Программа первого симфонического концерта на сцене куйбышевской филармонии была посвящена

Судьбы многих великих людей переплелись с судьбой нашего края. Далеко не все такие эпизоды их жизни широко известны. Открывая новую рубрику, мы хотели бы познакомить читателей с некоторыми из этих малоизвестных историй. А самой первой будет встреча на волжских берегах с великим композитором Петром Чайковским.

Музыка Петра Ильича Чайковского звучала в Самаре, кажется, всегда. Вскоре после кончины композитора в 1893 году самарские любители музыкального и драматического искусства устроили вечер его памяти с большой музыкальной программой. Как писали в местной прессе, сбор пошел на «…составление капитала в память П.И. Чайковского, для пособия музыкальным артистам и композиторам и на постановку статуи почившего композитора во вновь строящемся здании Санкт-Петербургской консерватории».
Всего за шесть лет до этого, в 1887 году, Петр Ильич гулял по улицам Самары. По улицам города он ходил пешком, никем не узнанный. Рядом не было ни толпы репортеров, ни восторженных поклонников. Скорее всего, он был этому безмерно рад, ибо больше всего ценил одиночество и страдал от многолюдья, на которое его обрекала слава.

К 90-летию Воронежского академического симфонического оркестра


На пароходе «Александр II», на котором он плыл по Волге из Нижнего, было тесно и неудобно. Но, как он писал в письме, «…я остался все-таки совершенно доволен своей волжской поездкой. Река теперь в полном разливе, местами берега отделены один от другого так, что река делается похожей на море. Действительно, Волга-матушка есть нечто грандиозное, величавое, поэтичное…».
Пароход подолгу останавливался в разных городах. Но больше всего
Чайковскому понравились два города – Вольск и Самара. Он ходил по улицам Самары, видел афиши – какая-то гастролирующая труппа давала «Евгения Онегина», слушал хор в епархиальном училище. Пение хора ему очень понравилось. Об этом он написал в своем дневнике. Если бы хористы это знали!

Запись в дневнике заканчивается словами: «Самара город хоть куда».
. 1940 год. Страна готовится к 100-летию со дня рождения Чайковского. Для Куйбышева (Самары) приближающаяся дата имела особое значение. Здесь не было концертной организации, которой отпраздновать такое событие было бы по плечу – филармонии. Для проведения симфонических концертов собирали музыкантов по всему городу.

Общественность бьет в колокола, настаивает, требует: городу необходим постоянный симфонический оркестр… В юбилейный для Чайковского год голос общественности был услышан.
8 мая 1940 года начинается биография Куйбышевской филармонии. Программа первого симфонического концерта была посвящена Чайковскому. В годы войны Куйбышев становится музыкальной столицей страны. Но вот вернулся в Москву Большой театр, и город на Волге перестал ею быть. И все-таки куйбышевским музыкантам в тяжелом 1943 году удалось открыть в филармонии свой симфонический сезон.

В программе – Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вариации на тему рококо», фрагменты из опер «Пиковая дама» и «Черевички», «Итальянское каприччио». Дирижирует Антон Эйхенвальд. Мягкий, деликатный, интеллигентный человек, он казался воплощением образа интеллигента конца ХIХ века.

Концерт симфонического оркестра часть 1

Это впечатление у музыкантов усилилось, и вокруг маэстро создалась особая аура, когда музыканты узнали, что в Москве в годы юности дирижера к его родителям когда-то запросто приходил «на кулебяку» Петр Ильич, а мать Эйхенвальда была арфисткой в оркестрах, исполнявших музыку Чайковского к балетам. Сестре же дирижера Маргарите, солистке Большого театра, композитор собирался поручить первое исполнение партии Иоланты в одноименной опере.
1958 год. В Воткинске проходит Первый международный конкурс имени Чайковского. Куйбышевскому симфоническому оркестру выпала честь принять в нем участие. Потом было много фестивалей. Но тот, первый, навсегда остался в памяти музыкантов.

Читайте также:
Какие действия можно выполнять с окном программы

Проникновенная музыка, сотни горожан у памятника Чайковскому, цветы, речи. И мемориальная доска в Доме-музее: «В этой комнате 25 апреля (7мая) 1840 года родился Петр Ильич Чайковский»…

Источник: samara.bezformata.com

Самарская государственная филармония

В декабре 1907 года на углу улиц Фрунзе и ЛТолстого (Саратовской и Москательной) открылся театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа было и остается шедевром русского провинциального модерна.Архитектор Платон Василье­вич Шаманский интересно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания пер­пендикулярно диагонали перекре­стка и расположил на этой оси вход.

Перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная груп­па — бог музыки и искусств Апол­лон и муза Эрато, покровительни­ца любовной поэзии.

Центральное окно уравновеши­вали два больших круглых окнас искусно выполненными пере­плетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа рельефы, изображающие пега­сов. Здание венчает восьми­гранный купол, оканчивающий­ся ротондой. Двойное название театр-цирк объясняется своеоб­разием его конструкции.

При снятии кресел в центре партера и установке съемного барьера зрительный зал превращался в цирковую арену. На сцене теат­ра «Олимп» ставились гастроле­рами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лек­ции выдающиеся ученые. 8 мая 1940 года начинается био­графия Куйбышевской филармо­нии. Программа первого симфо­нического концерта посвящена Чайковскому.

А через год — война. В годы Великой Отечественной войны жизнь филармонии была подчинена делу и задачам оборо­ны. В 1978 году здание закрыли на капитальный ремонт. Главный архитектор проекта Юрий Василье­вич Храмов 12 лет своей жизни посвятил филармонии. Здание было разобрано полностью, ото­двинуто вглубь на 17 метров.

Фаса­ды с рисунком проемов, витражей, купол, скульптурные группы, леп­нина театра «Олимп» были сохране­ны при реконструкции. Николай Никифорович Мананников заново отливал летящих крылатых коней на фасаде — венчающую строение скульптурную группу. В 1990 году новое здание филар­монии открыло свои двери.

Самара мало чем отличается от столицы пестротой и разнообрази­ем афиш, именами пребывающих с концертами выдающихся исполни­телей: Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рих­тер, Д. Шафран, Б. Давидович, Н. Батурин, М. Ростропович, Н. Штаркман, Т. Николаева, Л. Бер- ман, Д. Башкиров, В. Малинин, Л. Власенко, Д. Ойстрах, В. Климов, Л. Гинзбург, К. Элиасберг, Р. Бар- шай, Д. Мацуев, В. Минин, В. Спи­ваков, Ю. Башмет. 17 февраля 2001 года в Концерт­ном зале Самарской филармонии зазвучал орган. С тех пор вели­кая органная классическая музы­ка обрела свою «прописку» в Самаре.

Источник: visit-samara.ru

Самарская Филармония

Одним из красивых зданий улицы Фрунзе, неизменно привлекающее взгляд и внимание туристов, является прекрасное сооружение Самарской филармонии (дом №141), выполненное в стиле модерн. И сама история здания, и история развития самарской филармонии представляют несомненный интерес для знакомящихся с Самарой путешественников.

Читайте также:
Лучшие программы для xp

Современное здание Самарской Филармонии

Современное здание Самарской Филармонии

Цирк «Олимп»

Филармония, построенная в 1988 году, имеет свою уникальную предысторию и своего очень похожего внешне предшественника. Дело в том, что в начале 20 столетия, а точнее в 1907 году, в этом месте был сооружен прекрасный самарский Цирк-театр «Олимп» на более чем тысячу посадочных мест. Архитектором этого очередного шедевра модного тогда направления «модерн» был П.Шаманский, известный самарский зодчий польского происхождения, занимавший в то время должность губернского архитектора.

Театр

Театр «Олимп» П.Шаманского — дореволюционная постройка

А инициаторами и спонсорами этого сооружения стали самарские братья-купцы Калинины, которые решили поднять культурный уровень жизни родного города и построить цирк и театр одновременно. Как сегодня сказали бы – два в одном. Так начинался самарский шоу-бизнес.

Цирк «Олимп» был грандиозным культурным сооружением дореволюционной Самары, обладающим собственным оркестром, буфетом и прекрасным зрительным залом. Сцена этого зала видела выступления Ф.Шаляпина, В.Маяковского и А.Блока, Л.Собинова и И.Козловского, а так же множество цирковых трупп, в том числе и самого Дурова! Техническое оснащение театра позволяло «легким движением руки» превращать оперную сцену в цирковую арену.

Памятная доска о выступлении Ф.Шаляпина в самарском театре

Памятная доска о выступлении Ф.Шаляпина в самарском театре

Таким образом, театр «Олимп» был привлекателен для зрителей и своим месторасположением, и прекрасным залом с мощной акустикой, и разнообразием представленных жанров: от цирковых до оперных исполнений. И именно со сцены этого театра В.Куйбышев провозгласил о наступлении новой советской эпохи.

История самарского театра

История самарского театра «Олимп» до революции (коллаж)

Само здание «Олимпа» было одним из «жемчужин» российского модерна в провинции. Построенное на перекрестке оно имело скошенный угол, в котором находился вход. Таким образом, трехэтажное сооружение было открыто взору всеми своими тремя фасадными гранями.

Здание самарского Театра

Здание самарского Театра «Олимп»

В единое целое была объединена композиция центральной грани, состоящая из дверей и двух оконных ярусов. Причем окна были совершенно неординарной формы и размеров, придавая сооружению оригинальный колорит и помпезность. Боковые ризолиты центральной части были декорированы маскаронами (изображениями человеческих голов) и великолепными плетениями. И вся эта архитектурная игра фантазии завершалась скульптурным аллегорическим дуэтом из Аполлона (бог искусств) и Эраты (богиня любви и поэзии), расположенным над козырьком верхней арки.

Скульптурный дуэт Аполлона и Эраты на самарском театре

Скульптурный дуэт Аполлона и Эраты

Боковые фасады были украшены рельефными пегасами, которые, к слову сказать, очень не понравились Ф.Шаляпину, который выступал здесь в 1909 году.

Барельеф с Пегасом на боковых фасадах самарского Театра

Барельеф с Пегасом на боковых фасадах

Все здание было увенчано восьмигранным куполом с ротондой.

Куйбышевская филармония

После окончательного установления советской власти Цирк-театр стал Театром им.К.Маркса. Но в 20-х гг. театральное дело быстро заглохло, и в некогда блиставшем театральном здании в основном демонстрировались кинофильмы, а буфет превратился в низкосортную шашлычную.

Однако, приближался 40-й год, год 100-летнего юбилея со дня рождения П.И.Чайковского, отметить которое было приказано на высшем уровне во всех крупных городах. А это значит, что необходимо было провести ряд концертных, лекционных и прочих памятных мероприятий.

Поскольку в Куйбышеве в тот исторический отрезок времени не было ни музыкального городского театра с достойным зальным помещением, ни какого-никакого симфонического оркестра, то проводить мероприятие такого уровня было весьма проблематично.

Читайте также:
Программа один не видит Самсунг

Знакомство с историей Самарской филармонии в Музее ее истории

Знакомство с историей Самарской филармонии в Музее ее истории

И тогда Куйбышевский облисполком нашел отличное и малозатратное решение – организовать Куйбышевскую филармонию на основе Гастрольбюро в здании бывшего Цирка «Олимп». Так в мае 1940 года родилась городская филармония.

Филармонический штат был укомплектован из двух небольших оркестров и местных музыкантов и артистов, причем и из музыкантов, игравших ранее в фойе городских кинотеатров. Первыми солистами стали некоторые преподаватели музучилища. В первый же год своего существования филармония планировала проведение скрябинских циклов, концертов советских композиторов, творческих отчетов и просветительских лекториев. Но не за горами была Великая Отечественная война.

Советский период Самарской филармонии

Советский период Самарской филармонии

С первых же дней войны из сотрудников филармонии комплектовались фронтовые концертные бригады (всего за войну их было создано 9) и отправлялись на фронт. А в здании бывшего «Олимпа» на год разместился Театр оперетты. На постановки этого театра любил ходить 13-летний Эльдар Рязанов, будущий известный кинорежиссер, который, находясь в Самаре с семьей в эвакуации, проживал совсем недалеко от Филармонии – там сегодня можно посетить Музей Э.Рязанова.

Оставшиеся в городе артисты филармонии выступали на свободных театральных площадках города или же на выездных областных площадках, ибо ДК им. Куйбышева (ведущая сценическая городская площадка) был отдан артистам труппы Большого театра и под выступления Союза композиторов с Д.Шостаковичем, эвакуированным из Москвы.

Невзирая на тяжелую военную ситуацию, Филармония наращивала количество и качество своих концертных выступлений. С 1943 года, после отъезда из Самары эвакуированных театральных коллективов, Филармония вернулась в свое здание бывшего Цирка «Олимп», после этого концертная и просветительская ее деятельность развивается по нарастающей. 50-е и 60-е гг. были наполнены интересными программами, яркими гастролями и фестивальными концертами.

Работа Самарской филармонии в 60-70-х гг.20 столетия (коллаж)

Работа Самарской филармонии в 60-70-х гг

В 70-х гг. 20 столетия в процессе принятия решения о реконструкции здания, которое имело значительную степень износа, принимается решение о его сносе и о постройке нового филармонического жилища. Это мероприятие затянулось более чем на 10 лет. Все это время концерты Филармонии шли на различных городских сценических площадках.

Концерт Симфонического оркестра на сцене Самарской филармонии

Концерт Симфонического оркестра

Архитектор Ю.Храмов, разрабатывающий проект нового филармонического строения, решил оттолкнуться от архитектурного решения Цирка «Олимп». Поэтому новое сооружение, также выполненное в стиле модерн, но построенное немного вглубь от перекрестка, внешне очень напоминает утраченное здание, хотя и намного превышает его по размерам.

Современное здание Самарской филармонии

Филармония в наши дни

Размеры зрительского зала сохранились в прежних границах и объеме. Но изменился внутренний интерьер, выполненный в волжской тематике: раковины над сценой, волнообразные люстры и т.д. К тому же, заранее было приготовлено место для органа, который был приобретен и установлен только в 2001 году.

В зрительном зале Самарской филармонии

В зрительном зале Самарской филармонии

Филармония сегодня

Сегодня Самарская филармония продолжает активно наращивать свою концертно-просветительскую деятельность, проводит летние семейные мероприятия, попасть на которые весьма заманчиво.

Концерт органной музыки в Самарской филармонии

Концерт симфонического оркестра филармонии

При Филармонии открыт Музей ее истории, в котором можно ознакомиться с уникальными историческими, музыкальными и фотографическими материалами, рассказывающими о непростом 75-летнем пути развития Самарской филармонии.

В Музее Самарской филармонии

В Музее Самарской филармонии

Источник: russo-travel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru