Программа педагогического наблюдения пример

Цель: выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем.

  1. Правильно подобрать дидактический материал;
  1. Продумать и организовать дидактическую процедуру;
  1. Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;

Объект наблюдения: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с матерью.

  1. Проведение диагностики на тему: “Дом, в котором я живу”
  1. Беседа с ребенком с целью выявления отношений с матерью
  1. Анкета для родителей “Мой ребенок”
  1. Беседа с родителями на тему: “Взаимоотношения членов семьи”
  1. Посещение дома, в котором проживает ребенок с целью выявления условий проживания
  • Результаты анкет диагностики
  • Протоколы запланированных мероприятий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Педагогические наблюдения

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа педагогического наблюдения»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Программа педагогического наблюдения

студентка Ш-22 группы

Программа педагогического наблюдения

Цель: выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем.

  1. Правильно подобрать дидактический материал;
  2. Продумать и организовать дидактическую процедуру;
  3. Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;
  1. Проведение диагностики на тему: “Дом, в котором я живу”
  2. Беседа с ребенком с целью выявления отношений с матерью
  3. Анкета для родителей “Мой ребенок”
  4. Беседа с родителями на тему: “Взаимоотношения членов семьи”
  5. Посещение дома, в котором проживает ребенок с целью выявления условий проживания
  • Результаты анкет диагностики
  • Протоколы запланированных мероприятий
  1. Каков Ваш ребенок?
  2. Считаете ли Вы ребенка самостоятельным? Почему?
  3. Замыкается ли Ваш ребенок после замечаний?
  4. Насколько общителен с окружающими?
  5. Что в Вашем ребенке Вас раздражает? Как вы с этим справляетесь?
  6. Что Вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  7. Как Вы обычно общаетесь с ребенком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  8. Даете ли Вы ребенку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  9. Наказываете ли Вы ребенка, и как ребенок реагирует на это?
  10. Считаете ли Вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  11. Решаете ли Вы с ним его проблемы?

_________________ (дата) ____________________________ (ФИО классного руководителя) ____________________________ (подпись)

Диагностическая методика “Дом, в котором я живу” Учащимся класса предлагается нарисовать на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

___________________ (дата) __________________________________ (ФИО классного руководителя) __________________________________ (подпись)

Протокол наблюдения за учащейся во время индивидуальной беседы Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с родителями Во время беседы ребенок был замкнут и отвечал на вопросы неохотно. На вопрос: ”Нравится ли тебе проводить время с мамой?”, девочка ответила:” Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла. Мне тяжело находится дома.”

_____________________ (дата) _____________________________________ (ФИО классного руководителя) _____________________________________ (подпись)

Протокол индивидуальной беседы с родителями учащейся на тему: ”Взаимоотношения членов семьи” Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью Объект: родители учащейся 2 “А” класса, Виктории Сергеевны Ивановой, испытывающая трудности в общении с матерью. Во время беседы родители были спокойны и отвечали на все поставленные вопросы. На вопрос: ”Как Вы думаете, что вызывает конфликтные ситуации в Вашей семье?”, мать девочки ответила: “Я возлагаю на нее большие возможности, но порой она не соответствует моим ожиданиям. Я хочу чтобы мой ребенок был лучшим во всем. Вика должна стараться лучше.” Из разговора выясняется, что мать девочки страдает от высоких амбиций, что проводит к конфликтным ситуациям между Викторией и ее матерью.

Читайте также:
Программа профпереподготовки сколько часов

__________________ (дата) _________________________________ (ФИО классного руководителя) _________________________________ (подпись)

Протокол о посещении дома учащейся Цель: выявить, в каких условиях проживает ребенок Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении со своей матерью Во время посещения дома учащейся, было выявлено, что жилищные условия соответствует требованиям. Но также было выявлено, что в дома лидерство занимает мама девочки, Мария Анатольевна Иванова.

______________ (дата) ______________________________ (ФИО классного руководителя ______________________________ (подпись)

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образование учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

Проверил ________/_______________/ “____”______________20__г.

Программа педагогического наблюдения

Выполнила: студентка Ш-22 группы Прокопенко Анастасия Преподаватель: Голоскок Г.Н.

  1. Правильно подобрать дидактический материал;
  2. Продумать и организовать дидактическую процедуру;
  3. Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;
  1. Анкетирование “Мой класс”
  2. Рисунок “Я и мои школьные друзья”
  3. Беседа с родителями “Поведение ребенка дома”
  4. Индивидуальная беседа с ребенком
  5. Классный час “Давайте уважать друг друга”
  • Результаты анкет диагностики
  • Протоколы запланированных мероприятий

Протокол анкетирования “Мой класс” Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г. Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками Во время анкетирования мальчику не хватало усидчивости. Некоторые вопросы вызывали затруднение. Ребенок вел себя нетерпеливо, но недовольства не высказывал.

Анкетирование показало, что у ребенка высокий уровень самооценки. Именно это и является одной из причин сложных взаимоотношений с одноклассниками.

___________________ (дата) _______________________________ (ФИО классного руководителя) _______________________________ (подпись)

Протокол рисунка учащегося “Я и мои школьные друзья” Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г. Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками На рисунке ребенок изобразил себя в кругу своих школьных друзей. Мальчик был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но вовремя соей деятельности часто отвлекался. Задание не вызвало у Никиты затруднения, и он без проблем выполнил свою работу. Мальчик изобразил себя ярче всех и расположил в центре, что говорит о его уверенности в себе.

___________________ (дата) _______________________________ (ФИО классного руководителя) _______________________________ (подпись)

Протокол беседы с родителями “Поведение ребенка дома” Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г. Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками Во время беседы было видно, что отец мальчика не был заинтересован в школьной жизни своего сына. На вопросы активно отвечала мать мальчика, Наталья Голубь.

При разговоре был задан вопрос: ” Спокойно ли Ваш ребенок реагирует на замечания?”, отец Никиты ответил: “Наталья не позволяет делать замечание Никите. Я не считаю это правильным. Меня воспитывали по-другому, и я хотел бы дать такое же воспитание своему сыну. Но моя жена решила все сама”.

Из беседы с родителями было выявлено, что родители мальчика не могут пройти к общему мнению о воспитании мальчика. Но также была выявлена проблемы во взаимоотношении Никиты и его младшей сестры Екатерины, которые также влияют на его отношения со сверстниками.

___________________ (дата) _______________________________ (ФИО классного руководителя) _______________________________ (подпись)

Протокол индивидуальной беседы с ребенком Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г. Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками Во время индивидуальной беседы ребенок говорил уверенно, но без особого интереса. На вопросы учителя о его взаимоотношениях с одноклассниками мальчик показывал недовольство и раздражение. “Я дружу с Димой и Пашей, потому что мне так говорит мама.”-сказал Никита.

___________________ (дата) _______________________________ (ФИО классного руководителя) _______________________________ (подпись)

Протокол наблюдения за учащимся во время проведения классного часа на тему: “Давайте уважать друг друга” Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г. Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками Во время проведения классного часа ребенок вел себя спокойно и выполнял все требования учителя. Также Никита активно участвовал в играх с одноклассниками и проявлял лидерские качества. Учитель задал мальчику вопрос: “Никита, понравилось ли тебе общаться с одноклассниками?”, на него мальчик ответил: “Да, мне все понравилось. И мне хотелось бы повторить это.”

Читайте также:
Как сделать батник для запуска нескольких программ

___________________ (дата) _______________________________ (ФИО классного руководителя) _______________________________ (подпись)

Источник: kopilkaurokov.ru

Программа педагогического наблюдения

§ Вы воды: Программа воспитательного воздействия на учащегося:

§ 1)В процессе учебно-воспитательного воздействия необходимо помогать учащемуся, преодолевать следующие недостатки темперамента:

§ Какие и как?

§ 2) Помогать развивать и использовать такие свои положительные качества, как:

§ Какие и как?

§ 3)Рекомендуется воздействие на учащегося с данным темпераментом следующими методами:

§ Подведение итогов занятия:

§ — проведение анализа достижения цели занятия,

§ — анализ сложностей по выполнению.

§ Домашнее задание: по результатам наблюдений за согруппниками, заполнить «Диагностическую карту развития социальных качеств (уровня воспитанности) студентов группы»
Изучение темперамента учащегося методом наблюдения

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Источник: mydocx.ru

Пример использования педагогического наблюдения при изучении возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Помните, что материалы лекций следует копировать, находите значения новых и (или) непонятных для Вас слов самостоятельно.

Если есть вопросы, спрашивайте в ВК, присылайте на почту. Успехов! Татьяна Олеговна

1. Изучите материалы лекции «Педагогическое наблюдение»

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции (можно пользоваться другими источниками или дополнять материалы лекции):

1. Педагогическое наблюдение – это…

2. Что включает в себя процедура подготовки к диагностическому наблюдению?

3. Внимательно изучите материалы лекции Н.Е. Щурковой «Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития» (страницы 5-9). Выпишите в тетрадь материал лекции, выделенный жирным шрифтом.

Читайте также:
Требовалось написать программу которая решает неравенство x a bx

4. Найдите и представьте пример программы педагогического наблюдения, или дневника/карты педагогического наблюдения, или протокола педагогического наблюдения младших школьников, например, наблюдения за деятельностью и поведением учащихся.

Лекция №1 «Педагогическое наблюдение»

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Педагогическое наблюдение — целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях; метод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Главное достоинство наблюдения: ценные факты добываются непосредственно из жизни (в ходе учебного процесса, во время воспитательного дела и т.д.)

Недостаток наблюдения: субъективизм (субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению).

По частоте выделяют:

— постоянное наблюдение;

— повторные наблюдения (через неделю);

— однократные наблюдения (регистрируется лишь на одном занятии).

По объему охвата различают

— сплошные наблюдения (охватывают одновременно многие стороны поведения и деятельности учащихся);

— несплошные (частичные) наблюдения (фиксируется какая-либо сторона поведения и деятельности учащихся);

монографические наблюдения (например, наблюдается деятельность среднеуспевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всем классом);

сопоставительно-монографические наблюдения (из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу).

По способу получения сведений выделяют:

— прямые непосредственные наблюдения (исследователь регистрирует увиденные во время наблюдения факты);

— косвенные (опосредованные) наблюдения, когда наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

В зависимости от того проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют:

— невключенное наблюдение (наблюдатель на уроке постороннее лицо);

— включенное наблюдение (учитель- наблюдатель).

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению:

1. формулируется цель наблюдения;

2. выбираются и обосновываются объекты наблюдения;

3. определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; продолженное);

4. разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъёмка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает, если:

— педагоги заранее составляют таблицу для сбора информации, где фиксируются единицы наблюдения;

— педагоги сопоставляют полученную ими информацию с данными других коллег;

— используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков, мероприятий;

— наблюдение сочетается с другими методами исследования (беседы, анкетирование и т.д.).

Пример использования педагогического наблюдения при изучении возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Цель — выявить проявление возрастных особенностей учащихся;

Таблица наблюдения

Ф.И. ребенка ___________________________________________

Показатели наблюдения

Оценка

* заготовьте рисунок для штриховки.

** попросите написать слово.

Задания по наблюдению.

1. Выбираем ученика для наблюдения (объект наблюдения).

2. В процессе урока и на перемене наблюдаем за учеником по предложенным вопросам в таблице.

3. Фиксируем результаты наблюдения в колонках таблицы:

«Да», если качество проявляется часто;

«Нет», если качество не проявляется;

«Иногда», если качество проявлялось редко.

4. В колонке «Примечание» записываем, как именно проявляет качество, что отвечает на вопросы.

5. Подсчитываем количество «ДА», «Нет», «Иногда». «ДА» — это проявление положительного поведения, «Нет» — проявление отрицательного поведения.

Анализ наблюдения:

1. Фамилия и имя ребенка.

2. Что вы наблюдали? Опишите конкретные ситуации (кратко), как ребенок в них проявлял себя.

3. Дайте характеристику наблюдения за учеником по пунктам, используя подсчет наблюдений, ответы ученика:

б) отношение к учителю,

в) отношения со сверстниками,

г) отношение к школе.

4. Общее впечатление о наблюдении за ребенком (какое впечатление произвел ребенок, какое у него поведение, что особенного вы заметили, что бросилось в глаза).

5. Сделайте выводо возрастных и индивидуальных особенностях ребенка и адаптированности ученика к школе.

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 1459 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru