Учебная дисциплина Охрана окружающей среды — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о эффективной профессиональной деятельности, экологической компетентности, связи между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения.. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда и рационального использования природных ресурсов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
рабочая программа учебной дисциплины
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 19727 штукатур
Современные требования по охране окружающей среды на предприятии
Код и наименование специальности
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисциплины достигается формирование у выпускников представления о эффективной профессиональной деятельности, экологической компетентности, связи между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения.. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда и рационального использования природных ресурсов.
Основная цель учебной дисциплины » Охрана и окружающей среды » — вооружить будущих выпускников средних специальных образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для:
- рассмотрения экологических проблем на фоне современного состояния окружающей среды.
Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников средних специальных учебных заведений в области охраны окружающей среды. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
- направления использования и охраны окружающей среды
- экологические проблемы
- использование природных ресурсов;
- рационально использовать природные ресурсы
Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 16 часов аудиторных занятий ..
Итоговый контроль – зачет
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основные понятия и терминология по охране окружающей среды. Биосфера как среда жизни и деятельности людей .Экологические кризисы и катастрофы. Природные ресурсы, Охрана природы при природопользовании.
Программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Тема 1.1. Этапы охраны природы
- историю охраны природы в России
- современные этапы охраны природы
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА АТМОСФЕРЫ
Тема 2.1. Строение и газовый состав атмосферы
- баланс газов в атмосфере
— влияние деятельности человека на газовый состав
Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения и нарушение газового баланса. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферы. Правовые основы охраны атмосферы.
РАЗДЕЛ 3 . РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Тема 3.1. Природная вода
— вода и ее распространение
— круговорот воды в природе
Роль воды в природе и деятельности людей. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Определение степени загрязнения. Очистные сооружения. Рациональное использование водных ресурсов.
Правовые основы охраны водных ресурсов.
РАЗДЕЛ 4 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
Тема 4.1. Недра. Полезные ископаемые.
— использование недр человеком
— распределение и запасы сырья в мире и в России
Направления рационального использования и охраны недр. Охрана природных комплексов при разработке ресурсов. Правовые рационального использования и охраны недр.
РАЗДЕЛ 5 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Тема 5.1. Земельные ресурсы.
— почва ,ее состав и строение
— роль почвы в круговороте веществ в природе
Хозяйственное значение почв. Эрозия почв .Виды эрозий. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Правовые основы охраны почв.
РАЗДЕЛ 6 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Тема 6.1.Растительные ресурсы.
— использование роль растений в природе и жизни человека
— лес как важнейший растительный ресурс
Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. Лесные ресурсы России. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России. Охрана растительности, лугов и пастбищ. Использование и охрана ценных и редких видов растений.
Правовые основы охраны растительности.
РАЗДЕЛ 7 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
Тема 4.1. Животный мир. го роль в жизни человека
— воздействие человека на животных
— причины вымирания животных
Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Охрана редких и вымирающих видов. Охрана важнейших групп животных. Правовые основы охраны животного мира.
- Алексеев С.В Введение в агроэкологию / С.В Алексеев, Б.Б Карыев, — СПб., 2009
- Ашихмина Т.Я Школьный экологический мониторинг – М., 2009
- Боголюбов С.А Экологическое право. – М., 2008
- Экологические основы природопользования / В.М Константинов, Ю.Б Челидзе М АКАДЕМИЯ., 2013
- Красная книга России: Правовые акты – М., 2000
- Красная книга России: Животные М., 2001
- Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы / В.М Константинов, В.М Галушин, И.А Жигарев, Ю.Б Челидзе. – М., 2009
- Юфит С.С Яды вокруг нас. – М., 2002
Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности труда
(по состоянию на 1.06.2002 г.)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». М., 2005
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. №279
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12.
Основные нормативные правовые акты
ГН 2.1.5.689—98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы. — Минздрав России, 1998.
ГН 2.2.4/2.1.8.582—96. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. Гигиенические нормативы. — Минздрав России, 1996.
ГН 2.2.5.686—98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. -Минздрав России, 1998.
ГН 2.2.5.687—98. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. — Минздрав России, 1998.
ОНД—86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.—Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
ОНД—90. Методика расчета рассеивания газообразных выбросов в атмосфере.—Л.: Гидрометеоиздат, 1990..
СанПиН 2.1.4.544—96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарные правила и нормы. М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.
СанПиН 2.1.4.559—96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.— М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996.
Источник: nsportal.ru
Федеральные целевые программы по охране окружающей среды.
Объем финансового обеспечения реализации программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы «Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 — 2015 годы» — 289023540,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2012 год — 23018885,1 тыс. рублей;
на 2013 год — 24765433,2 тыс. рублей;
на 2014 год — 31736329,5 тыс. рублей;
на 2015 год — 33499608,2 тыс. рублей;
на 2016 год — 35054482,7 тыс. рублей;
на 2017 год — 33867334,9 тыс. рублей;
на 2018 год — 35118845,2 тыс. рублей;
на 2019 год — 35798589 тыс. рублей;
на 2020 год — 36164032,6 тыс. рублей
Ожидаемые результаты:
в качественном отношении:
· создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
· стимулирование организаций, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
· создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов; развитие рынка экологических товаров и услуг;
· создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения;
· сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира России;
· повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменения климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
· обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
· получение новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
в количественном отношении:
· снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта в 2,2 раза;
· сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раза;
· улучшение экологических условий для 36,1 млн. россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7);
· снижение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта в 1,6 раза;
· улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тыс. россиян, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;
· увеличение доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней, до 13,5 процента территории страны.
1.1. Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды»
Цель подпрограммы — снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики
· внедрение системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на принципах наилучших доступных технологий;
· снижение негативного воздействия на атмосферный воздух;
· ликвидация прошлого экологического ущерба;
· снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; обеспечение эффективного государственного экологического надзора за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды;
· ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение эффективного функционирования системы государственной экологической экспертизы
ü улучшение состояния окружающей среды, снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;
ü использование современной системы регулирования в области охраны окружающей среды, создающей условия для модернизации российской экономики;
ü снижение административных барьеров для организаций, оказывающих незначительное и умеренное воздействие на окружающую среду;
ü отмена мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду;
ü сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания, прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах, а также воздействием факторов накопленного экологического ущерба, увеличение средней продолжительности жизни; реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
ü развитие рынка экологических товаров и услуг, создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;
ü выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды;
ü рост доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников до 77,4 процента;
ü рост доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I — IV класса опасности в 2,2 раза по сравнению с 2007 годом;
ü поддержание доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов;
ü прирост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 31,2 процента к уровню 2007 года (в сопоставимых ценах)
1.2. Подпрограмма «Биологическое разнообразие России»
Участник программы -Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Цель: сохранение и восстановление биологического разнообразия России
Задачи:
· совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере сохранения биологического разнообразия;
· обеспечение разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов);
· сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий;
· создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира (за исключением объектов охоты и водных биологических ресурсов)
Ожидаемые результаты:
ü рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями до 13,5 процента к 2020 году, в том числе особо охраняемыми территориями федерального значения — до 3 процентов;
ü положительная динамика состояния популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
ü обеспечение потребностей населения в сфере доступа к уникальным природным комплексам, повышение уровня экологического сознания россиян;
ü обеспечение охраны природных комплексов и объектов, биологического и ландшафтного разнообразия на территории Российской Федерации;
ü обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
ü обеспечение принятия научно обоснованных решений в сфере сохранения биологического разнообразия и использования природных ресурсов;
ü выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений
1.3. Подпрограмма «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды»
Участник: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Цели:
· обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата;
· обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды;
· информационная поддержка обеспечения экологической безопасности
Задачи:
· повышение оправдываемости штормовых предупреждений и предупрежденности случаев с опасными природными (гидрометеорологическими и гелиогеофизическими) явлениями;
· повышение эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
· обеспечение информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
· обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды;
· обеспечение функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации;
· обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
· модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды
Ожидаемые результаты:
· повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменения климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);
· повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях до 90 — 92 процентов;
· повышение безопасности, регулярности и эффективности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении;
· обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
· повышение оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации до 93 — 95 процентов;
· увеличение охвата системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
· осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод на всех наиболее важных в природоохранном, рыбохозяйственном и рекреационном отношении поверхностных водных объектах и их частях;
· обеспечение потребностей в различных видах морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны) данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей;
· обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в высокоширотной Арктике;
· информационная поддержка функциональных и региональных направлений морской деятельности в Российской Федерации
1.4. «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике»
Участник подпрограммы: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Цель: организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике
Задачи:
· модернизация и реорганизация экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике;
· оценка роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
· развитие комплексных научных исследований в Антарктике;
· выполнение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике
Ожидаемые результаты:
ü обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет: укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике;
ü развития комплексных научных исследований Антарктики, в особенности выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;
ü выполнения международных обязательств Российской Федерации в части охраны окружающей среды Антарктики; эксплуатации наземной инфраструктуры в антарктическом регионе в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства;
ü использования существующей базовой российской инфраструктуры;
ü расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, ввода в эксплуатацию нового научно- исследовательского судна «Академик Трешников»;
ü модернизации и обновления приборного парка для научных исследований в Антарктике;
ü расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых;
ü обеспечения участия России в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах.
1.5. «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы»
Участники: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Цель: обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды
· повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды;
· обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере охраны окружающей среды; обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации государственной программы;
· повышение качества материально-технического обеспечения;
· информационное обеспечение реализации Программы
Ожидаемые результаты:
ü создание условий для достижения целей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
ü повышение качества и доступности государственных услуг в сфере охраны окружающей среды;
ü повышение эффективности исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды; повышение эффективности бюджетных расходов в природоохранной сфере;
ü обеспечение активного участия Российской Федерации в выработке и реализации международной политики в сфере охраны окружающей среды
2. Федеральнаяцелевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы»
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 847
Цель: охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов
· сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории; снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;
· повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
· сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории; развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
· развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории
Проводится в 2 этапа: 1этап 2012-2015гг; 2 этап 2016-2020гг.
Ожидаемые результаты:
ü существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод — до 68,4 процента к 2020 году по сравнению с 2010 годом;
ü реабилитация 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению; решение проблемы нерегулируемого накопления отходов — до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;
ü повышение вклада системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной нагрузки на природные системы; повышение эффективности противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории; сохранение доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента; увеличение запасов ценных видов рыб в озере Байкал на 43,6 процента;
ü обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций;
ü совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений
Источник: megalektsii.ru
Программы охраны окружающей среды
Программы охраны окружающей среды стали наиболее естественной реакцией на угрозу экологического кризиса, так как до сих пор считается, что именно техногенное загрязнение среды лежит в основе этой угрозы или является ее главным компонентом. Такое представление связано с попыткой положительно ответить на второй из поставленных вопросов: «Можно ли сократить природоемкость экономики, не затрагивая ее фундамента, а лишь уменьшая загрязнение окружающей среды?».
За последние десятилетия в промышленно развитых странах разработаны и осуществляются многие региональные и национальные программы охраны окружающей среды (ПООС). Они предусматривают большие комплексы различных мер: анализ ущербов, выделение целей и приоритетов, нахождение баланса между политикой и инвестициями, экономические и технологические средства контроля в охраны качества воздуха, воды и почвы, решение проблем твердых отходов, радиоактивного загрязнения, трансграничных переносов поллютантов и т.д. Постоянно растет уровень затрат на реализацию ПООС, составляющий в развитых странах заметную долю ВНП (например, в Японии во второй половине 1980-х гг. — до 7,5 % ВНП).
Вся эта деятельность выглядит, как стремление осуществить «генеральную уборку» и «всеобщую очистку» при сохранении темпов экономического роста и минимальном влиянии на основные параметры экономики. Возможно ли это в принципе, если при этом не изменяется валовая отходностъ материального баланса производства?
Напомним, что в соответствии с фундаментальными законами сохранения («все должно куда-то деваться») полностью безотходные технологии, как и полностью безотходные предприятия существовать не могут. Тем более что любая продукция также является отложенным отходом. Когда говорят о локальных успехах очистки на какой-то территории или в какой-то стране, часто забывают, что при этом сильнее загрязняется другая территория или другая страна, где добывалось сырье и производились полуфабрикаты для «чистого» производства или куда импортируются его отходы, в том числе и в виде импортной продукции. Хорошо известно, например, что состав бытовых отходов в городах России за последние годы заметно изменился за счет огромной массы упаковочных материалов импортных товаров. А ведь это не только бумага и картон, но и синтетические материалы, металлы, красители. «Экологически чистый» продукт может быть так упакован, что общий эффект его утилизации окажется загрязняющим.
Существуют серьезные экономические ограничения стратегии «всеобщей очистки». Стоимость очистных устройств высока и приближается к стоимости капитальных вложений в производство. В крупнотоннажной химии зависимость между желаемым процентным уровнем очистки всех эмиссий х и процентной долей стоимости очистных устройств в общей стоимости основных фондов у имеет вид:
у = 0,003х 2,2 .
Это означает, что для осуществления, например, при 90 %-ой очистки стоимость очистных устройств и сооружений должна составлять 60 % стоимости основных фондов. Поэтому попытки достигнуть высокой степени очистки (100 %-ая очистка принципиально невозможна) резко снижают конкурентоспособность производства и перекладывают тяжесть соответствующих затрат на потребителей.
Другим существенным ограничителем является тот факт, что развитие индустрии очистки требует подключения дополнительных производственных мощностей в машиностроении, химии и других отраслях, что само по себе ведет к увеличению загрязнения среды. Франция занимает первое место в мире по промышленной утилизации производственных и бытовых отходов и гордится этим. Но уже к концу 1980-х гг. строительство, энергообеспечение и создание оборудования для мусороперерабатывающих предприятий достигли такого уровня, что своей техногенной нагрузкой полностью поглотили на национальном уровне весь «очищающий» эффект уборки и переработки мусора. Отсюда, в частности, и мощное предложение экспорта мусороперерабатывающих технологий со стороны Франции.
Существует множество иллюзий по поводу «экологически чистой энергетики» и использования ее «альтернативных» источников: ветровой, солнечной, геотермальной, приливной и т.п. Следует, однако, понимать, что развитие каждого из этих способов все равно создает серьезные экологические проблемы за счет обеспечивающих или сопутствующих производств и изменений природной среды. Так, для масштабного развития ветроэнергетики понадобится значительно увеличить производство конструкционных материалов, в первую очередь алюминия, получение которого чрезвычайно энергоемко и сопровождается сильным загрязнением среды. Многочисленные ветроустановки займут много места и могут нарушить естественный массоперенос воздуха и влаги. Близкие к этим проблемы возникнут и при развитии гелиоэнергетики, в частности, из-за высокой природоемкости производства и размещения солнечных установок.
Не так уж много реальных надежд на развитие экологически чистого транспорта. Замена бензина на газ уменьшает выброс части вредных примесей, но не решает проблемы эмиссии диоксида углерода и приводит к увеличению выбросов окислов азота.
Применение электродвигателя делает непосредственную работу автомобиля более чистой, но в связи с постоянной потребностью в зарядке аккумулятора увеличивает нагрузку на топливную (в том числе атомную) энергетику и гидроэнергетику. А для изготовления самих аккумуляторов (кислотных (свинцовых) или щелочных (никель-кадмиевых)) понадобится существенно увеличить производство этих токсичных металлов и концентрированных кислот и щелочей. К тому же каждый электромобиль по своему составу становится химически более опасным. Следовательно, меняются лишь места, источники и носители экологических проблем, но не их острота.
Отходность производства может быть заметно снижена посредством такой производственной кооперации, при которой отходы одних предприятий служат сырьем для других. Однако кроме организационных трудностей такая кооперация увеличивает суммарные энергетические и другие затраты для получения единицы массы конечного продукта по сравнению с некооперированным производством.
Таким образом, охрана окружающей среды сама по себе не может существенно снизить природоемкость производства без его серьезных количественных и качественных изменений.
Рекомендуем прочитать:
- необходимость структурных изменений экономике
- экологические фонды и экологическое страхование
- доклад по экологии на тему техносфера
- виды загрязнений и их влияние на природу
- от чего зависит безразмерный коэффициент относительной опасности загрязнения атмосферы
- понятие экономический ущерб
- плата за пользования природными ресурсами асфальта в самарской области
- проблемы экологии в мировом хозяйстве
- комплексный анализ состояния окружающей среды
- совокупность популяций разных живых организмов на определенной территории
Источник: rgrtu-640.ru