Интервал: с 3-го дня до предпоследнего дня смены.
Цель основного периода лагерной смены: обеспечение безопасного и комфортного отдыха и оздоровления детей в лагере, реализация программы смены.
После успешного завершения организационного периода позиционирование вожатого должно изменится. Вожатый становится старшим помощником, куратором и наставником для детей. Необходимо создать условия для возможности детям проявлять активность и самостоятельность. Однако при этом не стоить забывать об ответственности за жизнь и здоровье ребенка.
Основной период смены– самый долгий по времени, в отличие от организационного и заключительного, но, из-за расписанных буквально по минутам дням, разнообразных мероприятий и подготовки к ним, данный период проходит очень быстро. Успешность это отрезка лагерной смены зависит от грамотного проведения ее первых дней. Однако, все труды и достижения оргпериода быстро сойдут на нет, если вожатый начнет халатно относиться к выполнению своих обязанностей, решив, что самое главное – это хорошее начало смены, а в середине периода можно отдохнуть, полагаясь на самостоятельность детей и излишне доверяя отряду. Поэтому стоит обратить особое внимание на поддержание дисциплины и порядка в отряде.
Как привлечь внимание детей? | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от программного лагеря Касталия
Формы работы с детьми в основной период лагерной смены:
- проведение различных игр, коллективно-творческих дел,
- участие в общелагерных мероприятиях;
- участие в кружковой работе;
- проведение релаксации, анализа дня;
- организация спортивных мероприятий;
Задачи основного периода:
- формирование временного коллектива детей;
- сплочение отряда;
- поддержание дисциплины и выполнения педагогических требований (соблюдение норм поведения);
- выполнение программы смены;
- организация досуга;
- создание благоприятного психологического климата в отряде;
- поддержание санитарных норм;
- создание условий для самореализации ребенка.
Рекомендации вожатому.
- В течение смены проводится достаточно много мероприятий, где дети принимают активное участие. В определенный период они могут потерять интерес к участию в культурной программе лагеря. При возникновении подобной ситуации вожатому надо обеспечить правильный эмоциональный настрой и мотивацию детей.
- При выборе форм деятельности, вариантов организации досуга детей прислушиваться к их мнению, советоваться с ними, но проявить твердость если это необходимо.
- Так как вы уже познакомились с детьми и знаете их индивидуальные особенности, уровни доверия и самостоятельности в работе должен изменится. Однако всему должна быть адекватная мера, не стоит излишне использовать данные факторы.
- Обращайте внимание за зачатки возникновения конфликтных ситуаций и вовремя их пресекайте. Поддерживайте положительный эмоциональный фон в отряде. Если предотвратить конфликт на начальной стадии не удалось, проведите анализ ситуации, примите необходимые действия. Обратитесь к руководству педагогического отряда, если это необходимо.
Результаты (показатели успешной работы) основного периода:
- Ранее незнакомые дети стали друзьями друг другу, отряд – сплоченный коллектив.
- У детей появилось дальнейшее желание работать в коллективе (в качестве лидера или активного участника).
- Каждый из ребят в отряде смог принять участие в различных мероприятиях лагеря.
- Дети научились решать конфликтные ситуации и только мирным путем.
- Дети получили новые знания и навыки.
Основной период смены наступает после организационного периода и сменяется заключительным, о которых вы так же можете получить информацию на нашем сайте.
Топ 10 ошибок | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых
Источник: xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai
Отрядные мероприятия в детском лагере
Сегодня место организованного отдыха для детей, как и в прошлом, называется детским оздоровительным лагерем, но его функции со временем сильно изменились. Если раньше большинство детей часто недоедали в обычной жизни и под оздоровлением подразумевался максимальный «привес» за время смены с помощью сытной еды, то теперь проблема прямо противоположная — очень многие школьники имеют избыточный вес, мало двигаются. Поэтому одна из главных целей отрядных мероприятий в лагере — обеспечить физическую активность ребят. Конечно, отдых не должен быть скучным, а спортивные занятия должны чередоваться с разными видами творчества и интеллектуального досуга.
Виды отрядных мероприятий
Мероприятия для отряда в лагере могут быть спортивные, творческие и интеллектуальные.
- Спортивные
Программа занятий спортом и физкультурой зависит от тематической направленности смены (например, допустимые физические нагрузки в спортивном лагере или научном отличаются очень сильно), от уровня спортивной подготовки каждого ребенка и продолжительности программы.
Чтобы составить адекватный план спортивных мероприятий, в первые дни смены спортивные инструкторы вместе с вожатыми проводят пробное занятие, в которое включен бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание мяча и какую-нибудь подвижную игру с мячом. Оценив физкультурный потенциал участников смены, можно составлять план соревнований между отрядами по командным видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Практически во всех лагерях установлены столы для настольного тенниса — эта игра требует минимум места и оборудования. Если лагерь расположен на море, около большого водоема или на территории есть бассейн, то после «пробных» заплывов можно организовать группы обучения плаванию и запланировать состязания опытных пловцов. Конечно, в любом лагере можно организовать турниры по шахматам и шашкам и обучение этому «тихому» виду спорта новичков. - Творческие
Цель творческих мероприятий — воспитать художественный или музыкальный вкус, дать возможность каждому ребенку проявить способности в рисовании, лепке, пении, театральной сфере или съемке клипов, попробовать себя в новых видах творчества. В начале смены вожатые проводят опрос членов отряда, выясняют, есть ли среди них юные музыканты, певцы, танцоры. Если в масштабе лагеря соберется достаточно много талантов, они станут ядром для проведения будущих огоньков, концертов. Занимающиеся в художественной школе или студии помогут оформить отрядные помещения, выпустить стенную газету. Интересное направление творчества — создание сценария, съемки сюжетов и репортажей об отрядной жизни. Здесь могут попробовать себя те, кто мечтает стать артистами, режиссерами, операторами. - Интеллектуальные
Такие занятия должны развивать интеллектуальные способности детей. Организация таких мероприятий непрямую связана с программой смены. Если это место встречи ребят, серьезно занимающихся математикой, физикой, химией или другой наукой, то вся программа больше представляет собой интеллектуальное мероприятие, а перед вожатыми стоит задача не «переборщить» с занятиями и обязательно дополнить их подвижными играми на воздухе. Если смена со спортивным уклоном, то нужно организовать конкурсы или викторины типа «Что, где, когда?», литературные конкурсы на знание русского языка. Для младших школьников подойдут игры-угадайки, складывание пазлов, конкурсы на лучшее знание народных сказок и приключений из любимых мультиков.
Мероприятия внутри отряда в лагере
Ежедневную отрядную деятельность по разным направлениям желательно объединять какой-то одной темой: посвятить их памятной дате, героям популярного мультфильма или можно выбрать интересный международный праздник практически на каждый день. Например, 2 июля — Всемирный день НЛО, 27 июля — Всемирный день китов и дельфинов,
Вожатые вместе с коллективом отряда вспоминают, что связано с темой дня, какие ассоциации у них возникают. В первой половине дня рекомендуется проводить более активные спортивные соревнования и игры. Послеобеденное время лучше использовать для творчества: провести конкурс рисунков на тему дня, коллективно сочинить стихотворение или показать пантомиму. Интеллектуальная составляющая тоже присутствует — ведь нужно найти побольше информации о предмете, интересные факты.
Главное — помочь каждому в чем-то отличиться. Например, тихий неспортивный мальчик или девочка может оказаться настоящим «народным сказителем» и сможет всех увлечь перед сном интересными рассказами. Умение угомонить ребят и помочь спокойно уснуть — это большое подспорье для вожатого и тоже важное мероприятие.
Более масштабные мероприятия, приуроченные, например, или к дню Именинников (тех, у кого дни рождения приходятся на период смены), или к прощальному отрядному костру, готовятся по нескольку дней или в течение всего пребывания в лагере.
Нужно, чтобы нашлось занятие всем, даже тем, кто не очень хорошо поет или танцует — им можно поручить изготовление костюмов или написание речевки (слогана) для отряда. Более спортивные ребята могут взять шефство над отстающими и помочь им освоить игру в настольный теннис, научить забрасывать мяч в баскетбольную корзину или показать азы шахматной игры.
Мероприятия между отрядами в лагере
Помимо внутриотрядной жизни не менее важно и соревнование между отрядами близких возрастов. Необходимость отстоять честь отряда, помочь ему занять достойное место способствует сплочению ребят, помогает им почувствовать себя одной дружной командой.
Общие мероприятия можно разделить на те, к которым нужно готовиться и на те, что не требуют предварительной подготовки — их стоит проводить уже после того, как члены отряда хорошо познакомились между собой и могут быстро согласовать свои действия и выполнить совместное задание.
Пример — игра «Догонялки», поиск какого-то объекта в стиле спортивного ориентирования подходящего уровня сложности. Конечно, от вожатых и инструкторов все равно потребуется провести тщательную подготовку такого «экспромта».
Неизменной популярностью у старших отрядов пользуются игры типа «КВН» или «Кто хочет стать миллионером?», особенно в соревновательном формате — отряд на отряд.
Общелагерные мероприятия
События, в которых участвует весь лагерь, — это, конечно, церемония закрытия смены с концертом и торжественным награждением победителей различных конкурсов, квестов, соревнований.
Остальные общие мероприятия планируются по-разному в зависимости от конкретной программы — тематической, профильной или сюжетно-ролевой. Это может быть игра по захвату пиратского судна и поиском сокровищ или шпионский детектив с использованием шифров, тайников и карт местности. Для военно-патриотической смены — это штурм крепости с использованием приобретенных навыков лазанья по веревочным лестницам, приемов рукопашного боя
От того, насколько интересно составлен план и подготовлены отрядные мероприятия, во многом зависит настроение, с которым уедут домой мальчики и девочки после окончания отдыха. Клуб путешественников «Робинзонада» около 30 лет организует лагеря на любой вкус и возраст. Мы постоянно придумываем новые интересные занятия и программы, разрабатываем сценарии отрядных мероприятий в летнем лагере. Нашим Робинзонам некогда скучать!
Главная задача детей и их родителей — как выбрать ту программу, которая лучше всего подойдет именно вам. Заходите на наш сайт, звоните или пишите — вместе с вами мы подберем лучший вариант отдыха для вашего ребенка.
Источник: robinzonada.ru
Тема № 11: «Специфика организации отрядной работы вожатого: отрядное дело
В чем смысл простого и одновременно загадочного словосочетания «отрядное дело». Это звучит очень серьезно, впечатляюще, даже несколько героически: «Иду на дело». Это вызывает желание скорее попробовать то самое «дело».
В школе говорили привычно: «мероприятие». «Мероприятие» – «принятие мер». Слишком сурово.
Вожатые объясняют просто: «У нас так принято». И «дело» скоро стало «своим» словом, принятым внутренне.
Понятие «отрядное дело» существует в лагере очень давно. В начале истории каждого лагеря ребята, конечно, не называли делом каждый свой день, наполненный общением, трудом, но понимали быстротечность лагерной жизни, ощущали постоянную необходимость взаимодействия с новыми друзьями. С начала смены и до ее закрытия яркой, веселой, запоминающейся чередой одно отрядное дело сменяет другое. Но отрядные дела важны не только тем, что создают яркую, неповторимую, эмоциональную атмосферу, но и тем, что их можно придумывать и создавать самим, осваивая на практике навыки организации интересной жизни для себя и окружающих людей.
Каждое поколение педагогов и детей вносит свои дополнения в определение этого уникального явления. Но есть основания, характеризующие «отрядное дело», которые не меняются с течением времени.
1. Дело в лагере – это специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка, которая выполняет конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело – это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвуют дети.
2. Отрядное дело – это точное обозначение участников: ребята отряда, а не детского лагеря или кружка, а именно отряда. И как не может повториться состав ребят в отряде в сменах, так не могут повторяться и существовать одинаковые дела.
3. Дело обязательно коллективное и творческое по характеру разработки, подготовки и проведения. Любое дело не самоцель, не форма ради формы. Главное в нем – участие или соучастие ребенка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок нашел себя в деле, стал нужен другим людям. Дело – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение роли «по бумажке». «Каждое дело – творчески. Иначе зачем?»
4. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены (в основной период все делают дети), от уровня их самостоятельности, организаторских, творческих способностей. Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой момент подготовки дела есть творчество ребенка, которое необходимо заметить, оценить.
5. Отрядное дело – это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря, оно не бывает «само по себе», без связи с темой и событиями смены. Дело должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в отряде, в лагере.
Сталь Анатольевич Шмаков в свое время предложил следующую классификацию отрядных дел по их содержанию:
– Общественно-политические – способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим (социально значимым) событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат ребят высказывать свои мнения и суждения.
– Трудовые – способствуют проявлению у ребенка хозяйственных способностей, предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей.
– Познавательные – способствуют формированию у детей мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира.
– Экологические – способствуют приобщению к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края.
– Спортивные – способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность.
– Досуговые – особые игры, детские забавы, затеи – действенная сфера самовоспитания, способствуют формированию навыков самоорганизации.
– Художественные – способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка.
– Нравственные – просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка.
– Работа с активом – способствуют освоению сферы организаторской работы, развивают лидерские качества.
Отрядное дело получается по-настоящему, когда:
каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения и задания;
дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;
дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с его интересами и желаниями;
дает возможность каждому участнику раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения;
взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советник, помощник;
дело является важной составляющей программы лагеря, смены и отряда;
при создании и проведении дела учитываются и используются природные условия лагеря его многочисленные возможности (библиотека, клуб, и т.п.), и самое важное достояние лагеря – уникальные люди;
хорошо продуманный, интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используются визуальное, музыкальное оформление, специально готовится помещение и т.п.
Посмотрите на калейдоскоп отрядных дел. Он, словно картинка из разноцветных стеклышек, отражает одно мгновение счастья – радость совместной созидательной творческой деятельности детей и взрослых.
Начинающему вожатому он может помочь создать свои, новые дела, подсказав либо форму, либо прием, либо просто идею.
Азбука творческих дел
Академия:веселых наук, вежливости, всезнаек.
Аукцион:знаний, талантов, идей, памятных вещей, музыкальный.
Бой:ораторов, организаторов, эрудитов.
Базар:пословиц, поговорок, головоломок.
Бумеранг:песен, игр, идей, математический.
Бал:литературных героев, близнецов, цветов, ситцевый.
Банк:идей, информационный, методический
Вечер:легенд, забавных историй, разгаданных и неразгаданных тайн, знакомств, вопросов и ответов, сюрпризов, путешествий, сказок, литературный, у костра.
Встреча:берендеев, знатоков, интересных людей, ровесников, коллекционеров, за круглым столом.
Выставка:поделок, рисунков, цветов.
День:рождения, мальчиков. Девочек, фантазеров, сказочных приключений, сюрпризов, этикета, здоровья, знаний.
Диалог:с веком, двоих, с историей, с учителем, с учеником.
Девичник.
Домино:школьное, сказочное, педагогическое.
Дискотека.
Дебаты.
Дискуссия.
Десант:нло, трудовой, лесной, экологический.
Ералаш:событий, видеопрограмм.
Живая газета.
Журнал:эстафета, туриста, творческих дел.
Защита проектов:зеркальные пятницы.
Интеллектуальный бой.
Исторический марафон.
Игра.
Игротека.
Играй – город.
Кафе-клуб.
Клуб:сказок, вопросов, общения, интересных встреч, путешественников, предпринимателей, актива.
Конкурс.
Карнавал.
Кубик:загадок, вопросов, сюрпризов.
Калейдоскоп: идей, знаний.
Кабачок:литературный, юмора, детективный.
Коллаж:юмористический.
Капустник.
Лаборатория:творческая, открытая, нерешенных проблем.
Литературная дуэль.
Лагерь приключений.
Марафон:музыкальный, театральный, сказочный, милосердия.
Музей:живых картин, памятных вещей.
Магазин:добрых слов, советов.
Мозаика:дней, имен, достижений.
Мост:дружбы, понимания.
Неделя:открытий, рекордов.
Огонек.
Общество:любознательных, экологов, туристов, литераторов.
Остров:таинственный, сокровищ, приключений, мечты, находок.
Оркестр:шумовой, народных инструментов.
Праздник.
Портфель:загадок, сказок, идей.
Пресс-конференции.
Поединок:фантазеров, творческих идей, рыцарей.
Поход:в историю, в природу, по лесным тропам, по памятным местам.
Путешествие:в страну загадок, открытий, прошлое, «вообразилию», по родному краю.
Перекличка.
Пир.
Посиделки.
Перекресток мнений.
Ринг:музыкальный, творческий.
Рыцарский турнир.
Разнобой.
Разговор:при свечах, у костра, по кругу, по душам, на острую тему.
Рынок:идей, творческий.
Совет:творческий, художественный, литературный, другу.
Съезд: волшебников, магов, умельцев, ученых, инопланетян.
Сундук:тайн, открытий, бабушкин.
Свечка.
Спор-клуб.
Источник: megaobuchalka.ru