Педагогическая практика показывает, что у детей часто возникают проблемы с математикой. Причин для подобного положения дел может быть масса – это низкий уровень подготовки в школе, личные особенности восприятия малыша.
Зачастую сами родители не лучшим образом знают математику и создают у ребенка неправильное представление об этом предмете. Они говорят о нем, как о чем-то слишком сложном, недоступном для обычного человека. Но такая позиция опасна – она стимулирует отставание по школьной программе даже у талантливых детей с математическим складом ума. Это вредит и изучению других предметов – физики, химии, тригонометрии, геометрии.
Зная о такой проблеме, математик, доктор педагогических наук, научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Людмила Георгиевна Петерсон разработала свою систему. Созданный ею курс изучения математики ориентирован на дошкольников и учеников начальной школы. Далее мы расскажем про этот метод подробнее, оценим его сильные и слабые стороны.
Людмила Георгиевна Петерсон
Что такое математика по Петерсон
Программа предполагает, что ребенок будет своими силами решать математические задачи. Если в школе детей учат работать по шаблону и искать единственно верный метод решения, то в случае с системой Петерсон человек должен своими силами дойти до получения понимания подобного механизма.
Таким образом, система Петерсон противопоставляется школьной программе. Она исключает простое заучивание примеров, делает упор на появление у ребенка индивидуального понимания того, как именно нужно решить тот или иной пример.
При занятиях в группах дети могут обсуждать подходы к каждой задаче, искать лучшее решение коллективно. Многие специалисты отмечают, что кроме непосредственного понимания механизмов работы математики, это учит критическому мышлению, позволяет человеку заинтересоваться сложными науками. При этом барьер, который не позволял многим усваивать информацию, стирается.
Сама Петерсон неоднократно отмечала, что любой ребенок может заинтересоваться математикой. Суть ее системы в том, чтобы сделать это максимально гармонично, не формировать страхов и мифов перед чем-то неизвестным.
Преимущества методики Петерсон
У созданного Людмилой Петерсон метода для изучения математики есть масса преимуществ. Рассмотрим их более подробно.
Приучение ребенка к самостоятельному мышлению
Стандартное преподавание математики предполагает, что ребенок при решении примеров ориентируется на предложенные типовые методы. Их понимание закрепляется при решении примеров, проверяется в ходе выполнения контрольных работ.
При этом Петерсон говорит о том, что работать по шаблонам – не лучшее решение. Человек может дойти до понимания многих важных вещей в математике своими силами. Это помогает ему по-настоящему полюбить предмет, понять, что он интересный, не такой сложный, как может показаться на первый взгляд.
Большой упор на визуальную составляющую учебных материалов
В процесс изучения математики по Петерсон используются очень яркие, красочные пособия, которые помогают значительно быстрее освоить новый материал. Качество усвоения информации в таком случае будет значительно более высоким.
Так как программа ориентирована на дошкольников и младших школьников, все пособия оформляются с использованием героев сказок, интересных мультипликационных персонажей.
Универсальность
Иногда можно встретить утверждение о том, что заниматься по такой методике могут только одаренные дети, у которых с самого детства есть значительная тяга к точным наукам. Не менее распространено и заблуждение о том, что изначальная работа по Петерсон делает невозможным освоение традиционной математической школьной программы.
На самом деле, подобная программа изучения помогает самому широкому списку школьников. Значительно сложнее бывает справиться с сомнениями родителей, которые привыкли к использованию исключительно традиционных школьных методов. Нужно понять, что две системы преподавания не отменяют друг друга.
Удобные учебные пособия
В процессе изучения материала используются оригинальные рабочие тетради и учебники. С ними просто интересно работать детям. Среди методов изучения – решение различных ребусов, раскраска, рисование и многое другое.
Недостатки системы Петерсон
Заострять внимание исключительно на преимуществах системы Петерсон было бы неправильно. Есть и ряд недостатков, которые также стоит учитывать.
К ним относятся:
- Отказ от математической теории, которая обычно изучается в учебниках. При этом значение теории часто оказывается переоцененным. Учебники Петерсон построены иначе. В них не предусмотрено теории, примеры начинаются сразу же. Сам преподаватель может рассказывать о различных математических законах.
- Метода нет в официальной школьной программе. Она была исключена оттуда еще в 2014 году. При этом подобное решение было негативно принято в педагогическом сообществе, а петиция с протестом на эту тему собрала десятки тысяч подписей. Учебники подобной тематики не допускается применять как в основной программе, так и во время проведения внеклассных занятий по математике.
Большое значение при изучении системы имеет уровень подготовки преподавателя, а также его готовность работать по специальным пособиям. Важно, что подобное решение не подойдет для тех педагогов, которые сами не готовы перейти на нее, не могут отказаться хотя бы на время от стандартных шаблонов.
Источник: smartykids.ru
Плюсы и минусы программы Л.Г.Петерсон «Игралочка — ступенька к школе»для детей старшей группы
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
В курсе «Игралочка» новые знания не даются детям в готовом виде, а организуются самостоятельное открытие детьми закономерных связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день , уважаемые коллеги!
Я хотела бы поделиться с вами методикой преподавания математики по программе Людмилы Петерсон «Игралочка — ступенька к школе», которая предназначена для развития математических представлений детей старшей группы.
Я работаю по этой программе совсем недавно, с 2018 года
Я не много расскажу, в чём заключается суть данной методики, разложив программу на преимущества и недостатки.
В курсе «Игралочка» новые знания не даются детям в готовом виде, а организуются самостоятельное открытие детьми закономерных связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Все мы знаем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому еще один положительный момент данной программы, что все занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, соревнуются, делают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, кубиками ЛЕГО, т.е. вся система организации занятий воспринимается ребенком как продолжение его игровой деятельности.
Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ.
1.Программа учит думать самостоятельно
Обычно педагог объясняет тему, демонстрирует решение, а дети копируют способ решения, применяют в заданиях, у Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, активизировать мозг.
2. Программа опирается на визуализацию
Автор методики считает, что ассоциации и наглядные картинки помогают эффективно усваивать информацию, поэтому учебники и рабочие тетради по математике снабжены красочными иллюстрациями. Чтобы ребёнку было интересней ориентироваться в материале, вводятся сказочные персонажи .
4. Учебники удобно оформлены
Помимо визуальных рядов и ярких иллюстраций, пособия по методике преподавания Петерсон составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно.Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в рабочей тетради— просто вписываешь ответ в нужное окошко. Большое число заданий — сравнить, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии.
3. Подходит всем
Бытует миф, что методика Петерсон подходит только одарённым детям, а ребёнку со средними способностями будет сложно. Ещё ходят слухи, что программа гораздо сложнее традиционной —перейти с другой методики на «Игралочку» — сложно. Но это не так. Метод Петерсон, скорее, сложен для воспитателей и родителей — бывает трудно отойти от привычных понятий об обучении и свыкнуться с необычными заданиями. Моя цель — привить любовь к математике и показать, что она не так страшна, как кажется.
Минусы методики Петерсон
1. В учебнике отсутствует теория
Поколение сегодняшних воспитателей и родителей привыкло, что в учебнике точных наук сначала идёт теоретический раздел, а затем закрепление материала на практике. У Петерсон всё иначе — теории как таковой нет вообще. В учебнике сразу начинаются практические задания
Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально одино занятие и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В пособиях нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задач.
Уважаемые коллеги, можно долго говорить о плюсах и минусах Петерсон, но то, что программа отличается от традиционной, — это факт. Главное — чтобы педагог умел работать по такой методике, тогда образовательная деятельность в детском саду по математике будет в удовольствие, ведь данная программа учит думать самостоятельно и докапываться до решений, пособия снабжены иллюстрациями, уровень программы ориентирован на любого ребенка.
Источник: nsportal.ru
Математика по Петерсон
Автор этой методики преподавания – известный российский заслуженный педагог, обладатель множества регалий Людмила Георгиевна Петерсон. Методика была разработана в 1990-х годах и предназначена для преподавания в детских садах и начальной школе. Какое-то время такая математика входила в школьную программу в российских школах, но была выведена оттуда в 2014-м.
Содержание:
- Плюсы методики
- Есть ли у методики минусы?
Плюсы методики
Эта программа учит не только математике, но и началам логики. В традиционной методике преподавания принят следующий алгоритм:
- учитель объяснил новую тему;
- демонстрация решения;
- применение теории на практике (решение новых заданий по уже имеющемуся образцу;
- контроль знаний.
В методике Петерсона все не так: ученик должен додуматься до решения самостоятельно. Так ребенок не заучивает материал, а добивается его понимания.
Второй важный плюс методики – активное использование визуализации и ассоциаций. Потому учебники и дидактический материал по математике авторства Петерсон такие красочные и интересные. Для самых маленьких учеников задачи составлены с использованием сказочных персонажей, например, всем знакомых трех поросят. Кстати, учебник одновременно является и рабочей тетрадью: писать ответы можно прямо на его страницах.
Слухи, что эта программа сложнее классической и подходит только детям со способностями выше среднего, не имеют под собой оснований. Методика сложна, скорее, для родителей, которые получали знания по традиционным канонам преподавания.
Еще одно важное достоинство математики Петерсон – удивительно быстрые домашние задания: на них отводится всего 15-20 минут, что значительно меньше, чем в классической школе. Уроки обычно состоят из пяти – десяти тестов или нескольких веселых задач.
Есть ли у методики минусы?
Это не минусы, а скорее особенность математики Петерсон: в ее учебниках нет теоретической части, только примеры, задачи и тесты. Теорию ученик получает только на уроке, от учителя. И это может стать некоторым неудобством при домашнем обучении.
Отсюда следует еще одна особенность методики – успешность учебы зависит от преподавателя, который должен иметь опыт именно в этой сфере. Иначе помочь ученикам не смогут ни они сами, ни родители – из-за необычного строения учебных материалов.
Индивидуальные занятия ментальной арифметикой для детей
Курсы ментальной арифметики. Развиваем интеллект и математические способности! Детям от 4 лет! Индивидуально. Онлайн.
В удобное время.
Каким должен быть письменный стол для школьника
Письменный стол — основное рабочее пространство школьника. Сегодня в продаже имеется большое разнообразие моделей данной мебели. Конкретный вариант следует выбирать в зависимости от размеров комнаты и личных предпочтений ребенка. Важными параметрами при покупке стола является его высота и ширина. Также имеет значение материал, из которого изготовлена мебель.
Полезные советы родителям дошкольников
Как научить ребенка ладить с людьми? Как избежать психологической ломки малыша, капризы которого столкнулись с общими правилами садика и школы? Собрали самые важные советы родителям дошколят.
Источник: abakus-center.ru