Программа по физкультуре лыжная подготовка

Лыжная подготовка – это комплекс занятий и упражнений, которые проводятся с целью развития у индивида общей выносливости, способности к быстрому передвижению и преодолению больших расстояний, на лыжах.

Лыжная подготовка предполагает организацию и проведение занятий, в процессе которых спортсмен и тренеры могут решать ряд следующих важных задач:

  1. Выработка и развитие у спортсмена таких качеств, как выносливость, ловкость и сила. В процессе лыжной подготовки воспитывается мотивация и решительность спортсмена, смелость путем скоростного передвижения на лыжах. Так как лыжная трасса не всегда легкая, а может предполагать преодоление различных препятствий и сложностей, то благодаря этому формируется не только физическая сила, но и сила духа.
  2. Обучение разным способам и техникам передвижения на лыжах, а именно лыжным ходом, подъемам и спускам, поворотам, торможениям. Лыжная подготовка – это всесторонняя и комплексная тренировка различных групп мышц.
  3. Обучение строевым приемам с лыжами, на лыжах, подготовка к грамотному отношению к лыжному инвентарю, их сбережению.

Таким образом, лыжная подготовка предполагает не только интенсивные физические тренировки и нагрузки, но и воспитание личностных качеств спортсмена. Эти же качества спортсмен может использовать и в повседневной жизни, что очень важно, так как это закаляет его характер и способствует проявлению личностных качеств в общении с окружающими, в решении противоречивых вопросов и проблем.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Школьная подготовка

Лыжная подготовка является педагогическим спортивным процессом. Обучение проводится в несколько последовательных этапов. Благодаря этому у ребенка есть больше возможностей адаптироваться к нагрузкам, проявить себя, свои способности и возможности. Школьный урок по физической лыжной подготовке может состоять из следующих частей:

  1. Подготовительная часть урока.
  2. Основная часть урока.
  3. Заключительная часть.

Первое занятие по лыжной подготовке, как правило, ознакомительное. Так как в процессе этого занятия ребенок знакомится с лыжным видом спорта, ему демонстрируют инвентарь, рассказывают о пользе лыжной подготовки и о том, какие правила безопасности необходимо соблюдать, чтобы в процессе тренировки не нанести себе физических травм и ущерба. В зависимости от того, насколько успешно и интересно пройдет вводное занятие, будет зависеть желание ребенка остаться и дальше продолжать заниматься на лыжах.

«Лыжная подготовка в школе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

На первом занятии дети учатся, как правильно подготовить лыжное оборудование для преодоления дистанций и трасс, уясняют требования, которым должно отвечать спортивное снаряжение, чтобы лыжная тренировка была безопасной и не нанесла ущерба ребенку;

Занятия в школе проводятся с целью привлечь школьников к занятиям на лыжах, а также увеличения интереса к спорту. Как правило, ребенку может не сразу понравиться заниматься на лыжах, а еще он может в принципе отказаться от занятий, однако он подберет для себя другой вид спорта, благодаря чему с раннего возраста определится, будет задействован в различных соревнованиях.

Знания о физической культуре. Лыжная подготовка.

Физическая активность в школьном возрасте способствует успешному сочетанию спорта с умственными нагрузками. Благодаря физическим занятиям на лыжах на свежем воздухе ребенок будет переключать фокус внимания, отвлекаться, снимать стресс, воспитывать различные важные личностные качества.

А еще занятия на лыжах способствуют усилению иммунитета, ребенок гораздо реже болеет, а случае заболевания быстрее восстанавливается. Первое занятие на лыжах в школе становится определяющим. Выделяют несколько особенностей обучения.

Во-первых, первое занятие проводится в более благоприятных условиях, ребенку пока не разрешают сильно разгоняться, отказываются и от резкого спуска. Упражнения выполняются на пологих и безопасных спусках, в облегченной одежде. Это необходимо для того, чтобы в первую очередь школьник почувствовал себя и собственное тело, прислушался к ощущениям, а не для того, чтобы сразу поставить его на лыжи и с первого занятия начать подготовку к серьезным соревнованиям.

Во-вторых, применяется ходьба по лыжне и целине, но при этом ребенок двигается без палок. Это важно, чтобы он почувствовал лыжи, скольжение. Тренер или учитель может оказывать ему поддержку, чтобы ребенок не упал и имел опору. К площадке имеются свои требования: не должно быть резкого порывистого ветра, но при этом важно иметь возможность проложить хотя бы 1-2 замкнутые лыжни.

В центре располагается снаряжение преподавателя, должен быть уклон, но не резкий. Чтобы сэкономить время, избежать травм, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. Учитывается пол и возраст школьников, их вовлеченность в другие виды спорта. Если у ребенка есть уровень подготовки, то он может гораздо быстрее освоиться и на лыжах. Если же подготовки нет и не было, то важна роль тренера, который контролирует все движения ребенка, направляет его, обеспечивает его безопасность.

Лыжная подготовка является одним из направлений, однако многие школы все еще вводят лыжную подготовку в качестве добровольного мероприятия. У ребенка есть выбор – заниматься на лыжах или оставаться вовлеченным только в основную спортивную программу (то есть посещать только занятия физкультурой). При этом у тренера и учителя могут быть рычаги для привлечения ребенка к лыжной тренировке, но он не должен заставлять его, а также не должен настаивать, если ребенок еще не готов, у него имеются противопоказания, или он травмировался во время подготовки. Любые занятия должны быть добровольными, а также для самых маленьких они должны быть согласованы с родителями. Также родители могут приобретать ребенку лыжный инвентарь.

Читайте также:
Установить лицензионную антивирусную программу

Источник: spravochnick.ru

Лыжная подготовка в начальной школе

Лыжная подготовка в начальной школе

Кольцова Аделина

В учебном процессе лыжная подготовка занимает особо важное место.

Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, способствует развитию сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает силу, выносливость, совершенствует координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных температурных условиях закаляет организм занимающихся.

Лыжи — лучший способ укрепления здоровья зимой.

В зимний период времени большая часть уроков физкультуры посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной программе, так как проводятся на свежем воздухе. Как организовать такие занятия? В чем заключаются особенности программы и методики ее преподавания? Именно об этом и пойдет речь в данной работе.

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул. Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств.

Кроме того, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий. Вместе с тем, программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к занятиям лыжами, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению его качества.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку на уроке лыжной подготовки в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся повышаются от класса к классу за счет удлинения дистанции и сокращения времени их прохождения.

В 1 классах дистанция для учащихся составляет 1 км.

Во 2-4 классах — от 1,5 до 2,5 км.

Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовки с внеклассной работой по лыжам.

Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники.

В сельских местностях и особо малокомплектных школах, где нет условий для углубленного изучения других разделов программы по физическому воспитанию-гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д. — целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы использовать на лыжную подготовку.

В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы, когда морозы значительно слабее.

Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.

Особенности организации и методика проведения уроков лыжной подготовки в начальной школе

Подготовка к занятиям проводится заблаговременно как со школьниками, так и с родителями, которых необходимо ознакомить с правилами выбора лыжного инвентаря и одежды для занятий.

Предварительная подготовка школьников включает использование на уроках физической культуры подготовительных упражнений, связанных с развитием мышц бедра, плечевого пояса, туловища. Эти упражнения выполняют в основной части урока. Качество и тщательная подготовка лыж, лыжных палок и ботинок имеют немаловажное значение в приобщении младших школьников к занятиям, быстрому овладению лыжной техникой, вызывают у них положительные эмоции, заряд бодрости, повышают работоспособность.

Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, сдваивать их запрещается.

Лыжная подготовка в 1 классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.

На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовки, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движения.

В процессе уроков лыжной подготовки в 1 классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращаться с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

В 1-2 классах ставятся следующие задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:

1. Научить управлять лыжами при поворотах на месте.

2. Научить передвижению ступающим и скользящим шагом.

3. Научить преодолению небольших подъемов и спусков.

Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники не зависимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Стоит обратить внимание на правильное положение туловища.

Читайте также:
Как запустить программу через блокнот

Для учащихся 1 класса программой предусматривается обучение ступающему и скользящему шагам без палок, поворотам переступанием на месте, подъемам ступающим шагом и спускам в высокой стойке. Кроме этого, на первых уроках по лыжной подготовке учащиеся осваивают элементы лыжного строя, строевые приемы с лыжами и на лыжах и правила передвижения с лыжами.

Передвижение занимающихся к месту занятий осуществляется либо в колонне по два, либо в колонне по три. Дистанция между учениками в колонне 1,5-2 шага. На месте занятий учитель подает команду «На лыжи — становись!». По этой команде ученики должны положить лыжи с правой, а палки с левой стороны, после чего развязать лыжи, встать на них, взять палки и принять основную стойку.

Во 2 классе основу лыжной подготовки составляют совершенствование техники скользящего шага, подъемы на небольшие склоны и спуски в основной стойке.

В начале в занятия включают упражнения программы 1 класса. Повторение предшествующего учебного материала осуществляется с акцентированием внимания занимающихся на основных элементах лыжной техники. После того как школьники вспомнят технику передвижения на лыжах, им предлагают выполнить эти упражнения с повышенной скоростью или увеличивают длину дистанции.

Скользящий шаг. В процессе занятий по лыжной подготовке с учениками 3 класса совершенствуется техника передвижения скользящим шагом. Здесь главная задача — добиться длительного скольжения попеременно на правой и левой лыже. При этом рекомендуется применение разнообразных подводящих упражнений.

Среди них — упражнения, связанные со скольжением и перенесением веса тела на правую и левую ногу. Эти упражнения лучше выполнять либо после предварительного разбега, либо при спусках с невысоких гор. Подводящие упражнения чередуются с прохождением тренировочных дистанций, на которых совершенствуют координацию движений руками и ногами.

Техника скользящего шага должна быть освоена так, чтобы она обеспечивала в последующем быстрое освоение школьниками техники передвижения попеременным двухшажным ходом.

Повороты при спусках. Поворот переступанием при спуске со склонов, входящий в программу 3 класса, относительно прост. Он выполняется в такой последовательности: при спуске в основной стойке перенести вес тела на одну из лыж, а другую поднять носком вверх и отвести в сторону поворота; быстро поставить отведенную ногу на снег, перенести на нее вес тела и приставить другую ногу. Для того чтобы изменить направление передвижения, часто приходится выполнять не одно, а несколько переступаний.

Обучение повороту переступанием начинают на пологом склоне. Затем для увеличения скорости применяют предварительный разбег. Длина и крутизна склонов постепенно увеличиваются. Обучив детей повороту в одну сторону, приступают к повороту в другую. Совершенствование техники поворотов проводится на длинном спуске.

Попеременный двухшажный ход. В программе по лыжной подготовке для 4 класса предусмотрено обучение школьников попеременному двухшажному ходу. Поскольку в предшествующие годы основу обучения передвижению на лыжах составляли подводящие упражнения к освоению этого хода, то особой трудности в его овладении со школьниками 4 класса, как правило, не отмечается.

Напомнив ученикам технику передвижения скользящим шагом, повторив упражнения на скольжение, учитель приступает к обучению данному двигательному действию. Последующее овладение передвижением попеременным двухшажным ходом осуществляется в процессе прохождения тренировочных дистанций. Прохождение дистанций разучиваемым способом передвижения следует чередовать с упражнениями на скольжение.

Торможение. Новыми двигательными действиями, которые необходимо освоить по программе для школьников 4 класса, являются два вида торможения при спусках с пологих склонов: «плугом» и «упором». Обучение торможению начинают с торможения «упором». Вначале все движения торможения изучают стоя на ровном месте.

Все действия целесообразно выполнять с подсчетом, добиваясь точности движений. Вначале подсчет ведется медленно, чтобы дать возможность занимающимся прочувствовать каждое движение, затем скорость его увеличивается.

Освоив движения на месте, переходят к выполнению торможения при спуске. При первых попытках школьники начинают торможение сразу, пока скорость еще невелика. Нужно добиваться плавного торможения, для чего вынесенную в сторону лыжу следует ставить под небольшим углом к направлению движения и не очень круто — на внутреннее ребро.

Постепенно эту лыжу ставят на ребро все более круто, что обеспечивает большую эффективность торможения. Затем школьникам предлагают выполнить торможение в конце спуска, когда скорость передвижения значительно возрастает и требуется приложить большие мышечные усилия, чтобы ее «погасить».

Для совершенствования навыка торможения упором нужно постоянно и постепенно увеличивать скорость на спуске. Для этого можно менять крутизну склонов или делать предварительный разбег на лыжах. Торможение «упором» служит в основном для снижения скорости спуска. Полная остановка достигается с помощью торможения «плугом».

Подъемы. Подъем «лесенкой» по пологому склону осуществляется следующим образом: встать боком к склону; ближайшую к склону лыжную палку переставить вверх и сделать к ней шаг лыжей, стоящей выше по склону; приставить нижнюю лыжу, а затем и палку. Главное в этом упражнении — надежно опираться на палки и круто ставить лыжи на ребра. Лыжи располагаются параллельно. Если подъем «лесенкой» сразу не получается, то целесообразно потренироваться в выполнении приставных шагов в правую и левую сторону на ровном месте или наискось к склону.

Подвижные игры на лыжах

Подвижные игры на лыжах чаще всего не требуют от участников специальной подготовленности, кроме владения способами передвижения. Это позволяет широко использовать их в массовых зимних праздниках с участием как детей, так и взрослых. В условиях игры более выразительно проявляются индивидуальные особенности учеников, что позволяет эффективнее реализовать на практике индивидуальный подход. Приведём примеры нескольких игр.

Читайте также:
Как создать программу удаленного доступа

Подготовка. На поляне чертится стартовая линия, на расстоянии 80-100м — линия финиша. Играющие делятся на равные по количественному составу команды и встают у стартовой линии в колонну по одному, одна колонна параллельно другой. Каждая команда прокладывает две параллельно идущие лыжни для движения туда и обратно.

Проведение. По команде игроки, стоящие впереди колонн, стараются быстрее пройти до финишной линии и вернуться на старт, чтобы касание руки передать эстафету второму участнику своей команды. Побеждает команда, последний игрок которой первым на обратном пути пересечет линию старта .

· Игра «Кто быстрее»

Подготовка. На поляне обозначают линию старта и параллельно ей на расстоянии более ста метров проводят линию финиша. Играющие делятся на несколько равных команд и выстаиваются в колонну по одному на линии старта. Заранее устанавливают игровой лыжный ход.

Проведение. По команде первые номера в колоннах стремятся быстрее дойти до финиша. По очередности стартуют вторые, третьи и т.д. В каждом забеге выявляют игроков, занявших первое, второе и последующие места. Выигрывает команда набравшая наименьшую сумму мест, занятых игроками в каждом забеге.

Повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1-2 занятие на лыжах в свободное от учебы время.

Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе с 1км. в первом классе постепенно увеличивая до 3км. в четвертом классе.

Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу.

Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.

Перед уроками лыжной подготовки в школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

В общеобразовательных школах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжной подготовке. Основой для всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится в соответствии со школьной программой. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.

Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристических походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме продленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и подготовленности.

При занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается жизненная емкость легких.

Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод, что каждый будущий учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.

Источник: znanio.ru

Презентация на тему «Лыжная подготовка» 8 класс

Презентация: Лыжная подготовка

07.11.16 05:52
Андрей Шанков
Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Иллюстрированная презентация по теме «Лыжная подготовка» знакомит с основными моментами становления лыжного спорта, техники лыжных ходов, подъемов, спусков и торможений, а также напоминает о важности бережного отношения к лыжному инвентарю.

  • История становления лыжного спорта;
  • Техники лыжных ходов;
  • Техники подъема на лыжах;
  • Техники лыжных спусков;
  • Техника торможения на лыжах;
  • Важность бережного отношения к инвентарю.

Источник: pptcloud.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru