Программа по инклюзиву для чего

В то время как тема толерантности в разных ее проявлениях набирает популярность в мире, всё чаще возникают дискуссии о важности инклюзии. Большинство людей соглашается с тем, что с точки зрения социального равенства инклюзивная среда необходима. Однако не так просто ответить на вопрос почему. Каковы же преимущества инклюзивного подхода?

Инклюзивные смены в детских лагерях: особенности, практические решения, опыт специалистов

По данным экспертов, количество детей, имеющих особенности здоровья, растет с каждым годом. Большинство российских школ уже на практике освоили технологии инклюзивного образования, их примеру последовали и детские лагеря. Ребята с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью наравне со своими ровесниками становятся участниками различных тематических смен.

О том, как организованы инклюзивные смены в одном из всероссийских детских центров, в ВДЦ «Орленок», рассказывает директор Центра Александр Джеус.

!Особенности составления программы для ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии

Александр Васильевич, команда Всероссийского детского центра «Орленок» представила свои рекомендации по реализации инклюзивных смен для детей с ОВЗ. Какой опыт положен в основу этих наработок?

Практически каждая смена в «Орленке» является инклюзивной, поскольку всегда несколько детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это порядка 0,6% от общего количества участников.

Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров»

Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров»

Калинина Наталья

-Создать программу инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в ГБОУ УР «Лицей №14, гаран-тирующую им равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг.

1.Создать комфортные условия для детей с ОВЗ и детей-инвали-дов для успешной социализации и включения их в учебную, досу-говую, общественную и трудовую деятельность.

2.Вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс со сверстниками.

3. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ, на основе адаптированных программ.

4.Увеличить долю педагогических работников до 100%, прошед-ших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.

Привлечение спонсорских средств для создания доступной среды: пандусы, доступные туалеты, ресурсная комната.

Участие в конкурсах проектов, объявляемых различными благо-творительными организациями.

Объемы и источники финансирования проекта

Координацию работы и контроль исполнения Проекта осущест-вляет администрация лицея. Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор лицея.

Как работает программа инклюзии в Бельцах

Пояснительная записка

Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвали-дами. Их число в мире значительно и продолжает расти.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Читайте также:
Для чего нужна программа people

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

Школа XXI века призвана быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации. В нашем лицее реализуется программа индивидуального обучения на дому, в которой одним из направлений деятельности является организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее оптимальной формой образования таких детей мы считаем инклюзивное образование. Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Преимущества инклюзивного образования очевидны:

-Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные учреждения.

— Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).

— Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Читайте также:
Корпоративные пенсионные программы что это такое

Цель инклюзивного образования

— принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

-возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Правила инклюзивной школы:

— все ученики равны в школьном сообществе;

— все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

— у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;

— планируется и проводится эффективное обучение;

— работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

— Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;

— семьи активно участвуют в жизни лицея.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.

· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.

· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе.

· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

· Составлена с целью повышения успешности ученика.

Возможности инклюзии детей с ОВЗ

Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекоменду-ется при очной форме обучения:

· детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;

· обучающимся по адаптированным образовательным программам;

· имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

Читайте также:
Нтв плюс нет прав доступа к программе что это

· имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;

· обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются

· при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия. Эпизодическая включенность рекомендуется:

· детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;

· детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Плюсы инклюзивного образования:

· Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

· Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

· Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

· Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

· Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В ГБОУ УР «Лицей №14» число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 16% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБОУ УР «Лицей №14»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru