Перспективная начальная школа
«Перспективная начальная школа» — это учебно-методический комплект 4-летней для начальной школы (руководитель — профессор Р.Г. Чуракова).
УМК «Перспективная начальная школа» включает комплекты по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А.
- Русский язык.Авторы: Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова Т. А.
- Литературное чтение.Автор Чуракова Н. А.
- Математика.Автор Чекин А. Л.
- Окружающий мир.Авторы: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.
- Музыка (1 -2 класс). Авторы: Челышева Т. В., Кузнецова В. В.
- Технология.Авторы: Рагозина Т. М., Гринева А. А., Мылова И. Б.
- Информатика (2 -4 класс). Авторы: Бененсон Е. П., Паутова А. Г.
Все учебники (кроме информатики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
Программы начальной школы. Подготовка к школе
Таким образом, комплект «Перспективная начальная школа» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.
Проект «Перспективная начальная школа» – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы».
Предпосылками для создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:
- Комплектностьпредусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником , справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция– это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Источник: xn--1274-63d3dhx2g.xn--p1ai
Концепция умк «Перспективная начальная школа»
Проект «Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина—В.В.
Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение главных целей образования всего периода обучения в общеобразовательной школе дает возможность конкретизировать эти цели на каждой ступени образования — начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.
Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1–4-го классов, безусловно, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, комплект учебников
«Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Только с учетом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка концепции УМК «Перспективная начальная школа» и создание нового учебно-методического комплекта.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Источник: studfile.net
Программа «Перспективная начальная школа»
Развивающая личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа» — это учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».
Концептуальные положения системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе котрого лежит системно-деятельностный подход.
УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов включает включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:
— Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
— Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.
— Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
— Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
— Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.
— Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Все учебники УМК включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года. Учебники были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Вновь изданные учебные пособия имееют пометку «Стандарты второго поколения».
Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:
— Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
— Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
— Интерактивность – Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
— Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»:
— УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
— Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
Источник: nnmama.ru
Статья на тему: Особенности УМК «Перспективная начальная школа»
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов) в условиях специально организованной учебной деятельности. Школьнику приходится исследовать, проверять, доказать, умение рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение.
В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Особенности УМК «Перспективная начальная школа»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
» Перспективная начальная школа»
учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №10
Особенности УМК » Перспективная начальная школа»
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов) в условиях специально организованной учебной деятельности. Школьнику приходится исследовать, проверять, доказать, умение рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение.
В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»:
— УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспективная начальная школа» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).
В чём же главные особенности «Перспективной начальной школы»?
1) При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребёнок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами — но комплект помогает решать и эту задачу); особенности восприятия школьника.
2) В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.
3) УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации.
4) Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.
— КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.
Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).
— ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.
— ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.
— ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической системы. Это, прежде всего, понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
-принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;
— принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей;
— принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи.
Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.
— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Учебники программы «Перспективная начальная школа»:
— Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
— Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
— Литературное чтение. Чуракова Н.А.
— Математика. Чекин А.Л.
— Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
— Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
— Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.
— Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г
Отличительные особенности УМК « Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа»
1. Первая отличительная черта связана с системой заданий развивающего и творческого характера, количеством задач повышенного уровня сложности, разнообразием технологий развития критического мышления, в УМК « Школа России» приоритет отдаётся проблемно-поисковому методу.
2.Отличительной особенностью УМК « Перспективная начальная школа» является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия «культура», «общение», «познание», «творчество». В программе выделяются уровни успешности выполнения этих задач в качестве диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности.
3. Задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспективная начальная школа» конструируются учителем на основании подходов к структуре задачи в плане навыков « ознакомление-понимание – применение — анализ-синтез-оценка» и многоуровневости, в УМК « Школа России» подходы к типовым задачам детализированы, в них меньше абстрактности и вариативности.
4. В УМК « Перспективная начальная школа» в связи с повышенными нагрузками и необходимостью к окончанию начальной школы попробовать определить в дальнейшем обучении профильное направление в освоении содержания образования предусмотрено в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлены на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребёнка.
Источник: kopilkaurokov.ru