Пед. контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей ФВ для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель пед. контроля — это определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, кот. происходят у зан-ся в состоянии здоровья, физ. развития, спортивного мастерства и т. д.
На основе анализа полученных в ходе пед. контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход пед. процесса.
В практике ФВ используется пять видов пед. контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1 Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава зан-ся и определения готовности уч-ся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
2 Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием зан-ся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
ABBA News – Agnetha Is BACK! | + Benny Meets Europe
3 Текущий контроль проводится для определения реакции организма зан-ся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности зан-ся после разных физ. нагрузок. Данные текущего состояния зан-ся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физ. нагрузок в них.
4 Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физ. нагрузок зан-ся.
5 Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса ФВ и его составляющих. Данные итогового контроля явл-ся основой для последующего планирования учебно-воспитат. процесса.
Методы контроля. В практике ФВ применяются следующие методы контроля: пед. наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы, хронометрирование занятия, определение динамики физ. нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Большую информацию преподаватель получает с помощью метода пед. наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уч-ся, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физ. нагрузку.
Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии зан-ся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий, об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения — это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности зан-ся.
Как это работает? Партнерская программа в бизнесе
Для контроля за освоением техники ФУ могут использоваться некоторые подводящие упр., применяемые на данном этапе обучения.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа; 2) описания; 3) объяснения; 4) показа вариантов выполнения ФУ или его отдельных компонентов.
В практике ФВ применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов.
Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы ФВ позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физ. подготовленности зан-ся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов ФВ и повышает объективность результатов учебной работы.
Осуществляя ФВ, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья зан-ся, уровень их физ. развития, результаты спортивной деят-ти, прилежание, поведение.
К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы.
Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики.
Основные документы по планированию ФВ в школе.
Планирование ФВ — это предварительная разработка и определение на предстоящую деят-ть целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитат. процесса с конкретным контингентом зан-ся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:
Примерные учебные программы по ФВ для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Примерная учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса ФВ, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем ЗУН, кот. должны овладеть зан-ся в планируемый срок занятий, и перечень основных ФУ и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, кот. должны достигнуть зан-ся.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе кот. осуществляется работа по ФВ в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебный план составляется в образовательном учреждении на основе государственного образовательного стандарта и включает: а) общую продолжительность занятий по ФВ в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (дисциплины) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса ФВ (план-график учебного процесса и расписание занятий). Планы-графики учебного процесса разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и рабочей программы. План-график устанавливает последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий и материальной базы ОУ. Чаще всего при планировании выделяют этапы учебного процесса: осенний (1 четверть), осенне-зимний (2 четверть), зимний (3 четверть), весенне-летний (4 четверть).
3. Документы метод. хар-ра, в кот. преимущественно отражена методика ФВ (рабочая программа, план-конспект занятия). На основе примерных программ создаются рабочие программы. Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается: национально — региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технич. обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении. Главное назначение рабочей программы — обеспечение гарантии в получении уч-ся обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Рабочая программа призвана индивидуализировать примерную программу — с учетом специфики самого ОУ, выбранных учителем методов обучения — с учетом возможностей об-ся.
Содержание программы по ФК в общеобразовательной школе.
Программы для общеобразовательных учреждений:
В настоящее время в практике ОУ используются образовательные программы: Комплексная программа ФВ учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2012); Программы общеобразовательных учреждений. ФК. Начальная школа (1-4 классы). Основная школа (5-9 классы).
Средняя школа (10-11 классы) (сост. А.П. Матвеев. — М.: «Просвещение», 2012).
Структура программы по ФК на примере комплексной программы для учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2012).
Часть 1. Основные разделы программы (1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4.
Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о ФК.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5.Вариативная часть программного материала (национальные вида ФУ, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).
Часть2.Физкультурно-одоровит. мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, ФУ и п/и удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).
Источник: studopedia.info
Рабочая программа физическая культура 2,3, 4 классы
рабочая программа по физкультуре
Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Скачать:
![]() |
59.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физической культуре
для уровня начального общего образования
учитель Гигиняк Андрей Андреевич
(срок реализации 4 года)
Целью реализации основной образовательной программы общего начального образования по учебному предмету «Физическая культура» является усвоение содержания учебного предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного начального общего образования образовательной организации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится: 99 часов в 1 классе и сходя из условий образовательной организации.
Программа по физической культуре рассчитана на 4 года — 270 часов, со следующим распределением часов:
1 год –66часов на физкультуру
2 год — 68часов на физкультуру
3 год — 68часов на физкультуру
4 год — 68часов на физкультуру
Основной целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-техническойоснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях ФВ целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.
Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе ФВ, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель ФВ детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
Технологии, используемые в обучении:
Здоровьесберегающие технологии, игровые технологии;
-Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
— Информационно – коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура образовательный процесс подразделяются на три типа: с образовательно – познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной направленностью:
- образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
- образовательно – предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки;
- образовательно – тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее влияния на развитие систем организма.
Формы и методы работы: Основные формы организации образовательной деятельности по предмету – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, знания в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). индивидуальные, групповые, работа в парах, в тройках, в четвёрках, обсуждение результатов.
«Основные направления воспитательной деятельности»
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Духовно-нравственное воспитание;
4. Эстетическое воспитание;
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
6. Трудовое воспитание;
7. Экологическое воспитание.
8. Ценности научного познания.
Формы промежуточной аттестации: входящий контроль включает в себя тестирование(мониторинг), позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка; промежуточный контроль (соревнование) проводится в середине года, позволяет отследить уровень физической подготовки за полгода; итоговый контроль(соревнование, мониторинг физического развития).
- Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 1-2, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.
- Т.В.Петрова,Ю.А.Копылов,Н.В.Полянская,С.С.Петров.Физическая культура: 3-4, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2011.-95с.:ил.
Пособие для педагога:
- Программа физического воспитания 1-11классов. Лях В.И. Зданевич А.А. Москва «Просвещение» 2008г.
- Программа обучения детей плаванию Воронова Е.К. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003
- Здоровьесберегающие технологии. Ковалько В.И. 2004 Москва
- Рабочие программы ФГОС Физическая культура В.И.Лях М.Я.Виленский «Просвещение» 2014
- Программа физического воспитания 1-4классов. МатвеевА.П. Москва «Просвещение» 2008г.
- Казакова,Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: Методическое пособие. -Москва: Чистые пруды 2007.
- Кошанов,А.И. Начальное обучение плаванию: Библиотечка «Первого сентября».-Москва: Чистые пруды,2006.
- Водяницкая,О. Медицинский контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом.-Москва: Здоровье детей, 2014.
- Шклярова, О. Важная составляющая образования.- Москва: Здоровье детей,2014.
- Наглядные пособия « Способы плавания »
Пособие для обучающегося:
- Плавание. Методические рекомендации. Н.Ж.Булгакова Москва «Астрель-АСТ»2005
- Обучение плаванию младших школьников. Т.А. Протченко Ю.А.Семенов Москва «Айрис-Пресс»2003
- Игры у воды, на воде, под водой. Н.Ж.Булгакова Москва »Физкультура и Спорт» 2000
- Первые шаги. Плавание. Н.Ж.Булгакова Москва «Айрис Пресс» 2003
- Обучение плаванию дошкольников и школьников. Т.А.Протченко Ю.А.Семенов «Феникс» Ростов-на-Дону 2001
Электронные образовательные ресурсы:
- .Сайт «ПроШколу» http://www.proshkolu.ru/
- 2.Сайт «Открытый урок.рф» www.festival.1september.ru
- 3.Сайт «Педсовет» http://pedsovet.alledu.ru/)
- 4.Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/
Контрольно-измерительные материалы: В разделе «Приложения» представлены образцы мониторинга, нормативы и функциональные пробы по учебному предмету «Плавание» .
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету « Физическая культура ».
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
- Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- Предметными результатамиосвоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры,
- характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник получит возможность научиться
Источник: nsportal.ru
40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
Программа — это документ планирования учебной работы, в котором содержится полный перечень теоретических тем, двигательных умений и навыков, а также физических качеств, которые предстоит осваивать и совершенствовать в течение всего курса обучения. Например, для общеобразовательной школы в программе расписано, чем заниматься в каждом классе в течение учебного года. При этом указаны ориентировочные объемы в часах на легкую атлетику, игры, гимнастику, лыжи, плавание и теоретический раздел. Приведены учебные нормативы по всем указанным видам физической культуры.
Обычно все учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1-я часть — пояснительная записка, в которой раскрываются общие задачи, формы занятий, организация и планирование учебного процесса.
2-я часть — учебный материал, состоящий из трех разделов:
— основы знаний, где приведен перечень основных теоретических тем для изучения;
— практический материал, в котором дается описание всех физических упражнений, подлежащих освоению, и приводятся упражнения для совершенствования физических качеств по каждому году обучения;
— зачетные нормы и требования по каждому практическому разделу (легкая атлетика, гимнастика и т.д.).
3-я часть — приложение, в нем приводится список рекомендуемой литературы, образы планов, протоколов, заявок.
41. Планирование в фв, виды планирования.
Планирование ФВ – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целей, задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса.
Виды планирования:
1. Перспективное – планирование на длительный срок.
2. Текущее – охватывает этапы работы (планирование на четверть).
3. Оперативное — осуществляется на ближайшее время (план конспект урока).
Требования к планированию:
1) целевая направленность пед процесса – определение конечной цели:
— цель должна быть реальной
— основой для разработки целевых установок явл программно-нормативные положения
— цель конкретизируется постановкой пед задач с определением последовательностей и сроком их реализации.
2) всесторонность планирования задач пед процесса (оздор, образ, воспит)
3) учет закономерностей ФВ
4) конкретность планирования (строгое соответствие намеченным задачам и методам)
Основными документами планирования явл:
= план-график учебного материала
= рабочий (тематический) план
42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
Он составляется преподаваем, как правило, для каждой учебной четверти на одну параллель классов (учебных групп) на основе учебной программы и годового плана-графика. В нем определяется поурочное распределение программного материала на одну четверть. Этот документ предусматривает последовательность решения поурочных педагогических задач (их формулировки, средства, объем времени и др.).
Таким образом, план должен содержать:
1. Перечень теоретических тем и основных групп упражнений, подлежащих освоению. К примеру, по гимнастике к таковым можно отнести строевые упражнения, ОРУ, висы, упоры, лазания, равновесия, акробатика и опорные прыжки.
2. По каждому виду упражнений ставятся общие задачи на четверть. К примеру, овладеть техникой лазания по канату в три приема, техникой опорного прыжка «ноги врозь» и т.д.
4. По каждому упражнению на всех уроках определяется конкретная задача в зависимости от этапа обучения, время и ее решение, а также сроки сдачи зачетных норм и требования .
Методика составления годового плана-графика распределения учебного материала по ФВ.
В сфере физического воспитания существуют три документа планирования, которые разрабатываются преподавателем: план-график, рабочий план и план-конспект урока. План-график разрабатывается отдельно для каждой параллели классов (или учебных групп) на один учебный год. В нём все разделы программы распределяются по учебным четвертям в соответствии с планируемым объёмом часов на каждый раздел (вид).
Для составления плана-графика необходимо иметь следующие материалы:
— иметь в наличии два документа: учебный план и учебную программу;
— знать общий режим работы учебного заведения, для которого разрабатывается план-график, а также его материально-техническую, кадровую и финансовую обеспеченность;
— владеть информацией о климатогеографических особенностях своего региона и контингенте занимающихся (здоровье, подготовленность и т.д.).
В связи с тем, что план-график разрабатывается преподавателем, отметим его основные операции в прикладном аспекте.
1. На листе миллиметровой бумаги составляется так называемая «сетка часов», имеющая следующие графы: номера по порядку, разделы программы, количество часов и номер уроков по неделям и четвертям учебного года.
2. Из учебной программы в соответствующую графу выписываются все разделы, которые необходимо изучать в течение года .
3. С учетом рекомендуемого учебной программой объема, а также климатогеографических особенностей своего региона и обеспеченности физкультурной базой определяется для каждого раздела объем занятий в часах.
4. Далее определяется очередность прохождения каждого раздела в течение года. Практически при этом учебный материал распределяется по неделям и номерам уроков. К примеру, легкая атлетика планируется с 1-го по 18-й урок, что соответствует первой четверти. Далее после недельных каникул 14 уроков отводится разделу гимнастики.
После новогодних каникул — 14 уроков посвящаются лыжной подготовке (3-я четверть). Оставшиеся 22 урока последней четверти могут планироваться на разделы плавания, игр или легкой атлетики в зависимости от установок вышестоящих образовательных органов, сложившихся традиций и т.д.
5. После распределения программного материала по четвертям (или семестрам) определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольные соревнования по каждому разделу программы.
6. В заключение указываются места занятий по каждому разделу (зал, стадион, лыжная база и т.д.).
Источник: studfile.net