Программа отчуждения непрофильных активов это

С целью реализации поручения Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N ИШ-П13-4065, данного во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 февраля 2016 г. N Пр-348, и в соответствии с пунктом 6.4 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:

1. Создать Межведомственную рабочую группу по рассмотрению программ отчуждения непрофильных активов акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний и государственных корпораций (далее — Межведомственная рабочая группа) в составе согласно приложению N 1 к настоящему приказу (не приводится).

2. Утвердить Положение о Межведомственной рабочей группе согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Департаменту корпоративного управления (О.В. Тарасенко) осуществлять организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной рабочей группы.

от 2 сентября 2016 г. N 563

Новые торги — Непрофильные активы госкорпораций

О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ

ПРОГРАММ ОТЧУЖДЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

I. Общие положения

1.1. Межведомственная рабочая группа по рассмотрению программ отчуждения непрофильных активов акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний и государственных корпораций (далее — Группа) является постоянно действующим совещательным и координационным органом при Минэкономразвития России, созданным в целях обеспечения эффективной реализации непрофильных активов акционерными обществами с государственным участием, государственными компаниями и государственными корпорациями.

1.2. Группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

II. Права и задачи Группы

2.1. Задачами Группы являются:

— анализ реализации акционерными обществами с государственным участием, государственными компаниями и государственными корпорациями программ отчуждения непрофильных активов;

— мониторинг соответствия программ отчуждения непрофильных активов акционерных обществ с государственным участием методическим указаниям по выявлению и отчуждению непрофильных активов;

— мониторинг исполнения акционерными обществами с государственным участием ежегодных планов мероприятий по реализации непрофильных активов;

— рассмотрение вопросов по исполнению федеральными органами исполнительной власти своих обязанностей в части мониторинга исполнения акционерными обществами с государственным участием программ отчуждения непрофильных активов;

Активы госкорпораций — сайты и площадки для поиска имущества

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере отчуждения непрофильных активов.

2.3. Группа для осуществления задач, установленных настоящим Положением, вправе:

— запрашивать необходимые материалы, относящиеся к сфере деятельности Группы, у органов государственной власти, акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний, государственных корпораций и других организаций;

— приглашать на заседания Группы к участию в обсуждении решений Группы представителей акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний, государственных корпораций, научного, профессионального, юридического, предпринимательского сообществ, организаций, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Группы;

— направлять решения Группы в акционерные общества с государственным участием, государственные компании и государственные корпорации, а также иным заинтересованным лицам на основании их письменных обращений;

— направлять предложения Группы в федеральные органы исполнительной власти по вопросам, входящим в сферу ее компетенции;

— давать поручение членам Группы по вопросам, входящим в сферу ее компетенции.

III. Принципы работы Группы

3.1. Группа осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами своей деятельности на основе принципов законности, объективности, независимости и открытости.

3.2. Все члены Группы осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

IV. Состав и структура Группы

4.1. Группа состоит из председателя Группы, заместителя председателя Группы, ответственного секретаря Группы и членов Группы.

Членами Группы могут быть представители федеральных органов исполнительной власти, а также представители Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

4.2. Председателем Группы является заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

— осуществляет руководство работой Группы;

— определяет направления деятельности Группы;

— утверждает протоколы заседаний Группы;

— утверждает планы работы Группы;

— утверждает повестку дня заседания Группы.

4.3. В случае отсутствия председателя Группы его функции осуществляет заместитель председателя Группы по предварительному решению председателя Группы.

4.4. Ответственный секретарь Группы:

— организует текущую деятельность Группы;

— координирует деятельность членов Группы;

— организует контроль за исполнением решений Группы;

— согласовывает с председателем Группы планы работы Группы, а также время, место и повестку дня заседания Группы;

— информирует членов Группы о времени, месте и повестке дня заседания Группы, а также об утвержденных планах работы Группы;

Читайте также:
Как получить ассортиментный перечень на продукты программе забота

— принимает от членов Группы обращения, рекомендации и предложения относительно текущей и перспективной работы Группы с целью рассмотрения и доклада председателю Группы;

— принимает от членов Группы предложения в повестку дня заседания Группы;

— обобщает и готовит иную информацию, необходимую председателю Группы;

— ведет протокол заседания Группы.

4.5. Члены Группы:

— принимают участие в работе Группы на основе планов работы Группы и поручений председателя Группы;

— вправе вносить предложения в повестку дня заседания Группы путем направления предложений ответственному секретарю Группы;

— голосуют на заседаниях Группы по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Группы;

— в случае несогласия с принятым на заседании решением Группы излагают в письменной форме свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Группы;

— в случае отсутствия на заседании Группы излагают в письменной форме свое мнение по рассматриваемым вопросам, в том числе вынесенным на голосование, которое будет оглашено на заседании и приобщено к протоколу заседания Группы.

V. Порядок работы Группы

5.1. Планы работы Группы составляются председателем Группы совместно с заместителем председателя Группы и ответственным секретарем Группы и утверждаются на заседании Группы.

5.2. Члены Группы вправе в инициативном порядке вносить свои предложения относительно формирования планов работы Группы.

Предложения подаются в письменном виде ответственному секретарю Группы для обобщения и последующего доклада председателю Группы.

5.3. Заседания Группы проводятся не реже чем раз в три месяца. На заседаниях Группы могут присутствовать лица, не входящие в состав Группы. Персональный состав указанных лиц определяется председателем Группы.

5.4. По инициативе председателя Группы или заместителя председателя Группы может проводиться внеочередное заседание Группы.

5.5. Повестка дня, время и место заседания определяются председателем Группы.

Информация о дате, месте проведения, повестка дня и материалы к заседанию Группы направляются членам Группы не позднее чем за семь дней до даты заседания Группы.

5.6. Решения Группы принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании Группы членов Группы, а также членов Группы, представивших в письменной форме мнение в соответствии с абзацем шестым пункта 4.5 настоящего Положения.

При равенстве голосов членов Группы решающим является голос председателя Группы, а при его отсутствии — голос председательствующего на заседании Группы.

5.7. Решения Группы оформляются протоколом, который подписывается председателем Группы или в случае его отсутствия заместителем председателя Группы.

В протоколе указываются:

— дата и место проведения заседания;

— персональный состав Группы;

— повестка дня заседания, фамилии и инициалы докладчиков;

— список лиц, выступивших на заседании в прениях;

— решения, принятые по каждому вопросу.

5.8. Особое мнение члена (членов) Группы, а также письменное мнение члена (членов) Группы в случае их отсутствия приобщается к протоколу, о чем в тексте протокола делается ссылка.

Популярные статьи кодекса

  • Статья 556. Передача недвижимости
  • Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
  • Статья 12. Способы защиты гражданских прав
  • Статья 15. Возмещение убытков
  • Статья 958. Досрочное прекращение договора страхования
  • Статья 196. Общий срок исковой давности
  • Статья 209. Содержание права собственности
  • Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
  • Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение
  • Статья 309. Общие положения
  • Статья 317.1. Проценты по денежному обязательству
  • Статья 333. Уменьшение неустойки
  • Статья 393. Обязанность должника возместить убытки
  • Статья 395. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
  • Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

Источник: gkrfkod.ru

Как оформляется продажа непрофильных активов

Активы организации разграничиваются по разным признакам. Один из этих признаков – характер эксплуатации в деятельности предприятия. Активы могут быть профильными и непрофильными. Первые используются в основной деятельности субъекта, а вторые – нет. Как осуществляется вывод непрофильных активов?

Признаки непрофильных активов

  • Не соответствуют стратегическим целям предприятия.
  • Эксплуатация не в полном объеме.
  • НА представляют собой фактически балласт для предприятия.
  • Объекты, находящиеся на предприятии в избыточном объеме.

Бухгалтер должен учитывать эти критерии. Они обязательны при обнаружении непрофильных активов. Обнаруженные непрофильные объекты объединяются в комплекс.

Преимущества реализации непрофильных активов

Компания может продать свои активы. Это решение влечет за собой эти преимущества:

Реализация позволяет организации избавиться от балласта и сконцентрировать свои силы на главном направлении. Необходимо учитывать, что непрофильные объекты нуждаются в обслуживании, учете. Потому ненужное выгодно просто продать. Процесс реализации отлажен, так как с проблемой избавления от непрофильных активов сталкиваются многие фирмы.

Наличие НА у компании – это, как правило, итог приватизации или реорганизации субъектов. Эти процедуры осуществлялись в девяностых годах, после чего у новых владельцев появлялись ненужные объекты. В связи с возникшей ситуацией был установлен порядок реализации непрофильных активов.

Основные особенности реализации непрофильных активов

Методология, утвержденная Приказом №372 Росимущества от 26.09.2014 года, является главным актом, регулирующим выявление активов и их извлечение из комплекса. Эта методология является материалом для консультации. Она используется в качестве пособия. То есть там не дано четко установленных правил. На основании приведенных положений можно разработать свой порядок определения НА.

Читайте также:
Программы для перевода сканов в документы

Единица управленческого учета – это один актив или комплекс НА, которые участвуют в извлечении прибыли. При установлении профильности этих активов нужно иметь ввиду комплекс задач, стоящих перед фирмой. Эти задачи и стратегии деятельности предприятия прописаны во внутренних документах.

НА рекомендуется объединять в комплекс. Рассмотрим пример. В процессе инвентаризации обнаружился станок, причисляемый к непрофильным активам. Он не может являться единицей управленческого учета, так как он не оказывает существенного вклада в бюджет. Если на предприятии есть другие станки, рекомендуется объединить их в один комплекс.

Алгоритм подготовки к реализации

Решение о профильности активов и их реализации принимается советом директоров предприятия. На совете формируется определенное поручение. На его основании осуществляется анализ активов. Анализ подразделяется на три этапа:

  1. Подготовка. Проводится инвентаризация активов. После этого они входят в реестр единиц управленческого учета.
  2. Статус. Активам присваивается статус путем соотнесения их функций со стратегией предприятия.
  3. Заключительный этап. Установление профильности в границах одной единицы учета.

По итогам подготовительных мероприятий осуществляются эти меры:

  1. Формирование программы по продаже НА, утверждение документа на совете директоров.
  2. Уведомление о решении совета директоров главного акционера. Главным акционером считается государство.

Последний вариант актуален в том случае, если непрофильные активы не обнаружены.

Программа по продаже непрофильных активов

Составленная программа по реализации включает в себя эти факты:

  • Критерии отнесения объектов к непрофильным.
  • Реестр, в который входят НА.
  • Указание на документы о правах собственности на НА.
  • Информация о том, есть ли обременения.
  • Данные о балансовой стоимости объектов.
  • Информация о методах, которые были применены в границах продажи активов.
  • Порядок исполнения реализации.
  • Сроки отчуждения объектов.

К программе прилагаются копии правоустанавливающих бумаг. Приведенная программа является, по сути, шаблоном. Его нужно придерживаться, однако полное следование положениям не обязательно. Отклонение от программы допустимо тогда, когда выявлены еще и профильные активы. Если их мало, можно включить эти объекты в приведенную программу.

Реестр под немногочисленные объекты формировать бессмысленно.

Главным аукционером непрофильных активов считается государство. Оно не дает четкий порядок реализации. Существуют лишь рекомендации, на которые может опираться компания. Алгоритм продажи в конкретном случае определяется индивидуальными нюансы. Предприятие может подстраивать стандарты под себя.

К СВЕДЕНИЮ! Избавиться от непрофильных активов можно различными методами, такими как реализация, ликвидация, передача на государственный баланс.

Как осуществляется продажа? Практически в стандартном порядке. Предприятие может реализовать активы на аукционах. Оно также может найти покупателей посредством объявления на своем сайте.

Государственный контроль над реализацией

Эффективность продажи непрофильных активов определяется акционером. Последний основывается в своих оценках на плане продаж. Плановые показатели сравниваются с фактическими. Последние определяются по итогам продажи активов. Рекомендуется поквартально планировать продажу объектов, подлежащих отчуждению.

Государственный контроль над итогами реализации осуществляется этими способами:

  1. Текущий. Контрольные мероприятия исполняются каждый квартал. Реализуются они обычно с помощью электронных инструментов. Информацию никуда не нужно подавать. Сведения для контроля размещаются в личном кабинете, сформированном на межведомственном портале. Компания, регистрируясь в личном кабинете, получает перечень вопросов. Она должна ответить на них в форме отметок или сообщений. Именно эта информация подлежит контролю.
  2. Итоговый. Предполагает объединение данных за корпоративный год. Этот инструмент нужен для гарантии прозрачности процедуры взаимодействия предприятия с НА. Компания должна предоставлять годовые отчеты. В них приводится сводная информация по активам, их перечень, процесс воплощения программы по реализации. Если предприятие не выполнило какой-либо пункт программы, оно должно предоставить письменные объяснения.

Выше упоминались преимущества, которые обеспечивает реализация НА. Правильно организованный процесс продажи позволяет действительно получить все приведенные выгоды. Процедура позволит увеличить прибыль предприятия, поднять его капитализации.

Бухучет реализации непрофильных активов

При отражении реализованных активов в отчетности нужно ориентироваться на ПБУ 9/99, 10/99. Счета учета используются на основании Плана счетов и Приказа №94н. Рассмотрим стандартные проводки:

  • ДТ62 КТ91. Реализация актива. Фиксируется по своей договорной стоимости в структуре прочих доходов предприятия.
  • ДТ91 КТ68. Выделение НДС.
  • ДТ91 КТ1, 7, 10, 8. Списание непрофильных активов с учетом их балансовой стоимости.

Реализация непрофильных активов – это трудоемкая процедура. Для ее адекватного проведения нужны соответствующие знания. Если бухгалтеру не хватает этих знаний, можно обратиться за профессиональной помощью.

Источник: assistentus.ru

Непрофильные активы компаний

Непрофильные активы предприятия — это имущество, не соответствующее профилю организации и используемое в деятельности, не связанной с основным производством. Разберемся, что они представляют собой, и какие проблемы или выгоды получает фирма, владея подобными активами.

Читайте также:
Как в программе 1с присвоить инвентарный номер

Непрофильные активы организации: понятие

Изначально подобным термином именовали не участвовавшее в основном производстве имущество, в частности, объекты инфраструктуры – жилищный фонд, детские сады, больницы, профилактории, базы отдыха и пр. Позднее этот перечень стали пополнять активы, не относящиеся, по усмотрению руководства, к производству напрямую, к примеру, обслуживающие производства, или же активы, экономическая польза от которых не ожидается. Непрофильные активы компаний (НА) могут образовываться и в связи с изменением стратегии, например, при закрытии какого-либо направления бизнеса, имущество, используемое в этой деятельности ранее, также становится непрофильным.

Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 № 894-р (ред. от 29.07.2020) утверждены Методические указания по выявлению/отчуждению непрофильных активов в компаниях с госучастием, превышающим 50%, которые определяют само понятие этих активов и критерии их отнесения к непрофильным, а приказ Росимущества № 526 от 30.12.2014 определил критерии, по которым идентифицируют непрофильные активы в федеральных учреждениях и казенных предприятиях.

Непрофильные активы (НА) — это ресурсы, которые:

  • не соответствуют целям создания компании;
  • не используются в полной мере;
  • используются не для достижения означенных в уставе фирмы целей, либо без соблюдения законодательно установленных технических требований;
  • наличествуют в собственности предприятия в излишнем количестве.

Реестр непрофильных активов

Для обеспечения собственников компании и других заинтересованных лиц достоверной информацией о наличии бездействующего имущества и возможных вариантах минимизации издержек по его содержанию формируют реестр непрофильных активов, включающий основные сведения – балансовую стоимость, предполагаемое действие, по отношению к каждому объекту, другую информацию, с помощью которой принимается решение о дальнейшей судьбе НА и разработке оптимального способа работы с ними.

Подобные реестры формируют и публикуют на своих сайтах все крупнейшие компании и группы компаний, привлекая таким образом потенциальных приобретателей и арендаторов. Проблема непрофильных активов задела и компании с государственным участием в них. Учитывая, что государство является крупнейшим акционером на отечественном рынке, а доля компаний, где оно владеет существенной долей акций, весьма высока, можно отмечать тенденцию вычленения непрофильных активов РФ для их последующей продажи или реструктуризации. К примеру, все филиалы ОАО «РЖД» передали большую часть объектов здравоохранения, образования и социального назначения на балансы тех регионов, в которых эти объекты располагаются.

Что делать с непрофильными активами

В большинстве случаев от непрофильных активов предприятия стараются избавиться, реализуя его, либо передавая другим структурам. Стратегия избавления от НА, как правило, наиболее верная для имущества, не имеющего ценности для компании, но обладающего спросом на рынке. Например, непрофильные активы лизинговых компаний можно довольно быстро и выгодно реализовать, прибегнув к аукционам, периодически устраиваемым на различных онлайн-площадках.

Не всегда стоит спешить с продажей НА. Иногда более приемлемым считается перепрофилирование активов для управления ими. Удобными вариантами в разных ситуациях могут стать:

  • Сдача в аренду. Актуальное решение для активов, продажа или ликвидация которых убыточна для основной деятельности, но способных приносить рентные доходы. Непрофильные активы (недвижимость и другие группы имущества) сегодня активно предлагаются собственниками в качестве объекта лизинга – финансовой аренды, когда имущество передается третьему лицу в пользование на определенный срок, в течение которого это лицо выплачивает стоимость имущества вместе с лизинговым вознаграждением, а по истечении срока и выплаты всех сумм становится собственником арендуемого объекта. В сравнении с реализацией аренда активов проигрывает в оперативности поступления дохода, однако предполагает получение стабильных доходов на протяжении долгого периода времени и, соответственно, освобождает предприятие от дальнейших затрат по содержанию объекта.
  • Внесение в УК или передача в управление. Оптимально для имущества, эффективное использование которого невозможно из-за отсутствия компетенций.
  • Применение в основной деятельности после модернизации объекта.
  • Утилизация — если спрос на объект отсутствует, а затраты на его эксплуатацию/ консервацию превышают ликвидационные расходы.

Каждое предприятие, имеющее на балансе непрофильные активы, самостоятельно решает, как в дальнейшем будет использовать такое имущество. Выбирая наиболее оптимальный способ управления НА необходимо тщательно исследовать их рентабельность, финансовые показатели и риски, сопровождающие ликвидацию, продажу или другие операции с НА. При этом следует соблюдать установленный порядок.

К примеру, непрофильные активы АО с госучастием, устанавливаются и отчуждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Распоряжением Правительства от № 894-р, по разработанному порядку. Вначале проводится анализ использования активов в основной деятельности (согласно критериям, приведенным в приложениях к Методрекомендациям), затем разрабатывается программа отчуждения НА, при этом каждая единица учета, признанная непрофильной, включается в реестр НА, составляется план реализации. Все эти документы утверждает совет директоров, он же принимает решение о реализации или реструктуризации, опираясь на грамотное финансовое обоснование действий по отношению к каждому объекту НА.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: spmag.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru