Особенности обучения по «системе Петерсон»
Благодарим вас за доверие и интерес к тому, что мы делаем!
Для нас очень важно, чтобы педагогические инструменты, которые мы разрабатываем, открывали для ваших детей новые возможности и горизонты развития. Мы убеждены, что наилучших образовательных результатов можно достичь действуя сообща, единой командой, на основе согласованных ценностей и целей.
В этом разделе мы подготовили материал, который поможет вам лучше разобраться в особенностях образовательной системы «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон. Мы всегда открыты к общению и будем рады ответить на любые ваши вопросы, которые вы можете задать с помощью формы обратной связи.
Источник: peterson.institute
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИКИ Л. Г. ПЕТЕРСОН
В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей логического мышления.
Система Петерсон
В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала как раз методика Петерсон.
Современная система образования и новаторские методики воспитания большое внимание акцентируют на личности ученика, чтобы помочь полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка было полноценным.
Если целью прежней традиционной системы обучения являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной программы, то методика Петерсон, помимо передачи знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на занятиях учатся общаться между собой, уважать друг друга и других людей.
Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения, так называемого «слоеного пирога» – постоянного развития сложности материала и периодического повторения основных методических и содержательных основ курса. По сути, ребенок от трех до десяти лет получает одни и те же знания, но с разным уровнем сложности, соответствующим по возрасту.
Обучение математике по методике Петерсон предполагает использование специальных учебников-тетрадей, в которых дети могут рисовать, писать решения задач и т.п. При этом сам процесс изучения материала должен быть построен особым образом: учитель не объясняет ребенку новую тему, а только указывает на проблему и подталкивает к правильным решениям и выводам при необходимости. При этом основной целью является формирование логического мышления, тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству и общению должны остаться .
Программа Л. Г. Петерсон ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса – обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира. При этом уделяется внимание всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими являются:
— этап математизации действительности, то есть построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
— этап изучения математической модели, то есть построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;
— этап приложения полученных результатов к реальному миру.
В практике обычно первый и третий этапы опускают, считая, что задачей школьного курса математики является лишь построение математических теорий, а о возникновении математических понятий и их практическом приложении речь, как правило, не идет. В результате обучающиеся плохо осознают практическую значимость математической науки и ее место в системе наук. Их деятельность на уроках математики становится формальной, теряет личный смысл.
Особенность изучения составных задач в этой программе – их раннее введение.
Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми.
1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2008.
2. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. / Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3» М., 2011.
Источник: nsportal.ru
О методике Петерсон
Л.Г.Петерсон, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000. », лауреат Премии Президента РФ в области образования.
Методика преподавания Л.Г.Петерсон рассчитана на детей от 3-х лет. Данная методика по своей сути универсальна и формирует у детей умение учиться, но практическое применение получила преимущественно при изучении основ математики и логики при подготовке детей к школе.
- ставить перед собой цель,
- самостоятельно находить путь решения той или иной задачи,
- самостоятельно корректировать свои действия для преодоления возможных затруднений, выбирать тот или иной путь решения с учетом своих возможностей и способностей,
- творчески подходить к решению самых разных задач.
Развиваются коммуникативные навыки, давая при этом возможность высказываться и другим. У детей формируется дружелюбие, способность выслушивать других и принимать к сведению другие мнения.
Благодаря тому, что познавательный интерес детей поддерживается преподавателем на протяжении всего урока, снижается утомляемость.
Этот деятельностный метод постепенно развивает мотивацию к самостоятельному познанию мира, логическое и творческое мышление, что особенно важно при раннем развитии ребенка.
Основные особенности методики таковы:
- знания даются не в готовом виде, а ребенок добывает их сам; предлагаются варианты решения и затем они самостоятельно проверяются;
- соблюдается непрерывность и преемственность в процессе обучения;
- у ребенка формируется целостное и обобщенное представления о природе, обществе, о себе самом, о роли различных наук и знаний и т.д.;
- любые стрессовые факторы в процессе обучения должны отсутствовать, а доброжелательность и сотрудничество создавать соответствующую благоприятную для обучения атмосферу;
- у ребенка формируются способности к принятию решений в ситуациях выбора;
- формируется максимальная ориентацию на творческое начало и приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности в процессе игровых форм обучения.
Источник: www.om-harmony.ru
Книга Л. Петерсон по математике для дошкольника 6-7 лет
В детском саду одно из направлений работы — обучение навыкам счета. Часто воспитатели используют пособие Л. Г. Петерсон «Математика для дошкольников». Обучение по этой методике можно начинать с 3-х лет и до семи. Содержание образовательной программы усложняется от возраста. Это пособие включает в себя практические рекомендации и демонстрационный материал.
Содержание этой методики соответствует всем требованиям ФГОС и включает в себя следующие разделы:
- изучение свойств предметов и чисел;
- закономерности;
- числа;
- величины;
- пространственно-временные представления.
Дети в детском саду
В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период — игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.
Для детей 4-5 лет
Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.
Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.
В этом пособии изучают следующие темы:
- «Повторение»;
- «Раньше, позже»;
- «Сравнение по высоте»;
- «Число и цифра 4»;
- «Квадрат»;
- «Куб»;
- «Вверху, вниз»;
- «Сравнение по ширине»;
- «Число и цифра 5»;
- «Овал»;
- «Внутри, снаружи»;
- «Впереди, сзади, между»;
- «Пара»;
- «Прямоугольник»;
- «Числовой ряд»;
- «Ритм»;
- «Число и цифра 6»;
- «Порядковый счет»;
- «Сравнение по длине»;
- «Число и цифра 7»;
- «Числа и цифры 1-7»;
- «Сравнение по толщине»;
- «Выше, ниже»;
- «План»;
- «Число и цифра 8»;
- «Цилиндр»;
- «Конус»;
- «Призма и пирамида».
Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.
В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:
- сравнение;
- дорисовать фигуры;
- соединить точки;
- найти лишний предмет и объяснить почему;
- закрасить нужное число или подходящую фигуру;
- прохождение лабиринта;
- составление предложений.
Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.
Мальчик занимается математикой
Для средней группы 5-6 лет
В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:
- свойства предметов;
- сравнение;
- сложение;
- работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
- работа над понятиями «справа», «слева»;
- вычитание;
- работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
- один-много;
- изучение цифр и чисел.
Сценарии для дошкольных агитбригад по ПДД в детском саду
В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.
Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.
Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:
- поиск одинаковых признаков и отличий;
- поиск схожих фигур и закрасить их;
- поиск лишних предметов;
- работа с таблицами.
Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит развитие связной речи и грамматического строя. На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.
Для дошкольников 6-7 лет
В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:
- измерение площади;
- измерение длины;
- измерение массы;
- часы.
В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.
Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз — ступенька, два— ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.
Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия
Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:
- Создание благоприятной психологической обстановки — один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
- Деятельностного подхода — дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
- Индивидуального подхода — воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
- Целостности — процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога — донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
- Вариативности — использование заданий с несколькими вариантами ответов.
- Творческого подхода — здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
- Непрерывности.
Важно! Занятия в группе по Петерсону с соблюдением ситуативной технологии, что помогает сделать образовательный процесс интересным для детей.
Занятия по познавательному развитию в старших группах
Существует 3 вида ситуаций на уроке:
- «открытия» нового знания;
- тренировка;
- итоговые.
Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.
Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий — вовлечь ребенка в образовательный процесс.
Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.
Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.
Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.
Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй — записывает полученные результаты. Цель таких уроков — систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.
Значение книги в подготовке к школе
Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.
Занятие по математике в ДОУ
При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.
Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.
Источник: vospitanie.guru
Петерсон
Людмила Петерсон — доктор педагогических наук, директор Центра СДП «Школа 2000. «, профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат Премии Президента в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода». Лауреат премии Президента РФ в области образования.
Петерсон Людмила Георгиевна — автор концепции и учебников по математике для дошкольников, начальной и основной школы, в частности, программ по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», пособия по которым выходят в издательстве «Ювента».
Для педагогов Л.Петерсон составила сценарии уроков к учебникам по математике.
Занимаясь по ступенькам, дети быстро продвигаются в курсе начальной математики. Нужно просто учиться последовательно, тетрадь за тетрадью, и результат будет заметным.
По этим рабочим тетрадям очень удобно заниматься самостоятельно, до школы, это даёт большой запас ребёнку, в школе с математикой будет проще.
Учебно-методический комплект «Раз-ступенька, два-ступенька. » ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Представляет собой начальное звено непрерывного курса математики «Школа 2000. «.
Тетради могут использоваться в детских садах, учреждениях «Детский сад — начальная школа» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.
Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и изобразительных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
В книгах серии — хорошие иллюстрации, учебники нравятся детям, есть задания не только на счёт, но и на развитие логики, внимательности, усидчивости, рисование карандашом (закрасить, провести прямую линию, обвести, а затем самому нарисовать круг, треугольник и т.п.).
Дети не только научатся решать задачи. Для выполнения заданий, предложенных в книгах, детям надо будет анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты. У детей разовьется познавательный интерес, повысится уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самоконтроля.
Серия рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих с детьми данного возраста — воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, гувернерам. Книги также будут полезны родителям, которые хотят подготовить ребёнка к школе.
На разных занятиях возможно различное использование раздаточного и демонстрационного материала: в одних случаях необходим только раздаточный или только демонстрационный материал, в других — и тот и другой, в третьих — использование данных материалов не запланировано, т.к. дети на занятии пользуются игрушками, красками, соленым тестом и т.п.
Номера и темы занятий в методических рекомендациях, тетрадях, а также на листах раздаточного и демонстрационного материала совпадают.
Мы надеемся, что каждое занятие пройдёт успешно и принесёт удовлетворение вам, а вашим детям — радость и пользу!
Если планируете заниматься с ребёнком самостоятельно — лучше всего берите ещё и методичку для учителя, её материал дополняет учебники и рабочие тетради, рассказано, что и как нужно говорить ребёнку, в какой момент, чтобы он смог легко усвоить материал.
Источник: www.toybytoy.com