PISA — тест на компетентность
Проект PISA — это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Разбираемся, чем тесты PISA принципиально отличаются от привычных для российских учеников заданий, какие знания проверяет это мониторинговое исследование, и какими ещё способами диагностируют грамотность школьников по всему миру.
15 июня 2018
Поделитесь в соц.сетях
Международные тесты
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России
Что такое PISA и зачем она нужна
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.
А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
Вселенная: иллюстрированный путеводитель
Новая занимательная энциклопедия — это серия познавательных книг, которые расскажут обо всем самом интересном! Внутри вы найдете самую главную информацию по разным увлечениям: от динозавров до космоса. Большие красивые издания с хорошей качественной бумагой — отличный подарок детям и взрослым. Хотите совершить путешествие по планетам Солнечной системы, побывать в мирах, лежащих за пределами Галактики, пройти по следам комет?
PISA и функциональная грамотность
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект.
Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Примеры заданий PISA разных лет:
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Позиции России и мнения экспертов
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.
Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.
А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах ученых и писателей
Приготовьтесь удивляться, ведь вас ждет захватывающий экскурс в будущее, который для вас проведут лучшие ученые умы современности — нобелевские лауреаты, авторы научно-популярных книжных бестселлеров и доктора наук. Порой правдоподобные, порой достаточно смелые прогнозы дают исчерпывающее представление о том, во что трансформируется современный мир и каковы будут последствия этой глобальной трансформации для всех сфер нашей жизни — от технологической до промышленной и общественной.
Как преобразится медицина к 2050-му году? Какие новые материалы и источники энергии мы будем использовать? Сможем ли мы окончательно победить голод и болезни? Как доступные технологии изменят лицо общества? Ответы на эти и многие другие волнующие вопросы собрал вместе Дэниел Франклин, исполнительный редактор журнала The Economist, ведущего научно-политического издания Великобритании.
Что ждет нас в 2050-м году? Будут ли нам доступны совершенно новые технологии, которые пока даже невозможно представить? Или же при мысли о технологиях будущего вам представляются летающие автомобили, покорение космоса и всесильный искусственный разум? Ответы на все интересующие нас вопросы о будущем вы найдете в этой книге, составленной редактором журнала The Economist Дэниелом Франклином, из прогнозов, сделанных ведущими мировыми учеными, нобелевскими лауреатами и писателями. Скрыть описание
Читайте другие материалы по теме:
- Семь принципов финского образования
- Инклюзивное образование в Финляндии: есть, чему поучиться
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.
Источник: rosuchebnik.ru
idum.uz
PISA: все, что нужно знать о глобальном исследовании образования
В 2022 году качество образования в Узбекистане будет оцениваться в рамках международной программы PISA. Какое преимущество даёт участие в опросе школьников PISA для Узбекистана? Что такое тест PISA? Где можно скачать образцы тестов PISA? В статье мы постарались ответить на эти вопросы.
PISA (от английского — Programme for International Student Assessment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «креативное мышление» и «естественно-научная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Впервые он был разработан в 1997 году и впервые был использован в 2000 году. На сегодняшний день в рамках программы PISA было проведено в общей сложности 7 тестов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018), следующие тесты были запланированы на 2021 год, но были перенесены на 2022 год из-за пандемии во всём мире. Наша страна также готовится присоединиться к этой программе в 2022 году.
В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области. В 2000 году основное направление – «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году «естественно-научная грамотность».
Но целью участия в этой программе является не проведение тестов или подготовка учеников к тестированию, а формирование навыков XXI века у нашей молодёжи, создание прочной основы для создания конкурентоспособных кадров.
Исследование PISA — инфографика. ОЭСР (OECD) — PISA (Programme for International Student Assessment)
Итак, какова цель программы PISA, для чего она нужна и по какому принципу построены вопросы PISA?
XXI век — век информационных технологий. Нынешний век требует от своих специалистов компетенций, совершенно отличных от предыдущих. Если ранее высоко ценились крепкая память, энциклопедические знания, профессионалы, знавшие как можно больше информации в своей области, но теперь эти знания уже не имеют решающего значения. Были созданы поисковые системы, онлайн-энциклопедии, отличные онлайн-базы данных по отраслям, и теперь необходимость запоминать эту информацию отошла на второй план.
У современного специалиста все более важной становится способность анализировать эти знания, генерировать из них новую информацию.
Тесты PISA проводятся для того, чтобы отразить те же изменения в системе образования, чтобы определить, в какой степени школьники обладают навыками анализа, делать выводы и общаться на основе реальных событий, а также насколько хорошо система образования адаптируется к этим изменениям.
Содержание теста PISA
Тесты PISA проводятся по 6 направлениям: Чтение, математическая грамотность, естественные науки, креативное мышление, совместное решение проблем и финансовая грамотность . В 2022 году в Узбекистане планируется провести тесты по четырём направлениям: чтение, математическая грамотность, креативное мышление и естественные науки .
Тесты фокусируются на знании учащимися самых основных понятий, базовых знаний и навыков в этих областях, которые они могут использовать в реальных жизненных ситуациях! Эти тесты не предназначены для проверки знаний учащихся по конкретным темам во время урока!
В тестах PISA используются четыре метода тестирования:
- Тесты с одним ответом ;
- Тесты с несколькими ответами ;
- Вопросы с краткими или подробными ответами ;
- Мнение ученика о решении конкретной проблемы (обычно на такие вопросы у экзаменатора бывают общие ответы, ответ ученика не обязательно должен точно соответствовать ответу составителя теста, творческий потенциал ученика поддерживается ).
Предполагается также проводить опросы учеников одновременно с тестами.
Рейтинг стран в тестировании PISA по годам
PISA: основные направления
Читательная грамотность : Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность : Способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные
и размышляющие граждане.
Термин грамотность в этом разделе используется для обозначения того, что цель этого раздела обычно не в том, чтобы определить степень усвоения учащимся знаний, предусмотренных школьной программой. Основное внимание уделяется использованию математических знаний с использованием различных методов, которые требуют мышления и интуитивного принятия решений в различных жизненных ситуациях. Но для ответа на такие вопросы могут потребоваться знания и навыки, предусмотренные школьной программой.
Эти направленные тесты обычно предлагают математические ситуации, с которыми можно столкнуться в различных сферах жизни (медицина, дом, спорт и т.д.).
Естественно-научная грамотность: Умение выявлять проблемы, которые можно решить с научной точки зрения в жизненных ситуациях, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов. Эти выводы являются основной целью этого раздела — понять мир вокруг нас и развить способность понимать изменения, которые происходят в нем в результате человеческой деятельности, и соответственно принимать необходимые решения.
Основа этой грамотности — преподавание в наших школах физики (наряду с элементами астрономии), биологии, химии и географии.
Ниже вы можете скачать образцы тестов PISA.
Примеры открытых заданий PISA по математике #1
Сборник заданий PISAСкачать
Примеры заданий PISA по математике #2
Источник: idum.uz
ss69100
Предлагаем вашему вниманию первую из трёх публикаций о западноевропейской рейтинговой конторе PISA (Programme for International Student Assessment).
Для начала, давайте познакомимся с системой „ПИЗА” и получим первое представление о том, какое место занимает Россия в этом глобальном рейтинге.
После этого репортажа во второй публикации мы поместим с сайта ПИЗЫ графики, на которых уровень российских школьников сравнивается с уровнем школьников других стран планеты.
Эксперты опасаются нового вида натаскивания учеников
Весной в Подмосковье появится специальная онлайн-платформа, с помощью которой школьники смогут в доступной и понятной форме познакомиться с системой PISA и подготовиться к проведению нового рейтинга. Об этом говорилось на семинаре директоров школ, заместителей и специалистов из Подмосковья, посвященном международному исследованию.
Между тем многие эксперты опасаются, как бы не расцвел махровым цветом в преддверии нового международного соревнования новый вид натаскивания, теперь уже – на PISA.
Напомним, PISA – международное сравнительное исследование, которое проводят каждые три года среди 15-летних школьников. Оно является мониторинговым, исследует качество общего образования в странах-участниках и отвечает на вопрос: «Обладают ли школьники 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
В рамках основного исследования PISA оценивается грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественно-научная грамотность. Московская область впервые приняла участие в рейтинге в 2018 году и заняла второе место по стране.
Напомним также выводы западных экспертов относительно успехов юных россиян: отечественные школьники не связывают полученные знания с жизнью.
То же самое говорят и российские специалисты. Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ИСРО Российской академии образования, отмечает, что наши школьники успешно справляются с задачами, которые соответствуют третьему уровню по шкале читательской грамотности PISA.
Этот уровень включает задачи на выявление буквального смысла одного или нескольких текстов объемом не более страницы и нахождение неявной информации.
А с задачами более высоких уровней (4–6), которые связаны с общественными и множественными ситуациями текста (отбор информации среди различных сходных источников, анализ скрытых целей автора, оценка качества и достоверности текста), ученики в России справляются хуже.
Задание, где нужно выделить причину, следствие и подтверждение того, кто же в рассматриваемой ситуации из действующих лиц придерживается того или иного мнения, в России правильно выполнили 15% участников, тогда как лучший результат среди всех стран – 40%.
Похоже, PISA, бесспорно, воодушевила наше общество. У нас создали даже параллельный, свой мониторинг. Но… с появлением всероссийского мониторинга функциональной грамотности в 2019 году, вокруг появилась масса заданий по примеру PISA и множество разнообразных курсов повышения квалификации в регионах по функциональной грамотности.
В этом, полагает Ковалева, есть некая опасность того, что серьезную проработку подменят теперь натаскиванием в преддверии нового цикла исследования. И это было бы печально.
Такая опасность усиливается, если принять во внимание, что правительством РФ сформулирована новая задача – быстрого вхождения в десятку стран с лучшей системой образования. Поставлена задача быть на уровне первой десятки в следующем цикле исследований в 2021 году (5–6-й уровень по шкале PISA). А у нас нет ни одной школы выше третьего уровня, напоминает нам Галина Ковалева. По ее мнению, сегодня требуется другая когнитивная составляющая, серьезное обсуждение результатов PISA-2018 и активизация всего педагогического, научного сообщества для создания школ 5–6-го уровня.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова на семинаре в Высшей школе экономики по обсуждению результатов PISA-2018 заметила, что сами составители учебников тоже не хотят уподобляться PISA. И очень болезненно реагируют на частые требования к разработчикам контрольно-измерительных материалов для процедур ГИА включать как можно больше «PISA-подобных» заданий.
«Мы используем результаты исследования многих команд и российских, и международных, чтобы быть в русле актуальных трендов образовательной политики, но в то же время мы жестко привязаны к требованиям российского образовательного стандарта», – рассказывала она тогда.
Конечно, ситуация, что более 70% детей сегодня не видят жизни за математическим выражением, беспокоит многих. Надо что-то делать.
Ольга Логинова, научный консультант Научно-образовательного центра издательства «Просвещение», считает, что необходимы новые метапредметные учебные курсы, формирующие новые навыки.
Например, навыки в общении, какие-то навыки и формулы взаимодействия, в том числе в ситуациях несогласия. Нужны навыки сотрудничества, поисковой деятельности (наблюдение, поиск информации, постановка вопросов, выдвижение и проверка гипотез, фиксация результатов и проч.), оценочной деятельности и многие другие. Эти навыки могут помочь школьнику в освоении классических предметов.
Все это напоминает теорию швейцарского психолога Жана Пиаже. У него есть эксперименты, подтверждающие ту гипотезу, что с изучением математики всегда лучше у тех детей, с которыми много и с пользой общались.
Согласно его теории, для того чтобы начинать изучать математику, у детей уже должен быть определенный уровень сформированного логического мышления. С одной стороны, для этого должны созреть определенные структуры головного мозга. С другой – логика развивается во время общения с другими людьми, и детьми в частности.
Если внутри семьи ребенку не нужно доказывать свою точку зрения или объяснять что-то, поскольку родители понимают все сами или какие-то понятия являются аксиомой внутри семьи, то во время игры с другими детьми ребенку нужно объяснить, чего он хочет, обосновать, почему другие дети должны прислушиваться к нему, отстоять свою точку зрения во время спора. Это и есть развитие логики.
Таким образом, общение развивает логику у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
[Ах, ах, ах, какие мудрые западноевропейские психологи! Надо же, какое открытие: общение развивает логику!
И наши отечественные недоумки, смотрящие в рот европейским гуру, напрочь теряют остатки собственного здравого смысла.
Вообще, уважаемые читатели, вы не обратили внимание, как после распада СССР во всём мире изменилась сама методология науки? Которая свелась к проведению опросов по некой узкой теме, а затем на основании ответов делаются нужные спонсорам учёных выводы.
Что показательно, никто не желает замечать при этом самое элементарное нарушение законов логики. Это когда по частным выводам делают заключение о целом. О процессе, явлении, факте.
Вот, скажем, время от времени появляются публикации о пользе алкоголя или кофе. Для доказательства приводятся исключительно „научные” данные: „после приёма небольших доз внимание испытуемых по сравнению с контрольной группой повысилось на 14,3580258%. ” На этом основании делается вывод о пользе „малых доз” алкоголя.
И неважно, что в своё время было заявлено директором программы ВОЗ по вредным веществам Хансом Эмбла на пресс-конференции в Женеве:„«Зеленый змий» опасен в любых количествах” — о таких заявлениях учёные предпочитают не вспоминать.
Однако вернёмся к западным психологам. Год назад была публикация с весьма говорящим заголовком „Самые громкие психологические исследования западных учёных оказались лживым бредом”. Тут, вроде бы, и добавить-то нечего.
Наконец, о развитии логического мышления у детей. Конечно, в чём-то швейцарец прав: общение помогает развивать логику. И не только оно. Например, если ребёнок сам себе сервирует завтрак или ужин — то это также способствует развитию логического мышления, не так ли.
Вопрос ведь не в действиях, помогающих развитию, а в удельном весе, в уровне их вклада в достижение успеха!
Серьёзно логику развивают три процесса: изучение математики, включая курс логики, освоение родного и иностранных языков и. чтение.
Давайте вспомним: СССР справедливо считался самой читающей страной в мире. Это раз. И именно в советские времена наши школьники и шахматисты занимали передовые позиции на соревнованиях самого разного уровня. Это два.
Далее. Успехи советской науки в то время были беспримерны, если учитывать удельный вес открытий, изобретений, новаций на миллион человек населения. Вряд ли кто такую статистику выводил, однако любой сведущий в новейшей истории человек понимает, что научно-изобретательский уровень в СССР с 300 миллионами населения был вполне сопоставим с развитием науки и техники на Западе с его, считая Японию, населением в 800 миллионов.
Вот и делаем вывод: чтение — один из надёжнейших методов развития логики. И не только.
Приведу и личный пример, лишь подтверждающий общий вывод. Проучился 8 лет в специализированной английской школе №169 г. Ленинграда, где был лучшим учеником на потоке, если не считать оценку по поведению. А последние два года — в 239-ой физмат школе, называющейся ныне Президентским лицеем.
Т.е. одинаково легко давались как иностранный и родной языки, так и математика с физикой. И не потому, что ваш покорный слуга какой-то одарённый тип. Разгадка проста: начиная с раннего детства я много читал, очень много, невообразимо много, если сравнивать с одноклассниками. А такие сравнения школьная библиотека проводила.
Кстати, в младшей школе был довольно необщительным ребёнком.
Так что, уважаемые родители, делайте правильные выводы и сразу же приступайте к их осуществлению!
А что советует швейцарский манипулятор? Общайтесь, детки, и станете оч-чень логично-мыслящими индивидами!
Между прочим, СМС или комментарии под видео — это ведь тоже общение! А, скажем, купить пивца и болтать во дворе со сверстниками — и это также акт общения!!
Ах, как замечательно всё это развивает логику. И не надо давать себе труда вгрызаться в гранит науки — изучать математику, логику, русский и иностранные языки. А уж читать. ну что вы, увольте! Это вчерашний день, а сегодня западные учёные советуют общаться.
P.S. Кстати, обратите внимание — кто продвигает ПИЗУ в России? Высшая Школа Экономики. Говорит о многом. — Прим. ss69100.]
Источник: ss69100.livejournal.com
Международное исследование PISA
Программа оценки качества образования PISA существует уже более 20 лет. Ежегодно в исследованиях PISA принимают участие школьники со всего мира. Принципиальное отличие PISA от национальных квалификационных экзаменов и формат исследования в новой статье наших экспертов.
Повышение качества образования – одна из приоритетных целей большинства государств. Для тех стран, где уровень образования считается высоким, участие в международных исследованиях позволяет получить независимую сопоставительную оценку, по результатам которой можно сделать выводы об эффективности действующих программ и необходимости тех или иных образовательных реформ. С вами Mr. Great, и сегодня мы поговорим о PISA или Programme for International Student Assessment, самом масштабном исследовании качества образования.
Исследование PISA
Результаты PISA
Лидирующие позиции по результатам PISA традиционно занимают страны Азии: Сингапур, Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония. Также в верхних строках рейтинга Финляндия, Нидерланды и Эстония. Таблица ниже демонстрирует лидеров PISA-2018
1 | Китай | Китай | Китай |
2 | Сингапур | Сингапур | Сингапур |
3 | Макао | Макао | Макао |
4 | Гонконг | Эстония | Гонконг |
5 | Эстония | Япония | Тайвань |
6 | Канада | Финляндия | Япония |
7 | Финляндия | Корея | Корея |
8 | Ирландия | Канада | Эстония |
9 | Корея | Гонконг | Нидерланды |
10 | Польша | Тайвань | Польша |
Результатами мониторингового международного исследования PISA являются:
- выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников;
- влияющие на качество обучения факторы;
- динамика результатов отдельных государств;
- актуальные образовательные тенденции;
- оценка готовности учащихся продолжить образование;
- получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран.
Позиции России в рейтинге PISA
Российские школьники принимают участие в исследовании PISA с 2000 года. В последнее время результаты немного улучшились, но всё еще остаются относительно невысокими.
На сайте ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) опубликованы показатели за все время проведения PISA:
Естественнонаучная грамотность | 26 | 24 | 35 | 39 | 37 | 32 | 33 |
Математическая грамотность | 22 | 29 | 34 | 38 | 34 | 23 | 30 |
Читательская грамотность | 27 | 32 | 39 | 43 | 42 | 26 | 31 |
По мнению представителя PISA, оценки наших ребят невысоки по причине того, что российские школы зачатую заточены на хорошо успевающих одаренных ребят, в то время как отстающие ученики остаются без внимания. Например, финская система образования (Финляндия – неизменный лидер рейтинга PISA) дает детям со средними способностями больше возможностей, предусмотрены дополнительные занятия, тогда как отличники зачастую наоборот занимаются самоподготовкой.
Безусловно, PISA – не единственное исследование в области качества образования. Не менее известны такие тесты как TIMSS (Тестирование качества математического и естественно-научного образования учеников четвертых и восьмых классов, Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS (Тестирование качества чтения и понимания текста в начальной школе, Progress in International Reading Literacy Study).
По результатам TIMSS 2019 российские школьники заняли почетное 6-ое место по математике (ученики 4 и 8 классов) и 3-е и 5-ое место по естествознанию (4-ые и 8-ые классы соответственно).
Заключение
Очередной этап PISA состоится совсем скоро. Эксперты образовательного сообщества России с нетерпением ждут итогов. Система образования так стремительно меняется в последние годы, что это не может не отразиться на результатах исследования! Ну а меня, как подданного ее Величества, не меньше волнуют позиции Великобритании, по рейтингам прошлых лет мы были на уровне 15-20 мест. Делаем ставки, господа!
Всегда ваш,
Mr. Great
Источник: heritageschool.ru
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)
* В международном отчете указывается место страны с учетом стандартного отклонения.
Источник: fioco.ru