Для предотвращения негативных процессов создается система мероприятий по охране земель. Особенность таких мероприятий в том, что генеральную обязанность по охране земель несет титульный пользователь земельного участка – он обязан осуществлять мероприятия по охране земель.
Мероприятия по охране земель — мероприятия по предотвращению возникновения и развития негативных процессов, связанных с деградацией земель, их загрязнением и захламлением, а также нарушением земель.
Также охрана земель осуществляется посредством реализации государственных мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ, направленных на охрану и улучшение земель.
К мероприятиям по охране земель относятся:
1) Сохранение почвы и плодородия;
2) Защита земель от эрозии, заболачивания, затопления, иссушения, уплотнение, захламление, и других негативных вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) Ликвидация последствий загрязнение;
4) Сохранение достигнутого уровня мелиорации земель;
Сельхоз земля. Правда о продаже участков сельскохозяйственного назначения
5) Рекультивация нарушенных земель;
6) Сохранение плодородия почв.
Эрозия – утрата почвенного слоя на земельном участке (целина – почвы были плодородны, но т.к. не были проведены мероприятия, связанные с защитой от ветровой эрозии, когда почвы высыхали от климатического воздействия, большая часть территории выводилась из хозяйственного оборота).
Засоление – когда происходила мелиорация земель и для сх производства использовали те работы, которые связаны с изменением водного баланса.
Уплотнение – действия, связанные с хозяйственной деятельностью, которые уплотняют почву и не допускают возможность ее использования, т.к. почва как природный объект теряет свои свойства.
Биогенное загрязнение – распространение вредителей, болезных растений, сорняков и т.д.
Противоэрозионные мероприятия – специальные мероприятия технического характера.
Рекультивация земель – система мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния земель.
Все лица, использующие ЗУ, вне зависимости от категории земель обязаны в случае проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова снимать, сохранять и использовать верхний плодородный слой почв. Даже если речь идет о собственниках земель или арендаторах в случаях, когда речь идет о проведении соответствующих работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Если речь идет не о собственнике земель, а речь идет о хозяйственной деятельности, в случаях, когда требуется вскрывать почвенный слой, требуется получение разрешение от органов местного самоуправления. В остальных случаях, когда речь идет о собственниках земель, и о хозяйственной деятельности для собственных нужд, то специального разрешения не нужно (речь идет об этом в рамках согласовании соответствия проектов объектов недвижимости)
Рекультивация земель – комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности и народной хозяйственной ценности нарушенных земель. Обязанность рекультивации земель возлагается на лиц, чьими действиями было такое нарушение, независимо от того, было это правомерно или неправомерно осуществлено (добыча полезных ископаемых). Рекультивация осуществляется в 2 этапа: техническая (на соответствующую поверхность наносится почвенный слой) и биологическая (внесение соответствующих вещ-в и удобрений для улучшения продуктивной способности земель, появление свойств пригодности). Рекультивация осуществляется на основе проекта рекультивация, который является одним из видов землеустроительной документации и создается на основании либо решения титульного пользователя ЗУ, либо в связи с обнаруженным правонарушением и возложением соответствующих обязанностей на лицо, нарушившего состояние земель.
01 Земельный кодекс Российской Федерации
Мелиорация земель – правовое регулирование отношений, возникающих при мелиорации земель, регулируется ФЗ «О мелиорации земель». Мелиорация – коренное улучшение земель путем организационных и технических мероприятий. Выделяют следующие типы мелиорации: гидромелиорация, агро-лесомелиорация, культур-техническая и химическая.
Эти виды связаны с поддержанием водного баланса почв, а также соответствующего химического физического состояния почв, делающих их пригодными для последующего хозяйственного использования. Простым способом мелиорации является вырывание канавы. Остальные виды мелиорации: химическая – внесение извести почвы для изменение их состава и улучшения соответствующих солей, это мероприятия которые связаны с приспособление соответствующих ЗУ для хозяйственного использования. То есть это работы, которые проводятся в рамках такой стадии как освоение земель.
В результате проведения соответствующих работ сооружения, которые обеспечивают состояние водного баланса, химическое и физическое состояние почв, имеют статус мелиоративного сооружения, которые являются объектами ПС в зависимости от того, на чьи средства были проведены эти мероприятия и в зависимости от этого определяется режим хозяйственного и гражданского оборота. В частности, находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружение и иные объекты, имущества по эксплуатации не могут быть переданы в собственность граждан и ЮЛ.
В настоящее время мелиорация не распространена, а во времена советского союза это явление было распространенным и финансировалось за счет ср-в бюджета.
Консервация земель – изъятие земель из хозяйственного оборота по решению уполномоченного органа. Именно из хозяйственного оборота – то есть запрет на их использование. Это мероприятие проводится в отношении нарушенных земель, использование которых представляет опасность для жизни и здоровья людей ка непосредственно, так и в связи с созданием продукции на такой земле, невозможность использования.
Консервация земель проводится по решению уполномоченного органа, которая выносится в с связи с заявлением правообладателя или в связи с совершением правонарушения. Это решение принимается на основании подготовленного проекта рекультивации земель на период, установленный этим проектом. Проект является видом землеустроительной документации, создаваемой по заявлению либо заинтересованного лица, либо уполномоченного органа.
Рекультивация земель при их консервации проводится за счет лица, действиями которого причинен соответствующий вред. Если нарушение земель является результатом действий стихийный сил природы, то рекультивация земель проводится за счет правообладателя. В случае, если нарушение земель не явилось следствием умышленных действий правообладателя, то он освобождается от уплаты платежей за землю на период рекультивации. Если пользователь ЗУ не принимает на себя обязанности по восстановлению земель, то такой ЗУ подлежит изъятию и мероприятия по рекультивации земель проводятся за счет лица, действия которого привели к нарушению земель, либо за счет средств бюджета.
Источник: studopedia.su
Статья 13 ЗК РФ (последняя редакция с комментариями). Содержание охраны земель
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Статье 13 Земельного кодекса РФ
Охрана земель, безопасность земель и обеспечение безопасности на землях регулируются в ряде Федеральных законов: от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769), от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности» (СЗ РФ.
1996. N 3. Ст. 141), от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» (СЗ РФ. 1997. N 3589), от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (СЗ РФ. 1997.
N 30. Ст. 3588), от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649), от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (в части химической безопасности — СЗ РФ. 2002. N 52 (ч.
1). Ст. 5140).
В ст. 7 ФЗ от 27 декабря 2002 г. предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (относительно земель): безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.
Сохранение почв и их плодородия предусматривается не только в ЗК РФ, но и в ФЗ «Об охране окружающей среды» (см.: Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». М.: Юстицинформ, 2009).
Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 154), разработанные в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», устанавливают порядок этого учета, т.е. создание упорядоченной системы сбора и обобщения информации, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель, проводимых в целях формирования полных и достоверных сведений о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Правовые основы деятельности в области защиты земель от эрозии и другого негативного воздействия, для обеспечения мелиорации земель, эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в ФЗ «О мелиорации земель» (см.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. авт. кол. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998).
Встречаются судебные споры о рекультивации нарушенных земель, восстановлении плодородия почв. Минприроды Республики Дагестан обратилось в суд с иском к ООО «Дагестангазпром» о взыскании ущерба, причиненного землям и иным компонентам окружающей среды в результате прокладки линии газопровода высокого давления и ремонтных работ на линии газопровода, проходящих по территориям совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации и госскотопрогона. Ответчиком при проведении работ по прокладке газопровода нарушены требования закона: не приняты меры по рекультивации земель, снятию, сохранению, рациональному использованию природного слоя почвы, что повлекло причинение ущерба.
ФАС Северо-Кавказского округа считает, что при выполнении работ по строительству, реконструкции сооружений и иных объектов должны приниматься меры по охране земель, природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель, благоустройству территории; реконструкция сооружений должна осуществляться по утвержденным проектам в строгом соответствии с действующими природоохранительными нормами и правилами. Судом установлено и ответчиком не отрицается, что прокладка газопровода осуществлялась без какого-либо проекта, рекультивация земель, восстановление плодородного слоя не производились. Минприроды Республики Дагестан исковые требования заявлены в интересах землепользователей: совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации, особо охраняемой природной территории (скотопрогона).
Постановлением Правительства РФ установлено, что расходы на рекультивацию почв, нарушенных юридическими лицами, относятся на них в соответствии с утвержденным проектом рекультивации. При рассмотрении дела надо выяснить, изготавливался ли такой проект соответствующим земельным органом. Кроме того, Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденной Минприроды, Минсельхозом, Российской академией сельскохозяйственных наук, установлено, что при определении ущерба используются данные показателей почв, выполненные предприятиями, организациями и лицами, получившими в установленном порядке лицензии на проведение исследований по выявлению деградации почв; поэтому при рассмотрении дела следует установить, обладали ли лица, давшие заключение о деградации почв, необходимыми лицензиями, использованы ли при даче заключений нормативные документы, указанные в Методике.
Получают распространение разработка, обсуждение и реализация федеральных, региональных и местных программ по охране и рациональному использованию земель, рассматриваемых и утверждаемых в Правительстве РФ, на коллегиях Минсельхоза России, в представительных и исполнительных органах субъектов РФ, в органах местного самоуправления, финансируемых из соответствующих бюджетов. Программы охватывают периоды от года до 5 — 10 лет и посвящаются борьбе с ветровой и водной эрозией, сохранению плодородия почв и мелиоративным работам, предупреждению деградации и сохранению сельскохозяйственных и других ценных земель.
Экологическая экспертиза (государственная и общественная), порядок ее организации и проведения, ответственность за неисполнение ее заключений и нарушение порядка проведения предусмотрены и подробно регламентированы в ФЗ об экологической экспертизе.
Основной акт законодательства, устанавливающий регулирование санитарно-гигиенических норм и требований, — ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с ним приняты Постановления Главного санитарного врача РФ о введении в действие санитарных правил «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01», «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых отходов. СП 2.1.7.1038-01».
Под консервацией земель понимают их временное исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.
Нормативную правовую базу охраны и использования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке составляют наряду с ЗК РФ Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В субъектах РФ приняты и применяются нормативные правовые акты о родовых угодьях, об оленеводстве, о пастбищах, об охотничьих и о рыболовных угодьях, об особо охраняемых природных территориях и объектах регионального и местного значения.
Второй комментарий к СТ 13 ЗК РФ
Мероприятия по охране земли регулируются ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399); ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.
1650); ФЗ от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142) и др., а также подзаконными нормативными правовыми актами.
Перечень мероприятий, указанный в этих законах, направлен на: сохранение плодородия почв; защиту земель от ветровой и водной эрозии, от селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, в том числе биогенного характера, и других вредных воздействий, от захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель; защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защиту самих растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
Ряд мероприятий направлен на: ликвидацию последствий уже наступивших нарушений; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивацию нарушенных земель; восстановление плодородия почв; своевременное вовлечение земель в оборот; сохранение плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. Работа по охране земель проводится по краткосрочным и долгосрочным программам федерального, регионального и местного уровней, финансируемым из соответствующих бюджетов. В программы включается перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом природных особенностей хозяйственной деятельности и других условий.
3. Оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель проводится с учетом экологических общественной и государственной экспертиз, порядок проведения которых регулируется ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556), ст. ст.
18, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами. Это, например, Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (СЗ РФ. 2000. N 31. Ст.
3295); Приказ Ростехнадзора и МПР России от 10.09.2007 N 619/235 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы» (БНА ФОИВ. 2008. N 32); Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (БНА ФОИВ. 2000. N 31) и др.
До проведения государственной экологической экспертизы проводится общественная экологическая экспертиза общественными организациями (объединениями), имеющими лицензии, в соответствии с их уставной деятельностью по инициативе граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления.
Осуществление мелиоративных работ и обеспечение эффективного использования мелиорированных земель регулируются ФЗ «О мелиорации земель», в котором предусмотрен запрет на внедрение новых технологий, мелиорацию земель в случаях несоответствия их экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям закона.
4. Проведение строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых всегда влечет нарушения верхнего почвенного слоя. В целях сохранения плодородного слоя почвы во всех случаях он должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель, что регламентируется Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
5. С целью обеспечения охраны здоровья человека и окружающей среды проводятся обследования состояния почвы на предмет соответствия ее экологическим нормативам (почвенные, геоботанические, агрохимические и иные). Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и т.п., оказывающих вредное воздействие не только на окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения, но и на здоровье человека.
Они установлены, например, Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (СанПиН 2.1.7.1287-03) (БНА ФОИВ. 2003. N 29) и от 23.01.2006 N 2 «О введении в действие гигиенических нормативов ГН 2.1.7.2042-06» (БНА ФОИВ. 2006. N 10).
6. В целях предотвращения процессов деградации земель, загрязнения территорий, восстановления их плодородия Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота (СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676). Консервация земель представляет собой временное исключение из оборота.
Как правило, это земли, подвергшиеся загрязнению радиоактивными и токсичными химическими веществами, нефтепродуктами, тяжелыми металлами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, которые могут нанести вред как здоровью человека, так и животному миру.
Органы исполнительной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований, информируют об этом Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральную регистрационную службу, Положения о которых утверждены Постановлениями Правительства РФ от 12.06.2008 N 456 и N 451. Земельные участки, изъятые из оборота в целях консервации, сохраняются за правообладателями земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ.
7. Вопросы, касающиеся охраны земель, занятых оленьими пастбищами, отгонными и сезонными пастбищами, охотничьими и иными угодьями в районах Крайнего Севера, имеют специальный режим использования и охраны, которые регулируются п. 1 ст. 1 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», п. 6 ст. 10 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, а также иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
8. Охрана и рациональное использование земель собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, выражающиеся в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от деградации, негативного воздействия хозяйственной деятельности, могут экономически стимулироваться в порядке, установленном бюджетным законодательством (см. ст. ст. 7 — 9, 59, 64, 85, 136 БК РФ) и законодательством о налогах и сборах (см. ст. ст. 56, 63 — 64, 67 НК РФ), что заключается в: 1) частичной компенсации из средств бюджета либо снижении налога на консервированный участок земли, если ее ухудшение наступило по вине иного лица, чем правообладатель; 2) освобождении от платы за земельные участки, поощрении граждан и др.
Источник: zemkod.ru
Статья 13 ЗК РФ. Содержание охраны земель
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Источник: rulaws.ru