Программа особенности программы как объекта управления

Конспект урока Алгоритмы управления (9 класс, урок 32, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке учащиеся знакомятся с управлением как информационным процессом и закрепляют умение разработки алгоритмов для исполнителя.

Планируемые образовательные результаты
— предметные – представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи;
— метапредметные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:
1) закрепить умение разработки алгоритмов для исполнителя;

Программа проектов


2) познакомить учащихся с управлением как информационным процессом;
3) рассмотреть примеры алгоритмов управления.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— кибернетика;
— управление;
— управляемый объект;
— управляющий объект;
— алгоритм управления;
— обратная связь.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Алгоритмы управления».
— система программирования Кумир.

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала — вопросы (1-4, 6-9) к §3.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 160-164;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.

3. Изучение нового материала (15 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмы управления».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— управление
— алгоритм управления
— обратная связь

3 слайд — управление;
Управление — это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
В середине прошлого века выдающийся американский учёный Норберт Винер (1894—1964), изучавший различные технические и биологические системы, установил, что управление в них осуществляется по общей схеме.
Винер считается основоположником науки об управлении — кибернетики.

4 слайд — примеры;
Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия).

Новости Камчатки за 07 июля 2023 года


Управляющим объектом (управляющей системой) может быть человек (например, шофёр, дирижёр оркестра, учитель, директор), коллектив (например, правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (например, автоматический регулятор, компьютер).
Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Простейшие алгоритмы управления могут состоять из одной команды или представлять собой линейную последовательность команд. Более сложные алгоритмы управления содержат ветвления и циклы.

5 слайд — информация и управление (схема);
Пример. Управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью светофора (управляющий объект).
Управляющее воздействие зависит от заложенной в управляющем объекте исходной информации.

6 слайд — обратная связь;
Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.
Обратная связь позволяет корректировать управляющие воздействия управляющей системы на объект управления в зависимости от состояния объекта управления. Обратная связь предусмотрена в ряде бытовых приборов (например, утюг с терморегулятором, холодильник, кастрюля-скороварка), в живых организмах, в обществе.
В настоящее время очень часто роль управляющей системы отводится компьютеру, в память которого заложена программа управления, предусматривающая все варианты информации, которые могут быть получены по обратной связи.
Пример. Если вместо обычного светофора на дорожном перекрёстке будет установлен «интеллектуальный» светофор — высокотехнологичное устройство, оснащённое датчиками, фиксирующими скорость движения на дороге и плотность транспортных потоков, то управление движением станет более рациональным за счёт учёта информации, поступающей от объекта управления.

7 слайд — самое главное.
— Управление — процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
— Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

Вопросы и задания
8 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-6 к параграфу 3.6

4. Решение задач. Практическая часть (20 минут)
Организовать работу учащихся по выполнению заданий № 165, 167-170 в рабочей тетради. Эти задания аналогичны тем, что выносятся на государственную итоговую аттестацию учеников 9 класса.
Задания №166, 171 можно решить в среде КуМир. Для работы необходимо установить на ПК учащихся Систему программирования КуМир.

Задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
9 слайд — опорный конспект;
10 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§3.5, вопрос № 1-10 к параграфу;
РТ: № 160-164.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Скачать (6 МБ, rar): Конспект урока Алгоритмы управления 9 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в рабочей тетради,
— презентация «Алгоритмы управления».

Источник: infedu.ru

Особенности современных программных средств

Допущено УМО вузов РФ по образованию в области прикладной геологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов 130200 «Технология геологической разведки»

Издательство Иркутского государственного

Рецензенты:

Заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Ухтинского государственного технического университета к. ф.-м. н. доцент Ю.Г.Смирнов.

Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Иркутского государственного технического университета к. ф.-м. н. доцент В.И.Щепин.

Авторы: В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина

Лабораторные, контрольные и самостоятельные работы по информатике. Иркутск. 2-е изд., перераб. и доп.: Изд-во ИрГТУ, 2010. 106 с.

Приводятся лабораторные, контрольные и самостоятельные, в том числе курсовые работы, позволяющие освоить основные приемы работы с операционной системой Windows и с наиболее важными для современного специалиста приложениями Microsoft Office: с текстовым редактором Word, с табличным процессором Excel и с системой управления базами данных Access. Основам программирования и созданию Web-документов посвящены отдельные пособия, изданные кафедрой информатики [11, 12]. Задания на выполнение работ предваряются теоретическими сведениями и рекомендациями.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Информатика».

Подписано в печать 03.03.2010. Формат 60 х 84/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 7

Тираж 1500 экз. Зак. 70. Д/н

ИД № 06506 от 26.12.2001

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Ó Коллектив авторов, 2010

Ó Иркутский государственный технический университет

1. Вводные сведения о современных программных средствах 4

1.1. Особенности современных программных средств 4

1.2. Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов 6

1.3. Типовые диалоги в интерфейсе программных продуктов 12

2. Системное программное обеспечение 14

Самостоятельные работы по ОС Windows, операционной оболочке FAR и архиватору WINRAR 14

Самостоятельная работа 1. ОС Windows. Рабочий стол, панель задач, их свойства и методы. Панель управления. Ярлыки программ и главное системное меню. Создание ярлыка программы на рабочем столе и в главном системном меню. Запуск программ 18

Самостоятельная работа 2. ОС Windows. Работа с папками, файлами, корзина 19

Самостоятельная работа 3. ОС Windows. Проводник Windows 22

Самостоятельная работа 4. Операционная оболочка FAR, архиватор WinRAR 26

Читайте также:
Как загрузить на компьютер антивирусную программу

3. Текстовый процессор Microsoft Word 33

3.1. Назначение. Основные понятия 33

3.2. Модель фрагмента текста. Параметры форматирования. Стили 34

3.3. Типовая последовательность создания документа 36

3.4. Лабораторные работы по текстовому процессору Word 38

3.5. Контрольные работы по текстовому процессору Word 46

3.6. Самостоятельные работы по текстовому процессору Word 57

4. Электронные таблицы Microsoft Excel 58

4.1. Назначение. Основные понятия 58

4.2. Типовая последовательность работы с электронной таблицей 60

4.3. Лабораторные работы по Excel 61

4.4. Самостоятельные работы по Excel 70

Самостоятельная работа «Нахождение корней уравнения » 73

Самостоятельная работа «Решение системы линейных уравнений » 76

Самостоятельная работа «Построение уравнения линейной регрессии » 76

Самостоятельная работа «Построение математических моделей задач линейного программирования » 79

5. Системы управления базами данных. СУБД Access 83

5.1. Основные понятия 83

5.2. Нормализация отношений (таблиц) и обеспечение целостности данных в реляционной базе данных 86

5.3. Лабораторная работа: создание и использование базы данных «Затраты» 88

5.4. Самостоятельные работы по созданию баз данных 96

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106

Вводные сведения о современных программных средствах

Особенности современных программных средств

Все современные программные средства характеризуются тремя важнейшими особенностями: они событийно-ориентированные, объектно-ориентированные и обладают дружественным по отношению к пользователю унифицированным графическим интерфейсом [6].

Первая из названных особенностей означает, что как операционная система (ОС), так и программы-приложения после их активизации постоянно находятся в ожидании событий. Например, если пользователь наведет курсор мыши на изображенную на экране кнопку и щелкнет левой кнопкой мыши, т.е. «нажмет кнопку», то произойдет событие, смысл которого часто ясен из надписи на этой кнопке.

Каждая из современных программ, а также ОС состоит из событийных и общих процедур. Событийная процедура срабатывает, как только происходит соответствующее событие. Пользователь нажал кнопку Копировать, и выделенный им объект копируется в специальную системную память – в буфер обмена.

Пользователь нажал кнопку Вставить, и срабатывает процедура обратного копирования – из буфера обмена в указанное пользователем место документа или экрана. Чтобы указать это место, надо предварительно переместить в его начало курсор, щелкнув там мышью или действуя теми клавишами клавиатуры, на которых изображены стрелки.

В качестве реакции на нажатие клавиши мыши или клавиатуры обязательно срабатывает соответствующая событийная процедура, например, процедура перемещения курсора. При выполнении своей функции событийная процедура может использовать общие процедуры. Например, все процедуры перемещения курсора используют общую процедуру его рисования. Важно понять, что современные приложения существенно отличаются от программ двадцатилетней давности своей многофункциональностью: каждая функция выполняется, когда происходит инициирующее событие, например, как только пользователь нажмет кнопку пункта меню, кнопку на панели инструментов или другую командную кнопку.

Вторая особенность современных программных средств заключается в том, что любой графический элемент, изображаемый на экране – прямоугольное окно, кнопка, курсор и т.п., – рассматривается как объект, обладающий свойствами и методами. Например, свойствами объекта «курсор» являются его координаты, форма и др., а методами – событийные процедуры, с помощью которых курсор перемещается, реагируя на действия пользователя.

При работе с текстом, по-существу, используются два курсора: указатель мыши и текстовый курсор – чаще всего в форме мерцающего отрезка вертикальной линии. Указатель мыши обычно имеет форму стрелки или при перемещении по тексту – вертикального отрезка, но если пользователю надо дать понять, что следует подождать, программа изменяет свойство курсора, определяющее его форму, и на экране появляются песочные часы.

Кроме видимых объектов (окно, кнопка, поле с редактируемым текстом и др.) в программах используются также многие невидимые объекты. Например, сетка, в которой отображается умещающаяся на экране часть таблицы, – это видимый объект, обладающий такими свойствами, как размеры ячеек, наличие и вид линий сетки, название, размер, цвет шрифта и т.п.

Сама таблица с данными – это объект невидимый. К числу его свойств относятся такие, как число столбцов (число полей в записи – в строке таблицы) и тип каждого поля (текстовое, числовое и т.п.). Методы объекта «таблица» позволяют, например, перемещаться по ней – «встать» на первую, последнюю, предыдущую или следующую по отношению к текущей запись.

Работа с невидимыми объектами обычно скрыта от пользователя внутри программ – он имеет дело с видимыми объектами, которые позволяют ему управлять программами и отображают состояние невидимых объектов. Если обозначить любой видимый объект мышью и нажать ее правую кнопку, то появится контекстное меню, позволяющее воспользоваться методами объекта, в том числе для изменения его свойств. Во всех остальных случаях – для выделения, перемещения, копирования объектов, для выбора пунктов меню, нажатия кнопок и т.д. – используется левая кнопка мыши. Если у мыши три кнопки, то средняя, как правило, вообще не используется.

Наконец, третья из важнейших особенностей современных программных продуктов – это унифицированный интерфейс пользователя, интуитивно понятный каждому, кто уяснил назначение основных объектов управления и понял, как пользоваться типовыми диалогами, применяемыми в большинстве программ. Рассмотрим самые употребительные из визуальных объектов управления программами, а также типовые диалоги.

Источник: poisk-ru.ru

Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов

В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина.

Лабораторные, контрольные и самостоятельные работы по информатике. – Иркутск: Изд-во Иркутского госуд. техн. ун-та, 2008. — 100 с.

Приводятся лабораторные, контрольные и самостоятельные, в том числе курсовые работы, позволяющие освоить основные приемы работы с операционной системой Windows и с наиболее важными для современного специалиста приложениями Microsoft Office: с текстовым редактором Word, с табличным процессором Excel и с системой управления базами данных Access. Основы программирования, расширенные возможности Excel и создание Web-документов в этой работе не рассматриваются, т.к. этим темам посвящены отдельные пособия, изданные кафедрой информатики [1, 11, 12].

Ó В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина

Ó Иркутский государственный технический университет, 2008

Подписано в печать хх.хх.2008. Формат 60 х 84/8.

Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. ххх

Уч.-изд. л. х. Тираж 1000 экз. Зак. 1

ЛР № 020263 от 30.12.96

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83

1. Вводные сведения о современных программных средствах.. 4

1.1. Особенности современных программных средств. 4

1.2. Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов. 6

1.3. Типовые диалоги в интерфейсе программных продуктов. 12

2. Системное программное обеспечение. 14

Самостоятельные работы по ОС Windows, операционной оболочке FAR и архиватору WINRAR 14

2.1. Самостоятельная работа 1. ОС Windows. Рабочий стол, панель задач, их свойства и методы. Панель управления. Ярлыки программ и главное системное меню.

Создание ярлыка программы на рабочем столе и в главном системном меню. Запуск программ.. 18

2.2. Самостоятельная работа 2. ОС Windows. Работа с папками, файлами, корзина.. 19

2.3. Самостоятельная работа 3. ОС Windows. Проводник Windows. 22

2.4. Самостоятельная работа 4. Операционная оболочка FAR, архиватор WinRAR.. 26

3. Текстовый процессор Microsoft Word.. 33

3.1. Назначение. Основные понятия. 33

3.2. Модель фрагмента текста. Параметры форматирования. Стили.. 34

3.3. Типовая последовательность создания документа.. 36

3.4. Лабораторные работы по текстовому процессору Word.. 38

Читайте также:
Программа которая ворует файлы

3.5. Контрольные работы по текстовому процессору Word.. 46

3.6. Самостоятельные работы по текстовому процессору Word.. 57

4. Электронные таблицы Microsoft Excel.. 58

4.1. Назначение. Основные понятия. 58

4.2. Типовая последовательность работы с электронной таблицей.. 60

4.3. Лабораторные работы по Excel. 61

4.4. Самостоятельные работы по Excel. 70

5. Системы управления базами данных. СУБД Access. 77

5.1. Основные понятия. 77

5.2. Нормализация отношений (таблиц) и обеспечение целостности данных в реляционной базе данных 79

5.3. Лабораторная работа: создание и использование базы данных «Затраты». 82

5.4. Самостоятельные работы по созданию баз данных.. 89

Вводные сведения о современных программных средствах

Особенности современных программных средств

Все современные программные средства характеризуются тремя важнейшими особенностями: они событийно-ориентированные, объектно-ориентированные и обладают дружественным по отношению к пользователю унифицированным графическим интерфейсом [6].

Первая из названных особенностей означает, что как операционная система (ОС), так и программы-приложения после их активизации постоянно находятся в ожидании событий. Например, если пользователь наведет курсор мыши на изображенную на экране кнопку и щелкнет левой кнопкой мыши, т.е. «нажмет кнопку», то произойдет событие, смысл которого часто ясен из надписи на этой кнопке.

Каждая из современных программ, а также ОС состоит из событийных и общих процедур. Событийная процедура срабатывает, как только происходит соответствующее событие. Пользователь нажал кнопку Копировать, и выделенный им объект копируется в специальную системную память – в буфер обмена.

Пользователь нажал кнопку Вставить, и срабатывает процедура обратного копирования – из буфера обмена в указанное пользователем место документа или экрана. Чтобы указать это место, надо предварительно переместить в его начало курсор, щелкнув там мышью или действуя теми клавишами клавиатуры, на которых изображены стрелки.

В качестве реакции на нажатие клавиши мыши или клавиатуры обязательно срабатывает соответствующая событийная процедура, например, процедура перемещения курсора. При выполнении своей функции событийная процедура может использовать общие процедуры. Например, все процедуры перемещения курсора используют общую процедуру его рисования. Важно понять, что современные приложения существенно отличаются от программ двадцатилетней давности своей многофункциональностью: каждая функция выполняется, когда происходит инициирующее событие, например, как только пользователь нажмет кнопку пункта меню, кнопку на панели инструментов или другую командную кнопку.

Вторая особенность современных программных средств заключается в том, что любой графический элемент, изображаемый на экране – прямоугольное окно, кнопка, курсор и т.п. – рассматривается как объект, обладающий свойствами и методами. Например, свойствами объекта «курсор» являются его координаты, форма и др., а методами – событийные процедуры, с помощью которых курсор перемещается, реагируя на действия пользователя.

При работе с текстом, по-существу, используются два курсора: указатель мыши и текстовый курсор – чаще всего в форме мерцающего отрезка вертикальной линии. Указатель мыши обычно имеет форму стрелки или, при перемещении по тексту, – вертикального отрезка, но если пользователю надо дать понять, что следует подождать, программа изменяет свойство курсора, определяющее его форму, и на экране появляются песочные часы.

Кроме видимых объектов (окно, кнопка, поле с редактируемым текстом и др.), в программах используются также многие невидимые объекты. Например, сетка, в которой отображается умещающаяся на экране часть таблицы, – это видимый объект, обладающий такими свойствами, как размеры ячеек, наличие и вид линий сетки, название, размер, цвет шрифта и т.п.

Сама таблица с данными – это объект невидимый. К числу его свойств относятся такие, как число столбцов (число полей в записи – в строке таблицы) и тип каждого поля (текстовое, числовое и т.п.). Методы объекта «таблица» позволяют, например, перемещаться по ней – «встать» на первую, последнюю, предыдущую или следующую по отношению к текущей запись.

Работа с невидимыми объектами обычно скрыта от пользователя внутри программ – он имеет дело с видимыми объектами, которые позволяют ему управлять программами и отображают состояние невидимых объектов. Если обозначить любой видимый объект мышью и нажать ее правую кнопку, то появится контекстное меню, позволяющее воспользоваться методами объекта, в том числе для изменения его свойств. Во всех остальных случаях – для выделения, перемещения, копирования объектов, для выбора пунктов меню, нажатия кнопок и т.д. – используется левая кнопка мыши. Если у мыши три кнопки, то средняя, как правило, вообще не используется.

Наконец, третья из важнейших особенностей современных программных продуктов – это унифицированный интерфейс пользователя, интуитивно понятный каждому, кто уяснил назначение основных объектов управления и понял, как пользоваться типовыми диалогами, применяемыми в большинстве программ. Рассмотрим самые употребительные из визуальных объектов управления программами, а также типовые диалоги.

Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов

К числу основных элементов управления (Controls) в современном интерфейсе пользователя программ относятся следующие визуальные объекты (см. рис. 1.1): окна, меню и кнопки нескольких типов, надпись со статическим текстом, поле с редактируемым текстом, список, поле со списком, счетчик, переключатели, флажки, полосы прокрутки.

Рис. 1.1. Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов

Окно – важнейший элемент интерфейса современных программных средств. Операционные системы (ОС) корпорации Microsoft потому и называются Windows (окна), что работают с окнами – прямоугольными рабочими областями экрана. Когда мы включаем компьютер, то на экране появляется основное окно ОС Windows, называемое рабочим столом (см. рис. 1.2).

После вызова какого-нибудь приложения в пределах рабочего стола размещается его окно. На рис. 1.1 показано типичное окно современного приложения – окно Excel. В пределах изображенного окна размещаются: строка заголовка с кнопками системного меню, строка меню, панели инструментов, строка состояния и рабочее окно со своей строкой заголовка и полосами прокрутки.

Таким образом, окна могут вкладываться друг в друга: окна приложений размещаются на рабочем столе, а рабочие окна, в которых приложения отображают состояние документов и других невидимых объектов, размещаются в пределах окна приложения. Окно может быть «распахнуто», т.е. полностью занимать рабочий стол (если это окно приложения) или рабочую область окна приложения.

Но оно может и делить рабочую область с другими открытыми окнами. Состояние окна можно изменить с помощью средней кнопки системного меню, размещенного в правой части строки заголовка каждого окна. На рис. 1.1 окно приложения Excel распахнуто, а рабочее окно документа «Элементы управления программами» занимает только часть рабочей области приложения Excel.

В пределах этой области окно можно передвигать «взявшись» за строку заголовка, т.е. поместив указатель мыши в пределы этой строки и удерживая нажатой левую кнопку мыши. Можно изменять размеры окна, «взявшись» за его границу или угол и перемещая мышь.

С помощью правой кнопки системного меню окно можно закрыть; при этом программа обязательно выведет поверх рабочего окна небольшое диалоговое окно, содержащее кнопки с надписями, позволяющие пользователю не сохранять или же сохранить в файле документ, отображаемый в закрываемом окне. Во многих случаях пользователь желает временно освободить место на экране, не закрывая активное приложение или документ.

В таких случаях надо нажать левую кнопку системного меню – окно исчезнет из рабочей области, но на панели задач ОС (см. рис. 1.2) появится кнопка с надписью в виде заголовка свернутого окна. Если нажать на эту кнопку (навести на нее мышь и щелкнуть левой кнопкой), то окно вновь распахнется.

Читайте также:
Развлекательная программа как прекрасен этот мир

Следовательно, с помощью панели задач ОС и системных меню окон удобно переключаться с приложения на приложение или с одного документа на другой. Завершая рассмотрение роли окон, поясним также их типы. Кроме рабочего стола ОС, окон приложений и размещаемых внутри них окон документов, широко используются диалоговые окна и окна папок, отображающие состав каталогов файлов, называемых в ОС Windows папками.

Диалоговые окна называют еще модальными – программа не станет ничего делать, пока пользователь не сделает один или несколько выборов с помощью элементов управления, размещенных в окне, и не нажмет кнопку Ok (Готово, Принять и т.п.) или Cancel (Отменить, Отказаться). После этого диалоговое окно исчезнет, и программа продолжит работу.

Содержимое папок также просматривают в окнах (см. рис. 1.2). Пока достаточно представлять, что все приложения, документы и другие данные хранятся как бы в контейнерах – файлах, а файлы группируются в папки (каталоги) по принадлежности к одному проекту, одному владельцу или по какому-нибудь другому принципу.

Файл – это поименованный фрагмент данных, обычно хранимый в энергонезависимой памяти (например, на жестком диске), содержимое которой сохраняется и после выключения компьютера. Папки образуют иерархическое дерево. Самая общая папка (ствол дерева) называется «Мой компьютер» (Рис. 1.2).

Внутри этой папки находятся другие (ветви, отходящие от ствола), например, папка, отображающая состав жесткого диска С (обозначается С:). Внутри папки С: размещаются папки Windows (обозначается C:Windows), Program Files, Мои документы и др. В каждой из этих папок снова размещаются папки и файлы, так что файлы можно сравнить с листьями дерева. Если в окне, отображающем состав папки, навести мышь на значок (разновидность кнопки), обозначающий вложенную папку, и выполнить двойной щелчок левой кнопкой, то появится окно, отображающее состав вложенной папки, и т.д. К файлам и папкам мы еще вернемся, а здесь продолжим рассмотрение элементов управления.

Кнопка (Button, Command Button) — важнейший после окна элемент управления в интерфейсе пользователя. По форме кнопка может быть прямоугольником с надписью или значком с рисунком. Кнопки мы видим почти в каждом окне и обязательно – в диалоговом. Из кнопок состоят также меню и панели инструментов.

Поскольку надпись на кнопке может быть очень краткой, а рисунок – символическим и не сразу понятным, то во многих приложениях используются подсказки (примечания). Подсказка появляется в виде текста в рамке, если на кнопку навести указатель мыши.

Рис. 1.2. Важнейшие элементы интерфейса ОС Windows: рабочий стол с размещенными на нем ярлыками часто используемых программ и окнами открытых папок; панель задач с кнопкой Пуск и кнопками для активизации свернутых программ и папок

Меню (Menu) представляет собой совокупность кнопок. Меню приложения (см. рис. 1.1) называют еще главным меню. Оно состоит из пунктов, некоторые из которых (Файл, Правка, Вид, Формат, Сервис, Окно, ? – помощь-справка) присутствуют в меню большинства приложений.

При выборе пункта меню (щелчок мышью) раскрывается подменю, пунктам которого соответствуют событийные процедуры, реализующие функции приложения. Пункты меню Файл служат для запоминания (сохранения на диске) создаваемых документов, для их открытия, печати и т.д.

Пункты меню Правка позволяют отыскивать фрагмент текста, заменять его на другой, копировать в буфер обмена, вставлять из буфера в документ. Пункты меню Вид обычно определяют особенности представления документа на экране, масштаб изображения, элементы разметки страницы, требуемые панели инструментов.

Например, панель инструментов Рисование надо помещать на экран для рисования схем и других рисунков. В остальных случаях эта панель просто будет занимать место, сужая рабочее окно документа. Пункты меню Формат служат для выбора шрифта, отступов строк в абзацах, способов их выравнивания (например, по центру страницы, по ширине – по обоим краям) и т.п.

В меню Сервис, кроме разнообразных пунктов, регламентирующих «поведение» программы в различных ситуациях, обычно присутствует пункт Параметры. В соответствующем ему диалоговом окне есть возможность указать рабочий каталог, который программа будет предлагать пользователю для размещения его файлов.

Меню Окно служит для переключения с одного документа на другой, если пользователь одновременно открыл или создал несколько файлов и работает с несколькими документами. Наконец, меню Помощь (?) открывает доступ к документации, поясняющей функции программы и методы работы. Необходимо также отметить, что большая часть функций, предоставляемых пунктами меню Файл, Правка, Формат, для удобства дублируется панелями инструментов Стандартная и Форматирование. Эти панели присутствуют в окне приложения, если установлены соответствующие флажки в диалоговом окне, появляющемся после выбора пункта меню Вид/Панели инструментов. Кроме главного меню, во всех современных приложениях используются контекстные меню, «всплывающие», если на выделенном объекте щелкнуть правой кнопкой мыши – это уже пояснялось в подразделе 1.1.

Надпись со статическим текстом (Label) обычно используется для вывода заголовков. Часто надпись размещается рядом с элементом управления, который не имеет собственного заголовка (свойства Caption). К числу таких элементов, например, относятся объекты поле и счетчик.

Поле (Text Box) – элемент управления, предназначенный для ввода и редактирования данных. Вводимый текст может быть длиннее стороны прямоугольника, ограничивающего поле, т.е. может быть похож на бегущую строку.

Счетчик (Spin Button) – элемент управления, используемый для изменения числового значения, выводимого в поле. Чаще всего счетчик размещается рядом с полем. Например, поле может отображать количество копий документа, выводимых на печать, а счетчик служит для удобства изменения этого числа. Счетчик, по-существу, состоит из двух кнопок – для увеличения и уменьшения числа, хранимого в виде свойства счетчика “Значение” (Value).

Список (List Box) – применяется для хранения текстовых строк – элементов списка. В списке пользователь выбирает один или несколько элементов. Предположим, например, что список включает в себя названия информационных слоев карты местности: автомобильные дороги, железные дороги, малые населенные пункты, крупные населенные пункты, реки, озера и т.д. Программа предоставляет пользователю этот список в диалоговом окне, а пользователь выбирает те элементы, которые ему требуются на карте, которую построит программа. Чтобы выбрать сразу несколько элементов списка, надо, удерживая нажатой клавишу , поочередно щелкнуть мышкой по каждому элементу. Если выбираемые элементы размещены в списке последовательно, то можно щелкнуть только по первому и последнему элементу, но в этом случае надо удерживать клавишу .

Поле со списком (Combo Box) – позволяет выбрать элемент из списка или ввести данные вручную. Текущее значение отображается в поле, а список возможных значений раскрывается при нажатии кнопки со стрелкой.

Переключатели (Option Buttons) – используются для предоставления возможности выбора одного варианта из нескольких (многих). В одной группе переключателей можно выбрать только один. Для объединения переключателей в группу, а также для группировки других элементов управления часто используется еще один объект – рамка (Frame). Важнейшим из свойств рамки является заголовок (Caption).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1020 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru