Программа по физической культуре это

Содержание предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе фиксируется прежде всего в учебной программе, которая является руководящим программно-нормативным документом, направляющим деятельность учителей и учащегося, процессы преподавания и учения.

Ученые в области педагогики, считают, что общими требованиями к программе является следующее — единство теоретических основ их построения, совокупность отражения программами содержания образования в целом, взаимосвязь программ всех предметов, полнота раскрытия целей обучения и др.

Несмотря на важность учебных программ по физической культуре в общеобразовательной школе, до последнего времени научный уровень их разработанности нельзя было считать удовлетворительным.

За последние 35 лет в общеобразовательной школе неоднократно (1959, 1967, 1974, 1983, 1985, 1987, 1992, 1995) внедряли различные варианты программ по физической культуре (28, 29, 49-52, 57).

Излишняя унификация «спущенных сверху» программ физической подготовки школьников, которые нередко были слишком стандартизированы, препятствовала поступательному развитию школьного физкультурного образования в нашей стране. Подобные программы не стимулировали творческую активность школьных учителей с целью энергичного поиска ими новых решений.

Что бесит преподавателя по физической культуре?!

Проанализируем школьные программы по физической культуре за последние 10-15 лет.

Содержание программы 1983 года в большей степени было направлено на усиление физической подготовленности учащихся, укрепление здоровья, развития основных двигательных качеств. Программа не ставила задачу обучения учащихся элементам различных видов спорта, но по построению и содержанию она мало отличалась от предшествующих программ. Состояла она из основного материала и раздела «По выбору» (12).

С целью приобщения школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, в программе впервые был включен раздел «Навыки и умения самостоятельных занятий». Также впервые был предоставлен материал по межпредметным связям. В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол, а в раздел гимнастика — элементы современных танцев. В то же время с целью повышения моторной плотности уроков, из программы были исключены упражнения, требующие длительного обучения (прыжки в высоту способ «перекидной», в длину способом «ножницы», сложные тактические действия в современных играх и гимнастические упражнения на снарядах).

Из программы необоснованно на наш взгляд, был изъят раздел «Материал для развития двигательных качеств».

В программе отмечалось, что развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной активности подготовленности учащихся. В связи с этим, необходимо, согласно содержанию и задачам конкретного урока, включать соответствующие упражнения.

Программа состояла из 4 частей:

а) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня;

Разработка программ развития в области физической культуры и спорта и программ спортподготовки

б) программный материал для уроков физической культуры;

в) внеклассные формы физического воспитания;

г) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Впервые в программу в виде таблиц был включен примерный объем двигательной активности учащихся (урочные и внеурочные формы занятий) и примерные упражнения по развитию двигательных качеств для самостоятельных занятий (143).

Содержание материалов урока физической культуры было аналогичным программе 1983 года. Однако из неё были исключены некоторые сложные упражнения, не имеющие прикладной направленности.

В программе 1985 года большее внимание уделялось развитию двигательных качеств (28). Для этого в нее была введен в ритмическая гимнастика, усложнен материал полосы препятствий, увеличены: дистанция в беге, лыжных гонках, кроссах. Эти изменения должны были способствовать повышению моторной плотности уроков и улучшению физической подготовленности детей, поэтому учебные нормативы повышались, по сравнению с нормативами программы 1983 года (13).

В 1987 году в комплексную программу были внесены дополнения и некоторые изменения (29). Прежде всего это коснулось раздела «Уроки физической культуры». Программный материал для учащихся I-IV классов, подвергался следующим изменениям:

Во-первых — был внесен дополнительный материал по кроссовой подготовке учащихся II-IV классов. Во-вторых — более подробно описаны упражнения, двигательные умения и навыки, которым должны овладеть учащиеся I-IV классов. Сделано это было в связи с тем, что уроки физической культуры в начальных классах еще во многих городских и сельских школах вели учителя, не имеющие специального физкультурного образования.

Читайте также:
Программа которая повторяет голос

При внесении изменений в комплексную программу, сформулированы требования к учащимся, оканчивающим среднюю школу, то есть требования к учащимся IV, IX, XI классов.

В целом, комплексная программа 1987 года не претерпела каких-либо изменений. Очередной вариант программы нового поколения, в которой крайне остро нуждалась реформируемая школа.

Анализ действующей в настоящее время школьной программы по физическому воспитанию показали, что стандартная программа для всех регионов нередко вступает в противоречие с особенностями развития детского организма в различных климатогеографических зонах России. Остро встает вопрос о создании конкретных вариантов школьной программы применительно к особенностям регионов страны с их типичными климатогеографическими и социально-экономическими условиями.

В рамках обязательной, строго регламентированной программы нет реальной возможности реализовать важнейший принцип физического воспитания — обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, физической подготовленности.

В то же время имеется успешный опыт использования комплексных школьных программ, адаптированных для отдельного региона и даже отдельной конкретной школы.

Необходимо разработать в качестве единой лишь базовую типовую программу, на основании которой регионы и отдельные школы в соответствии со своими особенностями могли бы конкретизировать собственные варианты программы при условии обязательного выполнения основного минимума требований.

Наиболее удачными и близкими к главной идее новой концепции общего среднего образования следует на сегодня признать проект концепции перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе, подготовленности сотрудниками лаборатории содержания и методов физического воспитания НИИ возрастной физиологии и гигиены АПН (15). В проекте отмечается, что целью физического воспитания в школе является содействие формированию всестороннее развитой личности в процессе физического совершенствования. Принципы деятельного подхода определяют, по мнению авторов проекта, «направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения способами двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».

В проекте справедливо отмечается неприемлемость ранее существовавших и ныне существующей единой стандартной программы физического воспитания учащихся для всех общеобразовательных школ страны. В этой связи проект вновь актуализуется вопрос о создании конкретных вариантов школьных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей учителей.

Учитывая стратегию перестройки народного образования, предпринятый анализ содержания программ физического воспитания ряда высокоразвитых зарубежных стран (ФРГ, США, Канада, КНР и др.) результаты специальных научных исследований, передовой отечественный и зарубежный опыт, авторы рассматриваемого проекта предложили вариант построения учебных программ по физической культуре, состоящей из двух частей — базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной.

Базовая часть программы предлагается в качестве основы «общегосударственного стандарта подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладевать все школьники, независимо от того, в каком регионе они живут, какой они национальности, каковы их индивидуальные отличия. Профессионализм учителя, в первую очередь определяется тем, как обеспечивает достижение данной задачи» (37).

Средства и пути реализации задач в базовой программе не следует унифицировать однозначно — наоборот, нужно предусмотреть по каждой позиции ряд эквивалентных (взаимозаменяемых) средств и форм занятий, которые могут быть выбраны в различных вариантах, в конкретных разновидностях региональных школьных программ.

По вопросу соотношения базовой и вариативной частей в школьных программах физической культуры существуют различные изменения и рекомендации. Так, Е.Я. Бондаревский, А.В. Кадетова,В.В.

Костюков, Г.И.Лазурак (31, 32) считают, что успешное решение задач физического воспитания учащихся, возможно в том случае, когда на изучение одного вида двигательной активности в течении учебного года отводиться до 70% времени. Аналогичное соотношение базовой и вариативной части программы физической культуры в школе предложили В.И. Лях, Г.Б. Мейксон (37).

По мнению А.А. Гужаловского с соавт., удельный вес обязательного учебного материала школьной физкультуры при двух уроках в неделю (базового компонента) от 40-50% в 5 классе может уменьшаться к 11 классу до 20-25%. В.Н. Кряж считает, что базовый компонент в 10-11 классе может составить не более 10% общего времени занятий на уроках физической культуры.

Читайте также:
На какие группы делятся по юридическому статусу программы

Эффективность физического воспитания учащихся максимально зависит от учета региональных особенностей, культуры, традиций той или иной республики, края, области, а также от профессиональной подготовленности и специализации учителя, интересов учащихся, материально-технического обеспечения школ и многих других факторов.

В начале 90-х годов были выделены направления, к которым тяготеет большинство педагогов, возникшая необходимость в создании альтернативных форм организации и может составить не более 10 процентов общего времени занятий — на уроках физической культуры.

Эффективность физического воспитания учащихся максимально зависит от учета региональных особенностей, культуры, традиций той или иной республики, края, области, а также от профессиональной подготовленности и специализации учителя, интересов учащихся, материально-технического обеспечения школ и многих других факторов.

В начале 90-х годов были выделены направления, к которым тяготеет большинство педагогов, возникшая необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры привела к созданию программ и методических рекомендаций к ним.

Так, В.И. Лях и Г.Б. Мейксон (37) подготовили программу физического воспитания с тренирующей направленностью для учащихся I-XI классов. В ее основе — первая часть действующей комплексной программы физического воспитания. Учебный материал программы с тренирующей направленностью авторы расположили так, чтобы учителя могли использовать его, в первую очередь, для развития физических качеств.

Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта, подготовленная Е.Н. Литвиновым с соавт. (50, 51), показала возможность решения задач физического воспитания на основе занятий баскетболом. Применяя предложенный принцип, можно осуществлять физическое воспитание учащихся, используя, к примеру, учебный материал волейбола или какого-либо другого вида спорта, учитывая профессиональную подготовленность учителя, наличие материальной базы.

В.Г. Большенков (13) предложил программу физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся сельских начальных малокомплектных школ, представляющих собой особый тип учебных заведений, со специфическими условиями жизнедеятельности детей в период учебы. В этой программе рассматривается не только материал по физическому воспитанию, но и затрагивается весь режим работы малокомплектной школы.

Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы, разработанная в 1995 году под редакцией А.П. Матвеева, в отличие от ранее существовавших, характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенной организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программой предусматриваются три этапа обучения, на которых практические занятия сочетаются с теоретико-методическими уроками. В зависимости от этапа образования в каждом разделе определены цели и задачи учебного предмета, а также зачетные требования по теоретико-методической, физической и технической подготовленности. Для старших школьников программой впервые предусматриваются занятия современными престижными системами упражнений (атлетическая и ритмическая гимнастика, шейпинг, элементы единоборств, хатха-йоги и др.) (57 ).

Таким образом, ретроспективный анализ содержания физического воспитания в школах позволяет сделать следующее заключение: в начальной школе направленность физического воспитания носит базовый характер и сосредоточена на расширении арсенала движений; в средних школах — с помощью средств спорта, главным образом спортивных игр, развиваются двигательные качества; программы по физической культуре разрабатываются с учетом местных региональных условий.

физический урок игровой школьник

Источник: studbooks.net

Физическая культура — что такое? Программа по физкультуре в школе

Особое значение в настоящее время в школе приобрела физическая культура. Что такое физическое воспитание в образовательной организации? Как можно построить планирование по данной учебной дисциплине? Будем искать ответы на данные вопросы, чтобы понять сущность и специфику преподавания физкультуры в своевременной школе.

Роль и место в ОУ

Какое место занимает физическая культура и спорт в отечественном образовании? Начнем с того, что в настоящее время во всех классах добавлен один час преподавания данной учебной дисциплины.

Вам будет интересно: Какая параллель пересекает Россию: особенности географического положения нашей страны

Читайте также:
Какие программы нужны для администратора

Причиной подобного решения стало существенное ухудшение физического здоровья подрастающего поколения, а также отсутствие позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников.

ФГОС по физической культуре разработаны так, чтобы основной акцент преподаватели обращали именно на сохранение здоровья школьников, формирование у них активного желания заниматься спортом.

Структура занятия и его особенности

Проводятся уроки в спортивном зале либо на улице. Программа по физической культуре составляется так, чтобы в каждом уроке было три раздела:

На вводном этапе преподаватель предлагает ребятам упражнения в виде разминки. Основной блок предназначен для разучивания новой игры, упражнений, метания, прыжков, лазанья по канату, бега, заданий на координацию движений, подвижных игр, командных эстафет.

Учитель физической культуры в заключительной части занятия дает ребятам время для налаживания пульса и дыхания, приведения своего организма в обычный режим функционирования.

Важные аспекты

Что подразумевает понятие «физическая культура»? Что такое школьное физвоспитание? Отметим, что физкультура в обычной школе не ограничивается только уроками, к ней вполне можно отнести и небольшие разгрузочные физминутки, проводят которые не только физруки, но и учителя иных учебных дисциплин.

Также сюда необходимо включить и систематические медицинские осмотры, проводимые ежегодно в образовательных учреждениях. Они предназначены для оценки развития, состояния здоровья, а также физической подготовки обучающихся. В совокупности все это и есть физическая культура. Что такое программа по физкультуре для российской школы? Остановимся на данном вопросе подробнее.

Специфика программы

В ней выделяют несколько форм и компонентов:

  • базовую часть;
  • реабилитационную и оздоровительную часть;
  • «фоновую» физическую культуру.

Первая часть является фундаментальной основой предмета. Она включает в себя системы воспитательных и образовательных целей, а также подбор приемов и методов работы, способствующих достижению поставленных целей и задач. Именно на этой части и основывается физическая культура. Что такое оздоровительная часть программы? Педагог обязан в полной мере выполнять социальный заказ, создавать оптимальные условия для сохранения физического здоровья подрастающего поколения.

Именно поэтому в обычную программу по данной учебной дисциплине дополнительно (при необходимости) включаются комплексы упражнений, способствующие коррекции различных навыков. К примеру, педагог делает с детьми в рамках урока физической культуры дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции осанки.

Программа для начальной школы

В нее включаются элементы, предполагающие развитие выносливости, ловкости, координации движений, навыки работы в команде. На занятиях физкультуры учитель обучает детей основам правильного дыхания, сочетая его с движениями.

В программу входит знакомство с элементами командных и спортивных игр, обучение плаванию, лазанью по канату, метанию мяча на разном расстоянии, забрасыванию его в волейбольную сетку.

Особенности программы по физкультуре для старшеклассников

На старшей ступени обучения учитель использует для организации уроков разнообразные методы работы. Они представляют собой единую совокупность методических приемов, позволяющих выстраивать для каждого воспитанника собственную развивающую траекторию, прививать подросткам позитивное отношение к спорту, здоровому образу жизни.

Уроки включают обучение навыкам закаливания, психорегуляции, самоконтроля, массажа. Данный предмет направлен на формирование у старшеклассников привычки к занятию спортом на всю последующую жизнь. Именно данный предмет позволяет педагогам вести профилактику ассоциативного поведения старшеклассников.

В рабочей программе по физической культуре составляется пояснительная записка, в которой отмечаются все основные приемы и методы работы. Актуальность и особенность физического воспитания.

Далее учитель расписывает поурочное тематическое планирование, указывая количество часов, предназначенных на каждую игру, упражнения, бег и другие виды деятельности. По требованиям ФГОС особое внимание уделено тем универсальным навыкам, которыми должны овладеть школьники.

Источник: 1ku.ru

Программа по физической культуре это

Размер шрифта:

Настройки изображений:

Показать изображения Скрыть изображения

Цветовая схема:

Главная » ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ » Рекомендованные программы по предмету «Физическая культура»

  • Программы общего образования
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Специальные медицинские группы
  • Рекомендации по организации занятий обучения плаванию школьников

Источник: olimpiec-nn.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru