Организация: МАДОУ Д/с №22
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бугуруслан
Согласно ФГОС ДО в образовательных организациях дошкольного образования, с одной стороны, должно быть обеспечено «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека». С другой стороны, на этапе завершения дошкольного образования должны быть достигнуты целевые ориентиры, предполагающие формирование у детей предпосылок учебной деятельности, одной из которых является звуковая аналитико-синтетическая активность. В соответствии с ФГОС ДО формирование аналитико-синтетической активности в нашем ДОУ обеспечено в рамках образовательной области «Речевое развитие».
В практике работы с дошкольниками используем последовательность работы по формированию аналитико-синтетической активности, представленную на слайде.
Готовность к звуковому анализу и синтезу формируется в процессе развития устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
Работа с детьми складывается из двух частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3–5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5–7 лет).
Технология «От звука к букве» инструмент формирования звуковой аналитико-синтет актив у дет 2-5 лет
Расскажу об опыте своей работы по данному направлению более подробно по возрастам.
Младший дошкольный возраст 3-4 года
На данном этапе обучения выделены три задачи, представленные на слайде, которые решаются комплексно в течение года.
Игры «Подскажи словечко» приучают детей подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.
Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Тематика загадок для детей 3-4 лет, включаемых в занятия, ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
На всех статических занятиях проводятся физкультминутки (упражнения), направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации.
Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.
Опыт работы свидетельствует, что благодаря такой работе, к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
На этом этапе обучения выделяю три задачи, которые решаются также комплексно. Они представлены на слайде.
Работа по формированию аналитико-синтетической активности в этом возрасте способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков.
В игровой ситуации предлагаю различить на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» — «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» — «з-з-з» и «песенку маленького комара» — «зь-зь-зь», дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко использую различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение».
Технология «От звука к букве» — инструмент формирования звуковой аналитико-синтетической активности
Использование индивидуальных раздаточных материалов ребенком 4–5 лет позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. С этой целью на каждом листе с заданием в правом нижнем углу нарисован шарик. Ребенок должен раскрасить его в зеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в красный — если задания выполнены неправильно.
В занятия с детьми 4-5 лет мною включены задания по подготовке руки ребенка к письму: «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т. д. Первые задания выполняются фломастерами: письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми.
К концу года даю упражнения на штриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки дошкольников совершенствуются.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Основные задачи этого этапа обучения представлены на слайде.
В этой группе знакомлю детей с графическим изображением звуков. Затем детям показываю букву, обозначающую изучаемый звук.
Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.
Дошкольникам демонстрирую образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.
Продолжаю давать задания на соединение, штриховку, что также способствует подготовке руки ребенка к письму.
По мере ознакомления с буквами учу читать слоги, состоящие из пройденных букв. При ознакомлении со звуками и буквами всегда даю изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, и в конце (дети понимают, что звук-буква может встречаться не только в одном слове и в одном месте).
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению словами.
Начинаем обучение выделению ударного слога с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза).
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Основные задачи этого этапа обучения представлены на экране.
Одновременному решению задач речевого развития детей способствуют художественные произведения, представленные разными жанрами.
1. Пословицы и поговорки, заключающие в себе ясную, четкую, краткую мысль. ( Пример: Возьми книгу в руки — и не будет скуки. Сердце матери лучше солнца греет).
2. Рассказы К. Ушинского, В. Даля, Н. Сладкова способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитанию любви к художественному слову, обогащению словаря ребенка, использованию в речи различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений (веселые весенние ручьи; увлекательное путешествие по неизведанной реке; подул холодный ветер, посыпался частый дождь).
Осознанности чтения и письма способствуют следующие задания:
1. Игровые упражнения «Буквы рассыпались», «Слоговые кубики», «Напиши правильно».
2. Чтение предложений, в которых не дописано последнее слово (его должны написать дети).
3. Чтение загадок, прочитав которую дошкольники должны не только отгадать ее, но и написать слово-отгадку в кроссворде или под картинкой-отгадкой.
Успешному выполнению заданий помогают рисунки.
Все задания, представленные на экране, направлены на развитие у детей глазомера, четкой координации руки и всегда связаны с темой занятия.
Кроме того, для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения по развитию моторики — упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках. Читая стихотворение, дети поочередно разгибают пальчики сначала на левой руке, затем на правой.
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее.
Таким образом, с младшей группы веду работу над знакомством детей: со звучащим словом, его протяженностью; способами интонационного выделения звука в слове; дети называют слова с заданным звуком; знакомятся со слогом, слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука; знакомятся с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными и т. д.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе впоследствии обучаются чтению. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
Приложения:
Источник: www.vospitatelds.ru
Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы так же можете поделиться напрямую в социальных сетях
Национальная
электронная
библиотека
- Электронные читальные залы
- Информация для библиотек
- Вопросы и ответы
- Обратная связь
- Версия для слабовидящих
- Версия для слепых
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией, перейдите по ссылке .
Источник: rusneb.ru
Программа от звука к букве формирование аналитико синтетической активности
Toggle navigation
Иллюстрированный научно — популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей
Тема номера:
Вдохновленные Реджио
- От редакции
- Проблема
- Школа начальников
- Юридическая консультация
- Родительский клуб
- Журнал в журнале «Психолог»
- Непрерывное образование
- Единое пространство детства
- Педагогическая кухня
- Беседка
- Школа здоровья
- Информбюро
- Калейдоскоп
- Наши приложения
- Зарубежная педагогика
Формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста на примере реализации авторской парциальной образовательной программы “От звука к букве”
Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».
Форма участия: заочная (вебинар)
Дата проведения: 14 марта 2017 г.
Время проведения: 10.00–12.00 (по московскому времени).
Ссылка для подключения: www.firo.ru/webdo
Срок подачи заявок для участия в вебинаре: до 14 марта 2017 года.
Срок подачи материалов для публикации в электронном сборнике (для желающих): до 20 марта 2017 года.
Вебинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, учителям, логопедам. Семинар посвящен вопросам речевого развития детей 2-7 лет в соответствии с ФГОС ДО (на примере авторской парциальной образовательной программы «От звука к букве») и формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Тематический план:
- Познавательно-исследовательская деятельность – как сквозной механизм развития ребенка (ФГОС ДО).
- Реализация принципа ФГОС ДО – формирование познавательных интересов и познавательных действий в организационно-методическом сопровождении Программы.
- Познавательный интерес и его компоненты: эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий.
- Познавательные действия – анализ и синтез, сравнение, классификация предметов по выделенному признаку.
- Методы моделирования, экспериментирования как способ формирования познавательных действий.
- Целевые ориентиры (характеристики возможных достижений ребенка).
Вебинар бесплатный. По желанию можно приобрести электронный сертификат участника вебинара. Стоимость подготовки электронного сертификата — 300 рублей.
Оплатить сертификат участника вебинара можно квитанцией или онлайн.
Для заказа сертификата заполните, пожалуйста, форму:
Желающие могут опубликовать материалы по теме вебинара в сборнике, который будет размещен на сайте журнала www.obruch.ru (сборнику присваиваются УДК, ББК). Стоимость издания 1 страницы публикации — 300 рублей, минимальный объем статьи — 5 страниц. Ответственность за достоверность информации несут авторы. Конспекты и сценарии редколлегией не рассматриваются.
В случае публикации статьи в сборнике оплачивается только публикация и, при желании, сертификат участника вебинара:
- стоимость подготовки электронного сертификата участника — 300 рублей.
Справки по телефону: 8(499)130-09-88, 8(903)130-09-88 Екатерина Рудольфовна Рогозина
8(495)969-38-27 Анастасия Владимировна Гейшина
- Главная
- О журнале
- Подписка
- Вопросы и ответы
- Новости
- Конкурсы
- Приглашаем к сотрудничеству
- Рекламодателям
- Наши друзья
- Семинары и вебинары
- Курсы повышения квалификации
НАШ ОПРОС
- Предыдущие опросы
- Результаты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наши координаты:
Адрес: 115551, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 20, корп. 3, оф. 17.
Телефон: (499)130-0988, (903)130-0988,
Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов.
При перепечатке ссылка на «Обруч» обязательна.
Источник: obruch.ru