Программа пэк это что

Содержание

Как многие уже знают программа производственного экологического контроля или попросту «Программа ПЭК» является обязательным документом для организаций, которые осуществляют свою деятельность на объектах 1-й, 2-й и 3-й категории НВОС. Эта обязанность закреплена в Федеральном законе №7, а форма самой программы ПЭК регламентирована Приказом Минприроды № 109 от 22 февраля 2022 года. Т.е. вот уже чуть меньше года мы живём с новой (а корректнее сказать с «текущей») формой программы ПЭК. И по всей видимости ближайшие пару-тройку лет году мы все будем пользовать именно этой формой, хотя возможно её и решат в очередной раз «доработать», как происходит последние годы: программы ПЭК за 5 лет менялась уже 3 раза.

Цель программы ПЭК

Программа ПЭК составляется с целью получения обобщённой информации о воздействии предприятия (объекта НВОС, т.к. у предприятия может быть несколько объектов), на окружающую среду. Т.е. это такой сборник всего того каким образом предприятие влияет на природу. Видимо, это сделано для того, чтобы при проверках не изучать большой кучу документов, а всё увидеть в одном месте и если уже тут возникнут вопросы, то тогда будут разбираться по каждому конкретному воздействию: на воду, на воздух, на землю (отходы захораниваемые на полигонах, т.е. по сути в земле).

Разработка программы ПЭК по новому Приказу

Кто делает программу ПЭК

Как мы уже сказали – программу ПЭК разрабатывают объекты 1-й, 2-й и 3-й категории НВОС, но для каждой категории есть нюансы:

  • Объекты 1-й категории НВОС составляют программу ПЭК в рамках КЭР (комплексного экологического разрешения), вернее она является одним из документов, который прикладывается при подаче всего комплекта документов для получения КЭР. Напомним, что КЭР согласовывается и утверждается Росприроднадзором на 7 лет.
  • Объекты 2-й категории НВОС составляют программу ПЭК рамках ДВОС (Декларации о воздействии на окружающую среду), хотя и тут также эта программа является одним из документов, который прикладывается при отправке ДВОС в надзорные органы. ДВОС уже, напомним, не имеет согласовательной функции, но также разрабатывает 1 раз в 7 лет.
  • Объекты 3-й категории НВОС составляют программу ПЭК отдельно от каких-либо других проектов, по причине того, что у них просто меньше этих документов регламентировано.

Порядок выполнения работ

Осмотр площадки

Выезд на площадку заказчика для осмотра территории и имеющейся документации по экологии: инвентаризации выбросов, инвентаризации отходов, наличия обучения у ответственного лица.

Анализ имеющейся документации

Сравнение того, что фактически имеется на площадке с разработанной документацией, анализ документации, определение недостающих нормативных актов.

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу №74 от 28.02.2018

Составление программы ПЭК

Составление программы ПЭК, куда входят следующие разделы:

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов;
  • сведения об инвентаризации сбросов;
  • сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах);
  • составление плана-графика контроля по ПЭК.

Передача и подписание подготовленной программы ПЭК у заказчика

Предоставление готовой программы ПЭК заказчику и подписание программы ПЭК у руководителя заказчика.

Обоснование разработки

Согласующие органы

Согласование не требуется, программа ПЭК утверждается руководителем предприятия.

Результат работы

Разработанная программа экологического контроля (ПЭК).

Срок действия

Бессрочно пока действует предприятие или пока не изменятся параметры производства (количество цехов, труб, виды производимых работ).

Ответственность

  • Должностные лица – 3 000 – 6 000 руб.
  • Юр. лица – 20 000 – 80 000 руб.

Срок действия программы ПЭК

Периодически возникает вопрос имеет программы ПЭК срок действия. В нормативных документах на сегодняшний день срок действия ПЭК не определён, т.е. фактически программа не имеет срока действия, если не изменится что-либо в производственном цикле организации и у неё не изменится количественный и качественный состав отходов, выбросов в атмосферу или сбросов в открытые водоёмы. Если таковые изменения произошли, а именно изменились объёмы сбросов и выбросов 10% или больше (про отходы, почему-то в Приказе № 109 не говорится), то тогда программу ПЭК нужно корректировать в течении 60 дней после выявленных изменений.

Однако имеется ещё один тонкий момент: как мы написали выше объекты 1-й и 2-й категорий НВОС отправляют свои документы (КЭР и ДВОС соответственно) 1 раз в 7 лет, и к ним прилагается программа ПЭК. Так вот нужно ли заново делать эту программу заново или нет и достаточно приложить старую? По логике можно прикладывать струю программу ПЭК, но кто знает как на это посмотрят надзорные органы, тем более, как мы знаем в разных регионах смотрят по-разному на пробелы в законах. Скорее всего этот вопрос так и не будет прояснён до 2025-2026 годов, когда предприятия 1-й и 2-й категории НВОС будут заново подавать свои документы в надзорные органы.

Читайте также:
Agent что это за программа и нужна ли она

Что будет за отсутствие программы ПЭК

Если при проверке на предприятии не обнаружат программу ПЭК, то предприятию могут грозить штрафные санкции. Их размер содержится в статье 8.5 КоАП:

  • штраф для должностных лиц: от 3 до 6 тыс. рублей;
  • штраф для ИП: от 20 до 80 тыс. рублей;
  • штраф для юридических лиц: от 20 до 80 тыс. рублей.

Но по опыту взаимодействия с надзорными органами они выписывают максимальные размеры штрафов – 80 000 рублей.

Зачем нужна программа производственного экологического контроля (ПЭК)?

Обязательное наличие программы производственного экологического контроля ПЭК на предприятия указано в ст. 67 фз № 7. Но, как показывает практика, далеко не все организации даже знают о данном требовании, не говоря уже о ее присутствии у предприятия.

Однако, программа ПЭК является важным инструментом на предприятии, позволяющем производить качественный контроль соблюдения природоохранных требований. Так как в данном документе указаны все производственные процессы, а также перечислены возможные воздействия на компоненты окружающей среды и мероприятия по их устранению или минимизации.

В случае отсутствия программы производственного экологического контроля при проверке у инспекторов возникнет резонный вопрос :”А все ли в порядке у предприятия с остальными экологическими документами?»

В данном документе помимо мероприятия по устранению или минимизации воздействий на ОС указаны также ответственные лица. Все они назначаются специальным приказом, ознакомлены с графиком их работ в части соблюдения требований ПЭК, а также со всеми возможными штрафными санкциями, применимыми к работнику, не исполняющему качественно свои должностные обязанности и пункты приказа.

Помимо этого в статье 8.1 КоАП РФ предусмотрен штраф как за отсутствие, так и за несоблюдение программы ПЭК.

Учитывая вышеуказанное, резонно предположить, что наличие на предприятии разработанной и утвержденной программы ПЭК является одним из важных аспектов в части соблюдения юр. лицом требований природоохранного законодательства.

С целью получения грамотной, полной и выполнимой программы ПЭК рекомендуем обращаться к экологам ООО «ОЛФОЭКО», которые обладают всем и необходимыми квалификационными знаниями и навыками для ее составления. За нашими плечами более 20 успешно разработанных и утвержденных ПЭК! Мы гарантируем качество выполненных работ в сжатые сроки.

Более подробно с данной услугой Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе проектная документация.

Источник: all4eco.ru

Производственный экологический контроль (ПЭК)

Картинка Производственный экологический контроль (ПЭК) 2020

Соколовская Елизавета

Соколовская Елизавета

07 февраля, 2020

  1. Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды
  2. Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Текущее положение дел в экономике России и всего мира складывается так, что текущая деятельность производственных организаций зачастую наносит серьезный ущерб состоянию окружающей среды. В целях реализации контроля за уровнем такого воздействия и максимального восстановления благоприятной экологии в нашей стране предусмотрены особые надзорные меры.

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Читайте также:
Расширение bmp что за программа

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Производственный экологический контроль в текущем году

Содержание комплекс работы по организации ПЭК на предприятии и требования к нему должны пребывать в прямой зависимости от категории организации по уровню воздействия на экологию. Компании, отнесенные к I, II и III категориям, обязаны составлять отдельный документ, который содержит комплексное описание работы предприятия в этом направлении. Компании IV категории согласно статье 67 федерального закона № 7-ФЗ освобождены от этой обязанности. Такой документ именуют программой ПЭК.

Наиболее опасные предприятия, отнесенные к I категории, обязаны внедрять в своих организациях особую систему автоматизированного контроля за генерируемым отрицательным влиянием на экологию. Правила разработки и эксплуатации такой системы для этой категории компаний определены постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 N 262. На ее активацию дается четыре года с момента получения организацией комплексного экологического разрешения.

Итоги работы компаний в рамках разработанной системы экологического контроля подлежат подаче в уполномоченный контролирующий орган в форме отчетной документации установленного образца. Он приведен в приказе Минприроды от 14.06.2018 N 261. Правила заполнения этого документа зафиксированы в приказе ведомства № 522.

Программа ПЭК

Итак, программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
  • данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
  • информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
  • сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
  • сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.

Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.

Правила разработки программы

Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:

  • актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
  • параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
  • типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
  • список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
  • список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
  • действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
  • итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
  • полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.

При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.

Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.

Осуществление ПЭК на предприятии

Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, могут осуществляться следующими способами:

  • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
  • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
  • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.
Читайте также:
Microsoft Windows script host что это за программа

Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. Действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

  • положение о ПЭК;
  • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
  • программа выполнения ПЭМ;
  • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

Пересмотр программы

  • изменение характера технологических процессов, применяемых в организации;
  • замена применяемого производственного оборудования;
  • замена типа применяемого сырья;
  • другие существенные изменения.

Пересмотр программы в перечисленных случаях потребуется, если результатом описанных изменений стало существенное усиление или ослабление вредоносного действия производства на данном предприятии на состояние окружающей среды. При этом в качестве существенного рассматривается изменение интересующих параметров более чем на 10%. Если это так, дожидаться очередного пересмотра программы по установленному в организации графику нельзя: произошедшие корректировки необходимо отразить в ней в течение 60 дней после наступления таких обстоятельств.

Отчетность по результатам ПЭК

Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

  • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
  • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

Ответственность за невыполнение требований экологического законодательства в части оформления документации

Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

  • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
  • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
  • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

  • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
  • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
  • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

Принимая во внимание серьезные размеры штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством, а также весьма сложные требования к оформлению необходимых документов, многие руководители организаций предпочитают обращаться для их составления к услугам специализированных компаний.

Источник: www.centrattek.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru