Особый ребенок в классе: проблема или удача?
Инклюзивное образование в России практикуется во многих школах, но фраза «в наш класс придет особый ребенок» у некоторых родителей до сих пор вызывает настороженность и опасения. Насколько обоснованы эти страхи? И какие преимущества есть у совместной учебы?
В 2014 году в нашей стране был принят федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: абсолютно любой ребенок имеет право обратиться в любую школу, и она обязана предоставить ему возможности для учебы. Как правило, школа разрабатывает специальную программу, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При необходимости, ему назначают тьюторов и организуют комнаты для отдыха. По закону в каждом классе могут учиться двое особенных детей.
В теории все это звучит прекрасно, но на практике учителя нередко сталкиваются со страхами и стереотипами родителей. Не все морально готовы к тому, что их дети будут учиться в инклюзивном классе. Вместе с известным российским педагогом, экспертом по образовательным технологиям, куратором кластера «Инклюзивное образование» на Московском международном салоне образования Александром Ездовым мы попробовали развеять мифы об инклюзии и разобраться, почему ребенок с ограниченными возможностями, который учится вместе с вашими детьми, это большая удача, а не проблема.
«ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛ НАС ЛЮБВИ». ИСТОРИЯ СЧАСТЬЯ ВОПРЕКИ ДИАГНОЗАМ.
Больше внимания
В классе появляется особый ребенок. ДЦП, легкая форма аутизма, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, слухом или зрением. Особенности заболевания могут не позволять ему учиться в одном ритме со остальными детьми.
Родители часто боятся, что учитель будет уделять все внимание особому ребенку, объяснять материал в медленном темпе, и это отрицательно скажется на уровне образования. Все обстоит немного иначе. Учителю приходится подстраиваться и давать дифференцированные задания, работать одновременно с классом и с особым ребенком.
«Если родители боятся, что такой ребенок начнет тормозить учебный процесс, им надо понять одну простую вещь, — объясняет Александр Ездов. — Преимущество в том, что учитель начнет видеть и их ребенка тоже. Как правило, педагог ориентируется на средний уровень. Если педагог достаточно опытен, он предлагает разные задания — одно посложнее, одно среднее и одно простое. И даже в этом случае учитель нацелен лишь на троих учеников. А ведь их обычно не меньше 25.
Обычный учитель не привык к дифференциации, потому что раньше не видел в ней необходимости. Ребенка с особенностями развития видно, он отличается от других, и для него учитель начинает этой дифференциацией заниматься. Так педагог начинает учить не весь класс разом, а каждого ребенка. Это принципиальный переход от «средней температуры по больнице» к отдельному ученику, с вниманием к его индивидуальным особенностям. Даже если он не на коляске».
Навык доброты и сострадания
У одноклассников ребенка с особенностями появляется возможность помочь тому, кому эта помощь действительно необходима. Мало научить детей математике и русскому языку, важно научить их сопереживать и заботиться о других людях. Учеба вместе с таким ребенком помогает развить отзывчивость, понимание, милосердие. Как правило, дети в инклюзивных классах ощущают себя лучше и чувствуют свою причастность к добрым делам, у них развивается эмоциональный интеллект.
Кочетова Т.Н. Урок в классе «Особый ребенок»
«Научить добру очень важно для воспитания гармоничной личности, — считает Ездов. — Если учитель использует эту возможность в работе, то класс многое приобретает. Можно объяснять, кто такие волонтеры, а можно показывать на примере одноклассников. Можно говорить про благотворительность и ассоциировать ее с человеком, который куда-то перечислил деньги, а можно говорить про другой тип помощи, когда ученик пошел домой к ребенку с ограниченными возможностями и объяснил ему новый материал или предложил вместе поиграть».
Источник: www.psychologies.ru
Программа особый ребенок что это
Далеко не все родители особых детей, даже живущие в больших городах, имеют возможность получать квалифицированную педагогическую помощь.
Родители детей-инвалидов частенько даже не представляют, чем полезным с ними можно заняться и вообще в каком направлении продвигаться. Труднее всего найти материалы по ранней помощи (до трёх лет) особым детям.
Из известных программ мне по душе программы Гленна Домана. Они опубликованы. Обучая чтению ребёнка-аутиста, мы начали с глобального чтения, учитывая её феноменальную зрительную память. Перекопали весь Рунет и перелопатили попавшиеся публикации. К сожалению, публикации по большей части обрывочные.
Только в одной встретили достаточно логически чётко изложенную последовательность действий. Вывод напрашивается следующий: абсолютное большинство авторов статей не работали по этой системе с особыми детьми. Их публикации – в разной степени поверхностный обзор переводов. Хотя, повторюсь, есть и иное, на что действительно можно опереться.
На постсоветском пространстве мы нашли хорошее пособие: белорусскую Программу для специальных дошкольных учреждений. Скачать её можно здесь.
Как и во всякой полноценной программе здесь рассматриваются вопросы
- режима дня и здоровья,
- обучения и воспитания,
- социальной адаптации.
Даны примерные ориентиры, к чему стремиться, обучая особого ребёнка. Программа расписана по годам и кварталам. Дана примерная тематика занятий и разъяснение, как учить малыша тому или другому. Пример такой тематики на картинке ниже.
Единственная трудность – Программа написана для педагогов: встречаются педагогические термины. Но это не часто, и, опять же, Википедия доступна. Мама упоминавшегося выше ребёнка-аутиста «технарь» по образованию, бабушка – медик, но затруднений с пониманием Программы они не испытывали.
Что-то из рекомендованных сказок, книжек, музыки вы можете не найти. Это не страшно, всё заменяемо. Иногда в Интернете встречаются слова песен без музыки. Это тоже не препятствие. Любая мама в состоянии придумать простенькую мелодию или спеть на известный мотив.
Программа применима для любых категорий детей-инвалидов.
Главное, чтобы занятия с особыми детьми были систематичными. И не терять надежды! Сайт Нестандартные дети верит в ваш успех.
Источник: mama-pomogi.ru
Программа «Особый ребенок»
рабочая программа на тему
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение в
развитии — важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.
Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:
• на уровне содержания образования — адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения;
• на уровне организации — более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение это особые формы организации образовательной среды;
• на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
• на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Кузнецова Елена Ивановна
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
В настоящее время общество значительно переосмыслило свое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В начале 90-х годов по мере развития гласности, роста демократических настроений, расцвета общественных движений и личной инициативы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении. В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся:
• охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
• проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;
• повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• создание условий для активного включения детей в социально экономическую и культурную жизнь общества.
В сети учреждений социального обслуживания семьи и детей важное место занимают специальные (коррекционные) общеобразовательные школы интернаты, детские дома. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Модернизация всей системы образования, а дополнительного образования особенно, предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. Заложенные в дополнительном образовании детей возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Это и создание образовательных программ нового поколения, и внедрение новых педагогических технологий, разработка индивидуальных образовательных траекторий, реализация целевых творческих программ, адресных программ, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.
- Пояснительная записка
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение в
развитии — важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.
Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:
• на уровне содержания образования — адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения;
• на уровне организации — более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение это особые формы организации образовательной среды;
• на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
• на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения;
Всем хорошо известно, что аномального ребенка не может быть в принципе. Возможно лишь аномальное развитие, неадекватное функционирование какой-то системы органов, отдельного органа. Другими словами, ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности.
Программа «Особый ребенок» определяет основные направления работы учреждения по социализации и оздоровлению детей и подростков с особенностями развития, обеспечению становления личности выпускника с ориентиром на успешную реализацию своих личностных планов в продолжении образования, профессиональном самоопределении, развитии способности к созидательной деятельности и сотрудничеству, формированию здорового образа жизни. Программа позволит реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы учреждения как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего успешное становление здоровой и развитой личности.
Создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции с обществом средствами дополнительного эколого-биологического образования.
1. Формирование системы взаимодействия с реабилитационными образовательными учреждениями.
2. Создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка, выявление и поддержка одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развитие коммуникативных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Содействие социализации обучающихся коррекционных групп.
5. Внедрение современных технологий и форм реабилитации детей — инвалидов на базе специализированных учреждений для детей — инвалидов.
6. Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы педагогов.
На ГОУ ДОД ОСЮН разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, ориентированные на детей с ограниченными возможностями здоровья: «В волшебном мире природы» Абдрахмановой Ш.М., «Юные друзья природы» Киселёвой Е.С.
Педагоги средствами дополнительного образования активно включаются в реабилитационную работу, тесно взаимодействуя со специалистами этих коррекционных образовательных учреждений.
Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами ГОУ ДОД ОСЮН:
1. Оздоровительное направление . Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка.
В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед педагогами ГОУ ДОД ОСЮН, работающих с группами детей, нуждающихся в особом подходе, является создание оптимального двигательного и психо-эмоционального режима.
2. Развитие сенсорной и моторной сферы . Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях умственного развития и формирования творческих способностей детей. Педагоги станции включают в программу занятия по декоративно-прикладному творчеству, активно используют логопедические игры,
задания, развивающие мелкую моторику рук.
3. Развитие познавательной деятельности . Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов. Расширяя круг области познания средствами дополнительного образования, педагоги станции содействуют развитию познавательной сферы детей, нуждающихся в особом
4. Развитие эмоциональной сферы . Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Участие в творческих конкурсах (конкурсах рисунков, поделок из природного материала и др.), проводимых педагогами, способствует формированию чувственного восприятия окру-
5. Содействие личностному росту . Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации ребенка (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности , свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. На занятиях формируются навыки работы с простейшими орудиями труда, основные принципы работы с растениями, животными и др.
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками – это очень важная область деятельности не только для психологов, но и для педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Коррекционно-развивающая работа средствами дополнительного образования — это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
2.4. Механизмы реализации
1 .Разработка основных направлений реализации программы.
2.Формирование банка методических пособий, ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию здорового образа жизни.
3.Освещение проблемы на методических семинарах, методических и педагогических советах учреждения, знакомство с инновационным опытом такой работы в различных учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области и других регионах Российской Федерации.
4. Стимулирование педагогов, активно участвующих в реализации программы.
5. Организация и проведение мероприятий в рамках программы.
3. Оценка результативности программы
3.1 Критерии оценки эффективности программы (количественные, качественные показатели)
• Наличие призёров и победителей региональных и всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад и др.
• Охват детей, нуждающихся в особом подходе, принявших участие в различных мероприятиях станции.
• Число детей, принявших участие в работе летних профильных лагерей ГОУ ДОД ОСЮН.
• Рост числа подростков, занятых различными формами трудовой деятельности.
• Процент выпускников среди старшеклассников, выбравших дальнейшее обучение в области экологии и биологии.
• Совершенствование образовательных программ дополнительного образования детей, ориентированных на работу с детьми, нуждающимися в особом подходе.
• Развитие учебно-методического комплекса.
• Результаты диагностических исследований (обученности, воспитанности, развития).
• Совершенствование педагогических технологий образовательной деятельности педагогов станции.
4. Предполагаемые результаты
Реализация программы позволит систематизировать работу с различной детской аудиторией, выстроить концепцию работы с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности, усилить диагностическую составляющую образовательного процесса.
5. План мероприятий на 2013 год.
Программа «Особый ребенок»
Источник: nsportal.ru
Индивидуальная программа «Особый ребенок»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 164 Кбайт
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по математике для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторы-составители М.Н. Перова, В. В. Эк / под ред. В. В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2010 г.
Для образовательного процесса используется УМК, включающий:
— учебник (Т.В. Алышева Математика / учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. М: Просвещение, 2014)
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
Пропедевтический период
Основной задачей пропедевтического периода является подготовка учащихся к изучению систематического курса математики. В течение всего пропедевтического периода учитель знакомит учащихся с основными понятиями в математике. Задача учителя — учить учащихся умению слушать, правильно выполнять задания, умению повторить задание и отчитаться в том, как выполнялось задание.
Организация обучения математике
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 3. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Цель программы обучения : овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Способствовать преодолению недостатков познавательной деятельности и личностных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями;
Подготовить детей к участию в трудовой деятельности (способствовать формированию доступных количественных, пространственных и временных представлений);
Способствовать успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Воспитывать у учащихся работоспособность, трудолюбие, целенаправленность, самостоятельность.
Содержание программы
Пропедевтический период
Понятие о величине: большой — маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без названия чисел путем перекладывания, наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, отнять, осталось, вместе, прибавить, стало.
Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный. Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в приделах 3. Составление задач по практическим действиям. Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 копейка. Составление 3 копейки = 1к. +1 к.+ 1 к..
Их распознавание.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Данная программа включает в себя занятия по предметно практической деятельности. Цель этих занятий, используя различные многообразные виды деятельности ( предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно- образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. 1 учебный час в неделю.
Тематическое планирование может корректироваться в связи с больничным листом учителя (ребенка), отменой учебных занятий во время карантина, каникулами.
Календарно-тематическое планирование
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
«Особые дети» в разрезе закона: что нужно знать родителям
Как поставить диагноз ребёнку с нарушением развития в условиях несовершенного законодательства?
Источник изображения: pixabay.com
«Ребёнок с нарушением развития», «ребёнок с ограниченными возможностями», «ребёнок-инвалид». Разграничивает ли закон эти понятия? О законодательных несовершенствах в сфере реабилитации «особых детей» и решении связанных с ними проблем рассказала Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».
– Всегда ли ребёнок с теми или иными нарушениями развития считается инвалидом?
– В настоящее время понятийный аппарат даже на уровне специалистов различных служб является несовершенным. Сегодня можно услышать «особый ребёнок», «ребёнок с нарушением развития», «ребёнок с ограниченными возможностями», «ребёнок-инвалид».
С точки зрения законодательства существует такое разграничение: ребёнок с ограниченными возможностями – это ребёнок без статуса инвалидности, но имеющий стойкое нарушение той или иной функции. Этот статус можно получить в городской и областной психолого-медико-педагогической комиссии.
Ребёнок-инвалид – это ребёнок с юридическим статусом инвалидности. Данный статус нужно получить путём освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы.
На сегодняшний день мы можем слышать: «ребёнок-инвалид первой группы» и так далее. На самом деле дети до 18-ти лет по действующему законодательству РФ являются просто детьми-инвалидами и ранжирования на группы до совершеннолетия не предусмотрено.
Есть и третья категория – дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. На данный момент нормативными актами не предусмотрено чёткого алгоритма и набора показателей об определении данной категории детей. Причём, нужно отметить, что данная категория имеет место быть только в социальной службе. Поэтому специалисты сегодня работают по показателям, определяющим социальную адаптацию ребёнка – физическое состояние, коммуникативное состояние, сенсорное состояние, эмоциональное состояние, поведенческие аспекты и другие. По сути, это те же показатели, что и для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, только наименее выраженные.
В реальной жизни есть ещё и дети без определённого статуса, фактически подходящие в первую либо во вторую, либо в третью группу, но родители в силу разных причин не оформили статус своему ребёнку.
– Сейчас на слуху понятие «особый ребёнок». Что имеется в виду?
– «Особый ребёнок» – это как бы обобщающее понятие, родившееся в силу того, сегодня не существует единых межведомственных понятий на государственном уровне, над чем предстоит в ближайшее время трудиться. Когда появились первые в РФ нормативные акты по работе с детьми-инвалидами в 1990 году – а детей с ограниченными возможностями тогда не было в принципе, они появились в действующем законодательстве гораздо позже – детей-инвалидов стали называть по-разному, кто во что горазд.
Специалисты говорили, что не хотят называть ребёнка инвалидом, это звучит грубо, не прибавляет позитива семье, да и самому ребенку впоследствии. Называли их «дети с особыми образовательными потребностями», «особые дети», «дети, нуждающиеся в особых условиях». До сих пор в методической литературе тех лет можно встретить такие понятия. С тех времен и длится данная эпопея с понятиями.
Сегодня «особыми» называют детей, имеющих те или иные нарушения. Несмотря на то, что прошло уже чуть более трех десятков лет, многие до сих пор путаются в понятиях, в том числе и специалисты.
Надо сказать, что на уровне понятийного аппарата осталось множество стереотипов. Например, в международной классификации болезней, которая действует на территории России с 1991 года, регламентирован диагноз «синдром Дауна», но многие врачи до сих пор пишут в картах «болезнь Дауна». Это яркий пример подобных стереотипов. Так и будет до тех пор, пока не появится единое для всех служб нормативно-правое поле в соответствии с требованиями настоящего времени.
– Не всем понятно слово «абилитация», которое тоже появилось не так давно. Чем абилитация отличается от реабилитации?
– Что касается традиционного понятия «реабилитация», то оно означает восстановление навыка или функции, которые были у ребёнка при рождении, но утратились в связи с какой-либо ситуацией, например, аварией. Абилитация же – это формирование навыка или какой-либо функции, отсутствующей у ребёнка с рождения, например, двигательной, речевой, коммуникативной или другой функции. Это, действительно, относительно новое понятие, хотя, по сути, в 80-90-е годы у нас в стране появлялись абилитационные центры. Мы и сегодня работаем на 99% в абилитационном режиме.
– Какие препятствия сегодня существуют для того, чтобы своевременно поставить ребёнку диагноз и заняться его абилитацией?
– Специалисты должны работать междисциплинарной командой комплексно и своевременно с обеспечением преемственности и индивидуально-дифференцированного подхода. После рождения ребёнка, кроме службы здравоохранения, никто этого ребёнка не знает. Ни социальная служба, ни образование. Он, как минимум год-два, а то и три находится под наблюдением только медицинских работников.
Но они должны своевременно подключать параллельно со своей работой специалистов социальной службы с целью максимально ранней коррекции состояния ребенка и необходимой поддержки семье. Сегодня этого нет.
Именно поэтому требуется межведомственный регламент, о котором мы говорим уже много лет и который до сих пор, к великому сожалению, отсутствует в нашем регионе. Сегодня у нас каждая служба, которая занимается ребёнком – здравоохранение, образование и социальная служба – работает в рамках нормативной базы своего ведомства, и эти нормативные базы не согласованы между собой.
Допустим, «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» есть в сфере образования, но этого понятия нет в здравоохранении и в социальной службе. Статус «ребёнок-инвалид» есть во всех службах, а вот «ребёнок с ограниченными возможностями» есть в социальной службе, но нет в здравоохранении.
Родитель не знает, куда, когда и по какому поводу обращаться, где и какой статус оформлять, что первостепенно, а с чем можно повременить. Порой невозможно семье, а нередко и одной матери, разобраться в потоке информации, которая зачастую ещё и отсутствует. Приходя в образование, родители там получают одно, в здравоохранении – другое, в социальной службе – третье. А единого чёткого согласованного алгоритма действий, исходя из структуры дефекта, состояния ребёнка, возраста и учёта потребности конкретной семьи, нет.
Очень многие субъекты в нашей стране давным-давно межведомственный регламент разработали и утвердили. А пока у нас действует заявительный принцип. Данная проблема обозначена специалистами на всех уровнях.
– Что делать родителям «особых детей» сейчас, в отсутствии межведомственного регламента?
– Я советую родителям не терять драгоценного времени при рождении ребёнка с той или иной патологией, от правильности действий зависит вся жизнь ребёнка и жизнь всей семьи. Прежде всего, семья должна иметь адекватное видение своего ребёнка – принимать и любить его таким, какой он есть. Находить всестороннюю информацию и действовать ситуативно. Ставить цели и последовательно достигать их. Быть чуткими и внимательными по отношению к своему ребёнку, достойно защищать его права.
Сейчас очень много возможностей в нашем городе, а главное – компенсаторных возможностей у каждого ребёнка. Нужно консолидировать все усилия и возможности для организации необходимой и систематической работы с ребёнком.
Некоторые родители приходят к нам и говорят: а нас никто не направил. Но если ты видишь, что с твоим ребёнком что-то не так, нужно самому проявлять активность, нужно биться во все двери. Нужно помнить, что каждый потерянный месяц для наших детей чреват последствиями, с которыми можно работать годами и десятилетиями. Ведь, если есть нарушение одной функции, значит, есть и нарушения других функций. Зачастую родители этого не понимают, теряют время.
Есть «золотое время» абилитации – до 3-х лет и «серебряное» – до 7 лет, это чрезвычайно важные периоды для любого ребёнка. Это так называемые сензитивные периоды, когда можно на ребёнка воздействовать системно, добиться компенсаторных возможностей при любом нарушении. В это время пишется весь жизненный сценарий, именно от организации систематической работы от 0 и до 7 лет зависит качество жизни самого ребёнка, его семьи, а значит, общества и государства в целом.
Сегодня у детей встречается очень много расстройств аутистического спектра. Далеко не каждый участковый доктор видит эту патологию. Поэтому, если вы увидели, что что-то не так, нужно не терять времени, а прийти к доктору и добиться полной диагностики, добиться, чтобы перед вами поставили четкие и адекватные задачи. Ориентироваться нужно на самые банальные вещи – физическое развитие и общение ребенка в соответствии с возрастом, сейчас это несложно.
Ни в коем случае нельзя родителям выяснять отношения между собой, что бывает очень часто. Помните, результатов это не даст, больной ребенок может родиться в любой семье. Наоборот, семья должна мобилизовать все ресурсы для достижения целей. А главное, знайте, что вы ему нужны всегда.
Источник: sibmeda.ru