разработка программы по дополнительному образованию математических представлений у детей в средней группе «Весёлая математика» направлена на формирование у детей умственных способностей,умений мыслить,логически рассуждать.
05 мая 2021 Кашка Светлана Станиславовна
631 39 0 0
Содержимое публикации
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе
«Весёлая математика»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Математика. Средняя группа
Актуальность обусловлена тем,что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности развития ребёнка:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивным периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Весёлая математика».
Цель программы: создание условий для развития математической одаренности у детей , расширения кругозора математических представлений.
Задачи программы:
1. Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2 .Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Видео занятие по математике, средняя группа
4. Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Организация НОД: проводится 1 раза в неделю во второй половине.
Длительность НОД: 20 мин.
Принципы работы с детьми:
— создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса(принцип психологической комфортности);
— новое знание вводится не в готовом виде,а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
— обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса) ;
— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;
— обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
Формы проведения занятий:
-традиционные,комбинированные,практические занятия,игры;
-игровые занятия,которые включают различные виды деятельности: познавательную,продуктивную,двигательную,коммуникативную,
-в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы проведения занятий:
— словесный (объяснение, беседа,диалог,рассказ) ;
— метод игры (дидактические игры,игры на развитие внимания,памяти,игры-конкурсы) ;
— практический (выполнение работ на заданную тему,по инструкции) ;
— наглядный (с помощью наглядных материалов) ;
Оборудование:
Шаблоны из геометрических фигур, раздаточный материал(цифры), палочки Кюизинера, карточки с заданиями, предметные картинки, цветные счётные палочки, объёмные геометрические фигуры, рабочие тетради, цветные и простые карандаши.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
Мониторинг:отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Работа с родителями
— ориентировать родителей на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы: консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года проводится опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
Используемая литература:
*Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет»ТЦ Сфера, 2015
*НосоваЕ.А. «Логика и математика для дошкольников»,библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000
*Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
* Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение» 1990г.
Перспективный план работы системы дополнительного образования (кружка) «Весёлая математика»
Игра «Подбери фигуру»
Игра «На что похоже»
Игра «Посчитаем с гномами»
Игра «Волшебные палочки»
Моделирование предметов из геометрических фигур по образцу.
Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых фигур.
Закрепить с детьми навык счёта предметов.
Воссоздание сложных предметов по форме из отдельных частей.
Игра «Что такое порядок?»
Игра «Какой? Сколько?»
Игра «Рисование фигур по точкам»
Объяснить детям что такое «порядок числа», познакомить с порядковым счётом.
Закреплять знания детей о порядке и количестве, называть по порядку и считать количество предметов.
Познакомить детей со счётами рассмотреть их, объяснить их назначение.
Развивать графические навыки детей, закреплять представления о геометрических фигурах.
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Необычные фигуры»
Игра «Украсим ёлку бусами»
Развивать графические навыки детей, умение находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги.
Развивать умение определять форму предметов на ощупь.
Развивать способность к анализу, творческое мышление и воображение.
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, закреплять навыки порядкового счёта.
Игра «Что лишнее»
Игра «Весёлые человечки»
Игра «Счётная мозаика»
Развитие внимания, сообразительности, умение видеть лишнее, не похожее на другие картинки.
Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей.
Конструирование из палочек Кюизинера.
Закреплять умения считать предметы.
Игра «Забавные котята»
Игра «Найди и закрась»
Игра «Точка путешественница»
Закрепление порядкового счёта в пределах десяти, развивать память и глазомер.
Развитие восприятия цвета и формы, мелкой моторики рук.
Закреплять названия цвета, способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Познакомить детей с основами написания цифр, развивать навыки мелкой моторики.
Игра»Сравни разных зверят»
Игра»Возьми столько же»
Формировать умение находить предмет,ориентируясь на его признаки.
Учить сравнивать разных животных,выделяя противоположные признаки.
Упражнять в составлении двух разных групп предметов,активизировать словарь.
Помочь усвоению порядкового следования чисел натурального ряда.
Игра»Найди свой домик»
Игра»Бегите к цифре»
Помочь детям усвоить понятия «много» «мало» «один» «меньше» «поровну»
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры
Упражнять в запоминании и различении цифр,умении ориентироваться в пространстве.
Развивать сенсорные способности у детей,образное и логическое мышление.
Принято: Утверждаю:
Директор МАОУ «Гимназия»
педагогического совета Н.Ю.Петрова
Дополнительная образовательная программа
по формированию элементарных математических
представлений у детей «Весёлая математика»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Условия реализации программы.
6. Принципы работы с детьми.
7. Формы организации занятий.
8. Методы проведения занятий.
9. Оборудование.
10. Ожидаемый результат.
11.Работа с родителями.
12. Используемая литература.
13. Перспективный план.
Источник: www.art-talant.org
Рабочая программа по ФЭМП (средняя группа)
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Рабочая программа познавательного развития по формированию элементарных математических представлений для детей второой младшей группы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014 г, образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» города Кирсанова.
Организованная образовательная деятельность по данному разделу проводится в группе общеразвивающей направленности детей в возрасте от 2 до 4 лет.
Условием успешной реализации программы является организация особой предметно-развивающей среды в группах детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени является важным условием полноценного развития ребенка.
Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй половины сентября один раз в неделю.
В сентябре и октябре продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 15-20 минут.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю
Длительность непосредственно образовательной ситуации
Форма организации образовательного процесса
Источник: nsportal.ru
Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100»
Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса математики по программе Школа 2100.
Цель курса- всестороннее развитие личности ребёнка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Основные задачи:
- Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
- Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы средней группы.
- Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятий.
Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом т д. Игровые виды деятельности : имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В конце каждого занятия необходимо подвести итог. Детям необходимо задать вопросы: Что нового узнали ? Чему сегодня научились?
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач — осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация.
Анализ — это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез — это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение — мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Программа по развитию ФЭМП рассчитана на средний возраст детей 4-5 лет. Продолжительность занятия 20 мин.
Средний возраст (1 занятие в неделю, по 20 мин), в месяц 4 занятия, в год – 32 занятия.
1. количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6. 9.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
2. величины
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине. Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше,
3. геометрические фигуры.
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.
5. ориентировка во времени.
Дни недели. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года.
6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление).
В программе используется такие формы работы как индивидуальная, фронтальная, парами. Используются методы: Наглядный, словесный, практический.
Уровни освоения программы. (Что должен уметь в конце года.)
Ребенок оперирует свойствами предметов. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.
Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Знать дни недели, части суток, времена года.
- Организационный момент.
- Дидактическая игра «Собираем вещи».
- Тренировочные упражнения. (3 задания).
- Итог занятия.
- Дид. Игра «Собираем урожай».
- Тренировочные упражнения (3 задания).
- Итог занятия.
- Дид. Игра для мотивации «Собираем урожай».
- Тренировочные упражнения (3 задания).
- Дид игра, подводящая к открытию и формулирования нового «Ходим в гости».
- Открытие нового знания и умения.
- задания (2).
- Дид. Игра «Найди пару».
- Тренировочные упражнения.
- Итог занятия.
- Дид. Игра для мотивации «Магазин игрушек».
- Тренировочные упражнения.
- Работа с пособием (3 задания).
- Итог занятия.
Источник: dohcolonoc.ru