Программа педагогического эксперимента пример

Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.

Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательная программа по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которой дети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение № 4)

Программа построена на основе главных методических принципов:

· Учет возрастных особенностей детей

· Постепенность его усложнения

Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Система знаний, заложенных в дополнительной образовательной программе представляет собой комплекс, состоящий из направлений:

Эксперименты над детьми в СССР (Experiments on children in the USSR)

· ознакомление детей с устным народным творчеством;

· ознакомление детей с традициями и историей русского народа;

· ознакомление детей с русским народным декоративно — прикладным искусством;

· знакомство с русскими народными играми;

· знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальными инструментами;

· знакомство с особенностями национального быта.

Формирование положительного отношения дошкольника к русской народной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народной культуре.

· — Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.

· — Воспитание у детей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формирование чувства причастности к русскому народу и русской культуре.

· Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре.

· Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.

· Развитие умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.

· Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.

· Развитие умения рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.

· Развитие активности детей посредством использования русских народных игр.

Возрастная группа Продолжит. занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
6-7 лет 30 мин 2 раза в неделю 1 час 34 часа 30 мин

Лекция 4. Эксперимент. 4.2. Этапы проведения эксперимента

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста

Наименование разделов Общее кол-во часов В том числе
Теоретических Практических
1 «Восенушка – осень» 12 часов 4 часа 8 часов
2 Зимние узоры» 10 часов 30 мин 3 часа 15 мин 7 час. 15 мин
3 «Весна красна цветами» 12 часов 4 часа 8 часов
Итого 34 часа 30 минут 11 часов 15 минут 23 часа 15 минут
Читайте также:
Программа файн ридер не видит сканер

Методическое обеспечение дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучения детей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

· Рассказ (педагога, детей)

· Чтение художественных произведений

· Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.

· Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр.

· Иллюстрированные книги с русскими народными сказками

· Иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма

· Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи

· Настольные игры русской народной тематики

· Образцы поделок и рисунков

Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба и музей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.

В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.

При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы.

Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя, своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей. Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, при подведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялось обсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя, как части русского народа.

При этом, организуя занятия, мы видели необходимость постоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора на достигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируя интерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние, уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации времени занятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мы сделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемую средствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также нами было отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявлении является одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношений детей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать на выполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах, стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий.

Читайте также:
Как написать ddos программу

Информация о работе «Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста»

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 97534
Количество таблиц: 19
Количество изображений: 11

Источник: kazedu.com

Программа педагогического эксперимента

1. Раздел «Общая характеристика педагогического эксперимента».

Цель: апробировать экспериментальную методику формирования аксиосферы личности будущего педагога и на основе полученных данных оценить ее эффективность.

Задачи:

1) выявление исходного состояния процесса формирования аксиосферы личности будущего педагога;

2) разработка диагностического обеспечения педагогического эксперимента;

2) апробация экспериментальной методики формирования аксиосферы личности будущего педагога;

3) оценка эффективности экспериментальной методики формирования аксиосферы личности будущего педагога в процессе изучения педагогических дисциплин;

4) обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы и их научная интерпретация.

Объектом педагогического эксперимента является педагогический процесс формирования аксиосфера личности будущего педагога.

Предметом педагогического эксперимента выступает методика процесса формирования аксиосферы личности будущего учителя.

Гипотеза. Формирование аксиосферы личности будущего педагога в педагогическом процессе будет продуктивным в том случае, если:

– содержательное наполнение учебных дисциплин и последовательность их изучения подчинены логике формирования аксиосферы личности учителя;

– тезаурус целей в изучении каждого из предметов приобретает для студента личностно значимый характер и служит удовлетворению его ведущих потребностей;

– процесс обучения обеспечивает постижение идеального образа профессиональной деятельности, на подготовку к которой направлено образование;

– непременным элементом процесса обучения становится самостоятельная исследовательская деятельность и самооценка личностного роста в образовательном процессе;

– преподаватели выступают носителями ценностного отношения к личности учащегося, к педагогической деятельности, лично к себе как к профессионалу;

– основой взаимодействия преподавателей и студентов являются принципы природосообразности и культуросообразности воспитания, принцип субъект-субъектных взаимоотношений;

– создается эмоционально-положительный фон обучения студентов.

Этапы и сроки проведения педагогического эксперимента.

Констатирующий этап – 2014-2015 уч. год.

Формирующий этап – 2015-2016 уч. год, 2016-2017 уч. год.

Контрольный этап – 2016-2017 уч. год, 2017-2018 уч. год.

Методы экспериментального диагностического исследования.

Сбора и накопления данных Контроля и оценивания Внедрения результатов Операционализация и интерпретация результатов
Наблюдение, опрос, анкетирование, написание эссе, изучение нормативной документации и продуктов деятельности обучаемых, обобщение передового педагогического опыта Тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг Экспериментальное обучение Регистрация, ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ
Читайте также:
Программа которая замедляет музыку

База педагогического эксперимента.

УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Описание выборки педагогического эксперимента.

Студенты 1, 2, 3 курсов исторического, филологического, физико-математического факультетов УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Констатирующий этап – 2014-2015 уч. год.

Экспериментальные группы, исторический факультет 1 курс – 65 человек.

Контрольные группы, филологический факультет, 1 курс – 85 человек.

Формирующий этап.

2015-2016 уч. год.

Экспериментальные группы, исторический факультет 2 курс – 65 человек.

Контрольные группы, филологический факультет 2 курс — 85 человек, физико-математический факультет 2 курс – 78 человек.

2016-2017 уч. год.

Экспериментальные группы, исторический факультет 3 курс – 60 человек.

Контрольные группы, филологический факультет 3 курс — 70 человек, физико-математический факультет 3 курс – 78 человек.

Выборка – 228 человек.

Каравай Ирина Владимировна, преподаватель кафедры педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Тимашкова Лилия Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Никитенок Надежда Александровна, преподаватель кафедры педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

2. Раздел «План диагностических процедур педагогического эксперимента».

Операционализация предмета педагогического эксперимента.

Контрольный этап.

3 курс, 6 семестр 2017 года — педагогическаяпрактика в средней общеобразовательной школе, в ДОЛ; 2017-2018 уч. год.

Цель. Диагностика опыта реализации в педагогической деятельности студентами присвоенных гуманистических профессиональных ценностей, составляющих аксиосферу личности учителя.

Сравнение данных контрольного этапа педагогического эксперимента с данными констатирующего этапа.

Оценка эффективности реализованной методики формирования аксиосферы личности учителя.

Оценка валидности полученных результатов исследования.

Подтверждение гипотезы педагогического эксперимента. Определение уровня сформированности аксиосферы личности учителя у студентов 3 курса исторического факультета.

4. Раздел «Библиографический список».

1) Коптева, С.И. Познай себя: Актуал. пробл. психологии самосознания. Учеб.-метод. пособие / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2002. – 112 с.

2) Методика изучения воспитанности школьника / авт.-сост. Е.Н. Артеменок, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с.

3) Rokeach M. The Nature of Human Values / М. Rokeach. — N-Y.-L., 1973.

4) Манаев, О.Т. Контент-анализ — описание метода. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm – Дата доступа: 17.10.2016.

5) Методика «Ценностные ориентации» Рокича. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info – Дата доступа: 17.10.2016.

Программа педагогического эксперимента

Источник: cyberpedia.su

Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный в образовательном учреждении «Я хочу здоровым быть».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru