Программа пмпк в школе что это

Содержание

Зачем родителям школьников надо обращаться в ПМПК ?

ПМПК – это психолого — медико — педагогическая комиссия (далее – комиссия), которая создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

В состав комиссии могут входить: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог и другие специалисты.

Обследование детей осуществляется только по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Родители часто боятся направлять ребенка на комиссию. Заметим, что это не обязательно, но это желательно и полезно для семьи и ребенка. Главное — вовремя выявить проблему и создать ребенку соответствующие условия.

Заключение комиссии для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Информация о проведении обследования детей, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной.

Родители имеют право:

присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;

высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи;

в случае несогласия с заключением комиссии обжаловать его.

В каких случаях требуется заключение ПМПК

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами заключение ПМПК необходимо в следующих случаях:

—для установления статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

Согласно ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— для создания специальных условий обучающимся с ОВЗ для получения общего образования. Только заключение ПМПК подтверждает это право конкретного ребенка.

Психолого медико педагогическая комиссия ПМПК Что это такое и как подготовить ребенка?

Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;

—для организации обучения на дому;

Учебная нагрузка при обучении детей на дому определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям ПМПК;
— для перехода на обучение по адаптированной программе в связи с тем, что ребенок испытывает трудности в освоении образовательной программы при переходе на следующую ступень обучения;

— для перевода по усмотрению родителей (законных представителей) на обучение по адаптированной образовательной программе обучающегося, не ликвидировавшего в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ст.58, ч.9);

—для создания особых условий для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов при прохождении ими ГИА;

В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования и Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, основанием для организации ГИА является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

В соответствии с указанными Порядками проведения ГИА местные органы управления образованием обеспечивают:

а) создание следующих условий проведения ГИА:

— участие в ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;

— увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») — на 30 минут), увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;

— беспрепятственный доступ в аудитории, в туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

б) создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки);

— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

При указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.

Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК;

—для принятия образовательной организацией решения о предоставлении обучающимся с ОВЗ тьютора и (или) ассистента (помощника) на основании рекомендаций ПМПК;

-в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

По словам заместителя Министра просвещения Т. Ю. Синюгиной, планируется перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Предполагается также понятие «ограниченные возможности здоровья» заменить на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, а заключение комиссии для родителей станет обязательным. Минпросвещения России

Источник:

Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512″Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому

Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196;

Источник: eduinspector.ru

Следует ли бояться ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

Следует ли бояться ПМПК психолого медико педагогической комиссии

О работе психолого-медико-педагогических комиссий у родителей существуют самые различные убеждения: от «все это бесполезно и никак не помогает» до «это вредно (стресс) для ребенка, а еще его поставят на учет навсегда». И хотя в каждой комиссии, как и в любом месте, не всегда работают профессионалы своего дела (и даже профессионалы не застрахованы от ошибок), все же в большинстве случаев ПМПК — это полезный ресурс для помощи ребенку, семье и педагогам.

Обсудим это в нескольких популярных у родителей вопросах и ответах на них:

Когда ребенку могут порекомендовать пройти ПМПК?

Основных причин две: существенные проблемы в освоении образовательной программы (неуспеваемость в школе или явное отставание в детском саду, в котором тоже все основано на образовательной программе) или ярко выраженные проблемы в поведении и общении (здесь все очень индивидуально, но, к примеру, постоянные неусидчивость и невнимательность). Для удобства можно отдельно выделить проблемы с речью — это частая причина.

Ключевое слово: рекомендовать. Не обязать, не заставить, не вынудить. Если родители не хотят, они могут не идти на ПМПК. Но стоит помнить, что это может лишить ребенка одного из важных ресурсов помощи, а отрицание проблем чаще всего приводит к их усугублению. Больше всех от этого страдает ребенок.

Зачем детский сад или школа просят пройти ПМПК?

Потому что педагоги и администрация не знают, какую конкретную помощь оказать ребенку и какие дополнительные условия для него создать, чтобы он обучался и общался успешнее.

И не имеют права делать это без заключения комиссии. Пока ребенок обучается по основной общеобразовательной программе организация практически ничем не может ему помочь в решении возникших проблем: требования к нему, условия и методы обучения сохраняются абсолютно те же, что и к другим детям. Увы, именно этого часто и хотят родители (пусть будет как все), не понимая, что из-за этого ребенок оказывается в неравной, невыгодной ситуации и не как все, а как отстающий. Из лучших побуждений родных ребенок помещается в «прокрустово ложе», где его пытаются вытянуть или обрубить. Последствия таких «операций» чаще всего негативные.

А с заключением ПМПК педагоги будут знать, что делать и как помочь?

И не только педагоги. Ребенок сможет получать помощь (и бесплатно) психолога, логопеда, дефектолога, если это необходимо. В отдельных (хотя пока и нечастых) случаях ему могут даже предоставить тьютора. При этом у родителей и школы или сада становится гораздо больше возможностей по организации расписания ребенка, распределению объема учебной нагрузки и при этом сохранения и нормализации отношений со взрослыми и сверстниками.

Чем дружелюбнее и адекватнее становится образовательная среда, тем быстрее и эффективнее начинают решаться проблемы. Острые углы — это часть жизни любого ребенка (и человека), но когда учеба и жизнь в коллективе состоит из одних острых углов — это плохо для него. Такие углы нужно скруглять, что и помогает сделать адаптированная образовательная программа, которую может рекомендовать своим заключением только ПМПК (а не знакомый врач в поликлинике).

Читайте также:
Movies что это за программа на Андроид

А как же диагноз? И что напишут в заключении?

ПМПК не ставит диагнозы. В заключении лишь указывается, можно ли признать, что у ребенка есть особые возможности здоровья (ребенок с ОВЗ) и на этом основании рекомендовать образовательной организации составить для него индивидуальную адаптированную образовательную программу. В заключении поясняется, какого типа программу рекомендуется составлять (список примерных программ можно посмотреть по ссылке в конце статьи 1 ), а также какие дополнительные условия могут понадобиться (учебники, технические средства, сопровождение тьютора). Это необходимо, чтобы семья могла их бесплатно получить, а образовательная организация запросить материальные и кадровые ресурсы.

И еще: заключение ПМПК носит обязательный характер только для школы или сада. Для родителей это лишь рекомендация, а не обязательство. Если семья с чем-то в заключении несогласна — всегда остается широкая возможность для действий.

И все же, как быть родителям, которые хотели бы пройти с ребенком комиссию, но опасения и рассказы других родителей мешают им это сделать?

Бывает всякое. Не все и не всегда опасения беспочвенны. Разумная осторожность никогда не вредит. Если родители сомневаются в том, как пойдут дела в этой конкретной школе (или садике) или самой ПМПК, им важно хорошо знать свои права, а также иметь возможность получить сопровождение грамотных независимых от образовательной организации и комиссии специалистов. Речь идет о юристе и психологе, которые разбираются в этих нюансах и могут вместе с родителями следить за тем, чтобы права ребенка и семьи не нарушались, а процедура ПМПК не оказалась простой формальностью без реального результата в изменении образовательной среды с учетом интересов ребенка.

Одна голова — хорошо, а несколько — лучше. Не отказывайте ребенку и себе в поддержке, и скорее всего все сложится к лучшему.

Есть вопросы? Задайте их в комментариях.

Источник: www.b17.ru

Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др.), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

— рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше — меньше, длиннее — короче, живое — неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т. д.).

— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т. д.

Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

— обеспечить получение детьми общего образования;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП (к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

Читайте также:
Starthi что это за программа и нужна ли она

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п. 5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Чем поможет ПМПК

Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) проходят тогда, когда ребенку требуются особые условия для учебы или сдачи экзаменов, когда родители понимают, что с обычной программой школы он не справится.

Двигательные ограничения, нарушения зрения или слуха, задержка психического развития, аутизм – повод обратиться на комиссию. Обычно таких детей с рождения наблюдают специалисты, они и направляют на ПМПК. Но только с согласия родителей.

Заставить пройти комиссию родителей не могут!

Прохождение комиссии дело добровольное, а ее заключение – рекомендация, но без этой рекомендации школа не сможет создать ребенку особые условия для учебы, и ему придется учиться на общих основаниях.

Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет, по какой программе лучше заниматься ребенку с особенностями развития.

Ее проходят при переходе на каждую новую ступень образования: перед детским садом, начальной и средней школой и далее, в зависимости от того, будет ли ребенок учиться дальше. В состав комиссии входят разные специалисты, обычно это психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, психиатр или невролог.

ПМПК должна выстраивать маршрут обучения ребенка. Но на практике такое случается редко. Об особенностях прохождения комиссии можно узнать в правовом навигаторе Центра лечебной педагогики. Или послушать специальный подкаст. Также надо иметь в виду, что для прохождения ПМПК есть единый навигатор.

«Картинки можно не показывать, она их не видит…»

У Аюны ДЦП и ментальные особенности. Ее мама Наталья вспоминает ПМПК с содроганием: «Когда мы первый раз проходили комиссию, лет в пять, я вышла от них в слезах, у меня прямо трясучка была. Аюна тогда не говорила, она разговорилась только в семь-восемь лет. И они стали ставить моему ребенку какие-то странные диагнозы.

Поэтому второй раз, перед школой, когда шла на комиссию, я была очень напряжена, переживала, что сейчас будут на меня как-то давить, но в этот раз все обошлось.

Это обычный кабинет, сидят несколько тетенек, там маленькие столы, много игрушек, с ребенком играют, просят собрать пирамидку, составить правильно картинку. А потом говорят: «Приходите тогда-то, будет готово заключение».

Но как можно оценить ребенка, пообщавшись с ним 10 минут? По сути, если ты собрал документы, принес заключение психиатра, ты уже понимаешь, какая программа будет у ребенка.

Нужно идти на комиссию подготовленными, понимать, что вам нужно, и бороться за этот список. Я вот не знала, что можно прописать личного тьютора, и с Аюной теперь никто рядом на уроках не сидит, не помогает».

Единой схемы, как пройти ПМПК, к сожалению, нет.

В Москве родители записываются самостоятельно через сайт mos.ru. В перечне или на карте нужно найти свой округ и перейти по выпадающей ссылке либо звонить по указанным телефонам. Вам должны сказать, какие документы необходимо собрать для прохождения комиссии. К этому нужно отнестись серьезно. Чем больше справок и характеристик вы соберете, тем более взвешенное решение примет ПМПК.

Рекомендация, которую она выдает, основывается большей частью именно на документах. Провести полноценное обследование ребенка во время комиссии невозможно. Примерный перечень необходимых документов: свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя, медицинское заключение о состоянии здоровья, для детей с инвалидностью – справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), характеристика ребенка, выданная специалистом, который его наблюдает.

У Вари ДЦП, IV уровень, и сильно снижено зрение. Она передвигается на коляске.

«Я, честно говоря, волновалась и ожидала большего. Там довольно все формально, они читают бумажки. Ребенка смотрели минут пять, спросили ее, с кем она приехала, сколько ей лет. Я сказала, что картинки можно не показывать, она их не видит, – рассказывает мама шестилетней Варвары, Ольга. – Мы весь пакет документов принесли, отовсюду собрали характеристики.

Если нет заключения психиатра, всем детям с ДЦП дают программу 6.2. Это, по сути, обычная общеобразовательная программа, но за 12 лет (плюс один дополнительный год). Я рассчитывала на программу 6.3, она более облегченная.

Но мне сказали, что надо принести заключение от психиатра, что у ребенка умственная отсталость, тогда ему пропишут программу 6.3».

Я была немножко обескуражена, Варя явно не потянет 6.2, хотя у нас и нет умственной отсталости. Я думала, на комиссии уделят время тестированию ребенка, чтобы реально определить ее уровень. Я бы рекомендовала тем мамам, которые хотят облегченную программу для своего ребенка, заранее проходить психиатра».

«Чтобы учиться, надо стать умственно отсталым»

Анна, мама Егора (имена изменены по просьбе героев), переживает, что сыну пришлось поставить диагноз «умственная отсталость», несмотря на то, что он смышленый и развитый мальчик. У него ДЦП, IV уровень. Но без психиатрического диагноза облегченную программу не получить: «Мы полгода проучились по программе 6.2 и поняли, что Егор ее не тянет. И его нужно либо индивидуально обучать, либо менять на 6.3.

Но, чтобы поменять ребенку программу, ты должен пойти в психиатрическую клинику, поставить ему умственную отсталость, после чего он перестает быть дееспособным членом общества. Система, к сожалению, работает так.

Вместо того чтобы просто адаптировать программу и улучшить условия, сначала нужно воткнуть ребенку диагноз. Теперь у него не будет тригонометрии, ему будет комфортно учиться, но только будет диагноз: умственная отсталость.

У меня есть две знакомые семьи, где дети печатают на компьютере, ведут блоги, у них нормально с моторикой рук, они понимают, что происходит вокруг, но у них стоит тот же диагноз. Очень жалею, что и нам пришлось так сделать. Но зла на комиссию я не держу. Кстати, заключение комиссии всегда можно пересмотреть».

Рекомендации, которые прописывает комиссия в своем заключении, можно разделить на три группы.

Во-первых, материально-технические, например, компьютеры или специальные планшеты для детей, которые могут выполнять упражнения лишь с их помощью. Во-вторых, учебно-методические: специальные учебные пособия для слабослышащих детей или детей с плохим зрением, учебники с увеличенным шрифтом и тому подобное. И, наконец, кадровые: тьюторы, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, психологи и дефектологи, личные ассистенты.

«Палки в колеса никто не вставляет»

«Мы своим родителям, а мы курируем семьи, которые воспитывают детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, рекомендуем делать так: для начала зайти на сайт школы, к которой они территориально относятся. Почитать, какие программы там реализуют. И только после этого, зная, что там есть, обращаться в ПМПК, – рассказывает координатор направления „Школа для каждого“ петербургской благотворительной организации „Перспективы“ Надежда Шумская. –

Если сделать наоборот, то комиссия, может быть, и напишет в заключении ту программу, по которой ребенку было бы лучше учиться, но ни одна школа в вашем районе ее не реализует. И вам смогут предложить только надомное обучение. А искать школу в другом районе, переезжать или возить не каждому под силу.

Ужасно, когда родители в силу каких-то амбиций настаивают на более сложной программе, с которой их ребенок не справится. В таких случаях ребенок оказывается в ситуации каждодневного стресса. Все равно через несколько лет придется переводить в другой класс.

Бывает перекос в другую сторону, когда родители не верят вообще, что ребенок может пойти в школу. Боятся его куда-то отдать, потому что „как он будет без них“.

Я вижу, что никто на комиссии палки в колеса не вставляет. Но родитель, который идет с ребенком на ПМПК, должен понимать, зачем он туда идет, что хочет получить, какие есть программы.

Если к диалогу готовы и родители, и члены комиссии, то они найдут решение.

Хуже, когда на ПМПК все написали, как надо, а ребенка не берут в класс или в школе нет такой программы. Два года назад из нашего центра дневного пребывания выпускались две девочки, они живут в Выборгском районе Петербурга, где есть прекрасная школа для детей с ДЦП. Их не хотели брать, потому что класс не набирался: „Если вас будет четыре человека, то тогда мы класс откроем“.

И родители начали искать другие семьи, у кого дети в этом районе идут в школу. И все делали сами. Класс открыли, но это было очень сложно».

Заключение ПМПК помогает на экзаменах.

Если ребенку нужны особые условия для сдачи государственной аттестации, ЕГЭ и ОГЭ, то это тоже повод пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ПМПК обучающийся может сдавать экзамены в особом порядке. Это не значит, что у него будут проще задания.

Читайте также:
Арк приложения что это за программа

Но может быть увеличено время прохождения экзамена, письменные тесты заменены на устный опрос или, наоборот, могут предоставляться материалы с увеличенным шрифтом. Для таких рекомендаций также нужны заключения специалистов. И обращаться на ПМПК надо не в 9 или 11 классе, когда экзамены уже на носу, а несколькими годами раньше.

Идти на комиссию осознанно

«Во многих регионах ПМПК не являются тем, чем они должны быть по замыслу законодателей. Предполагалось, что в комиссии собираются эксперты, которые могут оценить образовательные потребности ребенка и дать школе ценные рекомендации. Но обычно все проходит формально, – говорит юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор. – Мы все понимаем, что каждому ребенку нужны наилучшие условия для образования, но, тем не менее, ресурсы ограниченны.

ПМПК – это координирующий центр. Они должны знать, сколько у них специалистов, сколько мест. Например, в районе пять тьюторов, а приходят 15 семей, которым нужны тьюторы.

Это центр, где запросы семей и ресурсы системы должны встречать друг друга. Но это в теории. Чаще родители говорят, что психолого-медико-педагогическая комиссия – бюрократическая, не очень дружественная структура, которая в лучшем случае дает формальную бумагу.

Я считаю, мы живем в такой реальности, где родители не должны рассчитывать, что комиссия будет предлагать варианты. Более правильно идти на ПМПК с ясным пониманием того, что они хотят, какое именно заключение, какой вариант адаптивной программы. Идти с сознательным запросом и подкреплять этот запрос документами.

Я бы приблизил работу комиссии к родительскому сообществу, сделал более прозрачной, ввел бы какой-то независимый контроль, оценку качества. Например, медико-социальная экспертиза, которая устанавливает инвалидность, по сути, очень похожа на ПМПК. При этом в законе прямо написано, что сам инвалид вправе пригласить для участия в МСЭ своего специалиста, что привлекаются общественные организации инвалидов. А про ПМПК ничего такого нет».

Коллажи Оксаны Романовой

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник: www.miloserdie.ru

Психолого-медико-педагогическая комиссия для ребенка

Врач-кибернетик, биофизик, к.м.н. по фармакологии, автор медицинского патента, медицинский журналист.

Фармаколог, Медикобиолог в Baby.ru
Узнайте про наш экспертный совет
, фармаколог

Опасения родителей и откровенный страх перед ПМПК уходят корнями в изначальное непонимание и незнание задач комиссии и принципов ее работы.

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выявить причины (заболевание, отставание в развитии, последствия педагогической запущенности), по которым детсадовец не может освоиться в группе, а школьник не способен усваивать школьную программу на базовом уровне.

ПМПК

Особое значение прохождению ПМПК уделяется в том случае, если ребенок имеет нарушения развития (психического, физического) или такие поведенческие проблемы, как СДВГ.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания. Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы.

Направление на ПМПК может выдать медицинское или образовательное учреждение, социальная служба или общественная организация.

Принятие окончательного решения (посещать или не посещать комиссию) всегда остается за родителями (законными представителями) ребенка.

Нормативная база

Деятельность ПМПК регламентируется такими правовыми и нормативными актами, как:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогических комиссиях»;
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Состав ПМПК

В состав ПМПК, как правило, входят:

  • врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр;
  • дефектологи (профильные): логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог;
  • социальный педагог;
  • юрист (при необходимости).

Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.

Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).

Сурдопедагог – это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, который проводит работу по их реабилитации и социальной адаптации.

Для чего создается ПМПК

Комиссии создаются не только для того, чтобы комплексно оценить состояние здоровья ребенка и помочь подобрать такие условия для его дальнейшего развития, чтобы он смог раскрыть свой собственный потенциал. Задачи ПМПК намного шире.

1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь родителям в вопросах профилактики и выявления отклонений в развитии ребенка.

2. Обследование ребенка и установление причин возможных отклонений в развитии.

3. Определение готовности ребенка к обучению в школе.

4. Помощь в подборе оптимальной формы обучения и в выборе коррекционного образовательного учреждения (при необходимости).

5. Отбор детей, нуждающихся в коррекционном обучении, комплектация коррекционных групп и классов.

6. Консультирование родителей по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей с ОВЗ.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – не равно инвалидность!

7. Консультирование родителей по вопросам прав детей в сфере дошкольного и школьного образования.

Какие документы нужны для прохождения ПМПК

1. Паспорт родителя (законного представителя).

Законный представитель представляет документ о назначении его опекуном или попечителем.

2. Свидетельство о рождении или паспорт (для детей старше 14 лет) ребенка.

3. Заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей ребенка) или согласие на проведение обследования (если на ПМПК отправляет лечебная, образовательная, общественная организация или медико-социальная экспертиза – МСЭ).

4. Выписка из медицинской карты ребенка, содержащая заключения наблюдающих его врачей-специалистов.

5. Педагогическая характеристика ребенка (выдается в детском саду или школе).

6. Дополнительные документы:

  • направление на комиссию из учебного или медицинского учреждения;
  • заключение психолога (из детского сада или из школы);
  • рекомендации социального педагога (из школы);
  • результаты медицинских обследований.

На заседание ПМПК родители могут представить специалистам школьные тетради и письменные работы (если ребенок учится в школе) или поделки и рисунки, если малыш – дошкольник. Все это является итогами умственной и творческой деятельности ребенка, поэтому может помочь специалистам в составлении индивидуального плана его развития.

Работы должны быть выполнены ребенком не позднее, чем за 2-3 месяца до заседания комиссии. После обследования они возвращаются родителям.

Что и как оценивают специалисты ПМПК

После подачи документов для прохождения комиссии в срок до 5 дней родителей извещают о месте и времени обследования ребенка. Родители (законные представители) всегда присутствуют на комиссии вместе с ребенком.

Характеристика на ПМПК

Дефектолог определяет текущий этап развития ребенка (в этом помогают письменные работы, тетради, поделки, рисунки, выполненные ребенком, а также характеристики учебных заведений). Самым главным является:

  • чему удалось обучить ребенка за определенный срок;
  • характер и эффективность помощи учителей и родителей, которая оказывалась ребенку в процессе обучения.

Психолог оценивает:

  • поведенческие реакции;
  • характер общения;
  • сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление, интеллект).

Логопед определяет уровень развития речи ребенка, качество устной (и письменной у школьников) речи.

Социальный педагог оценивает социальный статус ребенка (его место в детском коллективе, отношения со сверстниками и взрослыми).

Врачи определяют степень физического развития и степень патологии (при наличии заболевания).

О чем спрашивают ребенка специалисты ПМПК

Вопросы и задания зависят от возраста ребенка, особенностей его развития и тех задач, которые стоят перед комиссией.

1. Рассказать о себе, семье, друзьях, увлечениях. Назвать:

  • имена членов семьи;
  • клички животных;
  • мероприятия, которые недавно посещал;
  • любимые игры, мультфильмы, книги.

2. Ответить на вопросы, касающиеся окружающего мира. Например:

  • чем растения отличаются от животных, а птицы от рыб;
  • цвета, формы, размеры предметов;
  • владение понятиями «ближе-дальше», «сверху-снизу», «перед-после»;
  • отличие «живого» от «неживого» и т.д.

3. Задания на логику и память. В вопросах на логику проверяется умение:

  • обобщать (ложка, вилка, тарелка – это посуда);
  • анализировать, аргументировать ответ.

Задания на проверку памяти даются с использованием раздаточного материала (картинки, предметы).

4. В речевых заданиях анализируется способность ребенка составлять предложения и уметь пользоваться грамматическими формами. Оценивается:

  • правильность звукопроизношения;
  • владение пассивным и активным словарем;
  • уровень развития мелкой моторики рук и общей моторики.

Как подготовить ребенка к ПМПК

Все вопросы и задания, которые предлагаются комиссией, соответствуют конкретному возрасту. Поэтому если уровень психического и физического развития ребенка соответствует возрастным нормам, он без труда с ними справится.

Комиссия ПМПК

Основная задача родителей (законных представителей) подготовить дочку или сына психологически:

  • рассказать о посещении комиссии без негатива и волнения;
  • настроить на предстоящее общение с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.

Обязательно заверьте ребенка, что если он ошибется в ответе или не сможет правильно выполнить задание, это не страшно. Ругать его за это никто не будет.

Перенесите дату обследования, если ребенок приболел или неважно себя чувствует.

Во время обследования не делайте ребенку замечаний. Не подсказывайте правильный ответ.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол (заключение), копию которого родители (законные представители) получают на руки под личную подпись. В заключении содержатся основные выводы и рекомендации ПМПК.

1. Обоснованные выводы об актуальном уровне развития ребенка, о наличии или отсутствии особенностей развития.

2. Выводы о необходимости (или отсутствии необходимости) специальных условий обучения.

3. Рекомендации о:

  • программе обучения ребенка;
  • создании для него доступной среды;
  • необходимости посещения дополнительных занятий со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом и т.д.);
  • необходимости наблюдения у врача-специалиста.

Заключение ПМПК является правовым документом для обеспечения ребенку специальных условий при получении им образования в учебном заведении (дошкольном и школьном).

ПМПК дает заключение по результатам обследования ребенка, а не приказы к исполнению данных рекомендаций. Поэтому следовать или не следовать рекомендациям специалистов решают только родители (законные представители).

Однако родителям (законным представителям) следует понимать всю степень личной ответственности перед своим ребенком за решение, которое они принимают после получения заключения. Вся ответственность за дальнейшую судьбу ребенка ложится только на них.

Дети с ограниченными возможностями

В России из 33 миллионов детей более 689 тысяч живут с ограниченными возможностями. Как и у всех детей, у них есть амбиции и мечты о будущем. Как и все дети, они нуждаются в качественном образовании для развития навыков и полной реализации своего потенциала.

Идея психолого-медико-педагогической комиссии заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями могли получить образование — и это образование должно быть персонализированным, с учетом индивидуальных сильных и слабых сторон ребенка.

В идеале, индивидуальная программа обучения, специальные учебные пособия, технические средства обучения и тьютор-ассистент, должны быть доступны и в общеобразовательной школе, и в коррекционной.

Но в реальности в обычных школах «особенные» дети и их родители сталкиваются с дискриминацией, стигмой и неспособностью людей, принимающих решения, интегрировать вопросы инвалидности в школьные услуги.

Коррекционные же школы зачастую неудобно расположены, а обучение в них формализовано и ориентировано на минимальный образовательный уровень.

Маяцкая Е.Е., медикобиолог, фармаколог

Видео

  1. Приказ Минпросвещения РФ № 373 от 31.07.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», сайт.
  2. Письмо Минпросвещения России от 07.02.2020 № ВБ-234/07 «О направлении информации» (Вместе с «Методическими рекомендациями для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором»), сайт.
  3. Письмо Минпросвещения России от 30.04.2020 № 07-2949 «О направлении рекомендаций о деятельности ПМПК», сайт.
  4. Письмо Минпросвещения РФ от 14.08.2020 № ВБ-1612/07 «О программах основного общего образования», сайт.

8 февраля 2022 12:51 | Отредактировано: 16 февраля 2022 16:14

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Источник: www.baby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru