Новые правила работы ПНИ: что изменится и что об этом говорят люди, которых это затрагивает?
23 апреля Министерство труда и социальной защиты РФ зарегистрировало изменения в правилах работы организаций социального обслуживания. К ним относятся интернаты для престарелых и людей с инвалидностью, детские и взрослые психоневрологические интернаты.
Документ, к примеру, закрепляет право человека выбирать, где именно он хочет получать социальные услуги: в специализированном учреждении круглосуточно или пять дней в неделю, в полустационаре или дома, причем приоритет должен быть именно у домашнего проживания. Также указано, что в интернатах жильцов следует обучать навыкам самообслуживания и помогать в адаптации после выписки. Для этого будут введены дополнительные ставки для специалистов, которые будут заниматься именно этими направлениями.
Руководство учреждений для несовершеннолетних должно содействовать детско-родительским отношениям: создавать условия, чтобы ребенок регулярно бывал в семье, а родные могли его свободно посещать и даже имели возможность пожить с ним в доме-интернате. Такая форма жизнеустройства, как сопровождаемое проживание, в приказе не упоминается, несмотря на многочисленные просьбы профильных фондов.
Приливы при климаксе. Доктор сказал «это возрастное» А пожет ли программа «Драконов» ?
«Такие дела» поговорили с людьми, которых затрагивают изменения в работе ПНИ, чтобы узнать, изменят ли новые правила что-либо по существу.
Анастасия, Дальний Восток
(по просьбе героини имена изменены, а точное место проживания не указано)
В пять лет у дочери Анастасии обнаружили редкое генетическое заболевание — мукополисахаридоз. Из-за недостатка ферментов в ее организме постепенно накапливаются продукты нарушенного обмена веществ. Болезнь постоянно прогрессирует, и в случае дочери Анастасии, Кристины, больше всего от нее страдает мозг.
По словам Анастасии, постепенно девочка утратила все приобретенные навыки: перестала говорить, осознавать, где она и что происходит вокруг. До семи лет она ходила в детский сад в группу для детей с ослабленным здоровьем, но найти школу, куда согласились бы взять Кристину, ее мать не смогла. К двенадцати годам Кристины ситуация стала для семьи критической, тем более, что Анастасия забеременела вторым ребенком.
«Она была в таком состоянии, что ее нельзя было оставлять ни на секунду. Она хватала все… ножи. Знаете, все по дому это летело. То есть у нас на ее уровне вообще не было никаких вещей. Я только ходила за ней целый день и собирала все, чтобы она не убилась где-нибудь», — вспоминает Анастасия.
Чтобы приготовить еду, она, бывало, привязывала дочь за руку ленточкой к спортивному уголку. «Сколько мы могли, столько мы с ней дома и были. Когда уже совсем стало тяжело, тогда мы только решились пристроить ее в какое-то такое учреждение. Я была согласна и как в детский сад ее водить: утром приводить, вечером забирать, если бы такое учреждение у нас было. Но за неимением такого пришлось отдать в интернат», — рассказывает женщина.
Родители каждую неделю забирали дочь домой на выходные. Когда девочка стала совершеннолетней, ее перевели в интернат для людей с инвалидностью, но оказалось, что увозить ее оттуда родителям уже нельзя. Условием помещения Кристины в соцучреждение был отказ от опеки. В противном случае семье предложили заботиться о дочери самостоятельно.
ДО 18 ЛЕТ Я МАТЬ, А ПОСЛЕ 18 ЛЕТ Я УЖЕ ПОСТОРОННИЙ ЧЕЛОВЕК
«Я все время возмущалась, почему до 18 лет я мать, а после 18 лет я уже посторонний человек», — недоумевает Анастасия.
По ее словам, семья смогла договориться с руководством интерната для взрослых и продолжает забирать дочь домой, но визиты в любой момент могут прекратиться, если об этом узнают в министерстве социальной защиты. Из-за карантина ситуация ухудшилась. Сейчас родители не могут ни увезти дочь из соцучреждения, ни попасть внутрь. Они не видели Кристину с начала марта.
Два года назад девушка перестала вставать с кровати. Женщина думает, что без выходных с родными и постоянных визитов ее дочь вряд ли дожила бы до 21 года. Условия в новом интернате оказались хуже, чем в учреждении для детей. Она рассказывает, что жильцов плохо моют, недостаточно часто меняют подгузники, не вывозят на прогулки.
Поэтому для Анастасии самое важное изменение, появившееся в приказе Минтруда, — так называемая «пятидневка». В документе указано, что получатели социальных услуг должны иметь право жить в интернате пять дней в неделю, а остальное время проводить дома. Правда, пока она не понимает, как новые правила будут работать на практике — в документе ничего не написано о решении вопроса опеки над дочерью.
Понравился женщине и пункт о том, что интернаты должны содействовать укреплению отношений между родителями и несовершеннолетними клиентами учреждений. Анастасия предполагает, что руководство могло бы организовать небольшие гостиницы для семей или хотя бы отдельные комнаты для иногородних родственников. Она помнит, что большинство детей в интернате, где жила ее дочь, были не местными и к ним никто не приезжал.
«Реализация поправок вызывает большие вопросы и сомнения, способны ли наши учреждения, которые мы имеем, такую помощь оказывать и организовать вообще», — задается вопросом Анастасия. Если это удастся сделать, ей кажется, что изменения станут «большим прорывом».
Наталья Кафтанова, Москва
Наталье Кафтановой 48 лет. В 2008 году из-за диагноза «шизофрения» она получила инвалидность. Наталье несколько раз приходилось лежать в психиатрических больницах, а в 2016 году она попала в психоневрологический интернат. Женщина говорит, что написала заявление по собственному желанию из-за угроз матери лишить ее дееспособности.
«Я подумала, что выхода у меня нет. Проживание с ней — это постоянные мучения, попадания в психиатрические больницы. Я написала согласие добровольное, что я хочу жить в интернате», — рассказывает Наталья.
Наталья вспоминает, что из-за болезни погружалась в свои мысли и не могла жить полноценной жизнью, но теперь, по ее словам, заболевание уже давно себя не проявляет. До интерната женщина работала референтом, секретарем, офис-менеджером. В 2019 году она на три четвертых ставки устроилась ассистентом в Политехнический музей, где есть программа привлечения на работу людей с инвалидностью. А в апреле благодаря фонду «Жизненный путь» на время карантина она смогла переехать из интерната в пустующую квартиру для сопровождаемого проживания.
Сейчас она работает из квартиры удаленно. В быту Наталья полностью самостоятельна. Каждый день она созванивается с волонтерами, которые узнают, как у нее дела, не нужна ли какая-то помощь, возят в интернат за лекарствами. В фонде говорят, что для Натальи есть возможность остаться жить в квартире и после окончания карантина, но женщина сомневается.
В интернате остался ее любимый человек, который, в отличие от Натальи, недееспособен. «Мне бы хотелось увидеть такой закон, при котором недееспособные также могут жениться, выходить замуж. Я дееспособная, мой любимый человек недееспособный. Мы не можем пожениться. Мне бы хотелось видеть закон, при котором, хотя бы с разрешения опекуна, мы могли бы иметь право официально пожениться», — рассказывает Наталья и добавляет, что также хотела бы видеть во всех интернатах отделения для семейных пар.
Наталья важных изменений в документе не находит. По ее словам, пятидневки и дневные стационары в некоторых ПНИ уже работают. Другое дело, что эту практику нужно распространить на все учреждения в стране. Пункт о том, что человек должен сам решать, где ему получать социальную помощь, кажется ей мало осуществимым.
«Особенно, если человек недееспособный, его вряд ли кто-то будет слушать. Он, допустим, хочет жить дома, а его родственники говорят: “Нет. Он должен жить в интернате. Мы не хотим с ним жить”. Я думаю, что послушают родственников.
Так я это вижу», — рассуждает Наталья.
Она также считает, что жителям интернатов нужна защита от сотрудников учреждений, в которых они живут: «Хотелось бы защиты прав проживающих от произвола администрации. Может быть, какие-то комиссии, которые будут это проверять. У нас стоят камеры в интернате, это все можно отслеживать. Это очень важная тема. Если к тебе по каким-то причинам плохо относится твой врач, твой директор интерната, ты никогда ничего не сможешь добиться».
Наталья Моргунова, Псков
В 2013 году дочь Натальи Моргуновой — Марина — стала одним из первых жителей квартир сопровождаемого проживания, появившихся в Пскове.
По словам женщины, у ее дочери родовая травма. Из-за этого у девочки развилась легкая форма ДЦП, замедлилось психическое развитие. Но семье повезло, что в городе уже в конце девяностых заработала система поддержки детей с особенностями.
Марина закончила общеобразовательную школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, потом пошла работать на швейное отделение в интеграционные мастерские. В начале двухтысячных в Пскове заработала тренировочная квартира, где девушка прошла курс обучения самостоятельной жизни. После Центр лечебной педагогики области и местная общественная организация «Я и Ты» разработали проект сопровождаемого проживания. Наталья — заместитель председателя общества.
Сначала расставаться с дочерью было очень страшно, но Наталья с мужем решили, что должны позаботиться о судьбе девушки после их смерти. Вариант жизни в интернате семья никогда не рассматривала. Однажды женщина побывала в детском ПНИ и говорит, что до сих пор воспоминания вызывают у нее только ужас: «Одни и те же лица каждый день. Закрытое помещение. Ну не знаю… Я не сторонник.
Кроме, вы знаете, боли я ничего не испытала, когда я была там и видела этих деток. На душе очень тяжело было».
Сейчас Марина живет в квартире с четырьмя соседями. Всем жильцам нужна помощь в обслуживании в разном объеме — ее оказывают сопровождающие. Дочь Натальи заботится о себе сама. Сопровождающие помогают ей готовить, провожают до автобуса по утрам, ходят с ней и ее соседями в театры, на прогулки. Моргуновой кажется, что жители квартиры ощущают себя скорее уже не соседями, а членами семьи.
Ее дочь и раньше была самостоятельной, но на новом месте, кажется, стала увереннее в себе и ответственнее: «Если я ей говорила: “Мариш, надо погладить белье”, — “Щас поглажу”. А там она встает и гладит. Ей никто этого не говорит. Она знает, что ей никто этого не сделает».
Наталью Моргунову расстроило, что в документе Минтруда она не увидела упоминаний сопровождаемого проживания. «Все крутится вокруг этих специализированных интернатов. Я против. Посмотрела оказание помощи на дому соцработниками. У меня сразу возникает вопрос. Вот живет семья с особенным ребенком. Как им будут оказывать эту помощь, если родители еще в состоянии [справиться сами]?
Вопрос стоит в том, когда ребенок остается один, как они будут оказывать эту помощь? Круглосуточно они не могут. Все равно все упирается в то, что ребенка ждет интернат».
Моргунова надеется, что в будущем дочь сможет остаться жить в родительской квартире под круглосуточным присмотром сопровождающего.
Источник: newsvo.ru
В России попробуют жить без ПНИ
Минтруд начинает пилотный проект по сопровождаемому проживанию людей с ментальной инвалидностью
Как стало известно “Ъ”, в 2022 году в Нижегородской и Воронежской областях стартует пилотный проект Минтруда по обкатыванию модели сопровождаемого проживания и трудоустройства людей с ментальными нарушениями. По его результатам планируется разработать нормативную и методологическую базы для перевода подопечных интернатов в квартиры для сопровождаемого проживания и распространить этот опыт на всю страну. Сейчас психоневрологические интернаты (ПНИ) — единственная форма жизнеустройства в России, которую государство может предложить одиноким людям, нуждающимся в уходе. Благотворительные организации много лет говорят о необходимости государственного регулирования сопровождаемого проживания. Без этого большая часть их подопечных так и останется в стенах учреждений.
Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Согласно проекту приказа Минтруда, опубликованному на портале нормативно-правовых актов, пилот пройдет в три этапа и «с учетом сложности поставленных задач и необходимости оценки эффективности полученных результатов» и завершится в 2025 году.
Первый этап продлится год. Среди его целей указана, например, разработка и апробация методических рекомендаций «по порядку получения, учета и хранения мнения инвалидов с нарушениями психических функций и их законных представителей о предпочтительной форме жизнеустройства».
Сейчас единственная форма проживания людей с ментальными нарушениями, которую может предложить государство,— это психоневрологические интернаты. Согласно ГОСТу, ПНИ предназначены для постоянного или временного проживания и обслуживания лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Люди могут оказаться в ПНИ после лечения в психиатрической больнице, после выпуска из детского дома, в результате смерти опекуна. В России в таких интернатах проживают, по разным данным, от 160 тыс. до 220 тыс. человек. Более 70% из них лишены дееспособности.
Психиатры Центра Сербского в 2019 году, выступая перед общественными организациями, говорили об отсутствии единой концепции определения гражданско-правового статуса такой категории лиц, в том числе среди судебно-психиатрических экспертов. Например, в Красноярском крае в течение многих лет показанием для определения в ПНИ является обязательное признание гражданина недееспособным, поэтому там практически 100% получателей социальных услуг являются на данный момент недееспособными и это никак не связано с их актуальным психическим состоянием. За проживание в ПНИ государство удерживает 75% пенсии гражданина по инвалидности. До недавних пор работающим жителям интернатов приходилось отдавать еще и 75% зарплаты, однако 30 октября этого года правительство отменило эту норму.
«Минтруд проводит пилот для расчета финансовых затрат на обеспечение сопровождаемого проживания с полным комплексом необходимых гражданам с ментальной инвалидностью услуг»,— сообщили “Ъ” в ведомстве. Там добавили, что в ходе пилота намерены выявить оптимальную форму организации сопровождаемого проживания, которая будет учитывать, как меняются потребность в сопровождении в зависимости от степени его автономии, потребность в социальных услугах при сопровождаемом проживании, соотношение социальных работников и проживающих при переводе на сопровождаемое проживание, каким должен быть вид или характер сопровождения в зависимости от индивидуальных особенностей гражданина.
Сопровождаемое проживание — форма проживания людей с инвалидностью дома или в условиях, близких к домашним, под присмотром специалистов в арендуемой или купленной для этих целей квартире или доме. Люди при этом имеют возможность организовывать быт и досуг, планировать бюджет, в отличие от жителей стационарных учреждений.
Кроме того, из документа следует, что Минтруд намерен разработать требования к компетенциям специалистов, занятых в процессе жизнеустройства жителей ПНИ, и подготовить образовательные программы для их обучения. Сейчас, подчеркивают в ведомстве, четко сформулированных требований и специальных программ для подготовки таких кадров нет. Нужно решить, где брать жилье для сопровождаемого проживания, каков статус этого жилья, как поддерживать организацию сопровождаемого проживания. Отмечается, что методическую поддержку пилотного проекта оказывает Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Минтруда.
После завершения проекта единая организационно-финансовая модель сопровождаемого проживания, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности людей с ментальной инвалидностью может быть выработана для всей территории России.
Для этого критерии, разработанные и апробированные в ходе пилота, потребуется закрепить законодательно.
По словам юриста Центра лечебной педагогики (ЦЛП; помогает детям и взрослым с психическими нарушениями) Елены Заблоцкис, на протяжении нескольких лет НКО «раскачивает» государство на регулирование сопровождаемого проживания как альтернативы системе ПНИ. В Минтруде создана рабочая группа с участием экспертов из благотворительной сферы. В ее состав вошли в том числе представители ЦЛП, НКО «Перспективы» (оказывают дополнительные социальные услуги детям и взрослым с тяжелыми нарушениями развития, которые живут в интернатах и семьях) и ГАООРДИ — Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов.
По словам президента ГАООРДИ Маргариты Урманчеевой, выбор регионов для разработки модели сопровождаемого проживания можно объяснять желанием и готовностью местных чиновников «выводить» людей из ПНИ. Министр социальной политики Нижегородской области Юрий Хабаров рассказал “Ъ”, что 11 подопечных интернатов уже живут самостоятельно под контролем соцработников в «спецжилдомах».
Для этого пришлось внести поправки в региональную нормативную базу. По словам министра, все они трудоустроены. Господин Хабаров приводит данные проекта ОНФ «Регион заботы» о том, что до 25% подопечных интернатов могут жить самостоятельно. Таким образом, из 3,5 тыс. жителей ПНИ в Нижегородской области «вывести» рассчитывают около 1 тыс. человек.
По данным руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Ольги Сергеевой, в регионе в интернатах проживает около 2,8 тыс. человек. Сколько из них могут жить самостоятельно при поддержке специалистов, по ее словам, пока непонятно. «Оценить это — тяжелый труд профориентологов, психиатров, психологов, социальных работников. Они будут смотреть на каждого человека с точки зрения его возможности»,— сказала она “Ъ”.
Елена Заблоцкис утверждает, что любой человек, даже практически полностью обездвиженный или с глубокими интеллектуальными нарушениями, может жить дома. Маргарита Урманчеева также считает, что сопровождаемая форма проживания подходит для всех:
«Если человек хочет, то ему должны помочь. Но объем помощи и поддержки будет разным».
Госпожа Урманчеева в целом положительно оценивает проект Минтруда. Она отмечает, что процессы по развитию сопровождаемого проживания уже идут по всей стране. Движущая сила, как правило, благотворители и родители детей с особенностями здоровья. Однако, подчеркивает она, пока нет материальной, методической базы и обученных специалистов, большая часть людей будет находиться в стенах учреждений. С ней согласна Елена Заблоцкис: «Многие семьи готовы вложиться в создание сопровождаемого проживания, но законодательство не дает никаких гарантий, что человек окажется в такой квартире, а не в интернате».
- Газета «Коммерсантъ» №203 от 10.11.2021, стр. 5
- Наталья Костарнова подписаться отписаться
- Реформа ПНИ подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Тюрьма для инвалидов: почему нужно ликвидировать ПНИ
Согласно закону, ПНИ – стационарные учреждения для социального обслуживания лиц с психическими и психоневрологическими заболеваниями. По факту – режимные объекты: проживающие в интернатах встают, едят, гуляют и отходят ко сну по расписанию, должны получать пропуск, чтобы выйти из учреждений, а в некоторых случаях вынуждены и вовсе не покидать своих комнат: ряд ПНИ самовольно организовывают закрытые отделения для взрослых и свободных (по закону) людей.
Ментальные инвалиды, многие из которых могут и должны работать, проводят свои годы в четырех стенах. Хотя большинство из них не представляют никакой опасности и могли бы быть полезны социуму.
Те интернаты, которые раньше были связаны с промышленными предприятиями, не могут сейчас предложить работу своим подопечным (за редким исключением).
Кто живет в ПНИ
В психоневрологические интернаты попадают люди старше 18 лет с психическими расстройствами или умственными дефектами развития. По данным Министерства труда и соцзащиты России, порядка 35% проживающих в ПНИ поступили туда из специализированных детских домов-интернатов, около 20% до этого жили в семьях, а примерно 40% были направлены в ПНИ из психиатрических больниц.
Правозащитники регулярно обращают особое внимание общественности на тот факт, что многим в детдомах ставят неправильные диагнозы. Зачастую это связано с тем, что детьми с отставанием в развитии никто специально не занимается. Наоборот, их развитие запускают (не учат жевать пищу, например, и через несколько лет у детей атрофируются мышцы, и они не только не могут есть твердую пищу, но даже не могут разговаривать. И это уже не исправить!).
Также многие учреждения для сирот ставят более серьезные диагнозы, чтобы дети с отставанием в развитии оставались под социальным присмотром, то есть фактически не выходили из системы. Такие ребята из обычных детских домов попадают в специализированные детские дома-интернаты (ДДИ), а оттуда – в ПНИ. Получается, что люди с раннего детства и до самой смерти лишаются свободы.
Почему ПНИ – это страшно
Даже те, кто попадают в тюрьмы, в большинстве случаев имеют возможность выйти оттуда и начать жизнь с чистого листа. Попав в ПНИ, покинуть интернат крайне сложно.
А жизнь там мало отличается от жизни за решеткой: ограниченная территория, ограниченная свобода (на практике, не в теории), подавляющие волю и физическую активность препараты старого поколения с серьезными побочными эффектами, невозможность научиться жить в обществе (сотрудники зачастую не ставят перед собой задачу социализировать подопечных), отсутствие какой-либо полезной или хотя бы структурированной деятельности. Иными словами, деградация и никаких шансов на улучшение состояния или на возможность прожить со своим диагнозом достойную жизнь.
Какие документы регулируют работу ПНИ
По закону, человек с ментальной инвалидностью (за исключением людей, лишенных дееспособности) обладает стандартным набором прав и свобод гражданина РФ: может свободно передвигаться, владеть имуществом, учиться, работать, заключать брак, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, иметь авторские права и т.д.
Ограничение прав и свобод ментального инвалида только на основе диагноза или факта его проживания в ПНИ незаконно, согласно статье 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Ментальные инвалиды, признанные недееспособными (это возможно только по решению суда) не теряют своих прав, но их интересы должен представлять назначенный опекун. Но даже без опекуна недееспособный гражданин имеет право отказываться от медицинского вмешательства, от проживания в ПНИ, обращаться с жалобами в прокуратуру или другие государственные организации.
Главный документ, регулирующий деятельность ПНИ – федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Но также существует и «Положение о психоневрологическом интернате» 1978 года.
К Положению обращаются чаще, чем к закону, хотя они во многом противоречат друг другу. Так, например, среди прочего в документе 1978 года значится, что «психоневрологический интернат организуется раздельно для мужчин и женщин».
Это положение и ряд других, помимо расхождения с ФЗ, противоречат Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи в декабре 2006 года и закрепляющей основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью. Российская федерация ратифицировала этот документ еще в 2012 году.
Хватит это терпеть
С 2012 года группа столичных волонтеров «Стоп ПНИ» начала борьбу за права ментальных инвалидов. Активисты, помимо реальной помощи проживающим в одном из интернатов Москвы, взялись за разработку проекта, который мог бы лечь в основу программы по ликвидации ПНИ в стране.
Почему нужно ликвидировать ПНИ? «Как минимум, потому что сам факт их существования – нарушение Конвенции ООН о правах инвалидов и Конституции РФ», – объясняют волонтеры.
По мнению членов инициативной группы, на смену ПНИ должны прийти другие форматы помощи ментальным инвалидам, в том числе людям с тяжелыми поведенческими и умственными нарушениями. Например, модель поддерживаемого проживания или трудоустройства или варианты социальной квартиры, специально организованного дома, сельского ранчо.
Первым пунктом в волонтерском плане ликвидации ПНИ значится «работа с населением». «Мы изучали западные статьи с оценкой реализованных там проектов и прочитали, что первая ошибка, которая была допущена в некоторых странах, где расселяли интернаты, – это так называемая “насильственная инклюзия”. То есть некоторые представители местных сообществ были не готовы к жизни рядом с ментальными инвалидами, люди оказались во власти стереотипов», – рассказывает психолог, организатор движения «СТОП ПНИ» Мария Сиснева.
Именно по этой причине, отмечает психолог, прежде чем будет начата реструктуризация, должны быть запущена социальная реклама, должны проводиться дни открытых дверей в интернатах. Лиц с психическими и психоневрологическими заболеваниями нужно приглашать на общественные мероприятия, они должны обслуживаться в тех же поликлиниках, спортзалах и других учреждениях вместе со всеми, ездить на общественном транспорте: люди должны видеть умственных инвалидов, должны перестать их бояться и избегать.
Во-вторых, отмечают активисты, нужна подготовка персонала. «Большинство из тех, кто трудятся сейчас в социальной сфере, не готовы работать в новых условиях, даже если они будут базироваться на хороших инициативах. И если не научить, именно они первыми станут говорить: “Вот видите, ничего не получается, а в ПНИ все было хорошо”», – отмечает Мария Сиснева.
Помимо прочего, необходимо собрать достоверную статистическую информацию: ментальные инвалиды – зачастую жертвы гипердиагностики или неправильной диагностики, отмечает психолог.
Для сбора данных волонтеры предлагают использовать модель электронного дневника (доступного, к примеру, на конкретном сайте, предназначенном для сбора информации), в котором бы по многочисленным критериям оценивалось состояние жителей ПНИ. Причем те, у кого сохранен интеллект или имеются небольшие умственные нарушения, могли бы вести такие дневники самостоятельно.
По мнению активистов, это поможет понять, какова реальная ситуация: сколько человек имеют среднее образование, сколько умеют писать, у скольких есть опыт работы, какие есть медицинские и социальные потребности и т.п. Эта информация даст возможность определить, сколько и каких моделей для расселения ПНИ необходимо разработать в России.
«Мы знаем родителей некоторых людей, живущих в ПНИ. Это хорошие люди, которые были вынуждены отдать своих выросших детей, потому что на старости лет перестали справляться с ними, а никакой альтернативы нет. Большинство из них забирают детей на выходные. Но сейчас мы же не можем им сказать: “Заберите родственника насовсем, давайте расселять интернаты”.
Для взрослых ментальных инвалидов в России нет ничего. Если бы у этих родителей была возможность отдавать своего ребенка в центр дневной занятости хотя бы, тогда был бы другой разговор. А так – что мы им предложим: закрыть близкого человека в четырех стенах? Для подростков есть хотя бы коррекционные школы, а для взрослых – ничего», – описывает масштаб проблемы Мария Сиснева.
Помощь государства
Летом прошлого года на основе Федерального закона №256 от 21 июля 2014 года были проведены проверки социальных учреждений. Их целью в том числе было выяснить, хорошо ли живется людям в интернатах.
Прежде всего решили спросить самих инвалидов, но вопросы сформулировали так, что не каждый здоровый человек был бы в состоянии на них ответить.
Например, спрашивалось: «Довольны ли вы состоянием мягкого инвентаря?». Поняли ли вы, о чем идет речь? Это был вопрос о полотенцах, постельном белье и т.п.
Состояние и функционирование самого ПНИ оценивали исключительно по внешним критериям: есть ли в интернате табло с бегущей строкой или есть ли на территории ПНИ парковка. В анкете не было вопросов, касающихся прав человека и их возможных нарушений.
Как по всем этим параметрам чиновники надеялись выяснить, кому в интернатах жить хорошо, осталось загадкой.
К счастью, судя по всему, и сами госслужащие остались недовольны результатами такой «проверки». К концу 2016 года Министерство труда и социальной защиты готовит масштабный проект реформирования ПНИ.
Однако самое большое опасение волонтеров, что реформа может вылиться в ремонт старых ПНИ и постройку новых, «улучшенной планировки». В то время как наиболее гуманной и экономически эффективной, отмечают активисты, могла бы стать деинститулизации ПНИ, то есть их расселение и переход на другие, современные, человечные формы проживания, а также направление финансирования непосредственно в семьи, в которых живут инвалиды.
Что делают волонтеры движения Стоп ПНИ
Активисты «Стоп ПНИ» посещают в качестве волонтеров один из московских интернатов два раза в неделю. Их задача – поддержать людей, которые живут в ПНИ. С инвалидами проводятся танцевальные, арт- и коммуникационные занятия, главная цель которых – выстроить общение, раскрыть потенциал людей, закрытых в четырех стенах интерната.
«Мы изначально шли туда строить отношения. Это самое главное, что можно дать другому человеку. Мы стараемся их поддерживать и поощрять проявления спонтанности, инициативы, творческой одаренности, хотя бы небольшой уверенности в себе.
Многие живущие в интернате стали вести себя гораздо свободнее и в плане общения, и в плане простых задач, которые они решают.
Если поначалу, когда мы предлагали выполнить какое-то простое задание, они говорили, что не умеют, у них не получится, то сейчас все с удовольствием берутся за что-то новое. Некоторым людям нам удалось помочь с устройством в школу, кому-то – на работу. Но это вне системы, это частные случаи», – рассказывает психолог Сиснева.
Подробнее о движении можно узнать на странице в соцсети.
Фото Олега Климова и Liberty.SU.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru
Психоневрологический интернат – не приговор

Сегодня одна треть проживающих в психоневрологических интернатах никогда и нигде не учились, хотя многие из них могли бы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Министерство просвещения РФ разослало по регионам письмо с рекомендациями для ПМПК – психолого-медико-педагогических комиссий. Сейчас ПМПК обследуют только детей до 18 лет, для того чтобы дать им рекомендации по обучению. Теперь комиссиям предложено изменить порядок работы и начать обследовать взрослых тоже. Это позволит получить образование людям, которые находятся в психоневрологических интернатах (ПНИ). На сегодняшний день из 300 тыс. проживающих в ПНИ 100 тыс. никогда нигде не учились.
«Читать меня научила воспитательница Галина Николаевна, – говорит Екатерина Тимочкина, которая 10 лет провела в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью Самарской области. – Мне было лет 12. Нас было двое на все учреждение, кто умел читать по слогам, – я и Леша. В 18 лет я перешла в психоневрологический интернат. В нем, кроме меня, читать не умел никто.
Там учиться было совсем нельзя и нечему. Был только дефектолог, с которым мы писали графические диктанты: три клетки вправо, две – влево».
Екатерине помогли восстановить дееспособность, сменить учреждение и поступить в интернет-школу. Сейчас она окончила 10 классов, думает о колледже. Но это стало возможным только потому, что Екатерина смогла выйти из системы ПНИ и перейти в дом престарелых. «В ПНИ все возможности обучения заканчиваются», – поясняет Мария Янчева, координатор проекта по улучшению качества жизни людей, живущих в ПНИ, «Открытые двери».
«В психоневрологических интернатах есть люди, которые, может, и не умеют читать и писать, но какие-то основы у них имеются, – рассказывает Мария Янчева. – Человек мог до ПНИ начать учиться в школе или колледже либо даже просто заниматься с воспитательницей или волонтером в детском интернате. Но при переводе во взрослый интернат обучение не продолжается.
И неважно, умеет ли он в этот момент считать до 10 или складывает в уме трехзначные числа, – всё. И это касается людей с разными возможностями здоровья. Мы работаем в отделении милосердия с тяжелыми, лежачими людьми. Мой подопечный Михаил умеет считать по крайней мере до четырех. Может, он мог бы и до пяти. Но дальше ничего не происходит.
В нескольких регионах мы опрашивали проживающих в ПНИ, кто умеет писать. Выяснилось, что многие обучены срисовывать буквы своего имени, чтобы подписывать документы. И больше они ничего не умеют, потому что считаются необучаемыми. Но если они эти буквы научились писать, значит, и другие смогут?»
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, был принят новый закон об образовании. Специалисты начали говорить том, что люди, не получившие ранее образования, в том числе и потому, что ранее считались необучаемыми, могут его получить.
«Право на образование есть у всех, – подчеркивает исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Александра Фадина. – Конечно, мы понимаем, что в ПНИ есть тяжело больные люди, те, кто почти не передвигается, и учиться пойдут далеко не все. Но есть те, кто хочет, и для них уже адаптировали школьную программу до двухгодичного курса. Надо только определить рекомендации по организации их обучения, то есть созданию специальных образовательных условий. И вот тут существует проблема».
Сложность в том, что ПМПК, которые и должны определить образовательный уровень человека и разработать для него рекомендации, не работают и никогда не работали со взрослыми. И это является практически непреодолимым порогом в ряде вопросов для человека, живущего в ПНИ. Поэтому специалисты возлагают большие надежды на письмо с рекомендациями Министерства просвещения «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», которое 1 сентября было разослано в регионы. В нем, в частности, отмечается: «Минпросвещения России напоминает о необходимости обеспечения качественным доступным образованием всех без исключения граждан РФ, в том числе лиц, достигших совершеннолетия».
Для организации общего и профессионального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Министерство предлагает региональным властям определить образовательные организации, в которых можно будет обучать данную категорию людей; ввести в порядок хотя бы одной ПМПК в регионе положение об обследовании лиц старше 18 и использовать уже подготовленную адаптированную программу.
«Сейчас некоторые регионы стоят насмерть: «Мы работаем только до 18 лет», – продолжает Александра Фадина. – Мы надеемся, что это письмо сможет переломить ситуацию. Тем более что несколько регионов – например, Ставропольский край, Новгородская область – уже два года учат взрослых в ПНИ по адаптированной программе для детей с нарушением интеллекта».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник: www.ng.ru
Минтруд утвердил защищающие граждан правила работы психоневрологических интернатов
МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Правила организации деятельности психоневрологических интернатов (ПНИ) с 1 января 2021 года дополняются нормами, определяющими их задачи и функции, в том числе по уходу за страдающими психическими расстройствами, а также закрепляющими права и свободы проживающих в них граждан. Соответствующий приказ подписал министр труда и социальной защиты Максим Топилин, сообщили ТАСС в пресс-службе Минтруда России.
«Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин подписал приказ «О внесении изменений в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений». Данным приказом изменены правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений», — сообщили в Минтруде.
Правила вступят в силу 1 января 2021 года. Они дополнены примерным положением о доме-интернате, а также нормами предоставления помощи на дому гражданам, страдающим психическими расстройствами.
Документом также рекомендуется переименовать организации социального обслуживания для лиц с психическими расстройствами, исключив слова «психоневрологический интернат».
Как правила изменят жизнь людей в ПНИ
«Все равно мы понимаем, что интернат — это изоляция, даже если мы по-другому их назовем. Человек может временно оказаться в такой ситуации, и именно поэтому мы должны принимать какие-то меры, но мы не должны помещать их в интернат на всю жизнь. Важно не улучшить интернаты, а важно организовать дома жизнь с поддержкой. Интернат — это очень дорогая форма обслуживания. Кроме того, большинство людей хочет оставаться дома, и в этом смысле мы надеемся на новые правила», — пояснила ТАСС член совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ, директор «Центра лечебной педагогики» Анна Битова.
По ее словам, человек все же может оказаться в ситуации, когда единственным вариантом проживания с поддержкой будет учреждение социального обслуживания. Именно поэтому необходимо создавать комфортные условия для жизни в самих интернатах.
«У нас в предыдущих документах были достаточно дискриминационные нормы. Санитарные нормы предусматривали проживание в учреждениях соцобслуживания по четыре человека. Для людей с психическими нарушениями было предусмотрено проживание по шесть человек в учреждениях коридорного типа. Сейчас в новых правилах четко обозначено, что проживание должно быть квартирного типа, два-три человека в комнате и на этот блок санузел, кухня, должна быть гостиная» — сказала Битова.
В Минтруде добавили, что правила также закрепляют права и свободы граждан с психическими расстройствами и не допускают насилия и грубого обращения с ними. Кроме того, не допускается использование лекарственных средств в немедицинских целях, применение физического стеснения и изоляции.
Новые положения также закрепляют оказание поддержки ведения гражданами в ПНИ активного образа жизни, социализацию, содействие в профессиональном обучении, а также в трудоустройстве. В этой связи расширены нормы штатной численности и включены должности социального педагога, инструкторов по адаптивной и лечебной физической культуре, педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда, инструкторов по труду и трудовой терапии, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, воспитателя и помощника воспитателя, сиделки, ассистента по оказанию технической помощи, инструктора по гигиеническому воспитанию, медицинского психолога и другие.
О реформе ПНИ
Ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что в первом квартале 2020 года должна быть разработана концепция совершенствования жизнеустройства инвалидов в РФ. По его словам, она соберет лучшие практики регионов. В сентябре Минтруд утвердил дорожную карту по внедрению в России стационарозамещающих технологий для граждан с психическими расстройствами, которая направлена на развитие института приемных семей, получение образования и трудоустройства для граждан этой категории до 2024 года. В частности, планом мероприятий предполагается проработать меры социальной и финансовой поддержки для стимулирования родственного ухода за гражданами, страдающими психическими расстройствами.
В начале февраля вице-премьер РФ Татьяна Голикова дала поручение Роструду, Роспотребнадзору и Росздравнадзору проверить условия проживания в психоневрологических интернатах. По итогам этой проверки Роструд сообщил, что в ПНИ проживают около 156 тыс. граждан, в том числе почти 16 тыс. — в детских учреждениях для детей с инвалидностью. Около 71% проживающих в ПНИ лишены дееспособности, 24% от общего числа нуждаются в постоянном уходе, только 2% проживающих в интернатах для взрослых официально трудоустроены. Роспотребнадзор выявил нарушения в 80% ПНИ, а Росздравнадзор назвал несоблюдение порядка оказания медпомощи самым частым нарушением в интернатах для взрослых.
Источник: tass.ru