Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет, какие факторы влияют на развитие речи, как именно разговаривать с детьми и что ещё можно сделать, чтобы дети научились использовать свои речевые способности по максимуму.
Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.
С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.
Логопедическая работа с неговорящими детьми. От звука к слогу, слога к слову, от слова к фразе
Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.
На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.
Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев . Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.
В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».
Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже использовуют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ
В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают увеличивать словарный запас, совершенствовать грамматические навыки, писать сложные слова и развивать навыки понимания прочитанного.
Факторы, влияющие на развитие речи детей двух-пяти лет
Здоровье и физическое развитие
Болезни могут повлиять на слух, что, в свою очередь, вызовет проблемы с пониманием и развитием речи или другими слуховыми сигналами. Больным детям часто не хватает сил, чтобы говорить и общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них всё в порядке, и это может помешать развитию языка и общения. Голосовые связки и лицевые мышцы, связанные с речью, должны развиваться, чтобы ребёнок мог эффективно говорить.
Психотравмы
Развод, смерть близких, множественные переезды или другие малопонятные и непрояснённые изменения в жизни могут отнимать много сил ребёнка на адаптацию к этим условиям и стать возможной причиной задержки речевого развития.
Развитие моторных навыков
Если ребёнок много времени проводит в кровати, коляске, стульчике или у компьютера, то развитие этих навыков может задерживаться, а вместе с ними и речь. Их развитию способствуют активные игры на свежем воздухе, а также бег, прыжки и кувыркания. Моторные навыки необходимы и для того, чтобы научиться писать или рисовать буквы и символы.
Окружающая среда
Важно, чтобы дети были погружены в языковую среду: дошкольники, с которыми говорят и читают, с большей вероятностью захотят сами говорить и учиться читать. Социальная среда может стать препятствием для развития речи, если не хватает примеров, на которые дети могут опираться в своём понимании языка и всего, что с ним связано.
Когнитивные способности
Предполагается, что существует корреляция между интеллектом и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают изучать язык, говорят больше сверстников и показывают повышенный уровень когнитивного развития: они раньше используют правильную структуру предложений и имеют больший словарный запас.
Дети, у которые речевые навыки развиваются медленнее, совсем не обязательно отстают в познавательной деятельности. Иногда бывает, что сначала активно развивается крупная моторика, и только потом присоединяется речь.
Пол
В возрасте около двух лет девочки, как правило, обгоняют мальчиков в речевом развитии: они свободнее общаются и лучше понимают разговорный язык, что объясняется разным отношением к ним родителей. Исследователи выявили, что взрослые по-разному реагируют на коммуникативные стили девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети в 13−14 месяцев не демонстрируют различий в реакциях в зависимости от пола, взрослые чаще отвечают мальчикам, если те кричат, хнычут или ведут себя агрессивно, и дети, понимая это, начинают стимулировать родителей общаться с ними именно так. Подобные попытки девочек обычно игнорируются, зато взрослые охотно откликаются на их жесты, прикосновения и просто разговор. У девочек поощряется речь, у мальчиков — активные игры.
Количество братьев и сестёр
Некоторые учёные предполагают, что дети, которые приходят из семей с одним ребёнком, как правило, лучше понимают и используют язык: у них нет конкуренции за внимание родителей или опекунов, а взрослые, как правило, общаются с единственным ребёнком больше. Другие исследователи утверждают, что всё наоборот: наличие братьев и сестёр может означать больше возможностей для использования языка, что впоследствии приведёт к его быстрому и более сильному развитию. Поэтому очень важна организация общения в семье и возможности активной тренировки навыков с родителями или братьями и сёстрами.
Мотивация
Если у ребёнка нет желания общаться или понимать окружающий его мир, ему будет не хватать языкового развития. Пока он не увидит ценность и необходимость использования языка, развитие будет медленным.
Билингвизм
Дети, начинающие изучать второй язык в раннем возрасте, могут развиваться медленнее, чем ожидают родители. У дошкольников изучение двух-трёх языков одновременно может вызвать замешательство, и как следствие — очень сильное разочарование, отчего ребёнок потеряет мотивацию к пониманию происходящего.
Большинство специалистов рекомендует, чтобы при изучении двух языков в раннем возрасте за каждый их них отвечал отдельный взрослый. Например, мама всегда говорит на одном языке, обращаясь к ребёнку, а папа — на другом, и это никогда не меняется. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать одновременно со школой или подготовительной группой детского сада, особенно если развитие родного идёт не очень быстро.
Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.
Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.
Как помогать ребёнку осваивать речь?
- Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.
- Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.
- Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.
- Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.
- Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.
- Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.
- Иногда родителям необходимо переговорить в присутствии ребёнка, но так, чтобы он не понял, о чём будет идти речь. Тайным языком родителей может служить любой иностранный язык, который они знают. Но это ненадолго, потому что дети быстро это осваивают, чтобы понимать, что от них скрывают. Например, дети в аристократических российских семьях, где говорили на французском между собой, а с детьми и челядью — на русском, выучивали язык часто без учителей и гувернёров, и в 12 лет, когда их начинали учить французскому, оставалось только совершенствовать язык и грамматику. Это отличный способ повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка: говорите на нём в присутствии ребёнка, но не с ним.
- Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.
- Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропустить самое интересное про воспитание, а также советы и лайфхаки для увлеченных родителей.
Источник: dzen.ru
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет, какие факторы влияют на развитие речи, как именно разговаривать с детьми и что ещё можно сделать, чтобы дети научились использовать свои речевые способности по максимуму.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.
С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.
Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.
На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.
Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.
В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».
Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже использовуют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.
В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают увеличивать словарный запас, совершенствовать грамматические навыки, писать сложные слова и развивать навыки понимания прочитанного.
Факторы, влияющие на развитие речи детей двух-пяти лет
Здоровье и физическое развитие
Болезни могут повлиять на слух, что, в свою очередь, вызовет проблемы с пониманием и развитием речи или другими слуховыми сигналами. Больным детям часто не хватает сил, чтобы говорить и общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них всё в порядке, и это может помешать развитию языка и общения. Голосовые связки и лицевые мышцы, связанные с речью, должны развиваться, чтобы ребёнок мог эффективно говорить.
Психотравмы
Развод, смерть близких, множественные переезды или другие малопонятные и непрояснённые изменения в жизни могут отнимать много сил ребёнка на адаптацию к этим условиям и стать возможной причиной задержки речевого развития.
Развитие моторных навыков
Если ребёнок много времени проводит в кровати, коляске, стульчике или у компьютера, то развитие этих навыков может задерживаться, а вместе с ними и речь. Их развитию способствуют активные игры на свежем воздухе, а также бег, прыжки и кувыркания. Моторные навыки необходимы и для того, чтобы научиться писать или рисовать буквы и символы.
Окружающая среда
Важно, чтобы дети были погружены в языковую среду: дошкольники, с которыми говорят и читают, с большей вероятностью захотят сами говорить и учиться читать. Социальная среда может стать препятствием для развития речи, если не хватает примеров, на которые дети могут опираться в своём понимании языка и всего, что с ним связано.
Когнитивные способности
Предполагается, что существует корреляция между интеллектом и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают изучать язык, говорят больше сверстников и показывают повышенный уровень когнитивного развития: они раньше используют правильную структуру предложений и имеют больший словарный запас.
Дети, у которые речевые навыки развиваются медленнее, совсем не обязательно отстают в познавательной деятельности. Иногда бывает, что сначала активно развивается крупная моторика, и только потом присоединяется речь.
Пол
В возрасте около двух лет девочки, как правило, обгоняют мальчиков в речевом развитии: они свободнее общаются и лучше понимают разговорный язык, что объясняется разным отношением к ним родителей. Исследователи выявили, что взрослые по-разному реагируют на коммуникативные стили девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети в 13−14 месяцев не демонстрируют различий в реакциях в зависимости от пола, взрослые чаще отвечают мальчикам, если те кричат, хнычут или ведут себя агрессивно, и дети, понимая это, начинают стимулировать родителей общаться с ними именно так. Подобные попытки девочек обычно игнорируются, зато взрослые охотно откликаются на их жесты, прикосновения и просто разговор. У девочек поощряется речь, у мальчиков — активные игры.
Количество братьев и сестёр
Некоторые учёные предполагают, что дети, которые приходят из семей с одним ребёнком, как правило, лучше понимают и используют язык: у них нет конкуренции за внимание родителей или опекунов, а взрослые, как правило, общаются с единственным ребёнком больше. Другие исследователи утверждают, что всё наоборот: наличие братьев и сестёр может означать больше возможностей для использования языка, что впоследствии приведёт к его быстрому и более сильному развитию. Поэтому очень важна организация общения в семье и возможности активной тренировки навыков с родителями или братьями и сёстрами.
Мотивация
Если у ребёнка нет желания общаться или понимать окружающий его мир, ему будет не хватать языкового развития. Пока он не увидит ценность и необходимость использования языка, развитие будет медленным.
Билингвизм
Дети, начинающие изучать второй язык в раннем возрасте, могут развиваться медленнее, чем ожидают родители. У дошкольников изучение двух-трёх языков одновременно может вызвать замешательство, и как следствие — очень сильное разочарование, отчего ребёнок потеряет мотивацию к пониманию происходящего.
Большинство специалистов рекомендует, чтобы при изучении двух языков в раннем возрасте за каждый их них отвечал отдельный взрослый. Например, мама всегда говорит на одном языке, обращаясь к ребёнку, а папа — на другом, и это никогда не меняется. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать одновременно со школой или подготовительной группой детского сада, особенно если развитие родного идёт не очень быстро.
Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.
Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.
Как помогать ребёнку осваивать речь?
- Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.
- Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.
- Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.
- Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.
- Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.
- Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.
- Иногда родителям необходимо переговорить в присутствии ребёнка, но так, чтобы он не понял, о чём будет идти речь. Тайным языком родителей может служить любой иностранный язык, который они знают. Но это ненадолго, потому что дети быстро это осваивают, чтобы понимать, что от них скрывают. Например, дети в аристократических российских семьях, где говорили на французском между собой, а с детьми и челядью — на русском, выучивали язык часто без учителей и гувернёров, и в 12 лет, когда их начинали учить французскому, оставалось только совершенствовать язык и грамматику. Это отличный способ повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка: говорите на нём в присутствии ребёнка, но не с ним.
- Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.
- Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.
Фото: Serenko Natalia, InesBazdar, Ruslan Guzov, Rawpixel.com/Shutterstock.com
Источник: www.kanal-o.ru
От звука к букве
Цель программы создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи программы 1. Развивать коммуникативные качества личности ребенка, его интеллектуальные и творческие силы, формировать его готовность к систематическому обучению в школе.
2. Совершенствовать стороны речи — лексический и грамматический строй согласование частей речи — звуковая культура речи — обогащение и формирование активного и пассивного словаря. 3. Обучать звуко-слоговому анализу слов, формировать опыт чтения слогов и слов. 4. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
5. Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. 6. Развивать фонематический слух. 7. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров, понимание главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев. 8. Развивать психические процессы мышление, речь, восприятие, воображение, увеличение объема внимания и памяти. 9. Развивать мелкую моторику рук.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ласточка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы.
«От звука к букве»
Составил: воспитатель высшей
кв категории Агеева Г. Х.
с. Кыштовка 2021г
Пояснительная записка
Дополнительная программа для дошкольных образовательных учреждений по развитию речи «От звука к букве», автор Агеева Г. Х. Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и представляет собой систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня проблемы, связанные с развитием познавательно-речевой активности у дошкольников, вызывают беспокойство у родителей и педагогов, работающих с детьми.
Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс развивающих занятий обусловлена тем, что дети во взаимодействии друг с другом используют односложную, состоящую лишь из простых предложений речь; часто неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение. У дошкольников отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, по обращению друг к другу употребляют нелитературные слова. Прослеживается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети затрудняются в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с дошкольниками в целях развития познавательной активности и повышения уровня общей интеллектуальной осведомлённости, так и на индивидуальных занятиях с отдельными дошкольниками.
Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа «От звука к букве» разработана с учетом следующих нормативных документов: — Федерального закона от 30.06.2020 г. № 16-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования»
Цель программы: создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
1. Развивать коммуникативные качества личности ребёнка, его интеллектуальные и творческие силы, формировать его готовность к систематическому обучению в школе.
2. Совершенствовать стороны речи:
— лексический и грамматический строй (согласование частей речи);
— звуковая культура речи;
— обогащение и формирование активного и пассивного словаря.
3. Обучать звуко-слоговому анализу слов, формировать опыт чтения слогов и слов.
4. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
5. Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
6. Развивать фонематический слух.
7. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров, понимание главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев.
8. Развивать психические процессы: мышление, речь, восприятие, воображение, увеличение объема внимания и памяти.
9. Развивать мелкую моторику рук.
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Особенность программы, её педагогическая целесообразность
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели – развития связной речи детей.
Основной формой работы педагога с детьми является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Занятия проходят в игровой форме, они насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность занятия соответствует требованиям СанПиН. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры и логоритмические упражнения.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дети готовы к школьному обучению, любознательны, у них достаточно активное внимание. В этот период происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой. Воспитанники психологически подготовлены к восприятию этических норм и правил поведения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, а также наблюдается потребность в оцениваемой деятельности. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры. Но игры, прежде всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания, заставляя его напряженно думать.
Это период перехода от игры к учению. В 6-7 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук. Движения становятся более точными и четкими, рука практически готова к обучению письму.
Речевые особенности у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.
Формирование навыков учебной деятельности:
— внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную задачу;
— обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
— закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.
Разработанная программа предполагает включение детей в учебную деятельность путем непосредственного участия в играх, беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребенку предоставляется возможность для самовыражения, что является педагогически целесообразным.
Программа разработана с учетом основных принципов:
2. Постепенность (пошаговость), следование от простых, доступных заданий к более сложным, (комплексным).
3. Повторяемость материала (цикличность повторения).
4. Комплексность или взаимодополняемость.
5. Ориентировка на реальный уровень развития детей (здоровье, интересы, возможности каждого ребенка).
6. Переход к новому этапу обучения после усвоения предыдущего материала.
Дети, обучавшиеся по программе, «От звука к букве»:
Должны иметь представления:
1. Гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие).
2. Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, загадки и др.
1. Соотнесение буквы и звука.
2. Буквы русского алфавита.
3. Заглавная и строчная буквы.
1. Произносить слова различной звуко-слоговой структуры, определять количество звуков в слове, делить слова на слоги:
— определять количество звуков в словах (короткие: мак, с открытым слогом: каша);
— делить длинные слова на слоги.
2. Составлять предложение по схеме.
3. Употреблять разные виды предложений (простые, распространенные), конструировать словосочетания.
— подробно пересказывать текст, восстанавливать последовательность содержания с помощью зрительных опор;
— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.
5. Читать слова, предложения, небольшие рассказы (4-5 предложений).
6. Слушать чтение, рассказ взрослого вместе с группой сверстников.
7. Выражать свое отношение к героям, узнать и назвать сказку, загадку, стихотворение, пословицу.
8. Выполнять штриховку в разных направлениях, обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Использование новых технологий. Основные методы, используемые при реализации программы: Наглядные — рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания; Практические — упражнения, игровой метод, моделирование; Словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами, игры с магнитной азбукой и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
Модель реализации программы.
1.Специально организованная деятельность воспитателя и ребенка.
Одно занятие в неделю, начиная с сентября, по 30-35 минут, т.е. 36 занятий в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Темы занятий определены в перспективном планировании.
2.Совместная деятельность детей и воспитателя и детей.
Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение, работа детей и итог занятия в игровой форме.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Для поддержания интереса детей в группе созданы определенные условия:
— обеспечение свободного доступа к материалам;
— организована зона «Звуковичок», где много дидактического материала для закрепления пройденной темы:
Настольно-печатные дидактические игры.
Серии сюжетных картинок.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.
Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
Перспективное планирование образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
День Знаний. Подбор обобщающих определений к понятиям
Беседа об осени. Закрепление знаний о сезон изменен природы
Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе
Передача содержания небольших литературных произведений.
Обучать детей выразительно пересказывать сказку с использованием имеющегося словарного запаса и выражений из текста. Учить понимать смысл пословиц.
Продолжать обучать детей пересказывать сказку, понимать смысл пословиц и поговорок
Закреплять и совершенствовать речевые умения и навыки при пересказе небольшого по объёму литературного произведения
Продолжать знакомить детей с понятием «слова-действия
Продолжать знакомить детей со стихотворением как литературным жанром. Напомнить детям, что такое рифма.
Обучать детей пересказывать рассказы
Знакомство с понятиями «диалог», «монолог», «косвенная речь». Обучение детей пересказу диалога с переводом прямой речи в косвенную
Обучать детей использовать выразительные средства при описании зимы.
Зима, описание зимы в произведениях русских поэтов
Продолжать знакомить детей с жизнью обитателей зимнего леса, с народными приметами, народными названиями зимних месяцев
Обучать детей отличать рассказ от сказки, называть признаки, характерные только для сказки
Знакомство с понятием «сложные слова», «обобщающее слово
Закрепление названий животных, их детёнышей. Закрепление понятия «дикие», «домашние» животные.
Возбуждать в детях желание узнать о жизни диких животных в различные времена года
Продолжать обучать детей воспринимать небольшое по объёму литературное произведение, учить объяснять непонятные слова, ставить вопросы к тексту».
Дать детям представление о правилах дорожного движения, поведения людей на улице, о соблюдении правил дорожного движения.
Расширить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице Москве
Закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице, Москве
Закрепить знания детей о названии улиц, на которых живут дети. Знакомство с городом Новосибирск
Дать детям понятие «рифма». Обучать детей находить рифмующиеся слова в стихотворении. Придумывать рифмы к словам
Продолжать знакомить детей, что такое «рифма». Подбор рифмы к словам.
Обучать детей использовать метод фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов
Учить детей определять и объяснять литературный жанр произведения – сказка. Литературный анализ произведения – герои положительные, отрицательные.
Закрепление с детьми признаков весны. Уточнение названий весенних месяцев, их народных названий
Обучать детей образовывать звукоподражательные слова. Вспомнить о словах-родственниках
Закрепить знание детей о весне, уточнить её приметы. Учить находить слова-родственники в стихах».
Обогащение словаря детей. Углубить знания детей о признаках весны
Расширить знания детей о жизни некоторых насекомых, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа».
Познакомить детей с народными приметами, летними месяцами. Познакомить детей с особенностью летних изменений в природе нашего края».
Познакомить детей с высказываниями о лете русских поэтов
Обучать детей воспринимать природные явления в их сказочном изложении, уметь отличать сказку от действительности, верить в добро, которое обязательно победит зло.
1. Степень помощи, которую оказывает взрослый ребёнку при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность ребёнка и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Поведение детей на занятии: живость, активность, заинтересованность.
3. Результаты выполнения диагностических заданий.
Методическое обеспечение программы
1. Книжки с народными потешками, песнями и яркими картинками.
2. Художественная литература: сказки, рассказы, поэзия, проза.
3. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп: предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
6. Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.
7. Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.
8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
11. Ребусы, кроссворды.
12. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи.
13. CDс записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений.
Работа с родителями: поощряется присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего: участие в воспитательно-игровых мероприятиях, в проектно-исследовательской деятельности.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М., 2006.
2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – МН:, 2007.
3. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.
4.Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе. – М.: Гном-пресс, 2007.
5. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. – М.: Издательство «Астрель», 2016. – 95 с.
6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
7. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М., 2003.
8. Выренцова А.С. Подготовка к обучению. – С-Пб., 2007.
9. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003.
10. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера», 2006.
11. Фалькович Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.
12. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П., 2008.
Источник: edu-time.ru