Программа по бурятскому языку как государственному

Из 17 в 3 общеобразовательных организациях ведется изучение бурятского языка как родного: МБОУ «Аланская СОШ», «Тохорюктинская СОШ», «Амгалантинская НОШ – 80 детей, что составляет 3,6% от общего числа обучающихся. Если говорить об условиях предоставления возможности обучения бурятскому языку, то на данный момент не ведется предмет в 4 школах — селах с русским населением: Хасуртайской, Верхнеталецкой, Зун-Хурайской и Майлинской школах.

В новом учебном году закроется вакансия в Майлинской ООШ – подана заявка на переподготовку учителя. Вакансию в Хасурте закроет учитель бурятского языка Тэгдинской СОШ. Будет выезжать в Зун-Хурай и учитель из Булума. Для них должно быть составлено выездное расписание, расстояние между селами около 28 и 15 км. В подобных случаях требуется должное понимание ситуации и поддержка, содействие учителю администрацией обоих школ.

В остальных 10 общеобразовательных учреждениях, 83,7% всех обучающихся района с 2 по 9 класс обучаются по программе бурятский язык как второй (государственный) в соответствии примерному учебному плану. 2 часа в неделю из Формируемой части и внеурочной (1 час во внеурочной показали Хандагай, ХСОШ№1, ХСОШ №2).

Говорим на бурятском — 4 — Невестка (Nevestka — Clip about buryat language)

Надо сказать в школах кроме бурятского изучают другие предметы этнокультурной направленности, ведутся занятия, программы дополнительного образования. Но недостаточно. При составлении учебного плана на следующий учебный год администрации Зун-Хурайской, Майлинской, Хасуртайской, Верхнеталецкой школ следует обратить на это особое внимание.

О реальном уровне владения бур языком в районе можно сказать следующее:

Из 17 ОУ в 7 школ расположены в селах с русским населением. Только в 5 бурятских селах школьники владеют языком на уровне понимания. В том числе там, где изучают бурятский как родной. В селах, где бурятское население составляет 20 -30% родители обучающихся уже не понимают и не говорят. Печальная ситуация и в самом Хоринске.

В сентябре 2018го рассматривался вопрос об открытии экспериментальных классов по изучению бурятского языка по основной программе (как родного) в центральных базовых школах района. В Хоринской СОШ№1 было проведено анкетирование родителей по выявлению состояния языковой среды внутри семьи (детей бурят- 51% от общего числа)

-Родным языком считают бурятский язык -27,3%

-Не владеют бурятским языком -62,3%

-Дома на бурятском языке разговаривают с ребенком -16%

По итогам анкетирования сделан вывод о наличии проблемы невладения бурятским языком на уровне семей:

Понимает и разговаривает -1,3%.

Понимает, но не разговаривает -13%.

Не понимает и не разговаривает -83% детей.

То есть у детей нет языковой базы и среды, которая должна быть заложена в семье. Следовательно при введении бурятского как родного, количество детей в классах будет небольшим (5-9 детей из 38). Следовательно, ожидаемо низкая зарплата учителя. Это тоже немаловажный факт. Тем не менее в этом году районные школы провели подготовительную работу с родителями: Дополнительно введены часы региональному компоненту, внеурочной деятельности.

Опрос жителей Улан-Удэ: говорите ли вы на бурятском языке? Ведущая русская, поэтому без претензий

Для сохранения языка необходимо сформировать преемственность в обучении родного языка (с детского сада- по 9 класс). В 2018 году были созданы экспериментальные группы с погружением в бурятскую языковую среду в 4 ДОУ- Хоринском детском саду «Золотой Ключик» (старшая группа) и Ашангинском, Булумском и Аланском детском саду (разновозрастные дети), всего 82 ребенка. Оно дает свои первые результаты. Нужны методические и практические рекомендации, разработки по работе с группами.

Читайте также:
Oneclick программа запущена в режиме совместимости как отключить

Понятно, что создание подобных групп необходимо во всех ДОУ, имеющих детей-инофонов (Хоринские сады «Тополек», «Березка», «Ромашка». Амгаланта, Тохорюкта, Удинск, Баянгол (предшкола). Проблема стоит в отсутствии кадров (воспитателей).

Учителя прилагают максимум усилий для реализации поставленных целей и задач.

