Программа по преодолению кризиса в чили имела следующие основные направления

Генералы, леваки и судьба Чили

Четыре члена Хунты, позднее Пиночет отдалит всех от власти

Надо сказать, что в попытках отвязать экономику от экспортной зависимости правительства в Чили проводили экономическую политику протекционизма, пытаясь при помощи таких инструментов государственного вмешательства как тарифы и государственное финансирование поднять местное производство. В результате в 1960-ым участие государства в экономике достигло одного из самых больших значений в Латинской Америке (больше было только у коммунистической Кубы). Прямо перед приходом Альенде государство полностью контролировало черную металлургию, нефтедобычу, большинство железных дорог, авиаперевозки и многое другое. Также порядка 30% экономики находились в зависимости от государственных финансовых вливаний , и только 30% экономики Чили можно было считать полноценным частным сектором.

Однако пришедший в 1971 году к власти Альенде решил национализировать вдобавок еще и цветную металлургию (национализация была запущена еще христианскими демократами, однако Альенде решил присвоить медные рудники Чили государству полностью). После этого американским компаниям был выставлен счёт за отнятие у них их же собственности. Правда, от востребования «долга» американских компаний правительство Альенде милостиво «отказалось».

ИСТОРИЯ ЧИЛИ: Диктатура Пиночета и экономическое чудо

Одновременно с массовой национализацией правительство Альенде активно занялось «повышением материального благосостояния трудящихся». Сделано это было элементарно просто: директивой правительства в 1971 году зарплаты были повышены на 35-40%, банковские проценты по кредитам — понижены на 50%, а цены на потребительские товары — заморожены.

Сальвадор Альенде (1908-1973)

Однако социальной политики Альенде хватило только на год. Эйфория прошла, начался дефицит товаров, а черный рынок распространился на всю страну. Инфляция резко скаканула вверх – до 286% к моменту военного переворота.

Итак, в 1973 году чилийская экономика была в состоянии глубокой депрессии по многим причинам, среди которых — экспроприация правительством с Альенде 600 предприятий, протекционизм. В результате ВВП Чили стремительно падал. Но 11 сентября 1973 года в Чили происходит военный переворот. Это был не совсем обычный воинский мятеж, а хорошо организованная боевая операция.

В ходе переворота военные заняли государственные и правительственные здания, а правительство Народного единства во главе с Сальвадором Альенде было свергнуто. Была образована Хунта, куда помимо Аугусто Пиночета вошли еще три представителя ( адмирал Хосе Мерино от военно-морского флота; генерал Густаво Ли Гусман от военно-воздушных сил и генерал Сезар Мендоса от корпуса карабинеров). Главой Хунты был избран именно Пиночет, так как он обладал наибольшим авторитетом в воинских частях и был популярен у простого народа. До конца 1974 года Пиночет оставался главой хунты, а затем стал президентом Чили. Более того, летом 1974 Пиночет законодательно укрепил свое положение и начал борьбу с коммунистическим подпольем.

Украинский кризис и глобальная стратегия России. Лекция в МГИМО

Мальчики спасают экономику

К середине 1975 года правительство разработало программу экономических преобразований, основанную в первую очередь на идеологии свободного рынка, которая была призвана остановить обвал экономики. Сам Пиночет заявил, что желает сделать «Чили нацией не пролетариев, а нацией собственников». И в этом ему должны были помочь — Chicago Boys (буквально — Чикагские мальчики). Они были группой чилийских экономистов, и большинство из них закончили экономический факультет Чикагского университета под научным руководством Милтона Фридмана и Арнольда Харбергера (или в Гарварде, Массачусетском технологическом институте, Колумбийском университете или в Папском католическом университете). Именно «чикагские мальчики» превратили Чили в самую эффективную экономику Латинской Америки и одну из самых дружественных бизнесу стран.

Первым шагом хунты в борьбе с кризисом в 1973 году стали меры жесткой экономии. Все должности за исключением судейских и бухгалтерских были объявлены временными. Была проведена налоговая реформа и реформа валютных пошлин (средний размер пошлины при Альенде составлял 94%). Кстати, именно военная хунта стала первым чилийским правительством, которое заботилось диверсификацией экономики.

Стоит отдельно упомянуть и про сельское хозяйство в Чили. В 1973 году при Альенде валовой объем сельскохозяйственного производства упал до уровня 1936 года (правда в то время население Чили было в два раза меньше). Правительство Альенде решило ввести карточную систему. Чем это было вызвано?

За три года правления Альенде у 34 тысяч землевладельцев было конфисковано 5,5 миллионов га земли. Придя к власти, хунта отказалась от контроля сельского хозяйства. Результатом отказа государства от контроля над сельским хозяйством и крестьянами стал быстрый рост сельскохозяственного производства — на 16,7% только в 1974 году. За 1974-1977гг. сельскохозяйственное производство выросло по сравнению с 1973 годом на 41,9%.

Читайте также:
Как закрыть зависшую программу 1с

Итак, экономические реформы, проводимые при Пиночете, преследовали три основные цели: либерализация экономики, приватизация государственных предприятий и стабилизация экономики. Правительство Чили приветствовало иностранные инвестиции и даже устранило протекционистские торговые барьеры, принудив чилийских предпринимателей или конкурировать с импортом, или уходить в другие отрасли экономики.

Но последовательность первого этапа реформ — а именно привязка курса валюты, за которую ратовал Серхио де Кастро (хотя Милтон Фридман советовал плавающий курс для песо) привели к кризису — второму за 8 лет. Однако в 1985 году вместо Серхио де Кастро министром финансов стал Эрнан Бюки, фокус правительственной политики сместился в сторону платежеспособности и экономического роста.

Экспорт вновь стал расти, а безработица снижалась. Ежегодный рост реальных доходов в Чили составил с 1985 по 1996 год в среднем 5%, что намного выше, чем в остальной Латинской Америке. Сам Пиночет после проведенного плебисцита показавшего, что 55% граждан не поддерживают его (хотя 43% высказались в его поддержку), ушел с поста президента и вернул в Чили демократию. До 1998 года правда он оставался главнокомандующим, а когда покинул и этот пост, он все равно смог оставить за собой пост пожизненного сенатора, полагающийся ему.

Время подводить итоги

Итак начатые в 1973-1975 годах экономические реформы привели к бурному экономическому росту в Чили. Всего за шесть лет с 1975 по 1981 ВВП на душу населения вырос на почти 39% (среднегодовой темп роста составил 5,6%). В 1982 году разразился тяжелый кризис и ВВП на душу населения упал на 18,9%, однако вторая волна реформ под руководством министра финансов Эрнана Бюки привела к возобновлению быстрого экономического роста, который привел к увеличению ВВП на душу населения к 1990 на целых 33,1%. Однако экономическое чудо полностью не раскрылось только при одном Пиночете. При преемниках Пиночета средние темпы экономического роста составляли: 7,7% при Айлвине, 5,6% в среднем при Фрее и 5,4% при Лагосе.

В 2018 году Чили заняло 20 строку в Индексе экономической свободы (с рейтингом 75,2 — рейтинг США — 75,7, Великобритании -78.0, РФ — 58,2). Чили имеет самый высокий доход на душу населения в Латинской Америке. Она также является одной из наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении стран Латинской Америки,и вдобавок единственной страной этого региона, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий, а также наименее коррумпированной страной Латинской Америки.

Источник: dzen.ru

Экономические реформы в Чили 1973-1993 гг.

For 25 Years Chile has been
a Laboratory for radical political and economic
Experiments, a social-scientific guinea Pig 1 .

Чилийская экономическая модель продолжает рекламироваться как исключительно успешное явление. Она представляется способной поддерживать экономический рост при сохранении макроэкономического равновесия. И хотя ее защитники признают ее социальные издержки, они настаивают, что модель позволит урегулировать эти проблемы позже.

Впервые примененная диктатурой модель оказалась настолько успешной, что гражданское правительство сохранило ее как основу своей экономической политики. Она стала копироваться в других латиноамериканских странах и предлагаться другим правительствам, избравшим подобный курс. Но одновременно в последнее время появляются и совершенно противоположные мнения об «экономическом чуде» Чили. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

    Монетаристы, как неоклассики, видят причину инфляции в избытке денежной массы в обращении в результате неумелого проведения государством политики «дешевых денег» и неумеренной эмиссии. Для оздоровления денежного обращения ограничивается предложение денег путем осуществления ограничительной кредитной и бюджетной политики, которая включает в себя:

  • сокращение дефицита госбюджета путем:
  • снижения правительственных расходов, т.е. свертывания социальных программ, инвестиций, субсидий и т.д.;
  • увеличения доходов бюджета за счет применения дискреционного метода регулирования экономики (законодательное изменение ставок налогов);
  • снижение потребительских расходов путем замораживания зарплаты или даже ее сокращение. Кроме того, эта мера ведет к снижению совокупных издержек производства;
  • политика «дорогих денег», увеличение процентных ставок, что, с одной стороны, ограничивает предложение денег из-за сокращения банковской эмиссии, а с другой — стимулирует приток зарубежных инвестиций;
  • сокращение государственной эмиссии денег;
  • девальвация национальной валюты с целью поднять спрос на нее на международных рынках, т.е. для стимуляции экспорта;
  • ограничение госрегулирования цен и внешней торговли для эффективного распределения ресурсов и перелив их в те отрасли, которые работают на экспорт.
  • o уменьшения зарплаты и занятости на предприятиях госсектора,
  • o отмены субсидий госпредприятиям,
  • o отказа от финансирования образовательных и здравоохранительных программ.
Читайте также:
Программа срок годности Андроид

Результаты реформ
Как писала «The Post»: «Страна была спасена благодаря внутренним сбережениям, которые были достигнуты налоговыми мерами, успехом реформы пенсионного обеспечения и снижением расходов». По утверждению защитников чилийской модели, эти сбережения были направлены на развитие национальной экономики.

Часто приводятся данные, согласно которым уровень сбережения в Чили близок к 25% (в других латиноамериканских странах — 15-20%, а в США — 5-6%). Сторонники модели также не отрицают, что в результате таких форсированных мер пострадал уровень жизни населения.

Так, например, более трети населения оказались за чертой бедности, но это рассматривается как досадный побочный эффект в целом успешной свободнорыночной стратегии, который со временем будет исправлен. Но не будем забывать, что такой высокий уровень сбережения был достигнут в основном за счет приватизации пенсионных фондов.

Возникает вопрос, действительно ли эти средства были реинвестированы в промышленность или они пошли на какие-то иные цели? Если эти средства пошли на развитие экономики, как утверждается, то за последние 20 лет экономические показатели должны были значительно вырасти.

Однако если проанализировать развитие Чили за данный период с точки зрения выпуска различной продукции на душу населения, то чилийское «чудо» окажется несколько преувеличенным. Так, например, согласно цифрам, производство потребительских товаров на душу населения значительно упало еще при Альенде (1970-1973 гг.) и затем еще на 13% по сравнению с 1973 г. в первые 9 лет экономических реформ.

И хотя с 1982 г. произошло некоторое улучшение, уровень 1992 г. оказался на 6% ниже уровня 1973 г. При этом надо отметить, что производство продуктов питания было налажено относительно лучше остальных потребительских товаров. Лишь немного лучше обстояло дело с производством инвестиционных товаров на душу населения.

Если принять 1973 г. за 100%, что после десятилетней стагнации (1973- 1982 гг.) этот показатель вырос до 135% к 1991 г. (более современных данных еще нет), что соответствует среднегодовому темпу роста менее 1,7% в год. Это, безусловно, лучше, чем ничего, но по сравнению с более успешными примерами экономического развития вроде Южной Кореи или Японии, показывающих десятипроцентный рост, выглядит несерьезно.

Заметим также, что «инвестиционные товары» включают в себя как продукты добывающих, так и перерабатывающих отраслей. В Чили производство перерабатывающих отраслей росло гораздо медленнее, чем производство инвестиционных товаров в среднем; другими словами, своим ростом страна обязана добыче полезных ископаемых, в основном меди.

Добыча меди с 1973 по 1993 г. увеличилась на 79%, что соответствует среднегодовому росту в 3%, а это почти в два раза больше, чем рост производства инвестиционных товаров в целом. Причем почти вся медь шла на экспорт, а не на внутреннее использование (см. таблицу). Посмотрим теперь на динамику развития инфраструктуры в Чили.

Понятие «инфраструктура» включает в себя так называемую «жесткую» (протяженность путей сообщения, производство электроэнергии и т.д.) и «мягкую» (количество больниц, школ и т.п.) инфраструктуру. Поскольку развитие этих отраслей напрямую зависит от государственной поддержки, то они больше всего пострадали в результате сокращения правительственных расходов.

Согласно цифрам, показатели развития инфраструктуры упали с 1973 по 1982 г. на 22%, и она продолжала медленно разрушаться в течение второго десятилетия реформ (снижение показателей еще на 4%). Сегодня чилийские обслуживающие отрасли менее способны выполнять свою задачу, чем 20 лет назад. Это означает катастрофу для всей экономики, поскольку от состояния инфраструктуры зависит общественная производительность труда в стране. Потеря 26% способности обслуживающих отраслей означает резкое снижение эффективности любого национального производства и рост общественных издержек. Отсутствие инвестиций в эту область экономики — одна из характерных черт всех неолиберальных стабилизационных программ — это бомба замедленного действия, заложенная под чилийскую экономику.

__________

1 В течение 25 лет Чили была подопытным кроликом для радикальных политических и экономических экспериментов. Экономист, июнь, 3,1995.
2 «IMF. !nt. Financial Statistics Yearbook», 1991.

Источник: malchish.org

60 Годы

Иностранные капиталовложения в Чили к концу б0-х годов достигли 1,3 млрд. долл.

Читайте также:
Какие программы на ттк

В деревне сохранялось господство традиционного латифундизма с Наличием докапиталистических пережитков.

— укреплением позиций левых партий и растущей поляризацией сил при сохранении многопартийности.. Созданный в феврале 1956 г. коммунистами, социалистами и примкнувшими к ним несколькими мелкими демократическими партиями Фронт народного действия (ФНД) выдвинул программу революционных преобразований:

национализация иностранных и крупных местных компаний, ликвидация латифундизма, социальные мероприятия в пользу трудящихся и др. В 1957 г. произошло объединение Народно-социалистической и Социалистической партий в единую Социалистическую партию Чили. В 1958 г. левым силам удалось наконец добиться отмены закона «О защите демократии» 1948 г.

Хорхе Алессандри был влиятельнейшим представителем промышленно-финансовой верхушки, человеком с технократически-консервативным образом мышления. 62-летний Хорхе Алессандри формально был беспартийным. Он старался предстать перед публикой деловым человеком, ведущим честный и добропорядочный образ жизни, стоящим выше партийных дрязг и междоусобиц, озабоченным благосостоянием и будущим всей нации. В ноябре 1958 г. он сменил на посту престарелого президента К. Ибаньеса дель Кампо.

Правительство X. Алессандри (1958–1964) стремилось обеспечить экономическое развитие страны поощрением крупного капитала и привлечением иностранных инвестиций и займов. В аграрной политике главное внимание уделялось агротехническим мероприятиям. Острота аграрного вопроса заставила правительство X. Алессандри разработать закон об аграрной реформе, принятый в ноябре 1962 г. Закон предполагал некоторые меры по смягчению положения мелких земельных собственников и арендаторов и допускал в ограниченных пределах возможность выкупа у помещиков неиспользуемых угодий и распределения их среди крестьян. Во внешней политике сотрудничал с США, но одновременно установил торгово-экономические связи с СССР

Правительству удалось поднять темпы промышленного роста, но экономическое положение оставалось сложным. Чили постигло сильное землетрясение, от которого, что создало дополнительные проблемы. Политика сдерживания заработной платы при росте дороговизны стимулировала забастовочную борьбу, охватившую основные категории рабочих и служащих.

Острая политическая борьба развернулась в Чили в период президентской избирательной кампании 1964 г. Фронт народного действия снова, уже третий раз подряд, выдвинул кандидатом в президенты сенатора-социалиста Сальвадора Альенде. От ХДП вновь стал кандидатом Эдуарде Фрей.

Программа Фрея была рассчитана на то, чтобы привлечь революционизировавшиеся, ожидавшие перемен народные массы, отвлечь их от ФНД. Оба кандидата обещали покончить с латифундизмом. Во многом совпадали и обещания в области социальной политики.

Фрей делал акцент на том, что его правительство осуществит преобразования мирно, в условиях соблюдения правопорядка и дальнейшего расширения демократических свобод, при сохранении лояльных отношений с США. предполагалось вовлечение всего населения в различные массовые организации и через них приобщение рядовых чилийцев к управлению обществом на разных- уровнях, начиная с местного самоуправления. Правые силы – консерваторы и либералы блокировались с Радикальной партией, предполагая выдвинуть общим кандидатом лидера правого крыла радикалов Хулио Дурана. Однако ход начавшейся избирательной кампании показал, что при наличии трех конкурирующих друг с другом кандидатов первое место явно мог получить Альенде. В преддверии выборов к ФНД примыкали все новые сторонники и попутчики. Тогда консерваторы и либералы предпочли отказаться от выдвижения собственного кандидата, не претендовать на сохранение власти в своих руках и призвали собственных сторонников голосовать за Фрея, лидера реформистской оппозиции, с тем чтобы помешать прийти к власти Альенде, выбирая «меньшее зло» и надеясь в дальнейшем повлиять на политику Фрея..

В результате основными конкурентами в борьбе за власть стали Э. Фрей и С. Альенде, ХДП и ФНД. США высказывали симпатии Фрею и обещали поддержку Чили в случае его победы. Правые силы и сторонники Фрея запугивали избирателей, что в случае победы Альенде Чили ждут диктатура, террор, экспроприации, блокада со стороны США, разруха и голод.

Пришедший к власти (1964) лидер правого крыла партии христианских демократов Э. Фрей Монтальва восстановил дипломатические отношения с СССР (1964), провозгласил национал-реформистскую программу «революции в условиях свободы», предусматривавшую проведение ряда буржуазно-демократических реформ.

Однако объявленная правительством «чилизация» меди (то есть постепенный выкуп акций американских монополий) практически не ограничила прибылей компаний США. Провозглашенная в 1967 аграрная реформа осуществлялась крайне медленно. Всё это вызывало недовольство народных масс. Продолжало расти влияние КПЧ и ФРАП.

  1. Правление ХДП и демократическая альтернатива в Чили в 60-е гг.
  1. Чили под властью Народного Единства.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru