Программа педагогического исследования его содержание и структура

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, основанный на результатах научной деятельности и направленный на получение новых знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, выявление и решение проблем его реализации.

Структура педагогического исследования

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем наличие общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1

Педагогическое исследование по своему строению имеет сложную структуру. В нем выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Логика типичного научно-педагогического исследования

Состав методологической части:

  • Актуальность исследования – отражает необходимость и значимость проводимого исследования.
  • Проблема исследования – устанавливается исследователем и отражает противоречие между теорий и практикой.
  • Цель исследования – конечный результат, к которому стремится исследователь.
  • Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
  • Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которая полежит изучению.
  • Задачи исследования – формулируются исходя из поставленной цели, предмета, объекта и проблемы исследования, отражают этапы исследовательской работы.
  • Гипотеза исследования – предположение исследователя о том, что необходимо изменить в педагогическом процессе, чтобы решить обозначенную проблему.
  • Теоретическая значимость исследования – состоит в обобщении трудов различных авторов по проблеме исследования и формулировке обобщающего вывода.
  • Научная новизна – указывает на то, что по проблеме исследования ранее не проводилась научная работа, нет зафиксированных результатов.
  • Практическая значимость – выработка рекомендаций, направленных на решение, либо предотвращение установленной проблемы исследования.
  • Терминологический аппарат – основные термины, по проблеме исследования. Чаще всего данный компонент методологического аппарата приводится в конце работы в виде глоссария.
Читайте также:
Лучшая программа для восстановления фотографий

«Этапы педагогического исследования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Правильно сформулированный методологический аппарат исследовательской работы гарантирует качественное и эффективное проведение исследования и получение достоверных результатов.

Состав процедурной части:

  • Разработка плана исследования – составление плана исследовательской работы, составление библиографического списка по проблеме, описание этапов работы и т.д.
  • Описание методик и техник исследования – подбор методик и техник по сбору информации, соответствующих непосредственно проблеме исследования, с учетом особенностей испытуемых (возраст, индивидуальное развитие, половые особенности и т.д.).
  • Подбор способов обработки полученных данных, согласно установленной гипотезе, а также логике и структуре исследовательской работы.

Основные этапы педагогического исследования

Каждое педагогическое исследование является вкладом в научное обоснование практической воспитательно-образовательной деятельности. Именно поэтому очень важно соблюдать логику структуры последовательности организации исследования. Правильно организованное педагогическое исследование способствует переходу отображения теоретической организации педагогического процесса в ее практическое преобразование в виде ряда моделей и их взаимосвязи.

методы педагогического исследования

Логика педагогического исследования во многом зависит от правильности задач, решение которых по своей сути является получением промежуточных результатов. Ориентируюсь на данные результаты исследователь, имеет возможность убедиться в правильности течения исследования. Исходя из этого, последовательность педагогического исследования представляется в виде ряда этапов.

1 Этап:

  • ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования;
  • обоснование актуальности исследования;
  • определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых;
  • определение предмета и объекта исследования;
  • формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью;
  • анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов.

2 Этап:

  • выбор и обоснование методологии исследования;
  • определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации).
Читайте также:
Ccleaner как работать с программой

3 Этап: формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке.

4 Этап:

  • выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых;
  • определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы;
  • характеристика каждой из групп выборки;
  • проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования).

5 Этап: организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам.

6 Этап:

  • подбор методов и средств обработки полученных данных и информации;
  • анализ и интерпретация результатов исследования;
  • оформление полученных результатов исследования.

7 Этап: на основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д.

Источник: spravochnick.ru

Структура педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях (В.А. Сластенин).

Сложность педагогического исследования заключается в следующем:

  • Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений.
  • Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов.
  • Трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов.
  • Ограниченность использования методов математической статистики.
  • Достаточно обобщенный характер получаемых выводов.
  • Прикладные исследования (работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытия закономерностей);
  • Разработки (направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения).
  • Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной. Обоснование актуальности темы – указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. Основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ.
  • Определение объекта (педагогический процесс, область педагогической действительности или педагогическое отношение, содержащее противоречие) и предмета (часть, сторона объекта, ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта) исследования. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива.
  • Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
  • Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
  • Задачи исследования – конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.
  • Категориальный аппарат (формулировка основных понятий.
  • Выдвижение гипотезы (совокупность теоретически обоснованных предположений). Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Читайте также:
Программа какая музыка играет

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru