Программа первые шаги краткое описание

Содержание

Цель Программы — развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

  • Главная
  • Образование
  • Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста (1-3 года) Первые шаги

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Смирнова

Елена Олеговна — главный научный сотрудник Психологического института РАО, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ
Галигузова Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО Мещерякова Софья Юрьевна — кандидат психологических наук, заведующий лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) «ПЕРВЫЕ ШАГИ»

Шаг #1. Excel для Начинающих

Слайд 2Цель Программы — развитие целостной личности ребёнка

– его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к

окружающему миру, творческого потенциала.

Цель Программы - развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной

Слайд 3
Исходные теоретические позиции программы:

Концепция генезиса общения

ребенка М.И.Лисиной
Положения культурно- исторической теории Л.С.

Выготского,
Теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева
Теория периодизации психического развития Д.Б. Эльконина

Исходные теоретические позиции программы: Концепция генезиса общения ребенка М.И.Лисиной

Слайд 4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Развитие познавательных способностей, которое в

раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей

Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым
Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни

Основы Microsoft Word. Ворд для начинающих. часть 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте

Слайд 5

Деятельности
Развития
Самоценности
Поддержки
инициативы детей

Содействия и сотрудничества детей и

взрослых

Опора на игровые методы

Интеграции содержания образования
Содержания
образования

Организации с семьей

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Деятельности Развития Самоценности Поддержки инициативы детей Содействия

Слайд 6РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Интересуется окружающими предметами и активно

действует с ними; эмоционально вовлечен в действия

с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
Владеет активной и пассивной речью, включѐнной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Знает названия окружающих предметов и игрушек.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого. Возникают первые игровые замещения. Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.

Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально

Слайд 7ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Предметная деятельность и

познавательные способности
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Общение со взрослыми и

сверстниками, социальные навыки, игра

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
развитие понимания речи (пассивной речи)
развитие активной речи
формирование фонематического слуха,
развитие речи как средства управления своим поведением (т.е. планирующей и регулятивной функций речи)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование эстетического отношения к окружающему миру
Приобщение детей к изобразительной деятельности
Приобщение детей к музыкальной культуре
Приобщение детей к театрализованной деятельности

Источник: thepresentation.ru

Людмила Галигузова — Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Здесь можно купить и скачать «Людмила Галигузова — Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»1f8e9364-c457-11e2-b841-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Людмила Галигузова - Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста
Издательство:
неизвестно
978-5-86775-538-6

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги «Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста»

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Читайте также:
Где скачивать программы для Mac OS

Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Елена Олеговна Смирнова, Людмила Николаевна Галигузова, Софья Юрьевна Мещерякова

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Программа разработана детскими психологами – сотрудниками лаборатории психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования и лаборатории психологии раннего возраста Московского городского психолого-педагогического университета. Она основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.

Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

Программа является комплексной, так как охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Программа апробирована в ясельных группах дошкольных образовательных учреждений ЦАО г. Москвы. Авторы выражают глубокую благодарность начальнику дошкольного отдела Департамента образования ЦАО г. Москвы А.Д. Образцовой и методисту дошкольного отдела Л.Г. Маковей за помощь в организации экспериментальной работы.

В разработке и апробации программы участвовали сотрудники ДОУ №47: Е.В. Васильева – заведующая детским садом, М.В. Груздева – старший воспитатель, Н.А. Комиссарова – педагог-психолог; сотрудники ДОУ № 652: Д.А. Рубцова – заведующая детским садом, Н.В. Власова – психолог, Е. Г. Алонцева – воспитатель, Т. Н. Голованова – старший воспитатель, сотрудники ДОУ № 1975: В.А.

Жаворонкова – заведующая детским садом, О.В. Быкова – старший воспитатель, Е.И. Митрохина – социальный педагог; сотрудники ДОУ №2100: Е.Л. Смирнова – заведующая детским садом, Ю. Н. Тарасова – старший воспитатель, Н.И. Хромова – музыкальный руководитель, О. И. Бахарева – воспитатель, О.В.

Будник – воспитатель по физической культуре, Е. Б. Архангельская – воспитатель, Е.В. Рыбакова – воспитатель группы раннего возраста, В.А. Мануилова – логопед; сотрудники ГОУ ЦПМСС «Малыш» О.В. Гударева – директор Центра, Т.С. Рожкова – педагог-психолог, Л.Ф.

Опаловская – социальный педагог, О.В. Сердюкова – педагог-психолог. Авторы выражают им глубокую благодарность за помощь и творческий вклад в разработку игр и занятий с детьми.

Педагогические принципы, цели и задачи программы

В настоящее время в нашей стране происходит возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста, в связи с чем становится актуальной разработка образовательных программ, отвечающих современным запросам общества и научным представлениям о развитии ребенка. Эти задачи решаются в данной программе, построенной на принципах личностно-ориентированной педагогики. Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Научной основой программы послужили исследования лаборатории психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования, в которых установлены закономерности развития и возрастные особенности ребенка от рождения до 3 лет. Исходными теоретическими позициями программы явилась концепция о генезисе общения ребенка М.И.

Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность.

Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, творческое воображение, целенаправленность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур, приучение к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.

С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, счету, письму и др.

Во многом этому способствует появление большого числа методик, авторы которых обещают родителям в короткий срок развить у ребенка внимание, память, логическое мышление, научить его читать, считать и пр. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и адекватных методах его обучения приводит к тому, что обучение сводится к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний.

Читайте также:
Как установить программу с расширением exe

Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии.

При таком обучении маленький ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. В последнее время все чаще наблюдаются различные проявления «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетние малыши, научившиеся читать и поражающие взрослых скоростью чтения, часто не понимают содержания прочитанного. Для них чтение – это механический навык, который не связан с их желанием читать, с любовью к книге. В большинстве случаев это приводит к тому, что дети стараются избегать искусственно навязанного, бессмысленного для них занятия.

Исследования последних лет показывают, что приобретенные в раннем возрасте умения читать и считать еще не достаточны для успешного освоения ребенком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе; они отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникновение у ребенка невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

Источник: www.libfox.ru

Комплексная дополнительная образовательная программа «Первые шаги»

Онлайн-книги

Онлайн-книги

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. Организация познавательно- развивающего пространства строится на основе сочетания самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности родителей, педагогов. Создание познавательно-развивающего пространства для детей в возрасте 3-4 лет предполагает формирование и развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей детей, создание условий социальной адаптации ребенка не посещающего ДОУ. Содержание познавательно-развивающего пространства определяется дополнительными образовательными программами v «Играй и развивайся» v «Музыка и движение» Педагоги привлекают детей и их родителей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя их своим партнерским участием.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 45 минут. Между сменами видов деятельности устраиваются 10-15 минутные перерывы, во время которых дети могут отвлечься, отдохнуть, пообщаться друг с другом и с родителями. Количество детей в группе – до 8 человек.
III. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малышей в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, в связи с неизбежным пребыванием малыша в стрессовом состоянии. Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения больше других подвержены стрессу в новых условиях. Поэтому так важно еще на раннем этапе дать возможность ребенку приобрести позитивный опыт общения в детском коллективе в условиях развивающей ситуации.
Дополнительная образовательная программа «Играй и развивайся» разработана с целью оказания помощи в социализации личности детей младшего дошкольного возраста, находящихся на домашнем воспитании. Занятия по данной программе не только развивают сенсомоторику, но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека, — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – важный компонент эстетического воспитания. Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для дошкольника, так как в ней он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина и бумаги.

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние. Задачи программы: 1. Развитие интереса детей к совместной деятельности. 2. Развитие мыслительной активности.

3. Приобретение детьми позитивного опыта общения в коллективе. 4. Обогащение сенсорного опыта. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Повышение адаптивных возможностей детей . 7. Знакомство родителей с методами воспитания и развития детей и возрастными особенностями раннего и младшего дошкольного возраста.

Читайте также:
Ошибка в программе видеомонтаж

Дополнительная образовательная программа «Музыка и движение» нацелена на музыкальное и физическое развитие детей раннего дошкольного возраста не посещающих детский сад, возраст детей 3 – 4 года. В этот период ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Доступность основывается на простых общеразвивающих упражнениях и подвижных играх.

Эффективность – в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, пением и элементами танца, входящими в упражнения, но и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Задачи программы: 1. Развитие связной устной речи. 2. Развитие ритмичность движений под музыку. 3. Развитие координацию, ориентацию в пространстве. 4. Развитие образного мышления и задатков творческих способностей. 5. Приобретения опыта коллективного пения.

Важной особенностью организации занятий по программе «Первые шаги» является то, что в работе с детьми 3-4 лет широко используется игра.
В этом возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Кроме того, игра является основой для создания игровой мотивации при обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Модель развивающего воспитания и обучения требует от педагога создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку. Педагоги должны создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА. В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, педагоги и родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. В основе системы психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства заложены: во-первых, возрастные особенности детей; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство.Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром;
с окружающими (взрослые, сверстники);
с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения в познавательно-развивающем пространстве является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения.

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
· психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и педагогов. Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения познавательно-развивающего пространства можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к занятиям в учреждении. Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям. Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями. Развивающая работа (индивидуальная, групповая). Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

Психологическое просвещение и образование : формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, познавательно-развивающего пространства, профессиональной деятельности педагогов) В развивающей площадке «Малышок» в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке (проектирование) дополнительных образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-развивающего пространства развивающей площадки «Малышок» является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология , особая культура поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Психолого-педагогическое сопровождение программы «Первые шаги» направленно на выполнение целей развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения .

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru