Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.
Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем — исследователем.
Сущность наблюдения — точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.
Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изучаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи исследователя с предметом наблюдения.
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.
Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.
Работаем по ФГОС дошкольного образования: педагогические наблюдения
Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.
Классификация видов наблюдения
По форме организации
Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам
Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти
По степени включенности наблюдателя
Невключенное наблюдение – социолог не является участником происходящих событий
Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемом событии, является членом группы, поведение которой он исследует
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми
Скрытое наблюдение – проводится инкогнито, наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования
Открытое наблюдение – проводится публично, предполагает оповещение наблюдаемых об организуемом мероприятии
По месту проведения
Полевое наблюдение – проводится в условиях, естественных для участников наблюдения
Лабораторное наблюдение – организуется в специально подготовленном помещении
По регулярности проведения
Систематическое наблюдение – проводится регулярно по заранее разработанному плану
Несистематические наблюдение – проводится без заранее составленного плана в течение неопределенного времени (разновидности: эпизодические и случайные наблюдения)
По длительности проведения
Кратковременное – проводится на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами
Педагогические наблюдения
Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения.
Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения
Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов
По используемым средствам
Непосредственное наблюдение – социолог не употребляет технических инструментов, полагаясь только на свои органы восприятия (глаза и уши)
Опосредованное наблюдение – социолог употребляет технические инструменты (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
1. Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если одна из задач исследования — «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика таких ситуаций.
2. Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.
3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
5. Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.
6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.
7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.
8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).
При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.
В программе указываются: вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации. В плане наблюдения отражаются основные вопросы, подлежащие изучению, на основе плана осуществляется фиксация результатов наблюдения , поэтому необходимо включить признаки наблюдения явлений, их число не должно быть большим, они должны быть четко определены.
Список использованных источников
- Наблюдение как метод исследования: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://studopedia.ru/11_177801_tema-nablyudenie-kak-metod-issledovaniya.html
- Педагогическое наблюдение: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://studopedia.ru/6_72648_pedagogicheskoe-nablyudenie.html
- Наблюдение — одним из основных исследовательских методов: : [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://mylektsii.ru/1-59319.html
- Методы педагогического исследования — наблюдение: : [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://infourok.ru/metody_pedagogicheskogo_issledovaniya_-_nablyudenie-175131.htm
Программа наблюдения Вид наблюдения: непосредственное, открытое, невключенное, выборочное, краткосрочное, внешнее. Время: 40 мин. Цель: выявить передовой педагогический опыт по использованию методов и средств обучения на уроке русского языка Объект: средства и методы обучения Предмет: вербальные и невербальные акты поведения субъектов педагогического процесса Ситуация: урок русского языка Способ наблюдения: присутствие на уроке Выявляемые параметры и единицы наблюдения:
Какие средства обучения использовал учитель? | |
Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО? | |
Как подготовлена классная доска к уроку? | |
Используемые методы обучения -Объяснительно-иллюстративные -Репродуктивные -Методы проблемного обучения А) проблемное изложение Б) частично-поисковые В) исследовательские методы -Методы контроля и самоконтроля | |
В какой мере применяемые методы и приемы соответствовали задачам урока? | |
Какова эффективность использованных приемов и методов обучения? | |
Выводы |
Способ регистрации: занесение в таблицу.
-80%
Источник: videouroki.net
Научная электронная библиотека
Методы педагогического наблюдения позволяют путем непосредственного восприятия качественных и количественных характеристик изучать различные явления, события, процессы. В области педагогики с помощью наблюдений изучают особенности организации учебного процесса, педагогический опыт отдельных преподавателей и тренеров; особенности поведения учащихся в процессе выполнения различных заданий; применяемые педагогические средства и их место в занятиях, характер и величину нагрузок и т.д. Объектами наблюдений могут быть учащиеся, различные классы в школе, разного возраста и пола; преподаватели и родители; а также условия занятий (в классе, в спортзале, в студии или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды); а также воспитательный потенциал семьи и образовательного учреждения, взаимоотношения между взрослыми и детьми в семье и т.д.
В методике проведения социально-педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений, классифицирующиеся в зависимости от условий проведения наблюдения (клинические, естественные); способа записи и регистрации данных (с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, фото- и кинонаблюдения, комплексные); отдлительности наблюдения (длительные, одномоментные); объекта и формы организации наблюдения (индивидуальные, групповые, командные); способа взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого (обычные, включенные, участвующие); способа наблюдения (визуальные, приборные, самонаблюдения).
Для регистрации результатов педагогического наблюдения могут использоваться самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступным считается протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках (см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5 и Приложение 6).
Процедура конкретного наблюдения не зависит от его типа, а также применяемых средств и методов и предусматривает четыре этапа.
Алгоритм педагогического наблюдения
Этапы педагогического наблюдения
Общая характеристика действий социального
педагога на этапе педагогического наблюдения
I этап. Подготовительный
Необходимо подготовиться к проведению педагогических наблюдений: сформулировать цель и задачи наблюдения, составить его план, подобрать средства и методы регистрации исследуемых показателей, подготовить место проведения наблюдения, провести инструктаж помощников и наблюдаемых, подготовить протоколы и бланки для записи наблюдаемых характеристик
II этап. Педагогическое наблюдение
На втором этапе осуществляется самонаблюдение. Здесь очень важно следить за ходом наблюдения, правильностью заполнения протоколов и бланков, исправностью применяемой аппаратуры
III этап. Обработка результатов педагогического наблюдения
Сюда входит первичная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстановление выпавших данных и вычисление производных характеристик (отношений, разности, суммы, процентов и т.п.) и статистическая обработка результатов (расчет средней арифметической, стандартных отклонений, вариаций и т.п.)
IV этап. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов педагогического наблюдения
Этап предусматривает анализ полученных результатов, описание исследуемого процесса, обсуждение материалов наблюдения, формулировки выводов, разработку практических рекомендаций, предложения по внедрению результатов наблюдений в практику, планирование новых наблюдений
При использовании в методике наблюдений все более современных регистрирующих устройств, диапазон применения этого метода в социально-педагогических исследованиях расширяется.
После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо суммировать все числа графы 2 (выполнение физических упражнений) и проставить полученные значения в формулу:
где МП – моторная плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тобщ – общая продолжительность занятий или его части. Показатели моторной плотности меняются в зависимости от вида, содержания урока, применяемых методов и могут варьироваться от 50 до 80 %.
Для определения общей плотности урока суммируются показатели граф 2, 3 и 5, кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 4 и 6), после чего эти значения проставляются в следующую
формулу:
где Тпол – полезное время занятий.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100 %.
Памятка для проведения педагогического наблюдения
• Социальный педагог изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельностиподопечного(ых) воспитанника(ов).
• Социальный педагог не может активно вмешиваться в ход педагогических событий (урока, мероприятия, беседы, игры и др.), ситуаций (конфликта, спора и др.) или протекания психических процессов.
• Социальный педагог как исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить.
• Социальный педагог фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения.
• Социальный педагог фиксирует факты поведения подопечных воспитанников (или клиентов) и личностных проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.
• Социальный педагог как исследователь не может воспроизвести заново явление, которое он уже наблюдал, сохраняя те же условия и обстоятельства.
• Хронометрирование осуществляется на одном ученике с наиболее типичными характеристиками (или с характеристиками значимыми для социально-педагогического наблюдения). Методика хронометрирования должена соблюдаться в строгой последовательности.
1. Используя бланк наблюдения и «Памятку о проведении педагогического наблюдения» Приложение 3 и 4 С. 40-44., проведите педагогическое наблюдение и сделайте выводы относительно исследуемой формы педагогической деятельности.
2. Посетите урок в общеобразовательной школе. Используя бланк наблюения урока Приложения 5 С. 45-46 , сделайте фото-записьурока и дайте ему отзыв.
3. Используя формулу, осуществите процедуру хронометрирования. Дайте оценку эффективности распределения ресурса времени у наблюдаемого ученика на примере одного урока (Приложение 6 С. 47)
Ключевые понятия: наблюдение, наблюдатель, включенное – не включенное наблюдение, хронометраж урока.
Введение в научное исследование в педагогике: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов. – М., 2000.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2006
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (советы начинающему исследователю) – М., 2000.
Источник: monographies.ru
3.Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки педагогического наблюдения:
1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;
2) получение разрешения на проведение наблюдения;
3) составление плана наблюдения;
4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);
5) сбор данных наблюдений (записи, протоколы, таблицы и т.д.);
6) оформление результатов наблюдения;
7) анализ результатов наблюдения;
- теоретические и практические выводы наблюдателя.
Изучение документов
Документ — деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-нибудь (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов, Толковый словарь русского языка.- М., 1977.-172). По форме фиксации информации встречаются: 1) письменные документы (содержат в основном буквенный текст); 2) статистические данные (информация в основном цифровая); 3) фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки); 4) технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
Организация проведения
Для педагогики представляют особый интерес такие письменные документы, как классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы и различные архивные материалы (документы, касающиеся истории учебных заведений). Среди письменной документации определенное значение имеет и косвенная документация (справочные издания, литературно-художественные произведения учащихся, составленная учащимися технологическая документация и т.д.).
Особое значение для исследовательской работы по педагогике имеет анализ продуктов деятельности учащихся. Различают пять основных видов анализа педагогических документов: 1) психологический, целью которого является выяснение отношения учащихся к какому-либо педагогическому явлению; 2) педагогический, при котором на основе анализа программ стараются выяснить преемственность в обучении; 3) анализ развития учащихся (например, по содержанию сочинения анализируется развитие интеллекта; по составлению технологических карт — развитие технического мышления); 4) формализованный, план контент-анализ, при котором стараются найти легко подсчитываемые количественные признаки, черты и свойства документов (например, частота одинаковых слов в технологическом инструктаже), отражающие определенные стороны изучаемого документа; 5) технологический, при котором на основе изучения составленных учащимися технологических карт определяются усвоенные учащимися технологические понятия и целесообразность организации технологического процесса.
При анализе документов надо относиться к ним критически, так как в документах материал может быть непрезентативный и не всегда объективный. Поэтому надо определить адекватность и достоверность документов. Первое можно выяснить сопоставлением данного документа с какими-либо другими данными.
Во втором случае исследователь должен выяснить, каким методом получены фиксированные в документе данные, какие критерии использовались при оценке того или иного педагогического процесса и т.п. Надо обратить еще внимание на то, что выставленные преподавателем или мастером оценки в классном журнале надо воспринимать критически.
При документальном наблюдении, как при работе над литературными источниками, следует также тщательно записывать получаемые сведения. Эти сведения рекомендуется наносить на отдельные листы, причем на каждый лист одну выписку или выписки лишь одного вида, связанные общей проблемой.
Если для исследования используется документация, хранимая в архивах, следует обязательно отметить: название архива, перечень фонда, номер документа и страницы (места). Любая неточность в работе с архивными документами влечет за собой множество лишней работы, а иногда полученные данные вообще невозможно использовать в научном исследовании из-за их неточности. К информации, полученной из сочинений учащихся, студентов надо относиться особенно осторожно и деликатно. Искренне написанное сочинение содержит много таких мыслей, которые учащийся доверяет только учителю. Злоупотребление доверием может дискредитировать этот метод.
Источник: studfile.net