Анализ результатов ГИА по (бурятскому языку как государственному) в 2017-2018 учебном году показал неплохие результаты. В 9 классе приняли участие 3 учащихся. Все учащиеся получили удовлетворительные баллы качество знаний 100 %, средний балл 4,5.

Вот только наиболее значимые мероприятия по сохранению и развитию бурятского языка, проводимые учителями в 2018 году:

-с 2018 года увеличилось количество участвовавших школ (4 школ) в Республиканском конкурсе по Бурятскому языку «ЭХЭ ХЭЛЭН – МАНАЙ БАЯЛИГ» с хорошими результатами (2,4 места). В этом году выехали ХСОШ№1, Аланская , Тэгдинская, Тохорюктинская СОШ. Составлен график очередности участия школ с бурятским населением.

— районный конкурс проектов «Бурятская семья и ее историческая ответственность в ретрансляции в будущее родного языка» в рамках подготовки к Международному форуму бурятского языка «Бурятский язык в ХХI веке».

— на базе Булумской СОШ впервые прошел конкурс «Шогтой буряад Түдэб баабайнда» и был посвящен памяти народного артиста Бурятии Чимита Дарижаповича Чимитова.

-2018 году учителя бурятского языка нашего района приняли участие в конкурсе «Лучшие люди Бурятии» («Буряадай түрүү хүнүүд»). Людмила Николаевна Дугарова, стала дипломантом в номинации «Гуа сэсэн хатан».

— возросло количество обучающихся принявших участие в месячнике бурятского языка — 207 обучающихся.

— Представили район на республиканском турнире по электронному учебнику. Победители и призеры: 4 учащихся с Аланской, Амгалантинской, Хоринской СОШ №2:

ЖамбаловЖамбал Аланская СОШ(4 класс), учитель (Батуева Л.Ц.), БатожаповАмгалан Аланская СОШ (3 класс), учитель (Нимацыренова Ц-Х.Г.),

НамдаковДандар МБОУ «Амгалантинская НОШ» (2 класс)3 место , учитель Доржиева Б.Ц., Дашижамсуева Виктория МАОУ «Хоринская СОШ №2», (5а класс) 4 место учитель Дугарова Л. Н.

В настоящий момент нами предприняты ряд мероприятий, призванных вовлечь общественность, родителей в проблему потери бурятского языка.

Управлением образования инициировано разработка и создание межведомственного муниципального проекта по сохранению и развитию бурятского языка. Он будет представлен позднее.

Задачу повышения квалификации родноведов на уровне муниципалитета решает реализация Проекта сетевой взаимосвязи методической деятельности:

— В 4 образ округах созданы 4 проектно-творческих групп по проблемным вопросам преподавания бурятского языка.

— Реализация сетевых образовательных программ в будущем снимет проблему дефицита

Кадров и несомненно улучшит качество образования.

Муниципальный проект представляет собой общественную и межведомственную взаимосвязь деятельности по сохранению и развитию бурятского языка в районе – это образование, культура, местное самоуправление и общественность района.

Согласно 3-х стороннему Соглашению РУО инициировало разработку данного проекта в феврале 2019 года. Разработчиками мероприятий выступили Управление образования и Отдел культуры.

Целью Проекта является создание условий, способствующих сохранению, развитию и популяризации бурятского языка в районе.

Читайте также:
Программа wincc инструкция по применению

Для реализации Проекта сохранения бурятского языка в районе создан в 2019 году при районной администрации Общественный Совет по сохранению и развитию бурятского языка. Руководителем проекта является Глава Администрации МО «Хоринский район» Ширабдоржиев Ю.Ц.

Проект предусматривает (задачи):

1) Координацию деятельности учреждений и ведомств по сохранению, развитию бурятского языка в МО «Хоринский район».

2) Оказание всемерной поддержки усилиям образовательных учреждений, родительской общественности по созданию языковой среды в поселениях и расширению сферы использования бурятского языка в семье и вне школы.

3) Обеспечение поддержки и поощрения школ, учителей бурятского языка и литературы, добивающихся результатов в сохранении и увеличении контингента обучающихся бурятскому языку и литературе.

4) Оказание помощи в содействии выделении финансовых средств на проведении различных популяризационных мероприятий социально-экономического, общественно-культурного содержания.

5) Содействие педагогам в повышении квалификации учителей бурятского языка.

Результатами Проекта по отрасли образования будут являться:

1) Изменение показателей:

-увеличение числа обучающихся бурятскому языку (с 76,4% до 100).

-увеличение доли участников мероприятий, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (с 53,4%).

— обеспеченность школ учителями бурятского языка через организацию сетевой формы обучения (Верхние Тальцы, Майла, Зун-Хурай

2) сформированность позитивного отношения и заинтересованности родителей к изучению бурятского языка;

3) совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, общего образования, дополнительного образования по обучению бурятскому языку.

По реализации Проекта составлен план контрольных событий на 2019-2020 гг.

Особенностью событий является:

— вовлечение и взаимодействие учреждений разных ведомств, общественности в единую деятельность.

— управляемость достигается за счет того, что орган управления создан при Администрации района и руководит им Глава администрации МО «Хоринский район» Ширабдоржиев Ю.Ц.

— Поскольку приоритетом выдвигается работа с населением, то разнообразятся формы и методы деятельности:

1.традиционный месячник бурятского языка расширен: не только увеличивается охват населения, но и плотность мероприятий.

2. с целью пропаганды родителей по активному использованию бурятского языка в своей семье учредить «День бурятского языка в организациях района» раз в месяц, причем формат мероприятий может быть самым разным.

3. С целью привлечения внимания общественности к проблемам бурятского языка ввести Акцию единого действия «Говорим на бурятском языке!», посвященной Международному дню родного языка (Конкурс среди учреждений района).

— Содействие повышению квалификации учителей:

1. Провести дополнительные профессиональные конкурсы: конкурс образовательных событий среди учителей бурятского языка, прос мотр-конкурс кабинетов родного языка.

2. организовать выезд в Кижингинский (Еравнинский) район по обмену опытом.

— Решение проблемных вопросов преподавания бурятского языка через деятельность проектно-творческих групп (На данный момент по проблемным вопросам созданы 4 ПТГ по 4 ресурсно-методическим центрам).

— Разработка мероприятий для поддержки учителей бурятского языка как на уровне муниципалитета, так и на уровне школ.

— Содействие и изыскание финансирования мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка.

сегодня: 1, Всего: 1007.

Источник: horinskruo.ru

Публикация

Рабочая программа предмета «Бурятский язык » для 5 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе «Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку РБ».

Читайте также:
Программа тестирования компьютера и первого этапа это

N 3445490 Опубликовано 01.05.2022 в разделе Образовательная деятельность (Среднее общее образование)
Документы для автора

— Свидетельство, подтверждающее публикацию в СМИ (JPG формат): скачать
— Свидетельство, подтверждающее публикацию в СМИ (PDF формат): скачать
— Справка, подтверждающая публикацию в СМИ (JPG формат): скачать
— Справка, подтверждающая публикацию в СМИ (PDF формат): скачать

— Свидетельство о регистрации СМИ «Образовательные материалы»: скачать

По вопросам связанным с публикацией материалов на сайте издательства и выдачей подтверждающих документов обращайтесь на электронную почту редакции.

Об издании

Сетевое издание «Образовательные материалы» зарегистрировано Роскомнадзором. Регистрационный номер средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-64151 от 25.12.2015 Возрастная категория 0+

Учредитель — ООО «Образовательное издательство»
Главный редактор — Морозов А.Л.

  • Главная
  • Каталог публикаций
  • Опубликовать работу
  • Положение
  • Свидетельство

Источник: xn—-7sbababizacpt8agknjd9an7ah6rkam.xn--p1ai

Программа по бурятскому языку как государственному

Содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В числе основных направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие, в том числе обучение второму языку, в конкретном случае бурятскому языку в условиях поликультурности.

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. В дошкольном учреждении формируется объективное представление о родных языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку.

Обучение бурятскому языку в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями, потому что несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, свидетельствующие о быстром усвоении языка в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения детей бурят к родному языку и культуре, детей не бурятской национальности к языку и культуре бурят, оба эти случаи имеют цель воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Настоящая программа предназначена для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада. В этом возрасте ребенок способен более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

В процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне в дошкольных образовательных учреждениях выступают в качестве первой ступени. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.

Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения бурятского языка в начальной школе и обеспечивает реализацию принципа непрерывного систематического языкового образования.

Программа Нэгэдэл. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868576133 Директор/Заведующий Меженная Полина Викторовна Дата подписания документа 23.05.2023 13:53:16 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Источник: detsad104uu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru