Программа по иностранному языку это

Разработка учебных программ по иностранному языку в новых социальных и экономических условиях, когда продолжается процесс установления глобальных межкультурных связей, является составной частью процесса модернизации российского образования и приобретает особое значение в старшей средней школе. В отечественной методике преподавания иностранных языков создание учебных программ остается недостаточно разработанным направлением. В зарубежной литературе проблемы создания учебных программ по иностранному языку освещены более подробно, но и там до сих пор нет единого мнения относительно целого ряда актуальных вопросов, связанных с разработкой программ. Существуют крайние точки зрения, в соответствии с которыми учебные программы либо повторяют «Книгу для учителя» и диктуют, что учитель должен делать на каждом уроке, либо создаются преподавателями «стихийно» в ходе обучения.

При разработке учебных программ по иностранному языку необходимо учитывать следующие функции образования старших школьников: культу-рообразующую, компенсаторную и адаптирующую. Культурообразующая функция заключается в вовлечении и приобщении старших школьников к различным аспектам культуры международного общения и культуры изучаемого языка. Компенсаторная функция проявляется в решении задач по восполнению недостатков полученного ранее образования, в ликвидации пробелов в знаниях иностранного языка. Адаптирующая функция включает в себя решение задач по дополнительному обучению иностранным языкам как с целью адаптации к изменяющимся условиями жизни, так и для создания дополнительного профессионального и личностного потенциала.

ЛУЧШИЕ и ХУДШИЕ приложения для изучения языков | Аналоги известных приложений | Как учить английский

Учебные программы должны соответствовать конкретным жизненно важным целям обучающихся, их интересам. Следовательно, они призваны обеспечивать актуализацию результатов обучения, т.е. давать возможность безотлагательно применять на практике знания, навыки и умения, сформированные в процессе обучения. Учебные программы должны также предусматривать на том или ином этапе обучения некоторую элективность обучения, которая означает предоставление учащемуся определенной свободы при выборе целей, содержания, форм и методов обучения.

Синтетические программы ориентированы на продукт обучения и опираются на структуру языка и его системный анализ. Такие программы фокусируются на определенных элементах языковой системы, часто рассматривая их в линейной последовательности, например: последовательность введения грамматических структур, языковых, функций, ситуаций или тем. В первую очередь вводятся самые простые и легкие для освоения явления, наиболее частотные и коммуникативно значимые, затем — более трудные, менее частотные и коммуникативно избыточные. Синтетические программы предполагают, что обучающийся должен уметь осуществлять синтез отдельных частей языковой системы (структуры, функции, понятия и т.д.) в реальной ситуации общения на этом языке.

В отличие от синтетических программ в аналитических программах языковые явления не градуируются по трудности, в них язык рассматривается как средство для выполнения определенных коммуникативных действий, т. е. ориентированы на процесс обучения. Например, аналитическая учебная программа может строиться на основе коммуникативных заданий, выполняемых обучаемыми. В этом случае именно педагогические коммуникативные задания, а не единицы языковой системы, рассматриваются как составляющие учебной программы, являются единицей обучения.

Как выучить английский самостоятельно с нуля — построение программы, расписания, подбор материалов

В методике известны программы различных типов, предлагается их классификация. Рассмотрим основные типы учебных программ в соответствии с названными категориями (синтетическими и аналитическими).

Программы структурного (грамматического) типа. В основе разработки программ этого типа лежит структурный подход, опора на системное описание языка. Содержание таких программ — набор грамматических структур и форм изучаемого языка. Организация материала при разработке этих программ позволяет реализовать принцип «от простого к сложному».

Изучению подлежат, например, такие явления, как части речи: существительное, прилагательное, артикль, глагол и его видо-временные формы и т. д.; предложение: простое и сложное. Учебная программа этого типа может включать в себя и другие аспекты языка, например, фонетику и требования к формированию слухо-произносительных навыков учащихся.

Читайте также:
Как написать программу для тсд

Программы структурного типа также могут строиться исключительно на грамматических структурах, представляющих собой изолированные предложения, типичные для выражения конкретной речевой интенции, например, согласия или несогласия. Отобранный языковой материал располагается в логической последовательности, которая определяется такими факторами, как частотность, употребительность, степень трудности и другие, или их комбинацией. Обучение по программам структурного типа ведется, в основном, с опорой на языковые правила и с использованием специально подготовленных языковых упражнений.

Программы функционально-содержательного типа разрабатываются на основе функционального подхода к отбору языковых явлений, функционирующих в реальном общении. Основной характеристикой этих программ является использование в качестве единицы обучения речевых образцов, с помощью которых осуществляется коммуникация и реализуются речевые интенции обучаемых. Примерами таких интенций являются: уточнение информации, принятие приглашения, извинение, требование, обещание, идентификация, исправление чего-либо и так далее. Содержательным компонентом подобных интенций становятся такие понятия, как: размер, возраст, цвет, сравнение, время, продолжительность действия, определение количества, местоположения и т.д. Принцип разработки таких программ основывается на организации материала в определенной последовательности, которая зависит от степени употребительности речевых образцов, выражающих ту или иную интенцию.

Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания

< Пред СОДЕРЖАНИЕ

Источник: studexpo.net

Лекция № 1. Программа по иностранному языку для общеобразовательных учреждений (английский, немецкий, французский) 1-11 классы

Наряду с неоднородностью, иностранный язык в сопоставлении другими учебными дисциплинами характеризуется специфическим соотношением знаний и умений. По этому признаку иностранный язык занимает промежуточное место между дисциплинами гуманитарного, общественно-политического цикла (например, история, география, литература), естественно-научными дисциплинами, представляющими точные науки (например, математика, физика, химия) и дисциплинами эстетической, профессиональной, практической, трудовой, спортивной подготовки, (например, музыка, машинопись, шитье, гимнастика). Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является также сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предметом.

В программе представлена концепция развивающего обучения иностранному языку, разрабатываемая в институте общего образования МО РФ.

В программе рассматриваются такие основные вопросы, как:

1) место и роль иностранного языка в системе общего образования молодежи на современном этапе развития общеобразовательной школы;

3) характеристика основных этапов обучения иностранному языку в рамках модели 1-11 и 5-11 классы;

4) основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку в школе, учет которых необходим для выполнения программных требований.

В приложениях представлены:

Примерный перечень языкового материала по английскому, немецкому, французскому и испанским языкам для 3- х этапов обучения, а также список рекомендованной литературы. Программа предназначена для учителей, методистов и всех, интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе.

Программа состоит из следующих разделов:

2. Характеристика основных этапов обучения иностранному языку в средней школе;

3. Основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку;

В целом процесс обучения иностранному языку призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Эта способность предполагает формирование у школьников:

— умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;

— в области обучения устной речи учащиеся овладевают умениями:

— понимать на слух иноязычную речь, построенную на программном материале;

Читайте также:
Программа с электросхемами автомобилей

— участвовать в общении с одним или с несколькими собеседниками;

— логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения;

В области обучения чтению ставятся задачи научить школьников:

— читать вслух и про себя;

В области обучения письму учащиеся овладевают следующими умениями:

— графически правильным письмом;

— письма как самостоятельного вида речевой деятельности в ограниченном объеме (написания поздравления, приглашения и др.);

— письма как средства обучения другим видам речевой деятельности (составление плана устного сообщения, плана и тезисов прочитанного текста и др.).

Перевод как вид речевой деятельности в данном варианте программы не является целью обучения; в учебном процессе рекомендуется использовать его в качестве средства обучения, помогающего лучше осмыслить и осознать особенности изучаемого языка.

В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранного языка, освоении школьного образования и включении в производственную деятельность.

1-ая группа общеучебных умений – учебно-организационные – связана с формированием у школьников способности работать в различных режимах: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик – класс и др.; пользоваться разнообразными ТСО и объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

2-ая группа умений – учебно-интеллектуальные – связана с овладением способа мыслительной деятельности и приемами логического мышления.

4-ая группа умений – учебно-коммуникативная – проявляется в культуре общения, т.е. в умении слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое поведение, обосновывать свою точку зрения и др.

Что включает в себя приложение по данной программе. Оно включает конкретный материал по 4 языкам (английский, немецкий, французский и испанский). Освоение учащимися этого материала составляет основу практического владения ими иностранным языком и формирования соответствующих лингвистических и лингвострановедческих знаний.

Языковой материал распределен по 3 этапам обучения: начальному, среднему и завершающему. Для каждого этапа предлагается лишь минимальный объем лексического и грамматического материала, который может быть превышен в практике обучения. Какой конкретный языковой материал включен в программу по немецкому языку (словообразование и грамматика) см. самостоятельно программу с.167-173.

И очень кратко: О программе курса «Преподавание иностранных языков с естественно- математической направленностью» (Английский, немецкий, французский языки) 7-11 классы.

Программа разработана в лаборатории обучения иностранному языку Института общего образования Министерства образования России. Ведущие авторы: А.Ю. Горчев, В.Н. Иванова.

1. подготовительному (7-9 кл.) и 2. основному (10-11 кл.), особенности учебного процесса с профильным обучением иностранному языку, учет которых необходим для реализации программных требований. В содержательном отношении упор сделан на формирование общеучебных умений и познавательных интересов школьников, чтение и перевод технической литературы, использование иностранного языка как средства получения профессионально-значимой информации в контексте межпредметных связей. Программа предназначена для учителей, методистов и всех интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе на современном этапе ее развития.

В программе развиваются и углубляются важнейшие положения общей программы по иностранному языку для средней школы в ее новой редакции применительно к особенностям курса.

Предполагается, что учитель, проводящий занятия по данному курсу, будет пользоваться обеими программами, соотнося одну с другой с конкретными условиями обучения. Данная программа содержит следующие разделы:

1. Цели и задачи курса.

2. Содержание обучения.

3. Особенности учебного процесса.

4. Приложения, содержащие различного рода методические материалы для учащихся и учителя, а также библиографию.

Читайте также:
Как обновить программу одноклассники на компьютере

В приложениях содержатся образцы памяток для учителя:

1. Памятка по рациональной организации технического перевода;

2. Памятка по составлению реферата;

3. Памятка по составлению аннотации;

4. Памятка по подготовке и проведению устного сообщения (более подробно об этих памятках см. стр. 199-201) данной программы. (Что касается конкретных разделов программы и особенностей учебного процесса см. стр. 178-203). Основные связи между элементами содержания предметов естественно-математического цикла и предмета «иностранный язык» представлены в программе в виде таблицы на стр. 181.Таблица содержит следующие разделы: 1) взаимодействие, отражающее общую проблематику (тематику);

2) средства реализации взаимодействия (с примерами);

3) что подлежит формированию и развитию (воспитанию).

1. Проект временного государственного образовательного стандарта иностранного языка. // ИЯШ № 2, с. 4-15.

2. Диссертация к.п.н. Поторочиной Г.Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза.(с. 18-33, Гл. 1).

3. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1997. 35 с.

4. Программа по иностранному языку для различных типов школ (англ., нем., франц., испанский) 1-11 классы.

Тема: Методика обучения основному иностранному языку как наука. Ее предмет и основные методические категории.

Вопросы:

1. Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе.

2. Методика как наука, ее связь с другими науками.

3. Основные методические понятия.

Источник: studopedia.su

Общая характеристика программы по иностранному языку

Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

В разделе «тематическое планирование» представлен примерный перечень тем курса иностранного языка и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru