Программа по иностранному языку как второму иностранному языку

Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление — триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении второго иностранного языка в школе как о феномене поликультурного образования.

Далее необходимо определить условия обучения второму иностранному языку, основные параметры курса второго иностранного языка, решить вопрос о ведущей и сопутствующих целей обучения второму иностранному языку в школе.

Для разработки адекватной методики обучения второму иностранному языку в условиях школы необходимо дать аргументированные ответы на следующие вопросы: каковы условия обучения второму иностранному языку и каковы приоритетные цели обучения второму иностранному языку?

Следует отметить, что до настоящего времени цели обучения второму иностранному языку не спланированы, не определены, не приведены к общему знаменателю. Фактически в каждой школе, в которой введен второй иностранный язык, действует своя программа.

Об изучении второго иностранного языка

Определение и формулировка цели обучения второго иностранного языка в общеобразовательной школе представляется основополагающим моментом в разработке всего комплекса проблем обучения второго иностранного языка в школе.

Цель обучения, как известно, относится к числу базовых категорий методики. Целью определяется характер всех других составляющих процесса обучения, а именно стратегия и тактика обучения, как совокупность множества задач. Поэтому главным требованием к целям обучения второго иностранного языка должно быть их безусловная реалистичность и достижимость.

Под целями обучения второго иностранного языка мы понимаем утверждающе спланированный и сформулированный результат изучения учащимися второго иностранного языка в заданных условиях.

В качестве основной цели обучения английскому языку как второму иностранному языку “формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности”.

Межкультурная мотивация есть адекватное социальное взаимодействие двух или более участников коммуникативного акта — представителей разных лингвоэтнокультур, осознающих свою “инаковость”, “чужеродность”. Отсюда названная выше цель обучения английскому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию.

В данной цели автор выделяет два аспекта: прагматический и педагогический.

Прагматический аспект цели обучения второго иностранного языка связан с формированием у учащихся коммуникативной компетенции, позволяющей им в соответствии с их реальными и актуальными потребностями и интересами использовать английский язык на базовом уровне в наиболее типичных социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и опосредованного общения.

Второй иностранный язык в школе в 2023-2024 году

Второй иностранный язык в школе в 2023-2024 году

Одна из самых обсуждаемых тем среди родителей, чьи дети в 2023-2024 году будут учиться в основной школе – это второй иностранный язык. Попробуем детально разобраться, кто с нового учебного года все еще будет изучать два иностранных языка, а кто уже с сентября сможет отказаться от дополнительной нагрузки.

Камень преткновения

Второй иностранный, как обязательный предмет в школьной программе появился еще в 2010 году. Более 10 лет два языка изучали школьники во всех регионах России с 5 по 11 класс.

Цель введения двух языков в школьном обучении вполне понятна – чем раньше ребенок начинает осваивать новый язык, тем легче он ему дается. При этом на рынке труда (как внутри страны, так и на международном уровне) гораздо выше ценятся сотрудники, владеющие 2 и более языками.

Изучение иностранных языков в школах России

Так, уже с 1 класса все школьники осваивают первый иностранный язык (чаще всего это английский), а с 5-го к нему раньше добавлялся второй: испанский, немецкий, французский, а с недавнего времени еще и китайский.

Учащиеся и родители неоднократно жаловались на данное нововведение, акцентируя внимание на таких проблемах, как:

  • перегруженность детей (предмет добавлял еще 2 часа нагрузки в неделю);
  • сложности восприятия (ученики, которым филология дается сложно, с появлением второго иностранного начинают съезжать и по первому предмету);
  • уровень преподавания (в региональных школах не всегда есть квалифицированные преподаватели, поэтому «второй иностранный» часто превращался в фикцию).
Читайте также:
Как назвать детскую программу

Яркой демонстрацией уровня владения иностранными языками среди выпускников 9-х и 11-х классов можно считать количество учащихся, решающихся сдавать экзамен да по этому предмету. Так, в 2022 году среди 701 000 учащихся, сдававших ЕГЭ только 112 500 выбрали в качестве дисциплины по выбору английский язык, что составляет всего 16% от общей численности. Предмет оказался на 4-й позиции с конца, несмотря на востребованность в ВУЗах разных направлений.

Рейтинг предметов ЕГЭ 2022

Важно! Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что 65,4% недовольны имеющейся ситуацией и считают, что их детям не нужен второй иностранный язык уже с 5 класса.

Тем не менее, на протяжении многих лет руководство не только не желало пересматривать норму о двух иностранных языках в школе, а и анонсировало введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам.

ФГОС III поколения

Все изменилось после 2020 года, когда был принят ФГОС III поколения.

Важно! Новый федеральный государственный стандарт гласит, что второй иностранный язык больше не будет обязательным в школе и в 2023-2024 учебном году. Изучать два языка будут только в тех классах, где каждый родитель напишет заявление с соответствующим требованием.

Урок английского языка

В новом ФГОС четко прописано два условия, которые необходимы для введения в расписание второго иностранного:

  1. наличие возможности у самой школы (в том числе и наличие квалифицированного педагога);
  2. желание детей и родителей (заявления на имя директора).

Это значит, что в сентябре 2023 года родителям 5 и 6 классов необходимо будет написать заявление, если они выберут для детей изучение 2-х иностранных языков.

При этом в 7-11 классах складывается обратная ситуация. Поскольку образовательный план уже включает 2 иностранных языка, администрация не может своим решением убрать предмет из расписания. Такое решение тоже остается за родителями и должно решаться всем коллективом конкретно взятого класса. Если родители не хотят, что бы дети продолжали изучать предмет, они должны коллективно написать заявления на имя директора школы. Вот тут могут возникнуть проблемы, ведь во многих классах найдутся семьи, которых может устраивать программа, что может усложнить задачу получить 100% голосов класса.

Родной язык как второй иностранный

Школьное обучение на территории всех субъектов РФ осуществляется на русском языке, регионы, где в обиходе параллельно с русским применяется свой национальный язык, стараются сохранить свою национальную идентичность, обучая подрастающее поколение родному языку. И вот тут в 2023-2024 году в школе может возникнуть правовая коллизия, ведь изучается «родной язык» (если это не русский) как второй иностранный, но решать теперь будет ли в расписании этот предмет, разрешили родителям.

Родной язык как второй иностранный

Действительно, в небольших сельских школах, где дети в быту разговаривают на родном языке, родители вероятнее всего с радостью ухватятся за возможность изучать предмет, но в больших полиязычных мегаполисах, где основным языком общения является русский, ожидается высокий процент отказа от изучения родного языка. Уже сегодня многие ученые заявляют, что если региональные языки исчезнут из школьной программы, то могут со временем уйти в историю, ведь любой язык жив, пока его знают и используют люди.

Как выбрать второй иностранный

Если ваша цель – это качественное филологическое образование и учебный план школы однозначно предполагает изучение двух языков с 5-го класса, то главной задачей родителей будет выбор языка, который детям предстоит изучать с 5 класса.

Если этот выбор за вас не сделает школа, мотивируя его наличием преподавателя, то стоит прислушаться к таким советам экспертов:

  1. Выбирайте не родственные языки. Если первым является английский, то хорошим выбором будет китайский. Так ребенок точно не будет путать слова и правила, ему будет легче ориентироваться в каждом предмете.
  2. Выбирайте язык, который будет востребован. Если в начальной школе ребенок не изучал английский, то есть смысл выбрать именно этот предмет в качестве второго иностранного, ведь с высокой степенью вероятности именно английский может потребоваться во взрослой жизни.
  3. Ориентируйтесь на потребности семьи. Если ребенку необходимо общаться с близкими родственниками, которые проживаются за границей, то стоит приложить максимум усилий для того, что бы он изучал именно необходимый для этого язык, ведь практика живого общения – самый важный этап, которого к сожалению лишены многие школьники.
Читайте также:
Программы которые шпионят за нами

Заключение

А как лично вы относитесь к наличию в школьной программе второго иностранного языка? Будет ли ваш ребенок изучать родной язык (если это не русский) в 2023-2024 учебном году? Какие иностранные языки вы изучали (или сейчас изучает ребенок) в школе? Пригодились ли знания во взрослой жизни? Предлагаем поделиться своим мнением по данной проблеме в комментариях.

  • Продленка в школе в 2023-2024 году
  • Предметы в 5 классе в 2023-2024 году: список
  • Школьные программы для начальных классов в 2023-2024 году

Источник: 2024god.com

Рабочая программа по английскому языку как второму иностранному для 10 класса

Рабочая программа составлена к учебнику «Английский язык. Второй иностранный. 8 класс четвертый год обучения»
Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по английскому языку как второму иностранному для 10 класса»

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Английский язык» разработана на параллель 10 класса среднее общего образования. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения внеурочной образовательной программы ФГОС СОО. Программа реализуется в 10 классе. Срок реализации один год.

Целями и задачами изучения английского языка в средней школе являются:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная / межкультурная компетенция— приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

Задачи реализации программы:

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

Читайте также:
Как работает программа переезд

достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ»

Личностные результаты учеников на четвертом году обучения, формируемые при изучении иностранного языка:

У учащихся будут сформированы:

мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.

Учащиеся получат возможность сформировать:

общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

Метапредметные результаты изучения иностранного языка на четвертом году обучения:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.

По окончании четвертого года обучения учащиеся научатся:

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Соединенные штаты Америки Страноведческий материал по теме США. Настоящее совершенное время, наречия-спутники совершенного времени, слова другой — другие и особенности их употребения, вопрос к подлежащему.Название штатов США. Рек, озер, равнин и горных хребтов, расположенных на территории США. Английский –язык международного общения.

Правила употребления артиклей a, the. Национальности, употребление в речи: too-also, has been to –has gone to (has been in), before, lately, such. AE – BrE. Past Simple – Present Perfect. Живая природа Названия птиц, животных, растений. Возвратные местоимения Настоящее совершенное продолженное время и его отличия от Present Perfect.

Проблемы экологии. Проблемы экологии в мире, модальные глаголы must, have to,need to. have got to. Все – оба – каждый, среди, между. Восклицательные предложения. Сравнительные обороты. Суффиксы: -tion, -ance, -th, —ment. Здоровый образ жизни Лексика по изучаемой теме. Past Perfect Tense, Future –in – the – Past. Прямая и косвенная речь. Согласование времен.

Музыка, кино, театр. Лексика по изучаемой теме, пассивный залог, непереходные глаголы в пассивном залоге.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п Название темы Количество часов
1 Соединенные штаты Америки 10
2 Английский – язык международного общения 10
3 Живая природа 10
4 Проблемы экологии 10
5 Здоровый образ жизни 10
6 Музыка, кино, театр 12
7 Повторение 6

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «Изучаем второй иностранный язык (английский язык)» предполагает безотметочную систему оценивания учебных достижений обучающихся. Освоение учебной программы завершается промежуточной аттестацией и по итогам учебного курса ставится зачет. Для реализации рабочей программы по предмету внеурочной деятельности «Изучаем второй иностранный язык (английский язык)» используется УМК: 1. Учебник «Английский язык. Второй иностранный. 8 класс четвертый год обучения»
Афанасьева О.В., Михеева И.В. ДРОФА, корпорация «Российский учебник»2018 2. Рабочая тетрадь «Английский язык как второй иностранный: четвертый год обучения. 8 класс» Афанасьева О.В., Михеева И.В. ДРОФА, корпорация «Российский учебник»2018
3. Книга для учителя Английский язык как второй иностранный: четвертый год обучения. 8 класс. Афанасьева О.В., Михеева И.В. ДРОФА, корпорация «Российский учебник»2018

Фонд оценочных средств:
Лексические и лексико-грамматические тесты. Контроль чтения, диалогической и монологической речи.
Рабочая программа предполагает классно-урочную систему обучения. Типы и формы учебных занятий представлены в поурочно-тематическом планировании учителя на каждый класс обучения. Рабочая программа составлена учителем английского языка, имеющим соответствующие профессиональное образование и квалификацию.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru