Комарская, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Комарская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 13.07.2023).
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», актуализирует необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается возвращение массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. С другой стороны, имеется дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развития отечественных предприятий.
Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это новый подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющая методическое сопровождение.
Занятие по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Ключевые установки при реализации программы:
− Поддержка разнообразия детства
− Создание условий социальной ситуации
− Содействие взрослого и ребенка
− Развитие способностей каждого ребенка
Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования –формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Название Программы говорит об эволюции конструкторов, а также о влиянии их на развитие ребенка.
Влияние набора «Дары Фрёбеля» на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Развитие самостоятельности и инициативности.
− Развитие творческой деятельности.
− Создание эмоционального единения взрослого и ребенка.
− Стимулирование коммуникативной деятельности родителей через совместную проектную деятельность
Влияние конструкторов на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Формирование способности к волевым усилиям, направленных на достижение результата.
− Развитие основ трудолюбия.
− Развитие способности к планированию.
− Развитие воображения, образного мышления.
− Развитие способности систематизировать.
− Развитие творческой активности.
− Развитие моторики рук
Влияние робототехники на развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Приобретение современных политехнических представлений и умений.
− Формирование предпосылок технических и технологических компетенций.
− Развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
Практики к программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» | Вебинары Воспитатели России
− Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).
− Формирование навыков коммуникации межличностного общения.
− Формирование «командного духа», умение работать в команде
Кроме того, участие детей, родителей и педагогов в соревнованиях по робототехнике имеют огромное влияние на развитие всех вышеперечисленных качеств всех участников соревновательного процесса: это и приобретение и закрепление современных политехнических умений, и формирование технологических компетенций, личных качеств, навыков коммуникации, и конечно же «командного духа». Благодаря участию в таких соревнованиях и мероприятиях родители и дети более глубоко занимаются темой технического творчества, родители поддерживают данное направление вне детского сада, а также налаживается тесный положительный контакт педагогов детского сада с родительским сообществом группы в целом.
Цель Программы:
Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
− В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно -методическому и дидактическому обеспечению);
− Формировать основы технической грамотности воспитанников;
− Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
− Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
− Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования — вариативная часть ООП.
При реализации программы важно учитывать возрастные особенности развития дошкольников 5–7 лет!
Результаты освоения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» сформулированы на основе компетенций инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректированы с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Пример (из Таблицы № 1 Программы)
Компетенции инженера
Показатели основ технической подготовки детей 5–6 лет
Показатели основ технической подготовки детей 5–6 лет
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования из ФГОС ДО
Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ.
Составляет инженерную книгу. Фиксирует результаты своей деятельности по созданию моделей. «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей. Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов. Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его.
Проявляет инициативу в конструктивно-модельной деятельности, высказывает собственные суждения и оценки, передаёт свое отношение. Самостоятельно определяет замысел будущей работы.
Составляет инженерную книгу. Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей. «Читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной работы авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12.2015г.) и приспособили классификатор, изменив темы относительно дошкольного возраста. [Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018. 1 — с. 17] Содержание образовательной деятельности вписывается в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования.
− Машиностроение и машиноведение
− Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение
− Транспортное, горное и строительное машиностроение
− Авиационная и ракетно-космическая техника
− Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
− Радиотехника и связь
− Информатика, вычислительная техника и управление
− Технология продовольственных продуктов
− Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности
− Процессы и машины агроинженерных систем
− Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева
− Строительство и архитектура
Авторами Программы также предлагается технология образовательной деятельности с детьми, которая сознана на основе теоретические работ образовательной деятельности В. Т. Кудрявцевой, Т. В. Волосовец, Н. А. Коротковой. Данная технология предусматривает определенный алгоритм, позволяющий отойти от школьной системы подачи материала, снизить риски излишней интеллектуализации детей, провоцирования искусственного убыстрения развития детей старшего дошкольного возраста.
Этапы непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе:
- Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь.
- Техника безопасности.
- Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символьным материалом)
- Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
- Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух
- Конструирование/экспериментальная деятельность
- Инженерная книга
- Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать — что получилось)
- Обыгрывание моделей
- Фотографирование деятельности и объектов
- Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.
Организация НОД по данной технологии позволяет сделать образовательный процесс занимательным и увлекательным, а также формировать у дошкольников умения и качества, которые необходимы ребенку на следующей ступени образования
− развитие памяти, речи, воображения, сосредоточенности
− формирование умения анализировать и планировать
− формирование умения работать с символьным материалом
− формирование умения работать в парах, коллективно
Техническое творчество — это не только подготовка «будущих инженеров», это воспитание успешной личности.
- Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018. — 79 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2017–136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, игровое оборудование, инженерная книга, парциальная программа, техническое творчество, формирование умения, детский сад.
Похожие статьи
От дошкольника до инженера | Статья в журнале «Образование. »
Приобщение детей к техническому творчеству через использование игрового оборудования, делает образовательный процесс интересным и
Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования От Фребеля до робота: растим.
Внедрение образовательной робототехники в образовательную.
Забаровская Ю. И. Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста. изобразительная деятельность, детское творчество , ребенок.
Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.
Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка.
Развитие технического творчества детей дошкольного.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности- вот главные
Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л.
Программа дополнительного образования «Робототехника. »
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад
дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский.
Особенности развития инженерного мышления детей.
изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей, маленький кусочек глины.
Математическое образование в ДОУ | Статья в журнале.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей
дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование.
Проект «Робототехника в ДОУ с конструктором HUNA-робот»
Развитие технического творчества и формирование научно-технической ориентации у
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности детей, в процессе
В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с.
Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале.
В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с
В нашем детском саду мы работаем в подготовительной группе для детей с ограниченными
Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у.
Источник: moluch.ru
Реализация парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в старшей группе
Цель публикации: распространение педагогического опыта.
Данный материал может быть полезен воспитателям , работающим со старшими дошкольниками.
В старшей группе мы приступили к реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (Авторы: к.п.н. Волосовец Т.В., к.п.н. Карпова Ю.В., ТимофееваТ.В.; рецензент – д.п.н., профессор Асмолов А.Г.)
Это принципиально новый уровень подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющий методическое сопровождение. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва).
Программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это одновременно и обучение, и детское техническое творчество, и развитие комплекса компетенций для успешной социализации, позволяющих ориентироваться в условиях современного мира, это возможность для детей реализовывать свои игровые интересы, потребности в самостоятельности и самореализации.
Выполнение требований ФГОС
Ключевые установки при реализации программы:
Поддержка разнообразия детства;
Создание условий социальной ситуации;
Содействие взрослого и ребенка;
Развитие способностей каждого ребенка.
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (Концепция- 2015): обосновывает формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.
Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования – формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель программы:
Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи программы:
1. В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно — методическому и дидактическому обеспечению);
2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;
3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования..
Принципы реализации программы:
(ФГОС ДО п 1.4)
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию программы
1. Системно – деятельностный подход;
2. Личностно – ориентированный подход;
3. Индивидуальный;
4. Дифференцированный.
В основе организации образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» идея занятия как работы в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение, Добровольное включение детей в деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам:
1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.
2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях. Заносим в инженерную книгу схемы, рисунки по теме.
3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.
4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.
5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т.д.
6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.
7. Инженерная книга ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.
8. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.
9. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности.
10. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т.д.)
Мир технического творчества интересен и разнообразен. Он увлек коллектив воспитателей, детей и их родителей. В качестве иллюстрации первых шагов в реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» предлагаю фото рабочих моментов организации образовательной деятельности. Первым успехом в рамках реализации данной программы стало участие в районном конкурсе «Лего-строитель», о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.
Строим село
Источник: kladraz.ru
Внедрение парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»в образовательную деятельность ДОУ
Аннотация: Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Для решения этой проблемы апробирование данной программы позволит в дошкольном уровне подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.
Ключевые слова: инженерное образование, техническое творчество дошкольников, робототехника, конструктивные способности, будущие инженеры, инновационная деятельность.
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможно без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства [ 1, с. 4 ] .
По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технического образования детей требует соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований ФГОС — это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте [2]. Одним из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
По инициативе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования создана сеть федеральных инновационных площадок по теме «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», где включены шесть регионов, в том числе Республика Саха (Якутия). Наш детский сад с февраля месяца 2018 года начал работу в инновационном режиме по развитию технического творчества дошкольников.
Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением [ 1, с. 5 ] .
В детском саду создана предметно-пространственная среда – открытая, незамкнутая, развивающая, где дети самостоятельно стремятся к деятельности, к творческим задумкам. В каждой группе детского сада созданы игровые техноцентры, также имеются кабинеты: центр технического творчества, центр робототехники, центр занимательной математики.
Для оснащения материально технической базы за период внедрения программы «От Фрёбеля до робота» дополнительно приобретена мебель и игровые наборы в сумме — 276 196 рб.
В марте месяце 2018 года для родителей организовали презентацию программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Родителей ознакомили с программой, они были очень рады нововведением и изъявили желание сотрудничать.
В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность. Наши родители с большим энтузиазмом сотрудничают и принимают непосредственное участие во всех проводимых конкурсах, фестивалях, семинарах и мастер-классах.
С целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить отношение родителей к внедрению робототехники в дошкольном образовании, а так же их ожидание от занятий в кружках и готовность принимать участие в техническом творчестве вместе с ребенком провели анкетирование для родителей старших дошкольников «Компетентность родителей дошкольников в области робототехники».
Обработка данных анкет показала, что большинство родителей знакомо с понятием – «робототехника», но не могут назвать более 1-2 названий конструктора (85% -L ego ), часто встречаются ответы — «железный конструктор», «модели на батарейках», «механизмы». Только 65% родители могут определить, какие навыки дошкольник развивает в техническом творчестве, 85% родителей хотели бы хоть раз посетить занятия по робототехнике вместе с ребенком и большая часть из них готова посещать его регулярно (1 раз в неделю). Решение посещать кружок робототехники, чаще всего, было обусловлено желанием ребенка. Положительное отношение к внедрению робототехники в дошкольном детстве высказывают 88 % опрошенных родителей. Родители детей, не посещающих кружок робототехнике (23%) в дальнейшем планируют записать ребенка, заинтересованность родителей в данной области остается высокой.
Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованность и готовность принимать активное участие в увлечении ребенка. Поскольку вовлечение детей дошкольного возраста в робототехнику, это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе, тогда не будет завышенных ожиданий от деятельности кружка у родителей и возникнет понимание, для каких целей их ребенок развивается в данной области [3].