Программа перехода к рынку началась в каком году

Гипермаркет знаний>>История>>История 9 класс>>История: Российская экономика на пути к рынку

Российская экономика на пути к рынку

1.От советской экономической системы к рынку.

2.«Шоковая терапия».

3.Приватизация.

4.Корректировка курса реформ.

5.Первые результаты экономических реформ.

6.Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.

7.Россия в мировой экономике.

От советской экономической системы к рынку.

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны

Он заявил о либерализации цен и торговли Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами
Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Ежедневный анализ рынка Форекс на 13 июля 2023 г (видео AMarket)

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за все годы перестройки
Ответственным за проведение реформ стал один из их разработчиков вице-премьер Правительства РСФСР Е. Т Гайдар.

«Шоковая терапия».

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с переходом экономики к рынку в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.

Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. — в среднем в 25 раз. Инфляция (рост цен) обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкою спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил наполнить прилавки товарами, но он привел к спаду не выдерживавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий . Впервые (а многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, где были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов, прежде всею налогов с предприятии Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от этого пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Анализ рынка МОСБИРЖИ на 13.07.23

Социальная цена первою года радикальных экономических реформ оказалась высокой.

Однако население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу была призвана в первую очередь приватизация.

Она началась осенью 1992 г. Работники приватизируемых предприятий получили право бесплатно или на льготных основаниях приобрести около 50% акций. Акции подтверждают право их владельцев (акционеров) на собственность и часть прибыли. Большая часть акций выставлялась на продажу. Приобрести их могли только граждане России.

У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было, поэтому правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн. 400 млрд. руб.) разделили на число российских граждан.

Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. рублей. Его стоимость оказалась явно заниженной, рост цен, сопровождавший первый этап реформ, не учли. Различные группы населения были поставлены в неравные условия. Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве. По признанию Е. Гайдара, «власть конвертировалась в собственность».

Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 15% всех предприятий торговли, возникло 160 тыс. фермерских хозяйств. В стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

Корректировка курса реформ.

В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.

Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу: предприниматели вывозили прибыль из России, поскольку за рубежом вложение капитала является более выгодным.

Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные кампании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили. Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.

Первые результаты экономических реформ.

В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная, частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Одни звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с данными 1970 и 1980 гг.
В 1995 г. обьемы добычи нефти составили 307 млн. т (в 1971 г. — 304 млн. т), чугуна производили 39,8 млн. т, проката — 39 млн. т (в 1970 г. — 41,9 и 43,1 млн. т соответственно).
Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37% в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53%).

Сократился импорт зерновых — 0,6 млн. т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн. т, в России в 1994 г. — 2,1 млн. т). Значительно сократилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн. т (в 1980 г. — 0,8 млн. т). Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Резко уменьшилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.).

А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Например, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, в 1994 г. — 26, а в 1998 г. — 29.

Читайте также:
Программа на языке программирования это

Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.

В начале 1998 г Черномырдин был от-правлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. В. Кириенко Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета.

17 августа 1998 г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО Фактически государство отказалось платить по долгам Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 i. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку

Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит (превышение доходов над расходами) Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам В мае 1999 г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса
В августе 1999 г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

Россия в мировой экономике.

Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг для уменьшения зависимости состояния российской экономики от цен на сырье за рубежом, ощутимых результатов не дали.

Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав В начале XX в валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г — 18%. Позиции России оказались серьезно потесненными и новыми промышленно-развитыми странами. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. находилась на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав, а по ряду показателей в расчете на душу населения занимала 55-е место в мире.

Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу От успеха в решении с>тои задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить подобающее ей положение в мире

Из указа президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» (3 декабря 1991 г.)

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:
1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (ры-ночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свобод-ным (рыночным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 года применение государственных регулируемых цен (тари-фов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограни-ченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребитель-ских товаров и услуг по перечням.
3. Правительству РСФСР:

определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производст-венно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования;

ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов; осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками — переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

Вопросы и задания:

1. Чем можно объяснить неудачи реформирования советской экономики в конце 80-х — начале 90-х гг.?

2. Какие основные положения включала программа экономических преобразований, оглашенная Президентом России 28 октября 1991 г.? Что вы считаете главным в ней?

3. В чем вы видите причины финансового кризиса 1998 г.?

4. Оценивая итоги экономического развития страны в 90-е гг., назовите наиболее важные результаты Благодаря чему они были достигнуты?

5. Какие проблемы в развитии экономики появились в 90-е гг.? С чем они, на ваш взгляд, связаны?

Расширяем словарный запас:

Валютный коридор — в России в 1995-1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.
Ваучер — в России в 1992 — 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бес-платной передачи гражданам объектов государственной собственности.
Инфляция — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.
Конвертируемая валюта— денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.
Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыноч-ной экономике.
Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвоз-мездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.
Рыночная экономика— социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн, История в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: edufuture.biz

Переход к рыночной экономике

28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент Б.Н. Ельцин выступил с программой глубоких экономических преобразований.

отпуск цен на большинство видов продукции,

ослабление государственного контроля над экономикой,

приватизацию жилья, промышленных, торговых и прочих предприятий.

Реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. На первом этапе стояла задача привести в соответствие платежеспособный спрос и предложение.

Решениями съезда для проведения реформы Президенту было дано право самостоятельно формировать правительство и издавать указы, имеющие силу закона. Ельцин стал главой правительства, его вице-премьерами были назначены Г.Э.Бурбулис, Е.Т.Гайдар, и А.Н.Шохин.

Реформа начиналась в максимально неблагоприятных условиях:

глубокий экономический кризис,

развал внутрихозяйственных связей,

развал системы управления,

большой внешний долг,

реальная угроза этнических конфликтов.

В январе 1992 г. в стране были введены свободные цены и свобода торговли. В течение нескольких месяцев макроэкономические показатели экономики улучшились (преодолен дефицит государственного бюджета, восстановлено соответствие между денежной массой и товарным предложением). Однако резко упали доходы и обесценились накопления основной массы населения. В промышленности и сельском хозяйстве продолжалось падение производства. Это вело к росту социального недовольства и расширению политической оппозиции курсу реформ.

Читайте также:
Как восстановить удаленную программу в app store

На УП съезде народных депутатов в декабре 1992 г. с резкой критикой реформ выступил председатель Верховного Совета России Р.И Хасбулатов, Под давлением депутатов Президент был вынужден отправить в отставку правительство Гайдара. Председателем правительства стал В.С. Черномырдин.

В конце 1992 г. началась широкая приватизация государственной собственности. При проведении приватизации предполагалось достижение следующих целей:

закрепление прав всех граждан России на приватизируемое имущество;

создание в России класса собственников, за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;

использование средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.

Каждый гражданин России получал свою долю государственной собственности, закрепленную в специальном чеке – ваучере, номинальная цена которого была приравнена с 10 тысячами рублей. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия, или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг.

На практике чеки стали инструментом концентрации капиталов. Многочисленные фонды, обещавшие дивиденды, обманули вкладчиков. Углубление дифференциации в обществе усиливало социальную напряженность и обостряло политическую обстановку в стране.

2. Формирование новой политической системы

Конфликт между Президентом и Верховным Советом

Экономическая ситуация оказывала решающее влияние на позиции и расстановку политических сил. Негативные последствия реформ привели к формированию оппозиции Президенту на съезде народных депутатов и в Верховном Совете. Формально противоречия между законодательной и исполнительной властью были заложены в Конституции, где недостаточно четко определялись полномочия различных ветвей власти.

В марте 1993 г. противоречия между Президентом и представительной властью усилились. Президент заявил о возможности роспуска Съезда народных депутатов. В ответ 28 марта внеочередной Съезд народных депутатов предпринял попытку импичмента, но для отставки Президента не хватило нескольких голосов депутатов. Съезд был вынужден согласиться на проведение референдума с вопросами о доверии к Президенту и Съезду народных депутатов, а также о доверии к экономическому курсу, осуществляемому правительством. Результаты референдума свидетельствовали о желании граждан страны поддержать Президента и проводимый им курс и, с другой стороны, сохранить Съезд и Верховный Совет Российской Федерации.

Политический конфликт выходил за рамки парламентских дискуссий. В Москве шли демонстрации сторонников и противников Президента Ельцина. 1 мая 1993 г. в ходе первомайской демонстрации произошли массовые беспорядки.

Разгон Верховного Совета и Съезда народных депутатов

20 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и объявил о проведении референдума по проекту Конституции и выборах в новые представительные органы власти. В ответ Верховный Совет и срочно собранный Съезд народных депутатов обвинили Президента в нарушении Конституции и, вместе с Конституционным Судом, признали его действия незаконными. Съезд народных депутатов объявил об отрешении Президента Ельцина от его должности и провозгласил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Было сформировано альтернативное правительство.

Страна оказалась перед угрозой двоевластия. Власти блокировали «Белый дом», где заседал съезд. Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик. 3 – 4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской мэрии, попытались взять штурмом телецентр в Останкино.

В результате беспорядков были многочисленные жертвы.

Для подавления мятежа в центр Москвы были двинуты войска. Здание Верховного Совета было захвачено, руководители арестованы. Видеофрагмент.

Разгон съезда народных депутатов привел к изменению всей системы органов власти. Повсеместно были упразднены Советы.

Конституция 1993 г. и новая расстановка политических сил

Для преодоления политического кризиса были проведены выборы в новые органы законодательной власти, а также референдум по проекту новой Конституции. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепилапринципы государственного устройства нового российского государства. Принятие новой Конституции стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране.

Противоречия между законодательной и исполнительной властью не были преодолены. Однако Государственная дума и представленные в ней политические силы обязаны были действовать в конституционных рамках, что исключало возможность применения непарламентских форм борьбы, таких как организация массовых беспорядков.

На выборах в Государственную думу в декабре 1993 г. пропрезидентский блок «Выбор России», возглавляемый Е.Т. Гайдаром, получил лишь около 15% голосов. Государственная дума оказалась такой же оппозиционной, как и распущенный Верховный Совет. В итогах выборов проявилась нараставшая усталость общества от тягот экономических реформ, которые ассоциировались с правительством Гайдара.

На следующих выборах 1995 г. новый пропрезидентский блок «Наш дом — Россия» набрал еще меньше голосов.

Выборы Президента летом 1996 г., стали серьезным испытанием для политической конструкции государства, определенной Конституцией 1993 г.

3. Попытки экономической стабилизации.

Второй этап приватизации и снижение инфляции

С начала 1994 г. правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.

С июля 1994 г. начался второй – денежный этап приватизации, направленный на привлечение средств в промышленность. Однако из-за хронического отсутствия средств в бюджете, государство использовало денежную приватизацию для «латания» бюджетных дыр, вместо того, чтобы инвестировать в индустрию.

Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности и появление класса собственников в стране.

В 1994-1995 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Росла зарплата рабочих и служащих.

Положение в сельском хозяйстве продолжало оставаться сложным.

С 1995 г. до лета 1998 г. Российская экономика находилась в фазе депрессии. Эта фаза, пришедшая на смену кризису, характеризовалась усилением государственного контроля над финансами, сокращением инфляции, относительно стабильным курсом рубля. Обратным результатом этих мер были многомесячные задержки заработной платы бюджетникам и пенсий для пенсионеров, недофинансирование государственных расходов.

Август 1998 г.: дефолт.

С 1995 г. наметилась долговременная перспектива снижения мировых цен на нефть – один из важнейших российских экспортных товаров. Ухудшилась собираемость налогов. Отсутствие необходимых средств в казне правительство пыталось восполнить за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО-ОФЗ).

Нараставшая катастрофа маскировалась потоком заявлений об экономической стабильности и о надежности рубля. В действительности продолжался спад производства, увеличивался бюджетный дефицит, значительной статьей которого было обслуживание долга.

Эти факторы совпали с финансовым кризисом в ряде стран Дальнего Востока, что спровоцировало в августе 1998 г. тяжелый экономический кризис. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк объявили о фактическом банкротстве страны. С 17 августа 1998 г. был объявлен мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов и страховых платежей по ним.

Одновременно с этим Центробанк отказался от поддержки прежнего курса рубля, что привело к его обвалу. Неопределенность валютного курса спровоцировала рост цен и приостановку экспортно-импортных операций. За этим последовал тяжелейший банковский кризис.

Осложнилось внешнеэкономическое положение страны. Возникли серьезные трудности с получением займов от Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций.

Выход из кризиса

Крах финансовой системы страны и обвал курса рубля имел ближайшие и более отдаленные следствия. Ближайшие последствия достаточно очевидны и в абсолютном большинстве – негативны. Реальная заработная плата упала, сократился товарооборот, выросло число безработных.

Вместе с тем падение курса рубля объективно стимулировало промышленность страны, сделало ее более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Резкий рост цен на импорт заставил потребителей выбирать отечественные товары. Снижение себестоимости продукции, вследствие девальвации рубля, сделало российские товары – сталь, трубы, цветные металлы и др. покупаемыми на мировом рынке.

Это привело к росту промышленного производства в стране.

4. Укрепление системы государственного управления

Экономические трудности усугубляли политическую ситуацию в стране. Сложность политической обстановки обуславливалась болезнью Президента Ельцина, падением его популярности, отсутствием поддержки в Государственной Думе, «министерской чехардой». В 1998-1999 гг. на посту председателя Правительства сменилось пять человек.

Читайте также:
Unix как установить программу

Резко осложнилась обстановка на Северном Кавказе. Чеченские военные формирования совершили нападения на Дагестан, возросла террористическая активность боевиков. Стал очевидным провал Хасавюртовских договоренностей между федеральной властью и лидером чеченских сепаратистов Масхадовым летом 1996 г. В политической атмосфере страны явственно нависло ожидание новых выборов. В случае досрочного ухода Президента в отставку по состоянию здоровья его должен был заменить, впредь до новых выборов, премьер-министр. Таким образом, Председатель Правительства становился не только преемником Президента, но и одним из самых перспективных кандидатов на президентский пост.

Утвержденный председателем правительства в августе 1999 г. В.В. Путин активизировал действия федеральных сил на Северном Кавказе: чеченские боевики были вытеснены из Дагестана, развернулись боевые действия против сепаратистов на территории Чечни. Это способствовало росту популярности нового премьера.

Очередные выборы в Государственную Думу в декабре 1999 г. впервые за время ее существования обеспечили большинство проправительственному и пропрезидентскому блоку.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил о своем досрочном уходе с поста Президента. Исполняющим обязанности Президента России до выборов стал Путин.

26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В деятельности нового политического руководства страны определились следующие приоритеты:

укрепление вертикали власти;

продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х 90 –е гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую была раскоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль.

Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Были приняты другие документы, способствовавшие укреплению вертикали власти, развитию местного самоуправления.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган – Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли изменения в порядке комплектования Совете Федерации. Все эти меры позволили выстроить достаточно работоспособную систему государственного управления в Российской Федерации.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство осуществляет курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. С 2000 г. впервые со времени перестройки страна имеет бездефицитный бюджет. Это позволяет выплачивать внешний долг, не прибегая к новым заимствованиям.

Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье – нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта – позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золотовалютных ресурсов Центробанка. Наметился рост промышленного и сельскохозяйственного производства.Свидетельством широкой поддержки политики, осуществляемой президентом В.В. Путиным, стали итоги выборов президента, состоявшиеся в марте 2004 г. За кандидатуру действующего президента проголосовало свыше 70% избирателей страны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Российская экономика на пути к рынку

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент РСФСР Б. Н. Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку.

Для вывода страны из кризиса Президент, возглавивший «правительство реформ», выбрал путь «шоковой терапии», т. е. быстрого вхождения в рынок. Выбор этой модели был реакцией на провал перестройки, который многие связывали с медлительностью и непоследовательностью М. С. Горбачёва. Программа перехода к рынку содержала набор мер, широко известных в мировой практике: вначале отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг — приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, определить реальную стоимость товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей зарабатывать деньги. Приватизация же, сделав людей собственниками, должна была вызвать мощный стимул к труду.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить её конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки. Возглавил проведение реформ вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Падение жизненного уровня населения. «Шоковая терапия»

Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз.

Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но привёл к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий.

Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно трудная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги позволили избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений помогло ликвидировать товарный дефицит и наполнить прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег. В ходе реформ население несло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Приватизация

Формирование слоя собственников было одной из задач экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу предполагалось в процессе перехода объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).

Приватизация началась осенью 1992 г. под руководством заместителя председателя правительства А. Б. Чубайса. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определённое количество акций.

Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нём указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд р.) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценён в 10 тыс. р. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к махинациям в сфере экономики.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru