При разработке программы педагогической диагностики для проведения исследования возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников указать цель исследования с учетом гендерного подхода, название диагностических методик с указанием авторов. Отразить назначение педагогической диагностики (для учителя, родителей и т.д.).
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнёт сознательно влиять на своё развитие.
1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе.
2. Определить эффективность педагогических средств, форм, методов и организации воспитательного процесса.
3 Прогнозирование возможных результатов путем развития коллектива и личности, динамика развития коллектива.
Программа педагогической диагностики для изучения качеств личности учащихся 3 «В» класса.
— Модифицированная анкета. В процессе практики была проведена модифицированная анкета с учащимися в 3 «В» класса целью, которой было выявление уровня сформированности познавательной сферы младшего школьника.
Мастер-класс учителя начальных классов Елкиной Дарии Николаевны
Ниже представлены диагностики, которые можно будет провести в будущем.
1. М етодика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна
2. Методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
3. Модификация методик Дембо-Рубинштейн:
а) Воображение. Методика «Дорисовывание фигур»
б) Память. Методика «Определение типа памяти»
Модифицированная анкета, пройденная учениками 3 «В» класса
Ответы на вопросы протоколируются, затем анализируются с точки зрения правильности и полноты. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл; частичное отсутствие этих показателей — в 0,5; неправильный ответ в 0 баллов. Результаты будут классифицироваться следующим образом; 4 балла – высокий уровень, 2 — 3 – средний, 0-1 низкий.
- Знаешь ли ты дни недели? Какой день предшествует среде? Какой за ним следует? (вторник, четверг) 1 балл
- Различаешь ли ты правую и левую стороны? (поднимите правую, левую руку, покажите левый глаз, правое ухо, постучите левой ногой) 1 балл
- Знаешь ли ты времена года? (что идет после весны, перед зимой, после лета, перед весной) 1 балл
- Какие знаешь цвета? (все дети показали цвета радуги в классе) 1 балл
- Где ты живешь? Как называется наша планета? Домашний адрес. (г. Черняховск, планета Земля) 1 балл
- Каких ты знаешь домашних животных, и чем они отличаются от диких? (дети плохо ориентируются в различении диких и домашних животных, были разногласия) 0,5 балл
- Чем отличается день от ночи? 1 балл
Вывод: В результате проведения модифицированной анкеты с учащимися 3 «В» класса, я могу сделать вывод о том, что у детей высокие показатели сформированности познавательной сферы. На все поставленные вопросы они отвечали полным ответом, содержательно и правильно, были недочеты, но мы с ними справились.
Краткая характеристика образовательных программ начальной школы
С точки зрения правильности и полноты проведенная диагностика имеет высокий уровень.
Предварительный просмотр:
Программа педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 3 «В» класса.
Дата: 19.01.16 — 25.01.16
Время: 13.00 — 18.10
Урок (мероприятие): математика, литературное чтение, музыка, физическая культура, перемена.
Количество учащихся: 29
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи: провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке; осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки; выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдное (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности
Учащийся (имя и начальная буква фамилии)
Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.)
добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.)
недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.)
соблюдение правил поведения при изменении обстановки
выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.)
умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.)
умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав
умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности
соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.)
планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки
умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки
Источник: nsportal.ru
Программа наблюдения за отдельным учеником
Цель задания: формирование у студентов умения наблюдать за поведением младших школьников, фиксировать и анализировать его результаты.
Перед выполнениям данного задания необходимо на отдельном листе переписать из дневника педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением нескольких школьников. Посетив несколько уроков, студент охватывает наблюдением одного их учащихся класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения ученика на уроке и перемене:
— правильность посадки на уроке;
— проявления учеником внимания при объяснении учителем учебного материала;
— умения ученика правильно обратиться к учителю с вопросом;
— умения ученика правильно ответить на вопросы учителя;
— особенности произвольного внимания и мыслительной деятельности ученика;
— особенности поведения и межличностных отношений с одноклассниками на перемене.
Результаты наблюдений фиксируются в протоколе
Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+» и используются при составлении психолого-педагогической характеристики школьника.
Методические рекомендации к проведению психодиагностического обследования младших школьников
Как любой научный инструмент, данные психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. В связи с этим возникает необходимость в соблюдении ряда требований к проведению процедуры обследования первоклассников студентами:
1.Общие этические принципы психодиагностического обследования
Перед началом тестирования необходимо индивидуальное согласие родителей школьника. По просьбе родителей им могут быть сообщены результаты тестирования ребенка. Это может сделать студент в присутствии учителя. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности ребенка и родителя. В спорных моментах вопрос решать в пользу ребенка.
2. Учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников
Процедура группового обследования не должна превышать 20 минут беспрерывного выполнения задания. Инструкция дается четко в начале выполнения непосредственно процедуры тестирования.
Задание по психологии:
— Провести диагностику личностных особенностей младших школьников с целью разработки рекомендации для учителя и родителей по развитию индивидуально-личностных качеств;
— Составить Психолого-педагогическую характеристику ученика на основе наблюдения и полученных диагностических результатов.
Программа диагностики личностных особенностей
Младшего школьника.
Протокол диагностики личностных особенностей
Младшего школьника
Ф.И. | Тип темперамента | Уровень самооценки |
Примерная схема составления психолого-педагогической
Характеристики учащегося
1. Общие данные об ученике:
а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;
б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);
в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.
2. Учебная деятельность:
а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);
б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);
в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;
г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);
д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).
а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;
б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;
в) навыки культуры проведения;
г) единство сознания и поведения.
4. Отношение к труду:
а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;
б) наличие трудовых навыков;
в) какие виды труда школьник предпочитает.
5. Общественная активность:
а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;
б) степень активности в общественной жизни класса.
6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:
а) ценностные ориентации;
б) интересы, увлечения.
6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)
7. Взаимоотношения с учениками класса:
а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);
б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.
9. Отношение школьника к себе:
а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.
10. Особенности темперамента и характера:
а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;
б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения);
в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.
11. Специальные способности, задатки, склонности:
а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;
б) дифференциация склонностей.
12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика
а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;
б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;
в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать.
Методические рекомендации по оформлению отчетной документации
По результатам психолого-педагогической практики студенты представляют отчетный документ. Структура его оформления и записей в нем следующая:
— титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о месте прохождения практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики;
— цели, задачи и задание психологического блока практики;
— Протокол фиксации диагностики личностных особенностей
— Психолого-педагогическая характеристика учащегося
Предпочтительна печатная форма отчета, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.
Титульный лист
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Кафедра детской психологии
Дневник
Учебно-методическая практика в школе
1. Практикант:___________________
студент(ка) курса, группы «»
База практики: __________________
Групповой руководитель
Сроки прохождения учебной практики:
с «__» ______ по «__» ______ 20__ г.
Орск 2012
(для студентов 4 курсов дневной и заочной форм обучения)
Ф.И.О. студента ______________________________________
Место прохождения практики: школа № _____ город _______
Дата прохождения с «» ______ 200 г. по «» _______ 200 г.
Портфолио документов: оценочный лист проведенных студентом мероприятий в ходе практики (занятия, развлечения).
1.Изучение темперамента школьника методом наблюдения______________
2. Изучение самооценки младших школьников________________________
3. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося _______________________________________________________________
4. Рефлексия проделанной работы (удовлетворенность работой группы, собственной активностью, озвучивание положительных и отрицательных сторон своей работы, оформляется в виде эссе в свободной форме) ___________________
5. Отзыв учителя о деятельности студентов _______________
Подпись руководителя ________________________
Примерная схема составления психолого-педагогической
Характеристики учащегося
1. Общие данные об ученике:
а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;
б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);
в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.
2. Учебная деятельность:
а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);
б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);
в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;
г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);
д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).
а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;
б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;
в) навыки культуры проведения;
г) единство сознания и поведения.
4. Отношение к труду:
а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;
б) наличие трудовых навыков;
в) какие виды труда школьник предпочитает.
5. Общественная активность:
а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;
б) степень активности в общественной жизни класса.
6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:
а) ценностные ориентации;
б) интересы, увлечения.
6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)
7. Взаимоотношения с учениками класса:
а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);
б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.
9. Отношение школьника к себе:
а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.
10. Особенности темперамента и характера:
а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;
б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частаясменанастроения);
в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.
11. Специальные способности, задатки, склонности:
а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;
б) дифференциация склонностей.
12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика
а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;
б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;
в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать
Программа наблюдения за отдельным учеником
Цель задания: формирование у студентов умения наблюдать за поведением младших школьников, фиксировать и анализировать его результаты.
Перед выполнениям данного задания необходимо на отдельном листе переписать из дневника педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением нескольких школьников. Посетив несколько уроков, студент охватывает наблюдением одного их учащихся класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения ученика на уроке и перемене:
— правильность посадки на уроке;
— проявления учеником внимания при объяснении учителем учебного материала;
— умения ученика правильно обратиться к учителю с вопросом;
— умения ученика правильно ответить на вопросы учителя;
— особенности произвольного внимания и мыслительной деятельности ученика;
— особенности поведения и межличностных отношений с одноклассниками на перемене.
Результаты наблюдений фиксируются в протоколе
Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+» и используются при составлении психолого-педагогической характеристики школьника.
Методические рекомендации к проведению психодиагностического обследования младших школьников
Как любой научный инструмент, данные психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. В связи с этим возникает необходимость в соблюдении ряда требований к проведению процедуры обследования первоклассников студентами:
1.Общие этические принципы психодиагностического обследования
Перед началом тестирования необходимо индивидуальное согласие родителей школьника. По просьбе родителей им могут быть сообщены результаты тестирования ребенка. Это может сделать студент в присутствии учителя. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности ребенка и родителя. В спорных моментах вопрос решать в пользу ребенка.
2. Учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников
Процедура группового обследования не должна превышать 20 минут беспрерывного выполнения задания. Инструкция дается четко в начале выполнения непосредственно процедуры тестирования.
Задание по психологии:
— Провести диагностику личностных особенностей младших школьников с целью разработки рекомендации для учителя и родителей по развитию индивидуально-личностных качеств;
— Составить Психолого-педагогическую характеристику ученика на основе наблюдения и полученных диагностических результатов.
Источник: infopedia.su
Наблюдение за учебной деятельностью. Наблюдение за учебной деятельностью младшего школьника. Цель проведения наблюдения
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 24.58 Kb.
Задание №4. Наблюдение за учебной деятельностью младшего школьника.
Цель проведения наблюдения: выявить возрастные особенности детей младшего школьного возраста и сформированность учебной деятельности.
Критерии наблюдения :
1. Мотивация
— Заинтересованность содержательной или процессуальной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство).
— Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой).
— Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей).
— Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).
— Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности).
— Мотивы, заложенные в учебной деятельности:
связанные с процессом учения (стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач)
Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:
широкие социальные мотивы
— долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителем
— самоопределения – понимание значения для будущего
— самосовершенствования – получить развитие в результате обучения
— благополучия – одобрение со стороны значимых взрослых, одноклассников, хорошие отметки
— престиж (мотив достижения успеха)– быть первым среди учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей)
— отрицательные мотивы (избегания неудач, неприятностей от учителей, родителей, одноклассников)
2. Принятие учебной задачи
2.1. Принятие учебной задачи.
2.2. Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, постановка целей и их достижение.
2.3. Наличие плана действий, способ получения, тип ООД (обобщенная основа действия).
2.4. Особенности усвоения учебной задачи:
· Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу.
· Принимает, но не удерживает учебную задачу.
·Не принимает учебную задачу.
· Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения.
2.5. Пути усвоения учебной задачи:
— продуктивные путь: освоение понятий и обобщенных способов действий
3. Учебные действия
3.1. Виды учебных действий
— по характеру познавательной деятельности:
• перцептивные (опознание, идентификация),
• мнемические (запечатление, структурирование информации, сохранение, актуализация и т.д.),
• мыслительные (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция, сравнение)
— по уровню овладения: внешние и внутренние
— по виду активности: преобразующие, исследовательские
— по функциональным особенностям:
3.2. Произвольность поведения
Особенности восприятия образца и правила:
• умение ориентироваться на заданное требование, умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания, способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух;
• умение воспроизводить образец, способен воспринять задание, данное зрительно, умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием;
• умение подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
• концентрированность на задании, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание;
• трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца.
3.3. Этапы формирования умственных действий и понятий (Гальперин П. Я.).
3.4. Степень самостоятельности:
— Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития).
— Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития).
3.5. Уровни помощи взрослого:
совместное действие со взрослым
частично-совместное действие (взрослый начинает – ребенок заканчивает)
действие по показу (образцу)
действие по жестовой инструкции с речевым сопровождением (для детей с ОВЗ)
действие по речевой инструкции взрослого
3.6. Отношение к помощи со стороны взрослого
— Принимает помощь взрослого.
— Не принимает помощь взрослого.
4. Контроль в учебной деятельности
• Предварительный (или планирующий) — оценка планов, разработка процедур и правил работы
• Текущий (пооперационный) — обратная связь в ходе сравнения выполняемого действия с его ориентировочной основой, с образцом, с операционным алгоритмом
• Итоговый контроль выполняет важнейшую функцию оценки результатов обучения.
• Умеет ли ученик обнаружить ошибку в выполнении задания самостоятельно;
• совершает ли он одни и те же ошибки в выполнении задач;
• умеет ли ученик объяснить причины своих ошибок на примере известного способа;
• как ученик относится к критике своих действий;
• сверяет ли ученик последовательность своих действий с заранее продуманным планом.
• привлекает ли ученик к контролю других учеников, учителя
• старается проверять себя самостоятельно.
5. Оценка в учебной деятельности
— фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
— Общая оценка – насколько правильно и качественно выполнено задание
— Дифференцированная оценка (оценка своих действий) – насколько освоен способ решения, какие операции не отработаны
2). Критерии оценки результата.
3). Анализ ошибок.
4) Сформированность самооценки:
· есть ли у ученика представление об эталоне действия (эталоне выполненного задания);
· владеет ли ученик разными критериями оценки усвоения учебной задачи;
· насколько адекватно он может это сделать;
· совпадают ли критерии оценки, которые использует ученик, с теми, которые использует учитель.
6. Уровень сформированности учебной деятельности
Уровень сформированности учебной деятельности оценивается по таким ее аспектам:
— полнота – сформированность всех учебных действий,
— самостоятельность учебной деятельности,
Результат учебной деятельности:
— объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия, возможность решения задач разной трудности)
— субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).
Для того чтобы более точно понимать, что именно важно отмечать при диагностике уровня сформированности учебной деятельности, посмотрите методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика), выложенную в курсе. Используйте критерии данной методики для анализа сформированности компонентов учебной деятельности.
II. Социальная ситуация развития.
II.I. Взаимодействие со взрослым.
Критерии: особенности общение со взрослыми в младшем школьном возрасте. Учебное сотрудничество со взрослым.
Стили общения педагога с детьми:
1) Авторитарный стиль — ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися.
Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Пассивна позиция ребенка. Дисциплина как цель. Психическое давление.
2) Демократический стиль — ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Активная позиция ребенка. Дисциплина как средство, а не цель.
3) Либерально-попустительский стиль — самоустранение учителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее, передача инициативы ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся учитель осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Дисциплина в принципе не организуется. Ребенок не осознает обязанностей. Развитие отношений с учителем по схеме делового общения. Дистанция в отношениях ребенка и учителя.
Влияние оценки учителя на мотивацию и самооценку ребенка. Типы общения: диалогическое и монологическое.
II.II. Взаимодействие со сверстниками
Критерии: Особенности общение со сверстниками у младших школьников. Учебное сотрудничество со сверстниками.
Инициатива взаимодействия: ситуативно, взрослым, ребёнком.
Стремление, избирательность и умение ребенка устанавливать контакты с ровесниками: — легко и быстро устанавливает контакт; — контакт избирательный; — контакт формальный (чисто внешний); — в контакт не вступает
Основание выбора партнёра для общения, дружбы.
Характер отношения ребенка к сверстникам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон просоциальные действия, сопереживание, средства общения.
Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Характер взаимодействия: по устойчивости, по длительности, по разнообразию форм.
Отношения во взаимодействии: основаны на руководстве и подчинении или на взаимном согласии, учете мнения и желания партнера.
Становление и развитие отношений со сверстником: — предметный (или частичный) тип отношения: другой человек противопоставляется в качестве внешнего предмета, объекта оценки, познания или воздействия (субъект-объектная парадигма), другой определяется через совокупность своих качеств, которые могут стать предметом познания, оценки или использования; — личностный (или целостный) тип отношения: другой представлен в сознании человека, этот «внутренний другой» является необходимым, онтологическим основанием сознания и самосознания человека, отношения с которым переносятся на реального человека как понимание, сопереживание, диалог (субъект-субъектная парадигма); несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам, он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная и самоценная личность.
III. Новообразования младшего школьного возраста (по основной и побочным линиям развития) имеет смысл рассматривать в деятельности или социальной ситуации развития, а не отдельным аспектом.
Умение учиться Содержательная рефлексия, анализ, планирование. Произвольность познавательных процессов. Формирование самооценки. Внутренний план действий.
Протокол наблюдения
• Наблюдантся познавательная активность,заинтересованность процессуальной стороной деятельности. Данный вид учебных действий мы можем определить как мыслительный процесс по характеру познавательной деятельности (школьник приходит к верному ответу путём размышлений и анализа)
•Также мы можем увидеть , что ученик находится в зоне ближайшего развития ,так как ему требуется частичная, но регулярная помощь взрослого.
• Школьник проявляет умение подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия , путём соблюдения всех норм поведения на уроке ( не выкрикивает , не отвлекается , а лишь тянет руку и ждёт , когда его спросят)
•Ученик проявляет вид внутреннего дисциплинарного самоконтроля, он способен без помощи взрослого вернуть концентрацию к теме урока и производить учебную деятельность
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ребенок соответствует младшему школьному возрасту.
Источник: topuch.com