. «Партнерство во имя мира» предлагает всем государствам-правопреемникам Советского Союза и всем бывшим восточноевропейским сателлитам Москвы участвовать вместе с НАТО в неопределенной многосторонней структуре, специализирующейся на миссиях, не имеющих почти ничего общего с реальными военными задачами; оно приравнивает жертв советского и российского империализма к его виновникам и дает республикам Средней Азии на границах Афганистана тот же статус, что и Польше, жертве четырех разделов, в которых участвовала Россия, и пути, по которому Россия исторически вторгалась в Европу.
. Если «Партнерство ради мира» предназначено для умилостивления России, оно не может также служить промежуточной станцией в НАТО, тем более что администрация приняла утверждение, отвергнутое всеми его предшественниками за последние 40 лет, — что НАТО представляет собой потенциальную угрозу для России. . Чиновник, путешествующий с президентской группой, выразил логику позиции администрации, заявив, что Восточной Европе придется обрести безопасность, успокоив своего внушающего страх соседа, «поощряя внутренние реформы в России».
Партнёрство во имя мира
Поучительно сравнить нынешний подход с подходом Дина Ачесона, когда была основана НАТО. Давая показания перед сенатским комитетом по международным отношениям, госсекретаря спросили, есть ли у Советского Союза основания опасаться НАТО. Его ответ был таким: «Любой нации, которая утверждает, что этот договор направлен против нее, следует напомнить о библейском наставлении о том, что «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним». «
Ни один разумный наблюдатель не может себе представить, чтобы Польша, Чехия, Венгрия или Словакия могли когда-либо создать военную угрозу России, по отдельности или вместе. Страны Восточной Европы напуганы, а не угрожают. А силы, доктрина и развертывание НАТО носят строго оборонительный характер. Более того, России легко могут быть даны дополнительные гарантии, например, что никаких иностранных войск на территории новых членов НАТО не будет.
Однако ключевой вопрос заключается в том, что означает американская теория для НАТО. Какова будет его точная роль в новом устроении? Если гарантия безопасности вдоль польско-российской границы создает неприемлемую разделительную линию, то почему нынешняя восточная граница НАТО является более умиротворяющей? Если Россия может наложить вето на членство в НАТО сейчас, когда ей нужна экономическая поддержка, на что она наложит вето, когда укрепится за счет реформ и американской экономической помощи?
Реалистичный подход к российской политике предполагает признание того, что интеграция России в международную систему имеет два компонента, которые необходимо поддерживать в равновесии: влияние на отношение России и влияние на расчеты России. Администрация заслуживает поддержки в предоставлении щедрой экономической помощи российским реформам. И Россию следует приветствовать в институтах, способствующих экономическому, культурному и политическому сотрудничеству с Западом. Конференция по европейской безопасности была бы гораздо лучшим местом для этого, чем изобретать, как это делает «Партнерство ради мира», общие военные миссии в рамках НАТО, чья существенная неуместность подчеркивает искусственность концепции.
РУССКИЙ z-ПАТРИОТ О РОДСТВЕННИКАХ В УКРАИНЕ
Склонность администрации относиться к российским лидерам как к хрупким новичкам, которых легко вывести из себя, столкнувшись с реалиями международной политики, ведет к разочарованию и непониманию. Это крепкие люди, пережившие жестокую школу коммунистической и российской политики; они вполне способны понять политику, основанную на взаимном уважении национальных интересов друг друга.
Россия обязана иметь особый интерес в плане безопасности к тому, что она называет «ближним зарубежьем» — республикам бывшего Советского Союза. Вопрос заключается в том, относится ли остальной мир к этим отношениям как к международной проблеме, на которую распространяются общепринятые правила внешней политики, или как к продукту одностороннего принятия решений Россией, на который могут влиять, если вообще влияют, призывы к доброй воле России.
Возможно, самое серьезное заблуждение в отношении предложения «Партнерство ради мира» состоит в том, что реформистское российское правительство автоматически откажется от традиционных внешнеполитических целей. Ибо стимулы самого благонамеренного российского правительства совсем другие. Национализм на подъеме, и велик соблазн облегчить боль населения России при переходе к рыночной экономике, апеллируя к этому основному инстинкту.
В настоящее время российские армии находятся в Молдове, Грузии, Азербайджане, Эстонии, Латвии и Таджикистане и участвуют в некоторых местных гражданских войнах, применяя стратегию, которая, похоже, направлена на то, чтобы эти новые республики стали . сожалеть об их независимости. Министр иностранных дел России неоднократно выдвигал схему российской монополии на поддержание мира в «ближнем зарубежье», неотличимую от попытки восстановить господство Москвы. Своим молчанием и неоднократными призывами к американо-российскому партнерству Соединенные Штаты соглашаются с этими действиями.
Умеренной российской внешней политике будет препятствовать, а не помогать, если закрывать глаза на повторное появление исторических российских имперских притязаний. Реформаторские усилия России не могут освободить ее от общепринятых принципов ведения внешней политики. На самом деле именно двусмысленность в отношении разделительных линий, а не их существование, и двойственное отношение к реакции Запада, а не их определенность, соблазняют милитаристов и националистов.
Россия и Америка разделяют взаимный интерес к стабильной Европе. Этого можно добиться только присутствием Америки в Европе, основу которой составляет НАТО. Стабильность в Европе требует подтверждения центральной роли НАТО, а не разбавления ее абстрактной многосторонностью.
«Партнерство ради мира» должно быть переопределено таким образом, чтобы в первую очередь заниматься политическими, экономическими и культурными вопросами, для решения которых надлежащим местом является Европейская конференция по безопасности, а не НАТО.
Тем временем НАТО должно признать тот факт, что членство Вышеграда в той или иной форме неизбежно. После саммита НАТО канцлер Германии Гельмут Коль призвал ускорить вступление этих четырех стран в Европейский союз, ассоциированными членами которого они уже являются. Поскольку подавляющее большинство стран Европейского Союза также являются членами НАТО, немыслимо, чтобы Союз долгое время соглашался с тем, что какая-то часть его территории не защищена. Не позднее этого момента либо будут продлены гарантии НАТО, либо НАТО развалится.
Государственный деятель всегда может избежать своих дилемм, делая самые благоприятные предположения о будущем. Новое российское руководство имеет право на понимание мук, связанных с попытками преодолеть два поколения коммунистического бесправия и помочь в построении нового общества. Но, преследуя эту цель, американская политика не должна стесняться подчеркивать, что внутренние реформы, какими бы желательными они ни были, способствуют улучшению мира только в том случае, если Россия примет дисциплину международной системы сотрудничества, также как ее преимущества.
https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/1994/01/25/be-realistic-about-russia/21592703-ac0c-4d4c-9a88-64391b853976/
—
—
—
1. Киссинджер бичует администрацию Клинтона за то, что она якобы не хочет принимать Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию в НАТО.
2. На самом-то деле хотят, но пока делают вид, мол, только в отдаленной перспективе. Причем Ельцина обманули, что «Партнерство» — это надолго, он был счастлив, говорил, что друг Билл — гений, нашел решение. К концу года все станет ясно и друг Борис позволит себе разок побуянить.
3. Обратите внимание: ситуация сравнивается с созданием НАТО, одни называются жертвой, другие империалистами. Да, Ельцин и Козырев — империалисты, если вы не знали. Жертвы напуганы и боятся империалистов.
4. Придуман и используется демагогический ход с оскорбительным «правом вето России», который будет звучать десятилетия.
Почти все это — впервые публично от крупной фигуры. В марте еще жестче напишет Никсон, но застрельщик публичной риторики, которая приведет к Второй холодной, а затем и горячей войне, — Киссинджер.
Реалист увидел путь к мировому господству и идет к нему.
Источник: jim-garrison.livejournal.com
20. Внешняя политика Франции при президенте ф. Миттеране (1981-1995 гг.).
Президент-социалист Ф. Миттеран подтвердил ключевые принципы голлизма в национальной доктрине. Неизменными остались установки на отказ от возвращения в НАТО, самостоятельность Франции в вопросах национальной безопасности. Но вместе с тем Миттеран выдвинул тезис о совместимости национальной независимости и тесного сближения с НАТО и США.
В ряде официальных документов по вопросам национальной безопасности Франции, наряду с таким элементом, как независимая оборона, появилась верность Атлантическому союзу. Оборона Западной Европы теперь связывалась с НАТО. Франция одобряла все решения США и Североатлантического альянса в области военной стратегии, в том числе о размещении в Европе американских ракет.
Главное место во внешнеполитическом курсе Миттерана уделялось европейской политике. Основным партнёром по Европейскому сообществу оставалась ФРГ. Большое значение Франция придавала развитию отношений со странами «третьего мира».
Получила развитие концепция солидарности с национально-освободительными движениями, равноправным сотрудничеством с «третьим миром» и исполнением Францией роли посредника между Севером и Югом. С начала 1990-х гг. французское влияние в Африке стало ослабевать. Франция сворачивала как военное присутствие, так и экономическую помощь своим бывшим колониям.
Центральной установкой военной доктрины стала ориентация на глобальное сдерживание как силами общего назначения, так и ядерными силами. В начале второго срока пребывания на президентском посту Миттеран изменил приоритеты национальной безопасности в пользу евроцентризма, но при этом не отказался от сотрудничества с НАТО. Из-за Афганистана прекратились традиционные политические консультации между Францией и СССР, продолжалось только экономическое сотрудничество. Но постепенно с середины 1980-х гг. отношения стали налаживаться.
После окончания «холодной войны» и объединения Германии Миттеран временно возвратился на голлистские позиции и в условиях неопределённой роли НАТО для Европы и подписания Маастрихтского договора в 1991 г. попытался на основе евроцентризма взять на себя роль общеевропейского лидера. С лета 1991 г. югославская проблема выдвинулась в центр внимания мирового сообщества. По мнению Миттерана, Франция и Европа должны были играть главную роль в разрешении кризиса. Боснийский кризис обнаружил как слабость Франции при реализации её собственных инициатив, так и недостаточность усилий стран Европейского сообщества по поддержанию безопасности на континенте.
Весной 1992 г. Миттеран заявил о введении моратория на подземные испытания Франции на атолле Муруроа, начатые ещё в 1961 г. Он рассчитывал, что такая позиция страны будет содействовать ускорению процесса ядерного разоружения, но ни США, ни Китай, ни СССР не последовали примеру Франции.
19. Внешняя политика Франции в конце 1960-х – начале 1980-х гг.
Внешнеполитический курс Франции в период президентства Ж. Помпиду базировался на принципах, заложенных де Голлем. Он определил дальнейший политический курс Пятой республики словами «преемственность и обновление».
Под «преемственностью» подразумевалось продолжение основных направлений в экономике и политике, сложившихся при де Голле, а под «обновлением» – их частичное изменение в духе времени и в соответствии с требованиями правой оппозиции. В целом в основе внешней политики были национальные интересы Франции и укрепление её роли, прежде всего в Европе, а также Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Помпиду отошёл от идеологической формулы де Голля о Франции как великой державе. Его национальная доктрина сместилась в сторону большего реализма.
Политика национальной безопасности Помпиду базировалась на необходимости выравнивания экономических потенциалов Франции и ФРГ посредством создания европейского валютного союза, расширения связей с США, поддержания ровных отношений с СССР и усиления позиций Франции на Ближнем Востоке.
При Помпиду предпринимались попытки активизации Западноевропейского союза. А предоставление ядерных гарантий ФРГ выдвигалось в качестве основы сотрудничества между двумя странами. Военная доктрина Франции претерпела изменения. Был снят вопрос о применении ядерных сил в глобальном масштабе, нацелив их на Восток.
Обозначались три направления обороны: национальная территория, Европа и Средиземноморье, а также отдалённые территории в Африке. Предполагалось согласование стратегических планов в Европе с планами НАТО. Концепция национальной безопасности Франции при Помпиду в целом имела выраженный европоцентризм при выборочном вмешательстве в мировые дела.
Значительное внимание Помпиду уделил развитию франко-советских связей. Он пять раз встречался с главой СССР Л.И. Брежневым. В 1973 г. были достигнуты договорённости, способствовавшие скорейшему созыву Общеевропейского совещания по безопасности в Европе. Франция налаживала связи со странами Африки.
Были установлены дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой.
Внешняя политика Франции при президенте В. Жискар д’Эстене (1974 -1981 гг.).
Президент-республиканец В. Жискар д’Эстен радикально изменил голлистскую формулу о великодержавности Франции, отводя ей роль во главе держав, непосредственно следующих за сверхдержавами. Вместо «величия» был выдвинут лозунг «влияние». Национальная доктрина д’Эстена основывалась на следующих положениях: Европейский союз, глобальная вовлечённость, расширение двусторонних связей со странами-поставщиками энергии и роль Франции как посредника между развитыми странами и третьим миром. Это предполагало добиваться уступок со стороны СССР, отказа США от претензий на гегемонию и переориентацию третьего мира на более тесное сближение с Францией.
Д’Эстен проводил курс на сближение с США в полит, эконом и военной сферах. Франция по-прежнему не возвращалась в НАТО, но при этом французские войска начали принимать участие в манёврах блока. По инициативе французского президента с 1975 г. ежегодно начали проводиться встречи «большой семёрки». Большое значение Франция придавала связям со своими бывшими африканскими колониями.
Одним из важнейших направлений внешней политики оставались отношения с СССР. Жискар д’Эстен неоднократно встречался с Л.И. Брежневым. Страны развивали свои отношения в области промышленности, энергетики, культуры. Но в 1979 г. после ввода советских войск в Афганистан Франция резко осудила СССР.
В основе политики национальной безопасности Франции Жискар д’Эстена лежали экономические приоритеты, и в первую очередь дальнейшее расширение европейской интеграции. При этом был сделан уклон в сторону допущения вовлечённости США в европейские дела.
Жискар д’Эстен подтвердил концепцию поиска равновесия во взаимоотношениях Восток–Запад, поддерживал политику разрядки 1970-х гг. и теорию конвергенции двух систем.
32. Особенности международных конфликтов на рубеже XX-ХХI вв. и возможности их урегулирования.
Совр межд конфликты характеризуются сильно возросшим значением нац-но-этнической составляющей.
На современном этапе внутренние межд конфликты стали основной проблемой мирового сообщества. Ни ООН, ни другие межд орг, отдельные государства не могут похвастаться какими-то существенными успехами в предотвращении и урегулировании конфликтов. Нередко само миротворчество превращается в скрытое противоборство тех или иных государств, стремящихся использовать кризисную ситуацию для завоевания или усиления своих геополитических позиций.
Наиболее применимым до н.вр. способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Забота о безоп человечества и всеобщей безоп позволяет сегодня нарушать принцип суверенитета гос, при помощи военных действий обеспечивать порядок. Т.е., в конечном счете, не способствует поиску компромисса, а устанавливает свою, политически и экономически выверенную безоп.
Стремление ряда государств к созданию надежных механизмов обеспечения европейской и глобальной безопасности выразилось в образовании межд форумов: ООН,ОБСЕ, а также в создании ряда региональных военно-политических организаций. Образование новых источников конфликтов не сопровождается усилением инструментов для их разрешения. Вместо этого наблюдается кризис институтов обеспечения безопасности. ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с отсутствием у них собственных средств оперативного силового воздействия на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой.
Следует сделать ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства:
— повышение конфликтности совр мировой системы произошло в силу стирания границ внешней и внутренней политики, усиления взаимозависимости гос-в, расползания регион-х, локальных конфликтов;
— основная масса конфликтов сегодня обосновываются, легитимизируются при помощи принципа национального самоопределения.
— особое значение приобрел такой феномен, как национальный экстремизм;
— в мировой конфликтологии появился такой новый термин как или национальный терроризм;
— в силу того, что конфликты нового поколения основываются на непримиримых противоречиях, как правило, религиозного толка, это конфликты типа, где консенсус невозможен.;
— мировая конфликтология не располагает достаточным количеством методов прогнозирования конфликтов и эффективных способов их предупреждения.
38. Глобализация и антиглобализм в конце 1990-х гг. – начале XXI века.
Глобализация Творцами глобализации являются конкретные политические деятели, которые опираются на определенную идеологию (теорию) – глобализм.
Современный этап глобализации характеризуется стремлением к культурному (и политическому – в особенности) доминированию в мире со стороны Запада. Ее сердцевину составляет американизация, поскольку в настоящее время США играют ведущую роль в мире. Вот почему о современном этапе глобализации следует говорить в первую очередь как об американизации всей Земли.
Проводится путём создания глобальной экономической системы, управляемой из единого центра. В качестве центра выступает США. Но полный захват мировой власти предполагает выполнение ею долгосрочной программы действий, направленных на весь мир.
Информационная глобализация. Установление нового мирового порядка, при котором на привилегированном положении должны оставаться страны «золотого миллиарда».
Военная глобализация. военное присутствие США во всех регионах планеты.
Экологическая глобализация. Страны Запада решают свои экологические проблемы за счет других стран.
Финансовоэкономическая глобализация. установление над миром власти финансовоолигархической элиты, власти «новых кочевников».
Антиглобализм
Политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме.
Нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:
- Разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».
- Недопустимые условия для работников низкой квалификации ТНК
- «стандартизация умов»
- Потребительское и хищническое отношение к природе,
- Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков
- замедление темпов экономического роста стран Северной Америки, Европы и Японии;
- постепенное перемещение центра экономической мощи в Азию;
- рост спроса на энергоносители;
- обострению региональных конфликтов;
- обострилась проблема международного терроризма;
- внесены изменения в основу отношений между суверенными государствами.
- Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.
- Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.
- Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.
- Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.
- Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.
- Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь.
- Совет ЕС. Совет ЕС наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета.
- Европейский парламент. Основная роль — утверждение бюджета ЕС. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска.
- Европейский суд. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим ЕС; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами.
- Палата аудиторов ЕС. Проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза; следит за качеством управления финансами.
- ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;
- ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Источник: studfile.net
ПАРТНЁРСТВО ВО ИМЯ МИРА — это. Значение слова ПАРТНЁРСТВО ВО ИМЯ МИРА
Партнёрство во и́мя ми́ра (английское Partnership for Peace — PfP) — программа двухстороннего военного сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами Организации (прежде всего, с восточноевропейскими и постсоветского пространства), начатая в 1994 году по инициативе США. Первоначально охватывала 34 государства, впоследствии часть участников непосредственно вошла в состав альянса, а сотрудничество с Россией и Белоруссией было приостановлено (соответственно в 2014 году и в 2021 году).
Цель программы — способствование проведению военных реформ, создание эффективных военных институтов, обеспечение гражданского контроля над Вооружёнными силами, развитие миротворческого и гуманитарного потенциала. Согласно программе, в случае возникновения прямой угрозы их территориальной целостности, политической независимости или безопасности, её участники могут провести консультации со странами-членами НАТО (так, согласно информации Wikileaks, этим правом попыталась воспользоваться Грузия во время вооруженного конфликта 2008 года).
#129302;
Источник: sinonim.org