского образования с учетом вызовов XXI века и развития инклюзивной среды, обеспечивающей россиянам равные возможности самореализации вне зависимости от особенностей здоровья.
В рамках направления «Современное образование» фонд инициирует и поддерживает проекты, способствующие развитию у детей навыков XXI века и новых грамотностей. В рамках направления «Инклюзивная среда» фонд поддерживает проекты и лучшие практикам социализации, адаптации, профориентации, трудоустройства детей с особенностями ментального развития и оставшихся без попечения родителей.
Источник: asi.ru
В Волгоградской области будет реализована программа по развитию личностного потенциала

Волгоградское отделение Сбербанка, региональный Комитет образования, науки и молодежной политики и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого в регионе будет реализована Программа по развитию личностного потенциала.
Программа по развитию личностного потенциала, инициированная Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», будет реализовываться в Волгоградской области в течение трех лет под руководством ведущих университетов России, рассказали «Городским вестям» в пресс-службе Сбербанка в Волгограде.
Ее главная задача – сформировать команду руководителей, тьюторов и педагогов новой формации, способных обеспечить развитие потенциала каждого ребенка. Такой подход позволит детям ставить жизненные цели и достигать их за счет умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми.
— Сбербанк сегодня во многих сферах выступает драйвером положительных изменений в нашем регионе. Сфера образования не исключение, — подчеркнул управляющий Волгоградским отделением Сбербанка Евгений Воеводин. — У нас уже есть большой опыт взаимодействия с профильным комитетом в рамках таких проектов, как «Урок цифры», программа по повышению финансовой грамотности школьников. Подписанное сегодня соглашение — новая ступень взаимодействия, ведь программа предлагает действительно инновационный подход к развитию педагогов, руководителей образовательных учреждений, а значит и самого ребенка.
Всего в 2020 году участие в Программе примут 14 образовательных организаций региона, в том числе 4 детских сада. На первом этапе специалисты фонда проведут обучение для управленческих кадров, далее курс пройдут педагоги, они получат комплект методических разработок и пособий для работы с детьми.
— Мы благодарим Сбербанк, что пришли с таким предложением, ведь для нас важно, чтобы образовательные организации имели доступ к самым современным проектам и идеям. Надеемся, что реализация проекта даст мощный импульс развития для всех его участников — наших учителей, детей и управленцев, — отметила председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина.
Планируется, что к 2024 году 77 образовательных организаций Волгоградской области будут вовлечены в реализацию программы. Как заметил исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, смысловым и содержательным стержнем, основой всех программ и проектов Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» является программа по развитию личностного потенциала.
По его словам, именно эта программа готовит детей к тому, чтобы они чувствовали себя уверенно в современном мире и могли отвечать на вызовы 21 века – вызовы неопределённости, сложности, разнообразия и постоянного роста личной ответственности за всё, происходящее вокруг.
— В этом году к Программе по развитию личностного потенциала присоединились сразу несколько регионов Поволжья, — рассказал председатель Поволжского банка Сбербанка Александр Анащенко. — В них будет дан новый виток развитию системы образования с применением самых современных и профессиональных методик обучения и подготовки педагогических кадров. Сегодня дети должны обладать совершенно новым набором умений и навыков, и важнейшую роль в процессе их формирования играют учителя. Если преподаватель знает, куда двигаться, он сможет помочь ребенку в выстраивании его жизненных целей и их достижении.
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Поделиться: читайте нас в Новостях
Телефон редакции: 8-909-389-03-00
Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!
Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»
Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!
Источник: gorvesti.ru
В Кузбассе начинается реализация Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

30 июня в Кемерове состоялось подписание трёхстороннего соглашения о сотрудничестве.
30 июня в Кемерове состоялось подписание трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Кузбасса, Кемеровским отделением ПАО Сбербанка и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
Свои подписи под документом поставили Министр образования и науки Кузбасса Софья Балакирева, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец и управляющий Кемеровским отделением №8615 ПАО Сбербанк Николай Шилов. Соглашение закрепляет взаимодействие сторон в ходе реализации в регионе Программы по развитию личностного потенциала. Программу реализуют Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом. На сегодняшний день участниками Программы являются уже 20 российских регионов, восемь из которых, включая Кемеровскую область, присоединяются к Программе сейчас как финалисты конкурсного отбора, состоявшегося весной 2020 года.
Программа будет реализовываться в Кузбассе в течение трёх лет. Её главная задача – сформировать команду руководителей образовательных организаций, педагогов, наставников и методистов для развития потенциала каждого ребёнка. Такой подход позволит детям ставить жизненные цели и достигать их за счет умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими людьми.
На первом этапе преподаватели из фонда, Лаборатории личностного потенциала в образовании МГПУ и крупных партнерских научно-исследовательских организаций страны, среди которых НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.Ломоносова и других, проведут обучение для управленческих команд первых 10 школ и четырех детских садов Кемеровской области.
Далее обучение пройдут педагоги этих образовательных организаций. Параллельно с обучение команд образовательных организаций, в регионе начнет формироваться собственная региональная обучающая и сопровождающая команда Программы – РОСК — из числа специалистов, методистов и экспертов образования на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, который является оператором Программы в Кемеровской области. Все участники РОСК пройдут специальную подготовку на базе главного партнёра Программы – Московского городского педагогического университета (МГПУ). Именно РОСК будет организовывать и проводить обучение педагогов и управленцев школ и детских садов на втором и последующих этапах реализации Программы.
В общей сложности в течение трёх лет участниками Программы станут 70 образовательных организаций, то есть более 10% от общего количества в Кузбассе, и более 1000 управленцев и педагогов. Кроме того, все образовательные организации получат комплекты методических пособий для работы педагогов с детьми.
«На первом этапе реализации проекта мы подключим 10 школ и четыре детских сада. Ведь очень важно, чтобы педагоги уже с дошкольного возраста помогали ребенку в самоопределении. В этом смысле детям очень помогут мягкие компетенции soft skills, которые они усвоят в программе по развитию личностного потенциала. Мы искренне верим в то, что ребенок, который самодостаточен и четко понимает, в какую сторону хочет двигаться, вырастет счастливым. А для педагогов этот проект полезен тем, что они смогут идти в ногу со временем и понимать современных детей, которые могут иногда испытывать проблемы с общением, внутренним целеполаганием и пониманием себя в мире», — отметила министр образования и науки Кузбасса Софья Балакирева.
Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Пётр Положевец, участвующий, в связи с эпидемиологической ситуацией, онлайн отметил, что «Программа по развитию личностного потенциала является смысловым и содержательным стержнем, основой для всех других программ и проектов фонда. Именно эта программа готовит детей к тому, чтобы они чувствовали себя уверенно в современном мире и могли отвечать на вызовы 21 века – вызовы неопределённости, сложности, разнообразия и постоянного роста личной ответственности за всё, происходящее вокруг.
«Программа развития личностного потенциала призвана, прежде всего, воспитать в ребёнке такие способности, которые помогут ему в дальнейшем самореализовать себя, стать успешным, научить его управлять своими способностями, привить культуру постоянного саморазвития. Это относится не только к детям, но и к их педагогам» — подчеркнул управляющий Кемеровским отделением ПАО Сбербанк Николай Шилов.
Источник: sibdepo.ru